⠁ ⠂ ⠃ ⠄ ⠅ ⠆ ⠇ ⠈ ⠉ ⠊ ⠋ ⠌ ⠍ ⠎ ⠏ ⠐ ⠑ ⠒ ⠓ ⠔ ⠕ ⠖ ⠗ ⠘ ⠙ ⠚ ⠛ ⠜ ⠝ ⠞ ⠟ ⠠ ⠡ ⠢ ⠣ ⠤ ⠥ ⠦ ⠧ ⠨ ⠩ ⠪ ⠫ ⠬ ⠭ ⠮ ⠯ ⠰ ⠱ ⠲ ⠳ ⠴ ⠵ ⠶ ⠷ ⠸ ⠹ ⠺ ⠻ ⠼ ⠽ ⠾ ⠿ ⡀ ⡁ ⡂ ⡃ ⡄ ⡅ ⡆ ⡇ ⡈ ⡉ ⡊ ⡋ ⡌ ⡍ ⡎ ⡏ ⡐ ⡑ ⡒ ⡓ ⡔ ⡕ ⡖ ⡗ ⡘ ⡙ ⡚ ⡛ ⡜ ⡝ ⡞ ⡟ ⡠ ⡡ ⡢ ⡣ ⡤ ⡥ ⡦ ⡧ ⡨ ⡩ ⡪ ⡫ ⡬ ⡭ ⡮ ⡯ ⡰ ⡱ ⡲ ⡳ ⡴ ⡵ ⡶ ⡷ ⡸ ⡹ ⡺ ⡻ ⡼
⡗ ⡘ ⡙ ⡚ ⡛<b> Серебряный век русской культуры</b>
<i><b>
О
пошлости и дураках
</b>
У Набокова есть
эссе о пошляках и пошлости, в котором он емко и четко характеризует как само
явление, так и носителей данного «стиля жизни».
Писано знаменитое
эссе как будто сегодня: широкий спектр жизненных сентенций идеально совпадает с
настоящим временем, свидетельствуя – современное общество задыхается от
пошлости, которая лезет со всех щелей.
<b>
«Пошлость – это не
только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная
значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная
привлекательность... Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым», </b>–
утверждает Набоков.
Наше время – время
фальшивок и суррогата, когда все здравое и истинное истребляется в угоду
некачественной подделке. Скабрезное, безвкусное и безнравственное возводится в
ранг добродетели и культивируется как эталон.
Настоящую любовь
заменили партнерством и свободными отношениями, верность – выгодой, дружбу
обратили в ненависть, материнство десакрализировали, истинную Церковь стремятся
подменить карикатурным подобием, действующим вне закона.
Пошлость захватила
массы и руководит сознанием. И от нее уже никто не отмахивается, как от
надоедливой мухи.
«Пошляк не
увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой – вся его
природа искусству враждебна. Но он с жадностью поглощает всяческую информацию и
отлично натренирован в чтении газет и журналов…» – дает определение Набоков.
Сегодня к этому
перечню можно добавить еще и телевидение. Банальность и серость, за редким
исключением, отсвечивают с экранов и вещают с полос газет. Плоский юмор,
банальный до избитости, грубо безвкусный, настырно и безустанно «веселит»
зрителей. Низкопробность в чести.
Отсутствие
потребности в высоком и как особый шик – высмеивание всего высокого,
прекрасного – признаки нашего времени…
Под влиянием Чехова,
с творчеством которого я знакома лет с 11, считаю главными врагами человека
пошлость и невежество. Горький писал о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он
всю жизнь боролся с ней».
Дистанцируясь от
общества, но не превратившись в сноба, как врач, указывал на болезни, переживал
и старался помочь «больному человечеству» справиться с недугом.
Он бесстрашно и
правдиво рассказывал о людях. Жестко, неумолимо, нелицеприятно. Никаких
полуправд.
Замена высокого
низменным – суть пошлости. И, в частности, это демонстрирует Чехов в своих
непревзойденных рассказах.
Как по-мещански
люди пытаются самоутвердиться, засветиться в обществе. С неуемным желанием
принадлежать к «избранному кругу» любой ценой предают себя, близких, идут по
головам. Чехов показывает духовное убожество человека, его бездушие. И при этом
полное общественное равнодушие, которое становится нормой жизни.
Чехов не мог
терпеть таких слов, как «сочно» и «красочно». И возмущался вычурностью
московских модернистов: «Какие они декаденты! Они здоровеннейшие мужики! Их бы
в арестантские роты отдать!.. Все это новое искусство – вздор… Ново только то,
что талантливо».
Как пошлость
постепенно завладевает человеком, порой неуловимо для него самого,
продемонстрировано Чеховым в «Ионыче». В процессе разрушения личности главного
героя, длящегося около одиннадцати лет, его жизнь завершается духовной смертью.
В конце рассказа
перед нами ожесточенный, злой человек, предавший память о некогда дорогом ему
существе, своей любви, Котике (Екатерине Ивановне), первой и единственной
радости в его жизни. Он становится хуже тех, кого презирал, обличал, против
кого негодовал.
Осознавая пагубное
влияние среды и общества, Чехов все-таки в первую очередь видит проблему в
самом человеке, который оставил без внимания свои недостатки и допустил, чтобы
они в дальнейшем переросли в порок.
Это Вам будет
интересно:
Зашлакованность
эмоциями: как недуги души отображаются на теле
Обижаются только
те, кому это выгодно
Виртуозно изображая
своих героев с говорящими фамилиями, Чехов как бы отдергивает нас – от
раболепства, подхалимства, угодничества, самоунижения, лести, лжи… напоминая о
чувстве собственного достоинства.
И каким стать:
добрым или злым, зависимым или свободным, думающим или недумающим – человек
определяет сам, делая выбор в каждый момент своей жизни. опубликовано econet.ru
<u> Автор:
Наталья Горошкова</u>
</i>
╭•⊰✿¸