<b>Помним</b>
 
 ❖ ❦ ❥ ❖ ❧
❤
<b>
Пётр Чаадаев
</b>
﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — русский религиозный
мыслитель, философ, публицист. Он родился в Москве в родовитой дворянской
семье. Его отец Я.П. Чаадаев, отставной подполковник гвардии, служил советником
Нижегородской уголовной палаты, а в свободное время занимался литературной
деятельностью. Мать Петра, Наталья Михайловна происходила из древнего и
знатного рода князей Щербатовых. Маленький Петр и его старший брат Михаил рано
остались сиротами. В 1795 году умер их отец, а через два года и мать. Братья
оказались на попечении родного дяди и тетки, которые заменили им родителей.
В 1808 году П.Я. Чаадаев поступил и через четыре года
окончил Московский университет. В это время он слывет одним из самых блестящих
молодых людей московского "большого света", пользуется репутацией
светского щеголя и красавца. В 1812 году в чине подпрапорщика П.Я. Чаадаев
начинает военную службу в гвардейском Семеновском полку, затем — в Ахтырском
гусарском полку. Он участвует в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском
сражении и заграничных походах русской армии. После войны, в 1816 году. Чаадаев
начинает свою службу при императорском дворе, в 1819 году получает чин
ротмистра. В эти годы он сводит тесное знакомство с Н.М. Карамзиным, молодым
А.С. Пушкиным, многими будущими декабристами. В 1820 году его отправляют с
докладом императору, который тогда находился за границей, о волнениях в
Семеновском полку. Высоко ценящий понятие о дворянской чести, Чаадаев посчитал
это поручение оскорбительным, ибо ему пришлось заниматься доносительством.
Верный присяге, Чаадаев исполнил поручение, но сразу же подал прошение об
отставке.
С 1821 года П.Я. Чаадаев живет частной жизнью — более он
никогда и нигде не служил. Летом 1821 года он согласился вступить в общество
декабристов, но в 1823 году уехал за границу. Три года путешествий совпали с
жесточайшим душевным кризисом, когда Чаадаев критически пересматривает все свое
мировоззрение. Свою роль в этом сыграли и посещения Чаадаевым лекций немецкого
философа Шеллинга, с которым у русского мыслителя завязались дружеские
отношения.
Вернувшись в Россию в 1826 году, П.Я. Чаадаев ведет
затворническую жизнь. В 1828 — 1830 гг. он пишет свои знаменитые
"Философские письма" — всего было написано восемь
"Философических писем". С 1831 года Чаадаев поселяется в Москве, становится
постоянным членом Английского клуба.
Публикация "Первого Философического письма"
оказалась сродни взрыву бомбы, потрясшей все думающее русское общество.
"Около месяца среди целой Москвы почти не было дома, в котором не говорили
бы про "чаадаевскую статью" и про "чаадаевскую
историю"…" — писал один из современников.
Публикация "Первого Философического письма"
навлекла на Чаадаева гнев властей. Уже в октябре 1836 году он был официально
объявлен сумасшедшим и оказался под постоянным медицинским и полицейским
надзором. Журнал "Телескоп" закрыли.
Последние годы жизни Петр Яковлевич жил в Москве в небольшом
флигельке на Новой Басманной улице уединенно и скромно. Тем не менее, он
постоянно был вхож не только в московский Английский клуб, но и в круг
западников и славянофилов. Московское общество смотрело на него, как на
странного чудака, но в то же время опасалось его острого языка. Умер Чаадаев 14
апреля 1856 года. Похоронен он был в Москве на кладбище Донского монастыря.
http://www.portal-slovo.ru/history/35581.php
</i>
❥
❥ ❥
<b>
На удивление сегодняшние мысли Петра Чаадаева
</b>
Любовь к Отечеству есть ненависть к его недостаткам и
стремление к их скорейшему искоренению.
   ▸ ▹
Наша свобода заключается в том, что мы не сознаём нашей
зависимости
   ▸ ▹
Заблуждения распространяются быстро, а истина медленно.
   ▸ ▹
Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими,
становится ложью.
   ▸ ▹
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с
преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть
полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что
время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине
истиной…
   ▸ ▹
Что нужно для того, чтобы ясно видеть?
Не смотреть сквозь самого себя.
   ▸ ▹
Слово звучит лишь в отзывчивой среде.
   ▸ ▹
Бессильный враг — наш лучший друг; завистливый друг —
злейший из наших врагов.
   ▸ ▹
Мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы продолжаем
жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для последующих
поколений.
   ▸ ▹
Тщеславие порождает дурака, надменность — злобу.
   ▸ ▹
Прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают счастье.
Жить для других значит жить для себя. Доброжелательность, бесконечная любовь к
себе подобным — вот, поверьте мне, истинное блаженство; иного нет.
   ▸ ▹
Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить
его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени,
который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.
   ▸ ▹
Протекшее определяет будущее: таков закон жизни. Отказаться
от своего прошлого — значит лишить себя будущего.
   ▸ ▹
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со
склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть
полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что
время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине
истиной.
   ♥ • ❖ • ♥
   ♥ • ❖ • ♥