* _██_*。*. . ./
\ .˛* .˛.*.★* *★ 。*
˛. (´• ̮•)*˛°*/.♫.♫\*˛.* ˛_Π_____. * ˛*
.°( . • . ) ˛°./• '♫ ' •\.˛*./______/~\*. ˛*.。˛* ˛. *。
*(...'•'.. ) *˛╬╬╬╬╬˛°.|田田 |門|╬╬╬╬ .
¯˜"*°••°*"˜¯`´¯˜"*°••°*"˜¯`
´¯˜"*°´¯˜"*°••°*"˜¯`´¯˜"*°
<b> КАК ОТМЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД В РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ</b>
<i>
А у наших предков было также или процесс празднования Нового года
отличался более «системным» подходом? А еще интересно – какую роль на этом
торжестве играли дети, был ли у них Дед Мороз и елочка с подарками?
<b>
«Колядую, колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей
давай-ка!»
</b>
Для древних славян главными вехами в году было обновление природы,
связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например,
приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря
встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который
приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли
большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого
события – каравай – тоже символизировал небесное светило.
В ночь 24 на 25 декабря наступали Святки и начинались колядки, которые
длились 12 дней. Особую роль в этом празднично-магическом действии исполняли
дети и подростки. Ребятня наряжалась домашними животными: овцами, козами,
коровами и т.д., ходила по улицам, пускаясь в пляс и распевая особые песни –
«колядки». В это время дети могли зайти в любой двор, постучаться в любую избу
и потребовать угощенья. Им никто не отказывал – еще бы, ведь они изображали
Молодой год, да и песни пели не простые, а «волшебные». Колядки были формой
магического заклинания для всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал персонаж, изображающий Деда –
сильного духа, который способен заморозить злых людей и наградить хороших.
Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако древнеславянский Дед сам с
охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей. Равно как и другие зимние
духи, которые почему-то считались добрыми: например, Морок, Трескун и Морозко.
Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом, приносили метель и насылали
морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки выставляли угощение: кисель, кутью,
блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от
мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными
цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный
стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять
планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более
поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым
вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из
версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века
вводили «пролетарский» Новый год.
Но это – лишь краткое изложение фактов. В разные века и в разных
местностях славяне могли встречать Новый год и в марте, как в древнем Риме, и в
сентябре, как в Византии. Относительный порядок был наведен в непростом
праздничном вопросе лишь с принятием христианства на Руси.
<b>
«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки,
по дворам ходили в Святки»
</b>
Вплоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по
юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1
сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому
поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать
именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый
веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь
испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему
велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень
торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным оптимизатором, коснулось это
и календаря вообще, и Нового года в частности. В конце 1699 года он отменил
летоисчисление от сотворения мира, заменив его на летоисчисление от рождества
Христова — как во всем цивилизованном мире. Заодно и новогодний праздник
распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год от сотворения мира –
стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское новолетие – стал Новый
год 1 января. Также император очень хотел, чтобы подданные отмечали наступление
нового года по европейским традициям – с елками и подарками под ней, но это
новшество прижилось поначалу лишь в высших слоях общества.
Настоящего размаха новогодние торжества достигли во второй половине
XIX века, причем языческие славянские традиции мирно уживались с современными
европейскими: так, для детей из состоятельных семей на Святки устраивались
балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же самое время могли бойко
колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим диссонансом. Кстати, для
детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми радостными по части
новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение находилось для всех.
<b>
«Кто в чудесный праздник верит — открывайте шире двери!»
</b>
В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах
магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа,
рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику.
Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или
иной витрине.
В домах ставили елку и наряжали ее. Люди попроще обходились деревцем
из леса, а состоятельные граждане покупали елки, которые начали выпускать…
кондитерские заведения. Они были щедро украшены сладостями и свечами. Но и те
дети, у которых елки не было, могли полюбоваться на зеленую красавицу: в
городах повсеместно стали устанавливать публичные ели. Первая из них появилась
в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки.
Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они.
«Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и
маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили
главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и
арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из
самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом,
иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции
зовут Полишинелем, в Англии — Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр
Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.
В праздничные гулянья дети угощались разными сладостями, которые
продавались в лавочках, покупали «пищалки», «дуделки» и другие игрушки, и,
конечно же, посещали аттракционы. Самыми востребованными были качели, большие
карусели и ледяные горки. Во всем мире их называют русскими – и не зря: первые
горки появились в XVII веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным
сегментом зимних развлечений был каток, который устраивали практически в каждом
населенном пункте. На коньках катались и гимназистки, и крестьянские девушки, и
студенты элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще
популярная командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по
шестам» (похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было
приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и
изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный
поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно
баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в
откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень
сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со
спектаклями, угощением, подарками.
А когда все-таки появился Дед Мороз в его современном виде? Только на
новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень напоминал Пэр Ноэля.
Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века – тогда была издана
одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба этих персонажа
были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду лишь в 1937
году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве.
Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового года.
http://malyutka.net/2016/12/kak-otmechali-novyy-god-v-rossii...
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий