11 авг. 2014 г.

<i><b>Московские достопримечательности </i></b>

♖☗  ۩ ۩
   ☗♜♖♜
⌂⌂ ⌂⌂

<i>
Это чуть-чуть о Москве, это чуть-чуть о быте, это чуть-чуть о жизни… Зарисовка

Лазарь ФРЕЙДГЕЙМ

На месте выросшего по соседству с эркерным домом нового строения когда-то существовало домовладение 5, состоявшего из усадебного дома и флигеля. Упоминание об этом попалось мне в воспоминаниях известного музыковеда В. Зака, жившего рядом. В сложном ассоциативном ряде с осуждением «сумбура вместо музыки» он излагает детскую революционную позицию игр дошкольников и младших школьников середины 1930-х годов.

«В нашей «кувшиновке» (некогда прекрасной усадьбе богатея Кувшинова) воцарился культ разрушения. Оставшиеся со старых времен яблони (последние!) мы, оборванцы30-х годов, обламывали со всех сторон на «сабли и ружья». Желуди с чудом уцелевшего единственного дуба, беспощадно срывали на патроны. Забор, охранявший былую безмятежность тихого сада, расколошматили».

Возникло какое-то странное несоответствие. Почти каждый дом на старой Гончарной улице, зарождающейся на гребне Швивой горки, многократно привязан к каким-то известным или не очень именитым людям. Это Строгановы, Баташевы, Беляевы, Рюмины, Хлебниковы… Имение же на том же участке с номером 5 исчезло из всех маршрутов историков и туристов.

Первоначально отмечу, что уже одно удивительное случайное совпадение не позволяет обойти молчанием эту фамилию на Швивой горке. Фамилия владельца усадьбы как нельзя лучше соответствует топонимике этой части Москвы: что ни название, то ремесло или профессия. Кувшинов — от профессии гончара, который изготавливает кувшины. На Гончарной улице, в районе Таганки…

В адресной книге Москвы 1917 г. значится «Кувшиновъ  Алей Ив. куп. Швивая горка, соб. Т. 111-19, Транспорт». Домашний телефон в то время был редкостью. Его наличие может быть косвенным свидетельством успешной деятельности купца, занимающегося, по-видимому, транспортом. Имена последующих владельцев имения возникают только в связи с событиями церковной жизни в 1926 году. Это сын Иван Алексеевич и внук Иван Иванович Кувшиновы.

В конце первого десятилетия советской власти обострился конфликт православной церкви с советской властью. В 1926г. по инициативе епископа Павлина (Крошечкина) и благословению митрополита Сергия (Страгородского) велась подготовка к тайным выборам патриарха. В числе четырех вестников, собиравших голоса осужденных советской властью «Преосвященных архиереев на тайных выборах были двое мирян — Иван Алексеевич Кувшинов и его сын Иван Иванович Кувшинов, бывшие купцы, проживавшие на Швивой горке в Москве».

 В 1927 году И.И. Кувшинов, через которого были переданы запечатанные конверты с результатами голосования иерархов, был арестован ОГПУ в первый раз по делу организации "Истинное Православие". После второго ареста в 1931 году он был расстрелян (реабилитирован в 1989 году). Иван Кувшинов стал последним хозяином дома на Гончарной.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Продолжение следует….
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>                                                    

Комментариев нет:

Отправить комментарий