16 мар. 2014 г.

<i><b> Преданья старины… </i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i>
Иван Бунин считался признанным знатоком женщин. Так, как он воспел любовь в своём цикле рассказов "Тёмные аллеи", не удавалось сделать ещё никому из русских писателей. Именно там, в аллеях маленького французского городка Грасс, ему по иронии судьбы было суждено встретить свою последнюю любовь. Встретить, чтобы вскоре потерять навсегда...

Окончание

Сестра Степуна -- Маргарита Августовна -- была неординарной личностью. Она родилась в 1895 году в семье главного директора известных на всю Россию писчебумажных фабрик.

Её отец был выходцем из Восточной Пруссии, а мать принадлежала к древнему шведско-финскому роду Аргеландеров. Марга, как звали её близкие друзья, получила блестящее образование и от природы обладала великолепным контральто. Она много гастролировала по миру, прославившись блестящим исполнением Шумана, Сен-Санса и Чайковского.

Высокая эффектная брюнетка неизменно притягивала жадные взгляды мужчин, но... у неё была страшная тайна: она отличалась нетрадиционной сексуальной ориентацией, что для начала прошлого века было ещё редкостью и "позором".

Из воспоминаний современницы Бунина писательницы Ирины Одоевцевой становится ясно, что Кузнецова сразу же пала жертвой "неприличных чар" Маргариты Степун:

"Галина влюбилась страшно -- бедная Галина. Выпьет рюмочку – слеза катится: "Разве мы, женщины, властны над своей судьбой?

Степун властная была, и Галина не могла устоять". Все в доме заметили их странную "дружбу", и только Бунин до последнего оставался в неведении.

Он плодотворно работал и первое время не придавал значения тому, что Галя всё чаще грустна и задумчива, избегает его на прогулках, а по ночам не отпирает свою дверь, ссылаясь на головную боль.

Вот как деликатно пытается описать происшедший всё же скандал Вера Николаевна в дневнике 11 июля 1934 года:

 "В доме у нас нехорошо. Галя, того гляди, улетит. Её обожание Марги какое-то странное. Если бы у Яна была выдержка, то он это время не стал бы даже с Галей разговаривать. А он не может скрыть обиды, удивления и потому выходят у них неприятные разговоры, во время которых они, как это бывает, говорят друг другу лишнее". Лишнее -- это мягко сказано. Прозревший Бунин рвал и метал. Он то умолял Кузнецову одуматься, то проклинал и ругался как сапожник. А главное -- он никак не мог понять "такую" измену: когда женщина уходит к другому мужчине -- это неприятно, но нормально. А вот когда она уходит к другой женщине -- этого Бунин не мог представить даже в страшном сне.

В октябре Кузнецова уехала вместе с Маргой в Германию.

"Галя, наконец, уехала, -- запишет Вера Николаевна. -- В доме стало пустыннее, но легче. Она томилась здешней жизнью, устала от однообразия, от того, что не писала. Ян очень утомлен. Вид скверный. Грустен. Главное, не знает, чего он хочет. Живёт возбуждением и очень от этого страдает".

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила -- и стал ей чужой.

Иван Бунин

Почти до 1938 года Бунин не мог оправиться от предательства
Кузнецовой. Он пребывал в жесточайшей депрессии.
"Что вышло из Галины?
-- то и дело спрашивал он жену. -- Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!"

Он стал много пить и даже покушался на самоубийство. Но постепенно их жизнь вошла в привычную колею. Вот только место Галины в сердце Бунина так больше никто и не занял. Когда к власти в Германии пришли нацисты, Галина Кузнецова написала семье Буниных отчаянное письмо с просьбой
приютить их с Маргой, иначе им может грозить смерть в застенках гестапо. Бунин поморщился, прочтя письмо, и сухо сказал Вере Николаевне: "Чёрт с ними, пусть приезжают!" На возврат былых чувств он уже не надеялся...

...Шёл по набережной, вдруг остановился. Да к чему же вся эта
непрерывная, двухлетняя мука? Всё равно ничему не поможешь! К чёрту,
распрямись, забудь и не думай! А как не думать? Всё боль, нежность.
Особенно, когда слушаешь радио, что-нибудь прекрасное...

Кузнецова прожила с Маргой до конца своих дней. В 1949 году они эмигрировали в США, где работали в руском отделе ООН. Бунину после расставания со своей последней возлюблённой было суждено прожить ещё долгих 19 лет и скончаться на руках у преданной Веры Николаевны. Из её дневника: «Ян третьего дня сказал, что не знает, как переживет, если я
умру раньше него. Господи, как странна человеческая душа!»

Действительно -- неисповедимы пути настоящей любви, но счастлив тот, кто хотя бы единожды её испытал.
</i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий