<b>Помним</b>
 
 ❖ ❦ ❥ ❖ ❧
❤
<b>
Мария
Петровых
</b>
 
 ♥
ღ ♥
<i>
  
 
<b> Арсений Тарковский </b>
Марию Петровых я увидел впервые в 1925 году.
Учредителем и главой
первого в Москве Литературного института был В.Я.Брюсов. После кончины поэта
институт его имени прекратил своё существование. Возникло новое учебное
заведение - "Литературные курсы с правами высших учебных заведений"
при Всероссийском союзе поэтов. Мария Петровых и я были приняты на первый курс
и вошли в один из дружеских кружков юных поэтов. Наша дружба длилась вплоть до
её кончины в 1979 году. В этом кружке Мария Петровых по праву оказалась первой
из первых. Известны вокалисты, у которых врождённый хорошо поставленный голос.
Такой хорошо поставленный поэтический голос был у Марии Петровых.
В книге, которая
сейчас перед вами, есть раздел "Из ранних стихов". Я уверен, что этот
раздел можно было бы начать стихами не 1927-го, а 1925 года. А может быть,
написанными ещё ранее.
Поэзия Марии
Петровых развивалась год от года, крепла, набирала силу, углублялась. Перед нею
открывались новые горизонты. Но в своём постепенном, неуклонном развитии она не
отступала далеко от проторенной ещё в ранней юности дороги.
Мария Петровых
любила жизнь, хотя и не вглядывалась в неё сквозь розовые
очки. Даже
влюблённость для неё оборачивалась скорее источником горя, чем
счастья:
/...В ту ночь
подошло, чтоб ударить меня,/
/Суровое
бронзоволикое счастье./
Мария Петровых
искала и находила исцеление в природе:
/...Увечья не
излечит мгновение покоя,/
/Но как тепло на
солнце и как легко в тени.../
Её душа подлинного
поэта, вооружённая сильным дарованием и, казалось,
столь беззащитная,
вела сама с собой бесконечный спор. Последнее слово в
этом споре
принадлежало поэзии.
При жизни Марии
Петровых была издана только одна её книга: далеко не
полный свод
оригинальных произведений и переводов с армянского. Издан был
сборник
"Дальнее дерево" без её участия, в Армении, усилиями её ереванских
друзей. Вот почему
поэта такого большого таланта мало знают читатели.
Может быть, в этом
виновата и скромность Марии Петровых? Замкнутость её
души, не умеющей
распахнуться перед посторонними? Мне кажется, она знала
себе цену - втайне:
её стихами восхищались такие поэты, как Пастернак,
Мандельштам,
Антокольский. Ахматова утверждала: одно из лучших лирических
стихотворений
("Назначь мне свиданье на этом свете") написано Марией
Петровых. Не
предьявляла ли к себе Мария Петровых непосильных требований?
Нет, она справилась
бы с труднейшей задачей.
Тайна её поэзии не в
этом.
Мария Петровых в
ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне
"взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому
словосочетанию
делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в
стихах Марии
Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего.
Тайна поэзии Марии
Петровых - тайна сильной мысли и обогащённого
слова:
/За окном шумит
листва густая -/
/И благоуханна и
легка, -/
/Трепеща, темнея и блистая/
/От прикосновенья
ветерка.../
Приглядитесь - здесь
чудо! Слова из обычного литературного лексикона
приобретают новую
напряжённость, новое значение. Они наэлектризованы.
Да ещё и найдена
новая реалия: листва под ветром и впрямь темнеет и
блистает. Здесь
главенствующее - не "распространённая метафора", а каждое
слово само по себе
метафорично. Рисунок стихотворения полон света и
свежести. Когда вы
дойдёте до четвёртого стиха сонета "Судьба за мной
присматривала в
оба...", ваше сердце пронижет чужая боль. Русская
литература всегда
несла на своих плечах груз "всемирной отзывчивости".
Мария Петровых знает
свои способы претворения языка и умеет проникать в
сердце читателя.
Тайна Марии Петровых
в том, что она поистине большой русский поэт.
В ранних стихах
Марии Петровых читатель обнаружит черты эткспрессивного
стиля:
/...Даль недолётна.
Лишь слышно: от холода/
/Звёзд голубые
хрящи хрустят.../
Впоследствии эти
черты сгладятся. Повзрослев, Мария Петровых доверчивей
отнесётся к родному
языку, к его сложной простоте, к идее стихотворения, к
возможности
словесного воплощения замысла. Тогда чувство свободного,
вдохновенного полёта
передастся и нам, читателям.
Тема Великой
Отечественной войны нашла выражение и в поэзии Марии
Петровых. Эти стихи
исполнены силы, мужества и любви к родной земле.
Глубокая, искренняя
благодарность бьётся в сердце автора к маленькому
камскому городу
Чистополю, где Марии Петровых довелось жить в эвакуации.
Тема России играет в
её поэзии чрезвычайно важную роль.
Многое осталось за
пределами этого краткого предисловия. Можно было бы
поведать читателю,
что Мария Петровых родом из Ярославля - древнего
города, и тему
истории России обнаружить в её поэзии нетрудно. Она
исчерпывающе знала и
понимала творчество Пушкина. Она из числа лучших
переводчиков
армянской поэзии. Вокруг себя Мария Петровых обьединила
преданных ей
учеников, бережно и внимательно воспитанных ею. Преданность
искусству поэзии -
подвиг. Пусть же её подвиг навсегда останется
примером для всех
нас, пишущих стихи.
http://samlib.ru/p/petrowyh_m/tajnamariipetrowyh.shtml
</i>
♥
♥
<i>
Слова пустые лежат, не дышат,
Слова не знают - зачем их пишут,
Слова без смысла, слова без цели,
Они озябших не отогрели,
Они голодных не накормили, -
Слова бездушья, слова бессилья!
Они робеют, они не смеют,
Они не светят, они не греют,
И лишь немеют в тоске сиротства,
Не сознавая свое уродство.
70-е годы
♥
Легко ль понять
через десятки лет -
Здесь нет меня, ну просто нет и нет.
Я не запомнила
земные дни.
Растенью - и
тому, наверно, внятно
Теченье дней, а для меня они -
Как на луне смутнеющие пятна.
1969
♥
А ритмы, а рифмы неведомо откуда
Мне под руку лезут, и
нету отбоя.
Звенит в
голове от шмелиного
гуда.
Как спьяну могу говорить про любое.
О чём же? О жизни, что длилась напрасно?
Не надо. Об этом уже надоело.
Уже надоело? Ну вот и
прекрасно,
Я тоже о ней говорить не хотела.
И всё же, и всё-таки длится дорога,
О нет, не дорога - глухая тревога,
Смятенье, прислушиванье, озиранье,
О чём-то пытаешься вспомнить заране;
Терзается память и всё же не может
Прорваться куда-то, покуда не дожит
Мой день...
1968
</i>
   ♥ • ❖ • ♥
   ♥ • ❖ • ♥