9 июн. 2014 г.

<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
    Момент истины
</b>
<i>
С испанского: El momenta de la verdad.

Так в испанской корриде называется решающий момент поединка, когда становится ясно, кто станет победителем — бык или матадор. Выражение стало популярным после того, как появилось в романе «Смерть после полудня» американского писателя Эрнеста Миллера, Хемингуэя.

Иносказательно: момент, когда правда становится очевидной, момент прозрения.

Например, название романа советского писателя Владимира Богомолова о советских контрразведчиках — «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»), в котором автор дает такое толкование этого выражения — «момент получения информации, способствующей установлению истины».
</i>
•••
<b>
Москва — третий Рим
 </b>
<i>
Тезис, который с конца XVI века постоянно присутствует в русском общественном сознании, часто являясь предметом спора. Так, русский философ и поэт Владимир Соловьев по этому поводу писал:

Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И все твердят льстецы России:
Ты — третий Рим, ты —
третий Рим.

Впервые эта мысль прозвучала в первом послании игумена псковского Елеазаровского монастыря старца (особо уважаемого монаха-наставника) Филофея к великому князю московскому Василию III, Написано оно между 1514 и 1521 годами, когда и первый и «второй Рим» уже пали — один был захвачен варварами, другой, столица Византии Константинополь — турками-мусульманами.

Филофей изложил в своем послании идею как религиозной, так и государственной преемственности Московской Руси от Византии. Он писал: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

Позже эту мысль игумен Филофей изложит с той же «антилатинской» позиции (истинно христианская вера — только вера православная) в своем послании к дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину. Эта философия «Москва — третий Рим» на долгое время определила религиозно-государственную политику как Московской Руси, так и наследовавшей ей Российской империи.

Цитируется как иронический комментарий к чьей-либо велеречивой державной риторике, к рассуждениям о «русской идее», согласно которым цели государственного и гражданского развития России сводятся к задачам «возрождения православной духовности», противостояния всякого рода «ересям» и другим религиям.
</i>
•••
<b>
   Мы пахали!
</b>
<i>
Из басни «Муха» Ивана Ивановича Дмитриева:

Бык с плугом на покой тащился по трудах,
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? — Мы пахали!»

Цитируется как иронический комментарий к поведению людей, приписывающих себе чужие заслуги, преувеличивающих свое значение, роль в каком-либо деле.
         </i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

  http://bibliotekar.ru/encSlov/
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
     ДИОГЕН
</i></b>

<i>
Диоген стал в истории примером мудреца-аскета. У Диогена не было никакой собственности. Одно время, подчеркивая свое презрение к людским привычкам, он жил в пифосе — большом глиняном сосуде из-под вина.

Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни".

 Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: "Чтобы приучить себя к отказам".

▫ ▪
▫ ▪

Его последователи стали называться киниками. Ратовал за упразднение брака. Жил в бочке, которую катал по улицам для того, чтобы "тоже быть занятым", когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским. Считал себя "гражданином мира". Принципы неприятия обмана вошли в философию Сократа и стоиков.

◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌

▫ ▪ Льстец – самое опасное из ручных животных.

▫ ▪ Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

▫ ▪ С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не обжег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

▫ ▪ Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные служат им.

▫ ▪ Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

▫ ▪ Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

▫ ▪ Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.

▫ ▪ На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: "Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда"

▫ ▪ Быть в хорошем настроении - причинять муки своим завистникам.

▫ ▪

▫ ▪ Диоген шел в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: "Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь."

▫ ▪Когда он грелся на солнце в Крагии, Александр (Македонский -Д.Д.), остановившись над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь." Диоген отвечал: "Не заслоняй мне солнца."

▫ ▪На вопрос, откуда он, Диоген сказал:" Я - гражданин мира."

▫ ▪ Народу много, а людей немного.

▫ ▪ Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»

▫ ▪ Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил: — Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.

▫ ▪ Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его: — Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.

▫ ▪ Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген за¬верещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. —Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

▫ ▪ На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».

▫ ▪ Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядев­шись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»

◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌

Диоген Синопский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф)

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://www.portal-slovo.ru/history/35524.php
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
  Картинки и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=w-qVU_LROaTg4QTEjYGoDA&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517
</i>



◊ ●       ◦ ◊ ●            
<i><b>
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Безумные монархи и правители
</i></b>
◊ ●                  
<i>
В истории человечества редко встречаются правители, которые действительно многое сделали для своего народа. Чаще всего мы видим "пустышек", которые весело проводили жизнь, не задумываясь о проблемах своей страны. Правда, бывали и такие, что наводили ужас на подданных своей ненормальностью. Что греха таить - к подобным отклонениям частенько приводили кровосмешения, которые были очень популярны среди аристократов и лиц королевской крови тех времен…

✤✦∴✦✤

Царь Фёдор

Феодор I Иоаннович был сыном воображаемого друга короля Эрика — страдавшего патологией психики Ивана Грозного. Феденька «Блаженный» с юных лет для царской должности был слишком прост и суеверен, явно слаб здоровьем всего организма, поэтому управлял государством все 15 годов царствования Федора некто Борис Годунов, придворный боярин и брат царицы Ирины.

Набожный малоумный монарх никому беды не делал. Больше всего на свете он любил звонить в колокола. Бывало, выйдет из Кремля и ходит по московским монастырям, то послушает, то сам позвонит. А больше всего на свете хотел Феодор Иоаннович променять царство на монашество.

✤✦∴✦✤

Император Австрии, король Венгрии Фердинанд I

Любившие своего монарха чехи добавляли к его имени титул «Добрый». Фердинанд родился с огромной головой из-за того, что его родители, как нормальные Габсбурги, были близкими родственниками.

Из-за гидроцефалии, которую на стыке 17 и 18 веков лечить еще не умели, наследный принц, а затем император страдал букетом заболеваний — эпилепсией, например. Был мягкотел, ничего в делах не понимал, в общем, дурачок.

Говорят, что чуть ли не единственной волей императора Фердинанда было высказывание «Я император, и я хочу пельменей». Остальным занимались регенты, например, Меттерних. При этом его величество вел вполне благоразумно заполненный дневник, то есть, не был совсем отсталым — просто несчастной жертвой монархического кровосмешения.

После революции 1848 года Фердинанд I отрекся от престола в пользу своего племянника Франца Иосифа. Остаток жизни император провел на свежем воздухе, занимаясь в своих поместьях сельским хозяйством.

✤✦∴✦✤

Александра Амалия, принцесса Баварская

Прекрасная принцесса Баварии Александра родилась в 1826 году, а когда была маленькой, проглотила стеклянное пианино, это с ее слов.

Впоследствии у принцессы обнаружился целый набор душевных странностей. Например, Александра Амалия была помешана на чистоте и носила только белые одежды.

Папеньке, королю Людвигу, наследница заявила, что выходить замуж не собирается, и сделалась игуменьей религиозного общества. В 26 лет принцесса начала писать книги, в основном — для детей, а гонорары раздавала сиротским домам. Так и литераторствовала до самой смерти в 49-летнем возрасте.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Окончание следует

</i>
<i><b> Преданья старины… </i></b>
<i><b>
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Романовы в лицах и деяниях
</i> </b>
<i>
Александр II
Сын Николая I, активно проводил политические реформы и был убит в результате
теракта народовольцев
Годы жизни: 1818 – 1881 (62 года)
Годы правления: 1855 – 1881

Достижения и государственные инициативы:
отмена крепостного права в 1861 году; земская реформа - вопросами управления
на местах стали заниматься земства; создание единой системы судов; создание
городских дум в городах; военная реформа и появление новых видов вооружений; присоединение к империи Средней Азии, Северного Кавказа, Дальнего Востока; продажа Аляски США.


Александр III
Сын Александра II. После убийства своего отца свел на нет многие его
либеральные реформы
Годы жизни: 1845 – 1894 (49 лет)
Годы правления: 1881 – 1894

Достижения и государственные инициативы:
сворачивание многих реформ в области местного самоуправления, судебной
системы, образования; усиление надзора за крестьянами; бурный рост
промышленности; ограничение фабричной работы малолетних и ночного труда
подростков и женщин.


Николай II
Последний русский император, сын Александра III. На время его правление
пришлись все три русские революции, после революции 1917 года отрекся от
престола и был убит большевиками в Екатеринбурге вместе со своей семьей
Годы жизни: 1868 – 1918 (50 лет)
Годы правления: 1894 – 1917

Достижения и государственные инициативы:
всеобщая перепись населения 1897 года; денежная реформа, установившая золотой
стандарт рубля; неудачная русско-японская война; ограничение рабочего времени на
предприятиях; издание Манифеста 17 октября 1905 года, дарующего всему населению
страны основные гражданские права и свободы; создание Государственной думы;
вступление в Первую мировую войну.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Окончание следует…

 </i>