<b>
▒ Памяти Леонида Филатова
</b>
✠ ✧ •
✧ •
✧ ✠ ✧ •
✧ •
✧ ✠ ✧ •
✧ •
✧ ✠ ✧ •
✧ •
✧ ✠ ✧ •
✧ •
✧ ✠
<i>
Еще будучи учеником 10-го класса средней школы в городе
Ашхабаде, Леня Филатов сообщил всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет
ВГИКа. Сомнений в том, что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после
выпускного бала он приехал в Москву с группой одноклассников. «Все это было от
провинциальной наглости, а не от уверенности в собственных силах, – вспоминал
он потом. – Я понял, как огромна Москва и как в ней много таких “гавриков”, как
я. Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет». Потерпев неудачу в попытке
стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на
актерский факультет Щукинского училища и был туда принят.
Окончил Театральное училище имени Б. Щукина (1965–1969),
курс В.К. Львовой и Л.Н. Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого
знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую
«Таганку», многие его отговаривали: «Тебе тишина нужна, а там все грохочет,
гремит, все орут». Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем
выборе.
Он был актером так называемого «второго призыва». Пополнение
«Таганки» на рубеже 1960–1970-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не
уступало любимовской команде «первой пятилетки». Леонид Филатов, Виталий
Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков
– такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре
больше не было.
В «Таганке» Филатов был принят и признан безоговорочно с
первой же работы – роли Ведущего в спектакле по роману Н. Чернышевского «Что
делать?». А «повинны» в этом были его обаяние, которого не отнимешь, и
прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых шагах по
«таганковской» сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с большой теплотой и
неподдельной самоиронией: «Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить
собой все человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников.
Этого не получилось. И все-таки я счастлив...
❞❞
“Таганка” была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной
стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми
можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов,
Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат
Окуджава... “Таганка” – это университет. Здесь вблизи видел замечательные
образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой
трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать... Другое дело, что в
пору юности я наивно думал, что и весь окружающий меня мир так же нормален и
прекрасен, как “Таганка”».
Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, –
это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету «природный
вексель» не оплачен и наполовину. Хотя Ю. Любимов быстро проникся уважением к
новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был не чуток
к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л. Филатов на «таганской» сцене не так
уж и много. Ведущий в «Что делать?», Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших
и живых», Федерциони в «Жизни Галилея», эпизодические роли в «Десяти днях»,
«Часе пик», центральные – в «Доме на набережной», «Пристегните ремни»,
«Пугачеве», «Антимирах», «Мастере и Маргарите», «Товарищ, верь» – все добротно
и успешно для нормального актера. Но «полигона» для вулканической природы
все-таки маловато.
Был бы Филатов только актером – может, возроптал бы, нашел
бы другой театр, где мог утолить свои «премьерские» амбиции, вполне законные
для такого мастера. Но помешали ему в этом (и помогли «Таганке») нетривиальные
черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии,
любовь к таганскому «дому» и к каждому из «домочадцев». Отсюда и горячее
сострадание Ю. Любимову за его мытарства, за мучительную цену, которую платили
театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность
Л. Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в
судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто:
интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался
творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его
ролей.
Л. Филатов становится полноправным членом «таганского
соавторства». Не только актив творческих предложений по ходу репетиций, не
только внерабочее сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы,
поэтическое мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с
ведущей группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В.
Высоцкий, В. Золотухин, А. Демидова, Б. Хмельницкий, И. Дыховичный.
Неудивительно, что в перечне имен создателей одного из спектаклей «Таганки» –
«Под кожей статуи Свободы» значилась и фамилия Л. Филатова.
В тот период, когда «Таганку» возглавил А. Эфрос, Леонид
Филатов в течение двух лет работал в театре «Современник» (1985–1987). В 1987
году он вновь вернулся в «Таганку».
Еще в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973
году сознательно или интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер
Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно
было быть востребовано на экране.
В начале 1990-х годов вся энергия и заботы Филатова
посвящаются новому увлечению – режиссуре. «Я люблю самое разное кино — Бунюэля,
Бергмана, Бессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа,
Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех
люблю Феллини», – признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и
сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», который получил первую премию на
фестивале «Кинотавр».
К исходу 1989 года Л. Филатов уже приобрел всесоюзную славу
актерского лидера последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди
кинодеятелей, почетное звание, титул секретаря Союза кинематографистов,
международные премии, фестивальные призы... И наряду с этим – издерганность,
подорванное здоровье, неспособность бросить курить в день по нескольку пачек
сигарет, разочарованность и обиды.
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине
1990-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но
многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе – литературной. Его
всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты
молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить
целый том филатовских произведений – стихов и переводов. Этим он занимался
постоянно, но особенно плодотворно трудился в литературе все последнее
десятилетие. Л. Филатов писал стихи, песни, пьесы, пародии. В предисловии к
сборнику его стихов «Уважайте удачу»
А. Володин пишет:
❞❞
«Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи... и
кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях... Но оказывается –
нет: вот еще о себе и еще о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи
людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными
талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И
все, что он делает – и печальное и мудрое, – на радость нам. И все же – он не
разный в своих дарованиях. Он – единое явление. Его поэзия создает образы
душевной жизни людей, не похожих друг на друга, даже противостоящих друг другу.
Это свойство истинного искусства”. “Мир – это театр”, – по слухам, говорил
Шекспир. Читая стихи Леонида Филатова, каждый может сказать: мир – это и
поэзия».
Одна из последних книг Л. Филатова – «Театр Леонида
Филатова», вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы «Про Федота-стрельца
удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Часы с кукушкой», «Любовь к
трем апельсинам», «Лизистрата», «Возмутитель спокойствия», «Опасный, опасный и
очень опасный», песни к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден»,
«Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни», а также пародии
«Таганка-75».
В наше неблагодарное время память о людях стремительно
улетучивается. Те, кого еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в
безвестности, одиночестве и зачастую в забвении. Многие из любимцев публики
прошлых лет уже умерли 10 и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не
подозревает. В основном талантливые люди, да еще и не совпавшие с официальным
временем, живут мало. Ушли из жизни О. Даль, В. Дворжецкий, И. Извицкая и
многие, многие... Кто же о них вспомнит, если не свой брат актер! Поэтому с
1994 года Л. Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили»,
посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых
стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым
творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
В 1989 году Л. Филатов был избран секретарем Союза
кинематографистов СССР. Он – народный артист России (1996), лауреат премии
«Триумф», лауреат премии МКФ в Карловых Варах за фильм «Чичерин», где играл
главную роль.
Скончался в Москве 26 октября 2003 года.
</i>
✠
✧
• ✧ •
✧
Леонид Филатов литературные пародии на поэтов
✧
• ✧ •
✧
Про Федота-стрельца, удалого молодца
✧
• ✧ •
✧
Владимир Высоцкий и Леонид Филатов
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
✠
Полностью о Л.Филатове http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/filatov/
✠ ✠ Фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=h8qZVKSYO4P8ywPx04CQBg&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1280&bih=631