7 февр. 2014 г.

 <i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.


СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i></b>
<b>
 Запретный плод
  </b>
<i>
 Из Библии. Плод, который, несмотря на запрет Бога, Ева сорвала с «дерева познания добра и зла». В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 16—17) сказано:

 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Но Адам и Ева нарушили эту заповедь.

Иносказательно: нечто соблазнительное и запретное одновременно.


А. С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»):

О люди! все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непременно змий зовет
К себе, таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай.
 </i>
•••

<b>
 Запретный плод сладок
</b>
<i>
Впервые встречается в сочинениях римского поэта Овидия (Публий Овидий Назон, 43 до н: э. — 18 н. э.).

Иносказательно: психология человека такова, что его всегда привлекает именно то, что запретно, недоступно и пр.
</i>
•••
<b>
  Зарыть талант в землю
</b>
<i>
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 15—30), откуда и берет начало это выражение, речь идет о деньгах. Талант — название древнеримской серебряной монеты (от древнегреч. talanton — монета большого достоинства).

В евангельской притче говорится о том, как некий человек, уезжая, поручил своим рабам охранять имущество. Одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. Первые два раба пустили деньги «в дело», то есть отдали их в рост, а получивший один талант просто зарыл его в землю, чтобы сохранить наилучшим образом.

Когда хозяин возвратился домой, он потребовал у рабов отчета. Первый раб вернул ему десять талантов вместо пяти, второй — четыре вместо двух, а третий отдал хозяину все тот же один талант. И объяснил хозяину, что он сохранил деньги, закопав их. Первых двух рабов хозяин похвалил, а третьему сказал: «Лукавый раб и ленивый! ...надлежало тебе   А отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью».

Впоследствии слово «талант» стало означать способности, дарования, и библейская фраза «зарыть талант в землю» получила другой, иносказательный смысл — пренебрегать своими способностями, не развивать их и т. д.

Это же место из Библии дало рождение другому крылатому выражению, ныне малоизвестному, но употребительному в России XIX в.: овому талант, овому два — по приведенной выше фразе на церковно-славян-ском языке (Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 15): «И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един».

Это выражение обычно служило комментарием к социальному (имущественному) неравенству людей или (что ближе современному толкованию библейского текста) к многогранности, разносторонности чьего-либо дарования, таланта.

</i>
<i><b>
░     О Дмитрии Ивановиче Менделееве
</i></b>
<i>
Факты из жизни
<<<<<<<<<<<<<<<<<< 

Дмитрий Менделеев принимал у Петра Столыпина экзамен по химии и поставил «пять».


Докторская диссертация Менделеева 

31 января 1865 Менделеев защитил докторскую диссертацию «О соединение спирта с водой».


По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако известно, что однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, учёный ответил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово».


Великий химик Менделеев написал для «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона три статьи: «вареники», «компот» и «варенье». Все три заметки стестнительный ученый подписал греческой буквой «дельта».


Менделеев разработал стандарт для русской водки, чем прославился никак не меньше, чем открытием периодической таблицы. А во-вторых, Менделеев любил изготавливать чемоданы, причем некоторые соседи по улице знали его именно как отличного чемоданного мастера, а не гениального химика…

   http://factopedia.ru/person/dmitrii-mendeleev

ৡৢৣ১

Пять главных достижений Дмитрия Менделеева
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> 

СОЗДАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО АЭРОСТАТА

Дмитрий Менделеев занимался изучением газов в химии. Также Менделеева интересовали проекты стратостатов и аэростатов. Так в 1875 году он разработал проект стратостата объёмом около 3600 м3 с герметичной гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы, уже позже он спроектировал управляемый аэростат с двигателями.


СОЗДАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Одним из главных достижений Дмитрия Ивановича Менделеева было создание периодической таблицы химических элементов. Эта таблица – классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра.


ОТКРЫТИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ

Ещё одно немалое достижение Менделеева – это открытие «температуры абсолютного кипения жидкостей», то есть критической температуры. Критическую температуру Менделеев открыл в 1860 году, устроив в своем доме лаборатории, с помощью которой он исследовал поверхностное натяжение жидкостей при различных температурах.


ОТКРЫТИЕ ОБЩЕГО УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА

Уравнение состояния идеального газа – это формула, устанавливающая зависимость между давлением, молярным объёмом и абсолютной температурой идеального газа. Это уравнении называется уравнением Клайперона-Менделеева, именно потому что вклад в открытие уравнения внесли оба этих ученых.


ОТКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ ПАЛАТЫ МЕР И ВЕСОВ

Главная палата мер и весов была учреждена в 1893 году в Санкт-Петербурге по инициативе Дмитрия Менделеева. Главная палата мер и весов являлась центральным учреждением Министерства финансов и заведовала поверочной частью в Российской империи и подчиненным отделу торговли.


➧  Read more: http://smartnews.ru/articles/12134.html#ixzz2sf31JyZL

</i>
<i><b>
░     О цыганке Папуше в день ее памяти.
</i></b>

<i>

В мире существует только один памятник цыгану, поставленный нецыганами, а также - только один памятник цыганке, поставленный нецыганами. Эта цыганка - поэтесса Папуша.

По документам девочку звали Бронислава Вайс, но в цыганском обществе она была известна как Папуша. Её отец умер, когда она ещё была малышкой, и мать снова вышла замуж. Отчим был ни плох, ни хорош: девочка была одета и сыта, чего ещё и желать от отчима?

Девочка росла замкнутой и мечтательной, часто летом уходила гулять одна, садилась или ложилась в траву и думала, думала. Кроме того, она постоянно сочиняла в стихи . Не то, чтобы стихотворцы в таборе были в новинку, но так, чтобы каждый день их бормотать - такого никто не видел.

Однажды родные заметили, что больно уж долго стала гулять Папуша. То и дело было её не дозваться, когда требовались в хозяйстве её руки. За девочкой проследили, и оказалось, что она ходит брать уроки грамоты у одной еврейской женщины. Всё бы ничего, но за эти уроки она платила по курице за каждый! Это было непозволительной роскошью: пока мать бьётся, чтобы накормить семью, девчонка носит куриц не домой, а какой-то гаджяке! Девочку жестоко избили и запретили подобное впредь. Впрочем, она успела сделать хорошие успехи, и ей осталась лишь закреплять свой навык чтения и письма практикой: девочка читала вывески в городе, подбирала старые газеты и скоро стала читать очень бегло. Это умение очень пригодилось ей в будущем.

Когда Папуша подросла, стало настоящей проблемой найти для неё жениха: робкая, совсем небойкая девушка средней внешности не пользовалась популярностью, да и история с курицами подпортила ей репутацию. В конце концов, поэтессу засватал мужчина, годящийся ей в отцы. Он зарабатывал на жизнь игрой на арфе, и девушка, умеющая хорошо сочинять песни, ему могла пригодиться. Расчёт Дионисия Вайса (дальнего родственника отчима Папуши) оправдался, они отлично работали в паре: Дионисий играл, а Папуша сочиняла песни и пела их под его аккомпанемент. Публичные выступления придали женщине уверенности, и это, вкупе с её грамотностью, стало причиной того, что в некоторый момент (когда она была уже зрелой женщиной) именно ей табор предоставил честь представлять цыган в переговорах с нецыганами, и голос её стал считаться весомым при разного рода обсуждениях.

Когда Папуше было около 30 лет, разразилась Вторая мировая война. Польша была оккупирована германскими войсками. Сначала цыгане умудрялись жить более или менее привычной жизнью, но когда советские войска подошли вплотную к Польше, фашисты стали в озлоблении выслеживать цыган для уничтожения специально. Убегая от убийц, цыгане кидали все вещи, кроме музыкальных инструментов, и прятались в лесных болотах, не имея возможности выйти оттуда и добыть пищи по нескольку дней. Папуше посчастливилось выжить. Это было большое везение при том, что в Польше было убито 70% цыган!

В 1950 году специально для исследователя цыган Фицовского Папуша записала часть своих стихов и тайно отправила их ему. Фицовский отослал стихи в польский журнал "Проблемы", где готовился материал о цыганах. Как оказалось, это был материал, подготавливающий общество к закону об обязательной оседлости, и рядом с ним были помещены специально только те стихи папуши, в которых воспевалось тепло очага. Обществу преподносилась мысль, что цыгане сами рвутся поскорее осесть. Вскоре после публикации вышел соответствующий закон.

Многие польские цыгане восприняли его как покушение на их привычный уклад жизни, как начало кампании по принудительному расцыганиванию. Такие же настроения были и в таборе Папуши. Из-за роковой публикации поэтессу обвинили в предательстве народа, в том, что якобы при её содействии был принят этот указ. Она была объявлена судом "поганой" и изгнана из табора.. .

http://pics.livejournal.com/gipsylilya/pic/000cs6r6.jpg


</i>
<i><b>Имена московскiхЪ улицЪ </i></b>

▱▱ ▱▱

۩ ⌂      ۩⌂       ۩⌂      ۩⌂       ۩ ⌂

<b>
Улица Остоженка
</b>
<i>

История улицы Остоженка начинается с тех времен, когда этот низкий берег Москва-реки представлял собой заливные пойменные луга. Окрестные жители заготавливали сено и складывали их в стога. Отсюда и название - Стоженка.

Рядом с этим местом располагались и царские конюшни с Конюшенной слободой.

В середине шестнадцатого века, царь Иван Грозный забрал большую часть здешних земель в опричнину.


В XVII веке улица еще называлась Стоженкой, а на современный лад зазвучала намного позже.

По Остоженке пролегала дорога к Белому городу.

Левую сторону улицы, что ближе к реке, занимали дома не богатых частников и различные речные склады. Правая сторона, которая соседствовала с Пречистенкой, была заселена представителями знати.

Не удивительно, ведь Пречистенка была одной из главных улиц Москвы, по которой царственные особы совершали выезды в Новодевичий монастырь.

Об именитых и знатных хозяевах этих мест до сих пор напоминают великолепные дома и названия многих остоженских переулков: Лопухинский, Хилков, Всеволожский, Еропкинский.

Формирование современного облика улицы в истории Остоженки


В конце XIX - начале XX веков, на Остоженке случился строительный бум. Связано это было со строительством Храма Христа Спасителя.

К работам по возведению особняков привлекли лучших архитекторов и художников той поры – В.Васнецова и С.Малютина.

Близость к великолепному культовому сооружению Москвы  сделало район местом для проживания только богатых москвичей и чиновничьей знати.



Говоря об истории улицы Остоженка нельзя не упомянуть известных людей, побывавших или живших в этом старинном районе Москвы.

Здесь не раз бывали в гостях А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Наведывался к знакомым филолог Василий Даль.

На Остоженке проживали писатель Тургенев и ученый-фольклорист Киреевский, Анна Ахматова и Александр Герцен.

Примечательна улица и своей исторической значимостью. Во времена войны с поляками в 1612 году, здесь располагалась ставка князя Пожарского.

После революции 1917 года район улицы Остоженки не особо изменился. Обошла его стороной масштабная реконструкция Москвы, связанная с намерением построить на месте Храма Христа Спасителя самое высокое здание – Дворец Советов.

Идея не осуществилась и благодаря этому мы до сих пор можем восторгаться архитектурой старой Москвы.

Хотя, новые времена уже вносят в облик Остоженки не лучшие штрихи. Новострой вокруг Зачатьевского монастыря – яркий тому пример.

Продолжение следует…


</i>                                                      
<i><b> Дела давно минувших дней…

  ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌   ◌
</i></b> 
<i>
Московские традиции. Как праздновали Новый год 100 лет назад (продолжение)

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции — Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание — новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна — до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

http://www.aif.ru/ny2014/tellings/1075486

</i>
<i><u>
1837 — Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер.
</u></i>

<i>
Поэту (уже в ноябре 1936 года) стали приходить анонимные письма, в которых содержался «намек» на данную любовную связь Натальи Николаевны и Жоржа Дантеса.

А надо сказать, что для разворачивания конфликта возникшая молва в то время играла не меньшую, а то и большую роль, чем реальное положение дел. Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль.

Но через неделю после вызова Жорж сделал предложение Екатерине Гончаровой – сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Поэтому дуэль пришлось отложить (сыграла роль и аудиенция, данная Пушкину Николаем I, и посредничество В.А. Жуковского), но иметь какие-либо отношения с Дантесом Александр Сергеевич отказывался, что, конечно же, приводило к дальнейшему обострению ситуации и новым конфликтам.

 В конце концов, в январе 1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где чрезвычайно резко отозвался о нем как об отце, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Поэт знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и явно приведет к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн через секретаря письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов.

Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они должны были стреляться с расстояния двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.

 Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К.К. Данзас, секундантом Дантеса – сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак. 8 февраля 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом он легко ранил Дантеса в правую руку.

С места дуэли поэта привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12, где в мучениях он прожил два дня. И, несмотря на усилия врачей под руководством Н.Ф. Арендта, скончался (29 января) 10 февраля 1837 года от перитонита.

  Источник: http://www.calend.ru/event/6510/
© Calend.ru

</i>
<i><b> Что же эдакого произошло в сей день где-то, с кем-то, когда-то?   


 ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ   </i></b>

 <i>
Ну, например:

『』
<u>
1587 — Королева Шотландии и претендентка на английский престол Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей.
</u></i>

<i>
Мятежные шотландские лорды обвинили Марию Стюарт в соучастии в убийстве ее второго мужа лорда Дарнли и в 1567 году вынудили отречься от престола. Спустя год она бежала в Англию, где королева Елизавета заключала ее в тюрьму. После раскрытия серии заговоров против Елизаветы, к которым была причастна и Мария Стюарт, суд приговорил шотландскую королеву к смертной казни.

Жизнь и смерть Марии Стюарт стали благодатным материалом для многих писателей, драматургов, поэтов и, конечно, не миновали пера Стефана Цвейга, питавшего особый интерес к смертям коронованных особ. Цвейг подробно описывает не только саму казнь, но и тщательность, с какой готовилась к ней Мария Стюарт.

"Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину, когда она направится к эшафоту, Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза,- прозрачное облако тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы.

Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, за локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора не так резко выделялась на ее платье".

За нею пришли в 8 часов утра, но бывшая королева сначала дочитала молитвы и только потом поднялась с колен.

『』

http://www.bibliotekar.ru/haron/71.htm

  Мария Стюарт

https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%B0%D1%80%D1%82&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=FhL1UoD8BqfD4gTs7IDICA&ved=0CCkQsAQ&biw=1012&bih=696

</i>


❄❄ ❄❄
❄❄❄❄❄❄
 <i> <b
   ВсемЪ старомосковский прiветЪ!
</i> </b>
   
<i>

 Всенародные приметы

             

Федор Студит.  Федор Поминальник,  Застольник.

             

Каков день, такова и весна.

ܮ  
ܓ    ܔܢ      


</i>