<i> <b> ВИТАЛИЙ ПОРТНИКОВ
Дуче из Кремля
</b>
Когда мы сравниваем Путина с Гитлером, мы, конечно, понимаем, что всякое сравнение хромает
Просто нацистский фюрер - самый отвратительный из известных нам символов зла. Сходство между Путиным и Гитлером в публичных выступлениях, засилье специальных служб, милитаризация общества, агрессивность - все это позволяет проводить простые и понятные читателю параллели.
Но Путин, конечно, никакой не нацист. Путин - фашист. И в своих действиях он на самом деле напоминает не столько Гитлера, сколько Муссолини. Только Путин - Муссолини с атомной бомбой. А так все сходится - и гораздо очевиднее, чем с Гитлером.
То, что отпетый "совок" с партбилетом в кармане и верой в КГБ стал носителем самой махровой шовинистической идеологии - это как раз очень по-муссолиниевски, ведь будущий дуче начинал свою карьеру в качестве социалистического активиста. То, что Путин одержим не просто идеей региональной гегемонии, а идеей восстановления былого имперского величия это тоже очень по-муссолиниевски. Дуче вполне всерьез воспринимал себя в качестве наследника древнего Рима. И какой-нибудь "Родоснаш" вполне заменял его подданным "Крымнаш". Да, Муссолини его не захватывал - это произошло до него. Но ради доказательства итальянской принадлежности греческого острова он построил - именно построил - на Родосе средневековый Дворец великих магистров, до сих пор остающийся архитектурной доминантой островной столицы. А вы говорите - Херсонес!
Со скрепами у Бенито тоже было все замечательно. Он старался выставить себя в качестве лучшего друга католической церкви, именно в период его нахождения в должности Ватикан получил статус независимого от Италии государства. Кстати, эта подчеркнутая ханжеская религиозность привела к тому, что первыми жертвами режима - помимо политических противников - стали представители сексуальных меньшинств. Этторе Скола в 1977 году снял фильм "Необычный день", в котором великий Мастроянни сыграл гонимого режимом гея, искренне не понимающего, почему он не может стать частью фашистского общества, а Софи Лорен - роль домохозяйки, примерной жены и матери, оплота режима. Эти двое могут пообщаться только тогда, когда весь остальной Рим уходит на парад, устраиваемый Муссолини в честь Гитлера. О, эти парады! В них была вся опереточность эпохи фашизма. Нацист Гитлер был страшен, фашист Муссолини, при всех своих преступлениях, смешон и карикатурен. Так же, как смешон и карикатурен Путин вместе со всем своим окружением - "айфончик" Медведев, никогда не служивший в армии Шойгу в генеральском мундире, увлекающийся спиритизмом Патрушев, застревающий в люках Рогозин - каждый из представителей нынешнего российского руководства не человек, а герой мультфильма, живая иллюстрация любимой фразы Димы Киселева, обычно интересовавшегося у таких вот людей: "Вы точно в мульфильмах не снимались?". Кстати, вот еще один карикатурный персонаж...
С другой стороны, эта приверженность "скрепам" и "духовности" демонстрирует, почему, например, гомофоб и антисемит Путин может бороться с геями, но старательно камуфлирует свой антисемитизм. Муссолини ведь тоже так начинал: состоятельным представителям еврейской общины он буквально всучивал членские билеты фашистской партии и они становились искренними поклонниками диктатора - пока союз с Гитлером не позволил дуче отбросить условности. Путин ведь тоже готов ко всему. С одной стороны, он помогает Кобзону, с другой - его пропаганда как бы невзначай напоминает о еврейских корнях Бориса Немцова в день расправы над оппозиционным политиком.
Кстати, свой Немцов у Муссолини тоже был - депутат-социалист Джакомо Маттеотти, похищенный и убитый фашистами. Муссолини так никогда и не признал своего участия в расправе, хотя - он все же был политиком, а не чиновником, как Путин - взял на себя политическую ответственность. Но подлинной картины преступления мы не знаем до сего дня - и это несмотря на то, что убийство оппозиционера привело к последним серьезным протестам против режима.
Таких аналогий можно найти немало, но есть одна, которая особо любопытно сегодня - Эфиопия. Муссолини завоевал африканскую страну и провозгласил итальянского короля ее императором, но это стало началом его конца. Да, рейтинг дуче в Италии зашкаливал. Но Муссолини вычеркнул себя из числа лидеров цивилизованного мира. Против Италии были введены экономические санкции. Они воспринимались изначально как не очень серьезные, но сказались на устойчивости власти и благосостоянии итальянцев. Слабость армии Муссолини стала очевидна, но и запредельность его наглости была ясна каждому, кто хотел бы иметь с ним дело. Именно в этот период Муссолини совершает свой "поворот на восток" и оказывается в объятиях Гитлера, которого он еще до войны в Эфиопии обещал сокрушить, если тот проявит агрессивность. Именно с этого момента становится возможным аншлюс Австрии, независимость которой обеспечивала поддержка Италии. Ну и все, что было потом - вплоть до политического краха и бесславной гибели самого Муссолини. И не нужно утверждать, что он был обречен. Не был. Авторитарные правители Европы, которые удержались от союза с фюрером, правили еще три - три! - десятилетия после второй мировой войны.
Но самым большим ударом для памяти Муссолини стало даже не то, что с момента его "поворота" и окончательного разрыва с западными демократиями нацизм и фашизм стал единым целым. Самым большим ударом стало то, что улица Маттеотти сегодня есть практически в каждом итальянском городе.
А улицы Муссолини нет нигде.
</i>
http://ru.espreso.tv/article/2015/09/22/duche_yz_kremlya
//////////////////////////////
<i> <b> Игорь Яковенко</b>
ЗАПОВЕДЬ. ИСПОВЕДЬ. ОТПОВЕДЬ. ПРОПОВЕДЬ.
- See more at: http://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/09/blog-post_23.html#sthash.Or5Zbiie.xUTku7Fi.dpuf
</i>
//////////////////////////////
<i> <b> Игорь Яковенко</b>
ЗАПОВЕДЬ. ИСПОВЕДЬ. ОТПОВЕДЬ. ПРОПОВЕДЬ.
Про Яшина и Кашина, а также Каспарова и снова про Кострому и Марьино
Четыре слова в заголовке статьи – это четыре варианта монологического текста, которые, на мой взгляд, есть ступени, по которым лучше ступать последовательно, притормаживая на каждой. Попытка прыгать через ступеньки чревата неудачей. Давать отповедь, не усвоив заповедей, то есть норм… А что дает уверенность в правоте? Читать другим проповеди, не рассказав, что ты, собственно хочешь, куда ведешь? А это уже жанр исповеди, который желательно, чтобы предшествовал проповеди.
Фейсбучной или жежешной статистики постов по этим четырем типам, конечно, нет, но моя гипотеза, что отповедь лидирует с большим отрывом. Гневно откликнуться на то, что «в Интернете опять кто-то не прав», осудить и заклеймить, это, во-первых, довольно просто, а, во-вторых, очень возвышает.
Второй по частоте жанр, скорее всего - проповедь. Исповедь и заповедь плетутся в хвосте, как последние лузеры… Несправедливо. С них бы начать…
Доминирование отповедей и проповедей над заповедями и исповедями ведет к разрушению пространства коммуникации. Я снова возвращаюсь к Марьино и Костроме, о проблеме которых уже писал. Вот примеры качества полемики.
Олег Кашин, в недавнем прошлом один из членов Координационного совета оппозиции, в своей колонке в DW пишет: «Политические заключенные - по большому счету, это единственный реальный продукт политической борьбы в России». Колонка посвящена выборам в Костроме. «Итог выборов в Костроме – один арест».
Понятно, что Кашин публицист, пишет не научную монографию, поэтому имеет право на гиперболу, но не до такой же степени. «Итог выборов в Костроме – один арест», - пишет Кашин. Ладно. Тогда признаем, что единственный итог жизни любого из нас это кучка пепла в керамической банке из крематория. Смерть – это по большому счету, единственный итог жизни, ее главный продукт и последствие. Неплохой тезис для формирования активной жизненной позиции, не так ли?
Есть такой дефект восприятия, называется «туннельное зрение», когда человек видит только то, что попадает только в центральную часть сетчатки и вместо полной картины видит только один предмет. Результат – потеря ориентации. Полагаю, сам Кашин и его многочисленные поклонники вряд ли согласились бы с утверждением, что единственным реальным итогом его журналистской деятельности до 6 ноября 2010 года стали те травмы, которые он получил в результате бандитского нападения.
Что же касается выборов в Костроме, то, несмотря на то, что лидеры оппозиции умудрились там совершить все мыслимые ошибки, сам факт, что премьер и лидер партии власти (уж какой ни есть, а премьер же и лидер) заявил, что политический центр страны переместился в Кострому, свидетельствует о том, что любое проявление оппозиции, даже такое слабое и бессильное, пугает власть, заставляет ее дергаться, что неизбежно заставляет ее совершать все новые ошибки.
Возьмем другую сторону. Илья Яшин пишет: «Умиляют эмигранты, критикующие оппозицию в РФ. На выборы не надо, митинги не нужны. Кремль штурмуйте! А мы поддержим лайками и перепостами». В тексте нет фамилии Каспарова, но 99% из тысяч прочитавших этот пост в Фейсбуке поняли, что речь идет именно о нем, поскольку именно Каспаров только что опубликовал текст, жестко критикующий действия лидеров оппозиции в Марьино и Костроме.
Текст Яшина - это пример того, как отповедь идет вразрез с заповедями, а именно нормами логики. В коротком тексте минимум четыре логические ошибки, а точнее софистические уловки. Во-первых, Яшин переходит на личности, бьет не по тезису, а по фейсу. Этот недопустимый в приличном обществе прием под названием argumentum ad hominem, широко используют в своих передачах Соловьев и Караулов, а также трамвайные хамы и юные уличные гопники, в качестве решающего аргумента обычно указывающие оппоненту на его очки или шляпу. Тут бы Яшину, кстати, извиниться перед Каспаровым, который уехал в тот момент, когда ему стало известно о неминуемом тюремном сроке, грозящем ему в России. Впрочем, это уже не логика, а этика.
Во-вторых, приписав Каспарову призыв штурмовать Кремль, Яшин применил сразу три приема софистики, запрещенные в нормальной дискуссии. А именно, приписал Каспарову то, что тот никогда не утверждал, подменил позицию оппонента абсурдом (прием под названием «соломенное чучело»), и, наконец, использовал прием «ложная дилемма», сужая выбор до двух альтернатив, либо выборы в Костроме и митинг в Марьино, либо немедленный штурм Кремля.
Арсенал уличной драки не принято применять в спортивном состязании, даже в боях без правил не бьют в пах и не выдавливают глаза. Популистские приемы, позволяя набирать очки и формировать вокруг себя фан-клуб преданных сторонников, одновременно оставляют лидеров протеста в политическом одиночестве и гарантируют все новые неудачи.
В стране, действительно, все очень плохо. Ё@@утый вождь способен подкладывать под свой трон все новые тысячи трупов, которые при определенном стечении обстоятельств могут превратиться в миллионы. И речь идет уже не о правах и свободах граждан в нашей стране. Ё@@утого надо остановить. Так получилось, что это можно сделать только соединенными усилиями Запада и оппозиции внутри страны. Всей оппозиции, включая ПАРНАС, Яблоко, сторонников выборов и их непримиримых критиков. Нужна, во-первых, ровная площадка для цивилизованной дискуссии тех, кто считает, что Путин должен уйти. А результатом этой дискуссии должны стать выработка плана СОВМЕСТНЫХ (!) действий (ни в коем случае не объединений, хватит уже «Комитетов-2008»).
«Ровная площадка» означает, что сначала должны быть «заповеди», то есть точное определение целей и правил дискуссии, затем «исповеди», то есть честное изложение своих целей и желаемого места на предполагаемой «дорожной карте», затем «отповеди», то есть сама дискуссия, которая должна завершиться совместной «проповедью», внятным обращением к гражданам страны и мира с призывом все здравомыслящее, что есть в этом мире и в этой стране, объединить для того, чтобы угроза, исходящая сегодня из Кремля, не привела к необратимым последствиям.
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий