<i><b>
✑ Крылатые
слова. И выражения тоже крылатые. ✈
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
❏ Момент
истины
</b>
<i>
С испанского: El momenta de la verdad.
Так в испанской корриде называется решающий момент поединка,
когда становится ясно, кто станет победителем — бык или матадор. Выражение
стало популярным после того, как появилось в романе «Смерть после полудня» американского
писателя Эрнеста Миллера, Хемингуэя.
Иносказательно: момент, когда правда становится очевидной,
момент прозрения.
Например, название романа советского писателя Владимира
Богомолова о советских контрразведчиках — «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»),
в котором автор дает такое толкование этого выражения — «момент получения
информации, способствующей установлению истины».
</i>
•••
<b>
❏ Москва
— третий Рим
</b>
<i>
Тезис, который с конца XVI века постоянно присутствует в
русском общественном сознании, часто являясь предметом спора. Так, русский
философ и поэт Владимир Соловьев по этому поводу писал:
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И все твердят льстецы России:
Ты — третий Рим, ты —
третий Рим.
Впервые эта мысль прозвучала в первом послании игумена
псковского Елеазаровского монастыря старца (особо уважаемого монаха-наставника)
Филофея к великому князю московскому Василию III, Написано оно между 1514 и
1521 годами, когда и первый и «второй Рим» уже пали — один был захвачен
варварами, другой, столица Византии Константинополь — турками-мусульманами.
Филофей изложил в своем послании идею как религиозной, так и
государственной преемственности Московской Руси от Византии. Он писал: «Храни и
внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно
твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое
христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для
христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки
веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».
Позже эту мысль игумен Филофей изложит с той же
«антилатинской» позиции (истинно христианская вера — только вера православная)
в своем послании к дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину. Эта философия «Москва —
третий Рим» на долгое время определила религиозно-государственную политику как
Московской Руси, так и наследовавшей ей Российской империи.
Цитируется как иронический комментарий к чьей-либо
велеречивой державной риторике, к рассуждениям о «русской идее», согласно
которым цели государственного и гражданского развития России сводятся к задачам
«возрождения православной духовности», противостояния всякого рода «ересям» и
другим религиям.
</i>
•••
<b>
❏ Мы
пахали!
</b>
<i>
Из басни «Муха» Ивана Ивановича Дмитриева:
Бык с плугом на покой тащился по трудах,
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? — Мы пахали!»
Цитируется как иронический комментарий к поведению людей,
приписывающих себе чужие заслуги, преувеличивающих свое значение, роль в
каком-либо деле.
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://bibliotekar.ru/encSlov/