5 мая 2014 г.

*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
     Дарил ли Нико Пиросмани любимой миллион алых роз?
</i></b>
<i>
5 мая 1918 года, 90 лет назад, в одной из больниц для бедняков в Тбилиси умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днем раньше его соседи, осознав, что Нико не появляется на людях вот уже неделю, собрались вместе и выставили дверь в каморке, где он обитал. 56-летний «маляр», как называли его друзья, лежал в глубоком голодном обмороке. У него не было уж сил и глаза открыть.

 – Почему же ты не обратился к нам? Не позвал кого-то? – схватились за седые головы добрые люди. – Мы бы не дали тебе умирать таким жестоким способом! – О, это же наш Нико! – пояснил кто-то из самых близкий друзей. – Никогда и никому бы он не признался, что в его доме нет и крошки хлеба… Умирающего отвезли в больницу, надеясь на чудо. Но чудеса встречаются крайне редко.

На следующий день Пиросмани скончался. Перед самой кончиной он на несколько секунд пришел в себя, открыл глаза. Но на слова сил не хватило, и только скупая мужская слеза тихонько сползла на впалую небритую щеку…


Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно. Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения — 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани. В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.

Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.

Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.

Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил — потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.    

Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины. Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости — клеенки со столов. Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

●● 
●● 

У Нико Пиросмани не было своей семьи. Ни жены, ни детей. Зато была любовь к актрисе по имени Маргарита. Любовь всепоглощающая, болезненная и, к сожалению, безответная. Она не обратила внимания на его ухаживания, завоевать возлюбленную не помог даже ее портрет, который художник так и назвал — «Актриса Маргарита».

О его последней попытке покорить сердце неприступной красавицы в советские времена была написала известнейшая песня. Ее знают все, кто родился в СССР — «Миллион алых роз».

Это были вовсе не розы, конечно, и никто не знает точно, сколько было цветов на самом деле, но Нико прибыл к дому Маргариты ранним утром в день своего рождения в сопровождении повозок, доверху груженых самыми разными цветами. Он усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой.

Тощий и бледный, он ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, пораженная, поцеловала Нико в губы и ушла. Никакого хэппи-энда не случилось.

◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌

Счастье — это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. После того как сухой закон прикрыл почти все духаны Тбилиси, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Пиросмани было 56 лет. Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время — никогда. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Ночевал в подъездах, забираясь в темные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. К утру тело застывало, и он с трудом разгибался. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Его нашли в ледяном подвале, где он пролежал в беспамятстве три дня, и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание.

►►   http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/niko-pirosmani-i-ego-shedevry-za-edu-542855/

  Картинки и портреты
http://niko-pirosmani.ru/pirogallery.php

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий