•
❁ ⊱ •
Мария
Петровых
В нее влюблялись Пастернак и
Мандельштам, близким ее другом на протяжении 30 лет была Анна Ахматова. Мария
Петровых при жизни свои стихи даже не пыталась публиковать. «Я не носила стихов
по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе». Да и в голову не
приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать
их». А стихи ее - выворачивающие душу, всегда искренние и очень женские …
А.Тарковский так писал о поэзии
М. Петровых:
«На первый взгляд, язык поэзии
Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду
большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих
бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и
свету их нет конца».
В её поразительно искренних,
обнаженных стихах нет ни тени лукавства или кокетства. Ее поэзия аскетична,
прямодушна и предельно серьезна. Будучи прямым человеком, Мария Петровых все
говорила начистоту.
«Однажды, - пишет
А.Гелескул,известный поэт-переводчик, - в разговоре о чьих-то стихах —
нехитрых, но для интересности запутанных, Мария Сергеевна обронила: - Я
всё-таки люблю, когда пишут прямо».
Да, я горжусь, что могла ни на
волос
Не покривить ни единой строкой,
Не напрягала глухой мой голос,
Не вымогала судьбы другой.
И жила она довольно просто и
скромно, не признавая в быту никаких лишних вещей и так любимых женщинами
безделушек. Не следила за модой, была равнодушна к нарядам, внешний облик ее не
имел ни малейшего отношения к элегантности.
///////////////////////////////////2
«Со своей строгой челкой и
некрасивой красотой слегка грубоватого и в то же время отнюдь не простоватого,
а волевого чеканного лица – она жила отдельно от так называемой общественной
жизни, оставаясь одним из загадочно выживших сильных характеров»
Е. Евтушенко
И, тем не менее, не будучи
красавицей, она с легкостью покоряла мужские сердца.
Михаил Ландман, поэт и
переводчик, вспоминает:
«…в неё влюблялись многие. Кроме
Мандельштама, Пастернака, очарованы ею были в разное время и Эммануил
Казакевич, и Александр Твардовский, и Павел Антокольский… Словом, она была
женщиной, которая вызывала сильные чувства у многих соприкасавшихся с ней
людей…И причиной этому была какая-то неуловимая внутренняя сила, обаяние
личности — не только ума, а какой-то потрясающей детскости и суровости,
открытости и сдержанности…»
Из-под пера Мандельштама,
влюбленного в Марию, выходит посвященное ей стихотворение, ставшее одним из
бриллиантов лирической поэзии 20 века.
Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.
Ходят рыбы, рдея плавниками,
Раздувая жабры: на, возьми!
Их, бесшумно охающих ртами,
Полухлебом плоти накорми.
Мы не рыбы красно-золотые,
Наш обычай сестринский таков:
В теплом теле ребрышки худые
И напрасный влажный блеск
зрачков.
Маком бровки мечен путь
опасный...
Что же мне, как янычару, люб
Этот крошечный, летуче-красный,
Этот жалкий полумесяц губ?..
Не серчай, турчанка дорогая:
Я с тобой в глухой мешок
зашьюсь,
Твои речи тёмные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.
Ты, Мария,- гибнущим подмога,
Надо смерть предупредить -
уснуть.
Я стою у твоего порога.
Уходи, уйди, еще побудь.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/210817/35687/