✔✔
ВАЛЬСОК
✔✔
ВАЛЬСОК
✔✔
◢┛┗◣
◥┓┏◤
┗◥◤┛  
<b> <u> 30 октября - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>
  30 октября 1653 г. 367 лет
назад
<b>
В России вышел
указ об отмене смертной казни для воров и разбойников
</b>
Указ царя Алексея Михайловича,
вышедший 30 октября 1653 года, постановил освободить от смертной казни всех
разбойников и воров, приговоренных к ней по законам, издававшимся со времен
царя Ивана Грозного (по Судебнику 1550 года и дополнительным к нему указам), и
по уложению 1649 года.
Всем преступникам, ожидающим
экзекуций, велено «живот дать». Смертную казнь заменили наказанием кнутом,
отсечением пальца от левой руки и ссылкою в Сибирь или в понизовые (Среднее и
Нижнее Поволжье) и украйные города. Смертная казнь оставлялась в данном случае
в силе только для рецидивистов.
Однако уже в 1659 году вышел
указ, которым восстанавливается повешение для разбойников, захватываемых в
понизовых городах.
А в 1663 году вышел указ,
который гласил, что разбойникам и ворам, «которые доведутся смертной казни»,
положено отсекать обе ноги и левые руки – это гораздо мучительнее, чем
повешение. Для устрашения отрубленные члены предписывалось прибивать к
придорожным деревьям.
***
  30 октября 1990 г. 30 лет
назад
<b>
В Москве открыт памятник
жертвам политических репрессий
</b>
30 октября 1990 года в Москве
на Лубянской площади, в сквере у Политехнического музея, был открыт скорбный
памятник миллионам жертв политических репрессий – сегодня известный также как
«Соловецкий камень» – как символ победы над тоталитарным режимом и знак
нарождающейся демократии.
Гранитный валун был доставлен
в столицу обществом «Мемориал» с Соловецких островов, из тех мест, где некогда
располагался печально известный Соловецкий лагерь особого назначения – СЛОН.
Дата 30 октября была избрана в
связи с тем, что в этот день в 1974 году политзаключенные мордовских лагерей
объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР и
против бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях.
C 1991 года 30 октября в
России отмечается День памяти жертв политических репрессий.
✔✔
. . . . (
. . . .(,)
. . _.-ﺜ-._
. . |. . . . |
. . |. . . . |
. . |. . . . |
29 октября, накануне Дня памяти жертв политических репрессий с 10 часов утра и до 10 вечера у Соловецкого камня на Лубянской площади Москвы, сменяя друг друга, люди подходят к микрофону со свечей в руках, зачитывают имена москвичей, расстрелянных в годы Большого террора. Имя, фамилию, возраст, профессию, дату расстрела. Иногда добавляют от себя: "Мой отец", "Мой дед", "Моя бабушка". Cтавят зажженную свечу на постамент Соловецкого камня. К вечеру на постаменте будут стоять тысячи свечей. Очередь к микрофону не иссякает... Акция "Международного Мемориала" проводится в 14-й раз. За эти годы не прочитано и половины списка.
...
✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑
❐ <b>«А попробуй в ямб пойди и запихни…»:
Алиса Ганиева о том,
как Владимир Маяковский реформировал русский язык</b>
✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑✒✏✑
Писатель Алиса Ганиева рассказывает о Владимире Маяковском – кузнеце нового языка, ниспровергателе основ, революционере, эпатажнике, экспериментаторе, перформансисте, эстраднике и суперзвезде.
Владимир
Маяковский — удивительный пример того, как восприятие большой литературной
фигуры может перевернуться с ног на голову всего за одно столетие. Сто лет
назад Маяковский — кузнец нового языка, ниспровергатель основ, революционер,
эпатажник, экспериментатор, перформансист, эстрадник, суперзвезда. За ним
носятся орды поклонников, подростки и студенты цитируют его стихи наизусть
километрами, на его литературных выступлениях образуется такой ажиотаж и
толкучка, что толпу приходится упорядочивать конной полиции!
Впрочем, стихи его
сейчас нередко сравнивают с текущей рэп-поэзией, шалуны от фристайла с
удовольствием зачитывают его стихи под правильный бит, а рекламщики со смаком
подражают его рифмованным лозунгам времен «Окон РОСТА» — низовая и высокая
культуры как будто идут на сближение. И тем не менее поэтический метод
Маяковского сложно ужать и впихнуть в столь узкие рамки. Новаторству его языка
посвящены тонны монографий, статей, научных и не очень научных работ, взять
хотя бы книгу Григория Винокура «Маяковский — новатор языка».
===== 2
Говоря по-вашему,
</i>
Вычешут…
</i>
Маяковский полным ходом изобретал новую языковую реальность — под стать социальной. Как он выразился, выступая на митинге 1918-го года: «О новом надо говорить и новыми словами. Нужна новая форма искусства». Или как писал в статье «Как делать стихи» 1927-го года: «Нет! Безнадежно складывать в 4-стопный амфибрахий, придуманный для шопотка, распирающий грохот революции! <…> Нет! Сразу дать все права гражданства новому языку: выкрику — вместо напева, грохоту барабана — вместо колыбельной песни».
Так как же именно этот Маяковский, как будто ставший теперь скучным и привычным, скандализировал общество и реформировал язык? Опять-таки об этом многажды раз сказано, но вспомним по порядку.
Во-первых, «лучшему и талантливейшему» свойственно необыкновенное изобилие слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами:
<i>
Очень мне надо
сияньем моим поить
земли отощавшее лонце!
Пройду,
любовищу мою волоча.
</i>
===== 3
Глаза у него превращаются в глазенки, чай в чаишко, мысли в мыслишки, бог в «божишку» и в «божище», ад в «адки» и в «адища», а «любовь» в «маленький, смирный любеночек».
<i>
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман засунул
и шлялся, глазастый…
</i>
Во-вторых, Маяковский либо обрезает слова до самого корня, либо удлиняет их в многосоставные лексические чудища.
С одной стороны: «годов легендарь», «советская нищь»,
<i>
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь…
</i>
А с другой — «змея двухметроворостая» и «старомозгий Плюшкин».
С одной:
<i>
Носятся нэписты
в рьяни,
в яри…
</i>
С другой — «мясомясая быкомордая орава» и
<i>
Дом,
Кшесинской
за дрыгоножество
подаренный…
</i>
В-третьих, Маяковский не оставляет в покое глаголы, потроша их и украшая приставками до полной маскировки и перелицовки:
<i>
Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
…Я и не заметил в бешеном скаче:
у меня из-под пиджака
развеерился хвостище
и вьётся сзади,
большой, собачий.ней
<</i>i>
Эти бесконечные «разулыбьте», «развеерился», «искрестилась», «испавлинятся», «изэлектричат», «испозолочено», «расперессорить», «распрозаявиться», «волоса луною высиня» в избыточности своей открывают широчайшее поле для самых неожиданных рифм.
Что уж говорить о глаголах-самородках, глаголах-окказионализмах, глаголах-мутантах, рожденных от совершенно неожиданных существительных:
<i>
Вокруг меня —
авто фантастят танец,
вокруг меня —
из зверорыбьих морд —
еще с Людовиков
свистит вода, фонтанясь.
</i>
Не говоря уже о всяческих «кто дням велел июлиться?», «штыками иглясь», «попишем, подпишем, гроссбухнем!» и тому подобном пиршестве глагольного креатива.
===== 4
В-четвертых, Маяковский — это, конечно, еще и нестандартные прилагательные. Помимо вышеупомянутых составных и многоэтажных гибридов («Толпа — пестрошерстая быстрая кошка», «Эскадры / верблюдокорабледраконьи. / Плывут. / Иззолочены солнечным Крезом»), у него частенько попадаются как бы неправильные или самодеятельные определения: «…ощутил плечами тяжесть подоконничьих камней», »Глаз ли померкнет орлий?», «Я вам переведу звериный рык, / если вы не знаете языка зверячьего».
<i>
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
</i>
В-пятых, Маяковский даже к финским скалам бурым обращался с каламбуром. Вспомним его «набе-бе-белился» (от Бебеля). Или реплику солнца из «Необычайного приключения»:
<i>
Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!
</i>
В-шестых, Маяковский не церемонился со словообразованием до такой степени, что формировал множественное (да и единственное) число существительных, как ему вздумается, по-фольклорному — «людьё», «дамьё», «многопудье».
В-седьмых, сравнивал несравнимое: «Где роза есть нежнее и чайнее?», «Дантова ада кошмаром намаранней…».
В общем, неологизм на неологизме, словоновшество на словоновшестве. И все это — в волевом подчинении социальному заказу. Уж с какой бы жадностью поэт окунулся в современную лексическую реальность! Какие бы залихватские выкрутасы он завернул из брекзитов, боброедок, выселяторов, похорошелл, ковидиотов, обнуляйтеров, антипрививочников, антипоправочников, волеиспражнений, локдаунов, бумеров, френдзон, тиктоков, чипизаций, победобесий, бессрочек из «я не устал — я нюхожук», из «землю есть из горшка с цветами», да мало ли наше прекрасное коллективное бессознательное успело слепить мемов и окказионализмов!
Его Наташу бы будили коты апокалипсиса, его шаманы бы шли и шли на Москву, его мороженое радужилось бы и радужнело всеми цветами, а уж как бы он оттянулся на ракете Илона Маска! Строчка «сэр Макдональд пошел церетелить» зазвучала бы совсем не так, как сто лет назад, вместо гениальных «муссолинить» или «гучковеет и откеренщивается» появилась бы какая-нибудь «димонизация» (сразу вспомнилось «ему лишь взмедведиться может такое» из поэмы «Про это»). А вместо «шумит, как Есенин в участке» — шумел бы совсем другой известный человек, к примеру актер, тоже на «Е».
<i>
Слово за словом
из памяти таская,
не скажу
ни одному —
на место сядь.
Как бедна
у мира
слова мастерская!
Подходящее
откуда взять?
</i>
Вот Маяковский и вытаскивал из самих кладовых и запасников великого и могучего, рассыпая кругом семена новых крылатых выражений и оборотов. Теперь каждый второй признается, что наступал на горло собственной песне, на вечеринках в честь дней рождений, во время хмельных тостов желая другу «светить — и никаких гвоздей», а его «о времени и о себе» и вовсе вошло в бытовой обиход, почти потеряв авторство.
Таким образом, Маяковский остался с нами навсегда. Пусть и не на первом месте литературной иерархии, пусть не идейным светочем, но и не просто вышедшим из моды и скинутым с парохода советским поэтом.
Он — внутри того языка, которым мы говорим, мыслим, рифмуем, проклинаем и восхваляем.
<i>
Очень мне надо
сияньем моим поить
земли отощавшее лонце! –
восклицал Маяковский устами солнца.
</i>
Так и происходит. Поил и продолжает поить. А лонце радуется.