<i><b> Дела давно
минувших дней…</i> </b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
░ О
МАРИИ ИВАНОВНЕ БАБАНОВОЙ (окончание)
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
Письма…
Из писем Ксении
(выдержки даются по книге: М. Туровская Бабанова: Легенда и биография, с.
301–303)
1943 г.
«Дорогая Мария Ивановна!
Не пугайтесь письма, оно последнее.
Вы, написав, сделали для меня много больше того, что я стою, я
горячо благодарю Вас за уважение ко мне, сквозящее из каждой строчки, и
удивительное внимание к моей злосчастной душевной жизни…
Пожелайте мне в Вашей теплой душе побольше сил на борьбу.
Будьте благословенны, мое солнышко.
Ваша Ксения».
1947 г.
«Дорогая Мария Ивановна!..
Когда я сейчас прочла Ваши слова: «Вижу Вас такой, какой
всегда представляла, будьте, дорогая, всегда чистым, доверчивым существом, не
думайте, что Вы будете глупо выглядеть в глазах циников с опустошенными
сердцами «… Дальше написано: «Много часов я лежала и думала; думала о Вас,
стараясь проникнуть в завесу закрытого от меня будущего. Вы особенная, и это
принесет Вам много осложнений в жизни. Но разве бы Вы хотели стать другой,
попроще?..»
А теперь я мать и больше ничего; веду свою роль с полным
усердием, воодушевлением, вдохновением, – словом, так, как я только и умею.
Примите от меня самый сердечный привет, самую горячую
благодарность за все, за все доброе…
Ксения».
Роли во времени и
вне него
Накануне войны в
Театре Революции намечалось взорвать «бомбу». Знаменитый Ю. Завадский ставил
здесь «Бесприданницу» с супер-составом: Астангов, Абдулов, Орлов, Мартинсон.
Ларису играла Бабанова.
Но – «бомба» не
взорвалась! Публика осталась вежливо равнодушной, и звездная «Бесприданница»
быстро сошла со сцены ТР. А ведь случись премьера в начале 60-х, и спектакль
объявили б, возможно, одним из шедевров Завадского и всего коллектива, а
бабановскую Ларису – одной из бесспорнейших удач артистки!..
Во всяком случае, известный театровед М.
Туровская считает так. И поясняет: Бабанова играла отчуждение человека, играла
«публичное одиночество», – и это была «игра на опережение». Такую трактовку
сверхколлективистски настроенная предвоенная публика не поняла да и не захотела
бы понять. В стране, воспринимавшей себя осажденным лагерем (и как бы одной
семьей или хотя б коммуналкой), тема трагедии одиночки была не ко времени.
Лето 1941 года
Театр Революции и Бабанова встретили на гастролях в Минводах. Буйно цвела
природа, спектакли чередовались с комфортабельным отдыхом. Даже отношения в
труппе, достаточно напряженные, несколько «умягчились»…
И вдруг: 22 июня!..
Мария Ивановна
срочно вернулась в Москву. А затем началась для нее эвакуация в далекий
Ташкент. Здесь ТР ставит спектакль «Питомцы славы» о героине войны 1812 года Н.
Дуровой. В основе – знаменитая в будущем пьеса в стихах А. Гладкова. К ней же
на далеком Урале обращается и режиссер Попов в эвакуированном туда Театре
Советской Армии.
По возвращении в Москву обе версии вынесут на
суд искушенной столичной публики. Победит Попов.
И победит
справедливо: в спектакле ТР не сложилось ансамбля. В нем слишком доминировала
блистательная Бабанова.
Ее Шура Азарова –
просто великолепный концертный номер.
И, – годы брали
свое. Было необходимо перейти на иные возрастные роли.
Новый руководитель
театра (собственно, и сделавший знаменитую «Маяковку») Н.П. Охлопков, как
будто, должен был понимать трудности Бабановой.
Но, –
Охлопков тоже был
учеником Мейерхольда. Многие приемы подзабытых шедевров мэтра он возрождал,
придавая им несколько пафосный блеск полупридворного искусства послевоенного
сталинского «вампира». Для бескомпромисснейшей Бабановой Охлопков был эрзац- (а
значит, и псевдо-) Мейерхольд. К тому же, ее сверстник, он трагически
воспринимал Марию Ивановну прежней Мусей 20-х годов!.. Ей, 46-летней, он
поручает роль Любки Шевцовой в молодежном по составу спектакле «Молодая
гвардия»!.. Бабанова прекрасно воспроизводит говорок и повадки шахтерской
задорной девчонки, но… Положение не спасает даже знаменитая песня «Одинокая
гармонь», впервые исполненная именно Бабановой и именно в этом спектакле.
Но Охлопкова
«ведет» еще дальше. В 1955 году он поручает ей роль… Офелии! Мария Ивановна
рвется уйти из театра. Ее измученное сознание видит в таких «своевременных»
назначениях на прекрасные роли какие-то даже козни…
«Зыковы»
Из всех свершений
того времени по-настоящему большой удачей актрисы стала роль Софьи в «Зыковых»
Горького. Режиссер видел Софью этакой ключницей-скопидомкой с волосами,
прижатыми к голове лампадным маслом. Но Мария Ивановна преотлично знала и
помнила среднебуржуазную среду начала столетия. Она играла Софью умной и
элегантной дамой, овеянной культурой «серебряного века».
Еще одна удача
Бабановой в те годы – роль Кей в спектакле «Украденная жизнь» (своеобразный
японский вариант «Вассы Железновой»). Пьеса ставила перед немолодой артисткой
труднейшую задачу: сыграть три возраста героини, – юность, зрелость и старость.
Да еще в непривычном антураже сверхсложного и неудобного для европейца
японского быта!
Но годы брали свое.
Все реже выходила Мария Ивановна на сцену. Все чаще брала дополнительный отпуск
и проводила его на даче, в обществе любимых (приблудных) собак.
Отдушиной стало
радио, – участие в постановках для детей. Трепещущий, то колючий, то нежный
голос Бабановой открыл нескольким поколениям советских детей сказки Андерсена и
Сент-Экзюпери…
ৠ ৠ ৠ
Два последних
шедевра
«Дядюшкин сон»
Увы, тогда у нас
еще не ставили пьес Т. Уильямса. А по признанию всех, Бабанова была «его»
актриса.
Мало встреч выпало
ей и с близкими по духу героями Диккенса и Достоевского.
И все же в 1971
году Мария Ивановна с блеском играет Марью Александровну Москалеву в
«Дядюшкином сне». «Самое удивительное, что в буффонно-трагической роли Марьи
Александровны Москалевой – этого уездного Наполеона в юбке – Бабанова сыграла
не только и не столько стяжательницу, хамку или полководца своих интриг,
сколько ту девочку с обойденной счастьем душой, которую не доиграла в молодые
годы» (М. Туровская, с. 326–328).
В 80 лет Мария
Ивановна «изменила» сцене Театра имени Маяковского. Ее пригласили на роль Жены
в спектакле «Все кончено», который ставили по пьесе Э. Олби на сцене МХАТ с
участием М.И. Прудкина и А.О. Степановой.
Да, никто не хотел
в это верить, великие «старики» нашей сцены прощались со зрителем! Но всем
тогда хотелось думать: нет, только репетировали, только играли прощанье…
На сцене возник
изумительный ансамбль. Каждый играл в нем что-то свое, глубинное, всею жизнью
выношенное, – свою главную тему в искусстве. Свою тему играла – увы, завершала
тогда – и М.И. Бабанова.
Сцена из спектакля «Все
кончено»
Вот что пишет об
этой ее работе Майя Туровская: «Однажды обманутая в своем первом девичьем
чувстве или просто недолюбленная в суете жизни на виду, она взрастила в своей
душе эту неприязнь и недоверие к чувству. Бабанова играет драму сильной души,
не способной на самозабвение любви. Возвращаясь к
прежним ее ролям, можно сказать, что она играет драму женской независимости в
новых предлагаемых обстоятельствах» (с. 339).
Впрочем, есть и
другая, более облегченная трактовка: «В роли Жены Мария Ивановна играла или
проживала умиротворенную и достойную старость, по-прежнему красивую, мудрую и
величественную. Такой осталась в памяти зрителей и сама Бабанова –
женщина-легенда, женщина-эпоха» (Русские богини, с.
207).
►► http://amnesia.pavelbers.com/Aktery%20i%20sudba%205%20Marija%20Babanova.htm
</i>