15 мая 2014 г.

<i><b>
    Об Иване ЦВЕТАЕВЕ
</i> </b>
   <i>
«Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, и в то же время отходила одна московская старушка. И, слушая колокола, сказала: «Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя». Состояние было небольшое: всего только двадцать тысяч. С этих-то двадцати старушкиных тысяч и начался музей».

Марина Ивановна Цветаева


Существуют организации, ставшие знаковыми понятиями, культурными кодами, обретшими плоть, воплотившимися символами. В Москве это прежде всего МГУ имени М.В.Ломоносова и ГМИИ имени Пушкина. Их связывает, и общая миссия интеллектуального и духовного сохранения нации, и генетическое родство. По сути, изначально музей – плоть от плоти университета, так как его основателем и первым директором был заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности, искусствовед Иван Владимирович Цветаев. В этом году исполнилось 167 лет со дня его рождения.


От бедного студента до профессора

Иван Владимирович Цветаев появился на свет в 1847 году в семье сельского священника. После учебы в семинарии Иван Цветаев хотел стать врачом и поступил в Медико-хирургическую академию. Но через некоторое время он перевелся в Петербургский университет «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета». Классическая филология стала его землей обетованной.

Интересно, что декан факультета Срезневский хлопотал о своих подопечных и добился, чтобы студенты из необеспеченных семей, к числу которых принадлежал и Цветаев, могли учиться бесплатно и даже получать периодически стипендии. В 23 года Иван Цветаев окончил университет с золотой медалью. А еще через 7 лет он защитил докторскую диссертацию. Затем после работы за границей, преподавания в Варшавском и Киевском университетах, Цветаев стал профессором Московского университета. В МГУ же он был хранителем Кабинета изящных искусств и древностей.

Cherchez la femme


Специалист по италийской эпиграфике, преподаватель латинского языка, в самом расцвете сил, не женат – так выглядит эскиз к портрету Цветаева 1870-х годов. Известно, что одиночество донимало ученого еще до его переезда в Москву. Сохранилось письмо одного из его друзей: «Ну что, как Ваши матримониальные поползновения?.. если ┘Одесса, то сомневаюсь в благоприятном исходе┘ В качестве классика Вы, конечно, там найдете обилие гречанок, но увы! Не древнеклассических, а новейшей формации, которые не могу сказать, чтобы пользовались особенно хорошей репутацией по головной части!»

Свою возлюбленную Цветаев встретил в Москве. Варвара Дмитриевна Иловайская, очень привлекательная женщина, была дочерью известного историка Иловайского. Профессиональная певица, обучавшаяся в России и Италии, где проводила немало времени, она вышла замуж за Цветаева в 1880 году, в возрасте 21 года. Ивану Владимировичу на тот момент было 33 года. Супруги поселились неподалеку от Патриарших, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме, отданном в приданое дочери Иловайским. Десять лет прошли счастливо. Варвара Дмитриевна подарила своему мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея, после рождения которого в 1890 году она умерла.

Мать Марины

Цветаеву 44 года, на руках – восьмилетняя девочка и годовалый малыш. Иван Владимирович женился вторично в 1891 году. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн. Она сама потеряла мать во младенчестве. Ее отцом же был человек во многих отношениях примечательный – Александр Данилович Мейн. Он проделал путь от воспитанника кадетского корпуса – управляющего канцелярией московского генерал-губернатора – до директора частного банка. Параллельно Мейн сотрудничал с различными изданиями, перевел на французский «Историю Петра I» и состоял в комитете по устройству Политехнического музея, а затем и комитета Музея изящных искусств. Любопытно, что вместе с молодой супругой Цветаев ежедневно посещал тестя, с которыми делился мыслями о необходимости музея, обдумывал его устройство.

Мария Мейн, как и первая супруга Цветаева, была артистической личностью, музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько языков. В одном из писем Марина Цветаева так вспоминала мать: «Весь дух воспитания – германский. Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». И с первого же года их брака Мария Александровна разделила с Цветаевым мечту о музее и всячески помогала мужу. Мария Мейн тоже умерла довольно рано, оставив дочерей – четырнадцатилетнюю Марину и двенадцатилетнюю Анастасию.

Реализация идеи


Перейдя на кафедру истории и теории искусства, Цветаев столкнулся с недостатком иллюстративного материала. Имелся Кабинет изящных искусств и древностей, но пополнялся он случайно и располагался в помещении непригодном. Так и родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию. Причем Цветаев изучил многие европейские музеи. Иван Владимирович настаивал на точности воссоздания особенностей архитектуры той или иной эпохи. 

Он писал архитектору Клейну: «Раз мы залы отделываем в историческом характере, то будем держаться стиля, соблюдая хронологию. Будьте добры исключить из рисунка потолка залы Парфенона маски совсем, как не могущие принадлежать второй половине V века до н.э... эти рожицы принадлежат декадансу греческого искусства┘ Лучше какой-нибудь архитектурный орнамент┘ Только не эти маски, на которые я в зале Парфенона согласиться никак не могу».

Помимо борьбы за материальное выживание проекта, поиск средств Цветаеву пришлось пережить и пожар музея, случившийся в 1904 году. К этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Пожар уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Но музею суждено было быть. После открытия в 1912 году посетители «валили тысячами», путеводители улетучивались. 

Так, за два месяца было продано 12 000 экземпляров! В этом же году у Цветаева появились внуки – Андрей и Ариадна. Через год 30 августа Иван Владимирович скончался. Он похоронен на Ваганьковском кладбище. Интересно, что в 1949 году на 200-летний юбилей раскопок в Помпеях из Италии в Академию наук была прислана медаль, награждающая Цветаева титулом почетного доктора Болонского университета, на 800-летие которого в далеком 1888 году Иван Владимирович ездил в Италию.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
       Читать полностью  http://www.ng.ru/saturday/2007-05-18/15_ivan.html
Портреты и картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=agR1U_TKG8rO4QSq14G4Aw&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517
</i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий