12 апр. 2014 г.

<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
       О МАРИИ ИВАНОВНЕ БАБАНОВОЙ
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

</i>
Мир музыкальных образов моего детства был волшебным и вобрал в себя странным образом соединившиеся в целое: искусство персидских суфиев и "Болеро" Равеля, азербайджанские мугамы и "Ученика чародея" Дюка, "Лебединое озеро" любимейшего Чайковского и голоса Качалова, Тарханова, Турчаниновой, Пашенной, Андровской …

Среди этих драгоценных звукомузыкальных россыпей голос Марии Ивановны Бабановой по тембру - благородно-холодный, отстранённый, а по интонации и глубоко внутреннему смыслу - проникновенно-романтический, страстно-горячий гимн любви, родившийся в королевстве одиночества избранных.

Голос Марии Бабановой, - кого бы она ни читала - Андерсена, Уайльда, Экзюпери…- совершенно сливается с их собственными голосами, вторит им, поёт ту же великую песню. Искусство Бабановой-чтицы, бесплотное, остающееся в памяти на всю жизнь, как первое горе, делает необязательным чтение самих текстов. Ведь Бабанова прилетала на Землю с той же планеты, что и все великие грустные романтики-мечтатели. В её искусстве живёт любовь, чуждая всякой телесности. Увидев Бабанову на сцене только в последней её театральной роли, узнав её лично в последний год её жизни, я храню в моей душе её искусство как фамильную драгоценность - знак памяти о моих духовных предках, знак причастности к моему духовному роду.

Искусство Бабановой, пленившее меня своим голосом в мои четыре года, представляется той самой нотой "ля", по которой настраиваются все музыкальные инструменты. Нельзя сказать, что "ля" лучше или веселее других нот, но по акустическим и музыкальным законам эта нота - эталон чистой настройки. Исполнительский симфонизм Бабановой, бесконечные музыкальные возможности ее голоса являют чистоту и полноту созданных ею образов. Бабанова, подобно прорицательнице, рассказывает о судьбе Стойкого оловянного солдатика, Гадкого утёнка, Дюймовочки или Ели, Соловья и Студента, - словно сами Андерсен или Уайльд из нездешних миров нашёптывают о судьбах своих героев именно ей. 

Великая театральная актриса Бабанова не случайно, мне кажется, прожила долгие годы вне театра. Художественный масштаб её личности всегда был значительнее любого из театров, в которых она служила. Она сама была воплощением Искусства, невысокой Богиней, обитающей в собственном Храме…

Бессмысленны театральные споры о том, кто её создал - Мейерхольд, Охлопков или ещё кто-то. Она была совершенным произведением Бога и самой себя.

В наше время торжества интеллектуального разврата мне очень не хватает мнимой простоты Бабановского "ля". Его хочется слышать, в него хочется вслушиваться постоянно.

Асаф Фараджев  http://www.audiotheatr.ru/balobanova.html


Прочь из прошлого

     Мария Ивановна родилась в 1900 году в Замоскворечье. И сразу судьба вплела в обстоятельства места и времени дополнительный смысл: ровесница нового века и уроженка такого театрально-«островского» района!..

     Она родилась в среде, досконально изученной и воспетой великим драматургом. Впрочем, без романтических вкраплений в эту добротную неброскую жизненную ткань не обошлось. Отец будущей артистки был потомком настоящего цыганского барона! Знойный красавец Иван Бабанов увел купецкую дочку Катеньку Прусакову и женился на ней вопреки воле ее родителей.

     Впрочем, на этом весь романтизм родителей Марии Ивановны и исчерпался. К моменту ее рождения они вели скучную и размеренную жизнь замоскворецких обывателей средней руки. Никакой поэзией быта героев Островского, а тем паче А. Чехова в доме не пахло. «Отец был бессмысленно, тяжело скуп, прятал даже мои детские деньги, которые давались к празднику… Родные были не очень любимы мной, так как от них я получала только бытовые «блага», но не получала того, что нужно детскому сердцу. Все, что я любила, находило жесткий запрет», – вспоминала Мария Ивановна (цит. по: М. Туровская, с. 9).

Мария Бабанова. Портрет
               
     Вот где, наверно, истоки темы «холодного», одинокого детства, – детства героев Диккенса и Достоевского, Андерсена, Экзюпери!.. Дивный голос Бабановой (голос-колокольчик) зазвенит в детских радиопостановках 50 – 70-х гг. о своем, об очень глубоком…

     Из «холодного» дома родителей Бабанова ушла безо всяких сожалений. Впрочем, поначалу этот «уход» был чисто внутренним и для окружающих незаметным. К тому времени разразилась революция, обрушив привычный быт, а заодно и его предрассудки, и ограничения. Революция бросила семейство Бабановых в привычную теперь для огромного большинства нищету, зато позволила юной Мусе свободней выбрать свою судьбу.

     Бабанова устраивается на работу в Наркомпрос и одновременно, не сказав об этом родителям, посещает театральную студию Ф.Ф. Комиссаржевского – брата знаменитой актрисы. Здесь Бабанова выходит за своего первого избранника. Но обо всем этом родители узнают лишь через год. И весь этот год Муся Бабанова, как ни в чем не бывало, будет заплетать утром косу и уходить на службу, а поздним вечером возвращаться в родительский дом по опасным, утопавшим в снегу улицам.

     Бабанова останется навсегда верной двум житейским правилам: всегда засыпать в своей постели и никогда не брать в долг.

     В Наркомпросе она на хорошем счету, в студии – тоже. Она самая гибкая и спортивная из студиек, может с разбегу перемахнуть через шесть в ряд поставленных стульев. И чему удивляться, если Муся Бабанова и в футбол тогда с азартом гоняла?..

     Будущее актрисы манило ее, но пока не очень отчетливо.

Сцена из спектакля «Женитьба Фигаро»              

     Сохранилась фотография: студийцы Комиссаржевского в финале поставленной им «Женитьбы Фигаро». Бабанова-Фаншетта выделяется в этой кордебалетной по сути сцене удивительно органичным существованием в образе. Это не игра и не фиглярство, как у ее соседок по сцене, – это изумительное проникновение в стиль, в изысканный дух далекой эпохи. Словно среди кубистических декораций Лентулова проросла нежная фиалка из версальских оранжерей…

     В том спектакле ее партнером был молодой Игорь Ильинский (он играл садовника Антонио).

     С ним-то она и «сбежит» в театр Мейерхольда, тем более, что после невозвращения Комиссаржевского из-за границы в 1919 году его студия упразднится.


Продолжение следует….

Комментариев нет:

Отправить комментарий