8 июл. 2017 г.

<i><b>
Чисто конкретно московское…
</i></b>

╱◥███◣
╱◥◣◥████▓∩▓
║∩∩∩║∩∩∩║∩∩∩║<b> Похороны Пастернака            </b>
<i>
Спустя 57 лет Национальный российский аудиофонд "Старое радио" отреставрировал любительскую кинопленку с похорон Бориса Леонидовича Пастернака в Переделкино. Звука там нет, но кадры уникальные. Мы как раз сейчас читаем мемуары Л.К. Чуковской о Пастернаке, там тоже есть описание.
"Горе, усталость, жара; изобилие шпиков; милиционер-регу­лировщик, заставляющий всех выходить из машин на шоссе и за­гоняющий машины на нашу улицу; Воронков, с утра лично обо­зревающий вверенный его попечениям поселок; иностранцы, ло­пающиеся от любопытства, карабкающиеся со своими аппаратами на заборы и деревья, — и сквозь все это какое-то странное чувство торжества, победы.
Чьей-то победы. Не знаю, чьей. Быть может, его стихов? Рус­ской поэзии?
Нашей с ним неразрывной связанности?
Никто над его могилой не произнес слова, которое жаждали услышать сосны, люди, поля. Но студенты до темного вечера чи­тали его стихи. Наверное — это и было самое лучшее слово.
Толпа была пронизана гавриками.
Но гроб от стола до ямы пронесли на руках — по шоссе и на гору, к трем соснам. Вдоль заборов во весь путь молча, мужчины без шапок, женщины в платках, стояли люди. Встречные машины вынуждены были пятиться, отступать перед гробом, утыкаться в кюветы и не смели торопить нас гудками.
Толпа двигалась молча, торжественно, сознавая свою правоту.


////////////////////////////////////////
<i>
Одни из пастернаковских ворот пошли через поле прямо на кладбище, другие — кругом, по шоссе, вслед за гробом.
Я пошла за гробом, хотя идти сегодня мне было совсем не по силам. Мучительнее всего, впрочем, было даже не идти, а перед этим стоять — час или более стоять накануне выноса на солнце­пеке, уже простившись, но. еще ожидая, когда вынесут гроб.
Я уже прошла через столовую, где он лежал сегодня высоко, пышно, среди лент, венков, цветов, уже откровенно торжествую­щий и победительный. В честь его торжества тихо и непрестанно играла музыка: сменялись Юдина и Рихтер14*. На стуле в столовой плакала Нина Табидзе. Стояли: Леня и Стасик. Стояла у гроба Зи­наида Николаевна — я поклонилась ей, но она отвела глаза...
«... Сменялись Юдина и Рихтер — так нельзя. Юдина непре­рывно играла с утра, а Рихтер приехал незадолго до выноса и сы­грал, если не ошибаюсь, две вещи Баха. Он заранее выбрал, за­думал, что будет играть. Рихтер очень любил Пастернака, и скажу мимоходом, что факт его участия в похоронах был очень заме­чен и не одобрен властями, и даже пытались на него воздейство­вать.
М. В. Юдина исполнила вместе с друзьями трио Чайковско­го «Памяти великого артиста», а по преимуществу исполняла произведения Шуберта.
///////////////////////////////////////
<i>
... А я, пройдя через столовую, оперлась на какие-то бревна, сваленные у правого крыльца, стояла и думала только об одном: как бы не упасть. Устоять.
Каверин. Паустовский. Аким. Рита Райт. Мария Сергеевна57. Володя Глоцер. Володя Корнилов. Фридочка58. Хавкин. Харджи-ев. Копелев. Смирнова. Ливанов. Коля и Марина. Калашникова. Волжина. Наташа Павленко. Ивич. Яшин. Казаков. Рысс. Рахта-нов. Любимов. Вильмонт. Старший Богатырев. Нейгауз.
Старые дамы, неизвестные мне, откровенно или прикровенно седые, в перчатках и без.
Деревенские старухи с детьми.
Студенты.
Опираясь на бревна, я вглядывалась в лица. Болтовни было мало, толпа сосредоточена. Фридочка мне рассказала шепотом, что сразу после кончины Бориса Леонидовича, утром следую­щего дня, на Киевском вокзале появилось рукописное объяв­ление:
«Граждане! Вчера скончался великий русский поэт Борис Пас­тернак. Похороны в Переделкине, 2 июня, в 2 часа дня». Вот вам и «член Литфонда»!
Объявление сорвали. Но оно появилось вновь. Опять сорва­ли. Опять появилось."
</i>
►►   Похороны Б.Л.Пастернака 2 июня 1960 года (любительская киносъемка)
https://www.youtube.com/watch?v=7Q1mmkWYAZM&feature=youtu.be
</i>
<b> Евгений Ройзман про Сталина</b>

https://www.youtube.com/watch?v=O4nDPdfneO4

Комментариев нет:

Отправить комментарий