16 дек. 2014 г.

<b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ   </b>
<u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
   - Софочка, ты меня сейчас просто убила. Ты болтала с подружкой всего 20 минут...
- Да подожди ты, я номер неправильно набрала!
               

-Гражданин! Почему Вы справляете малую нужду посреди улицы? В десяти метрах
отсюда общественный туалет.
-А шо у меня шланг?
             

"Эх, залётные", весело поприветствовал очередь в свой кабинет
акушер-гинеколог Исаак Давидович.


- Мужчина, я Вам, нравлюсь?
- О! Да!
- Ну, таки, дерзайте!.. Я вместо Вас за мной бегать не буду!!!
</i
◖◗

<b> Валентин Крапива.

Легенды Одессы: Домашние обеды — их ели наши деды</b>

Одесситам всегда был присущ глубоко философский взгляд на жизнь. Они считали, что каждый человек рождён для счастья, как птица для бульона. И это было принципиально, потому что поесть в Одессе любили и умели. Считалось, что настоящий одессит должен выглядеть так, чтобы рядом с ним основоположник пышных «лукулловых пиров» Луций Лициний Лукулл смотрелся, как отощавший Поль Брег, сдуру поверивший в своё «чудо голодания». Не в укор, а в назидание всем хочется поведать, откуда черпали силы, чтобы нагуливать аппетит, и вдохновение его поддерживать одесситы.

<u> ЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА</u>
<i>
Но не будем отвлекаться. Видимо, настало время рассказать здесь о главной одесской гордости и радости, о так называемых «домашних обедах». Так вот, любая одесская семья могла объявить, что готова у себя дома кормить всех желающих простой (но полезной пищей) за умеренную (но достойную плату). Основным электоральным ресурсом, как сказали бы сегодня, а попросту поедателями тех обедов, как говорили тогда, были холостяки, которым осточертело питаться всухомятку. Кто-то пожмёт плечами: суеты на рубль, а прибыли на копейку. Эх, плохо вы знаете одесский фольклор, например, анекдот про одессита, который покупал на Привозе яйца, варил их и по той же цене продавал на том же Привозе. Никто не понимал, зачем ему нужен этот гембель, пока однажды тот не открылся: «Как зачем?! А навар!».

С едой, приготовленной для «обедопотребителей», было так же. Всё, что оставалось от обеда, съедала уже семья «кормильцев». Запомните, одесситы даже из анекдотов всегда извлекают пользу, так что ещё вопрос, кто был кормильцем.

Не будем далеко ходить за примерами. Бывалый кроссвордист, матёрый ребусист и стреляный шарадист Синицикий, дедушка Зоси Синицкой из «Золотого телёнка», решил главную головоломку советской эпохи, а именно: добывать пищу насущную можно домашними обедами. Правда, их меню поедатели тех обедов Корейко, Берлага и другие «геркулесовцы» разгадывали с таким же трудом, как и ребусы старика Синицкого — что это холодец или творожная запеканка?

Кто-то может подумать, что всё это выдумка Ильфа и Петрова, но такое понятие как «домашние обеды» мелькает на страницах и других одесских авторов. Откройте «Хуторок в степи» Валентина Катаева. После того как отцу Пети Бачея пришлось покинуть службу за то, что он заступился за Льва Толстого, которого несправедливо отлучили от церкви, как семья Бачей осталась с полным собранием сочинений Л. Толстого, которое даже после того, как были включены все ресурсы интеллигентской фантазии, не заменило обеденное меню.

И тогда за приток калорий в семье Бачей взялась Петина тётя, постановив «давать вкусные, питательные домашние обеды для интеллигентных тружеников». По расчётам тёти это должно было избавить семью от расходов на собственное питание, ибо вряд ли «интеллигентный труженик», желающий получить домашний обед из тётиных рук, станет с помощью измерительных инструментов замерять, сколько в его тарелке борща. Кстати, для такой деликатной процедуры были закуплены специальные тарелки, умевшие хранить тайну главного фокуса домашних обедов: как одним борщом накормить пять тысяч страждущих.

Конечно, меню играло немалую роль, но был ещё один притягательный момент в тех обедах, и об этом придётся сказать честно. Нет, не кроссворды старика Синицкого привлекали в его дом холостяка-бухгалтера Корейко, а внучка Зося, у которой и по горизонтали, и по вертикали всё было в полном ажуре.

Вы, видимо, надеетесь, что всё здесь изложенное изобретение литераторов? Как вы ошибаетесь! Стоило ли рождаться в Одессе, чтобы что-то изобретать, если Одесса всё уже изобрела?! Достаточно было пройтись по улице Пушкинской, чтобы натолкнуться на рекламную вывеску: «Домашние обеды мадам Гельденшлугер». Там существенным было не «что», а «кто» предлагал те обеды, ибо тут же присутствовал писанный каким-то одесским Рембрандтом портрет мадам. Жаль, художник не сумел подняться до высот Рембрандта, изобразившего атмосферу своего дома со своей мадам на коленях. А ведь одесская реклама тому давала не меньший шанс, ибо чуть пониже и чуть помельче намекала, что «всего за рубль посетитель от мадам Гельденшлугер сможет получить и обед, и уют, и всяческие домашние радости по желанию». Что вкладывалось в те обещания пофантазируйте сами, но подсказку дадим, вернее, намекнём: за теми «домашними радостями» в дом мадам заглядывал даже сам господин городской полицмейстер (видимо, в его доме ассортимент таких радостей его женой уже предлагался в урезанном виде).

Чтобы закончить историю, рассказанную Катаевым, скажем: вышеупомянутая тётя со своими домашними обедами пролетела — может, её меню не вдохновило холостяков, а, может, возраст (в Одессе всегда в цене был свежий продукт).
</i
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий