17 мар. 2021 г.

 ✔✔

███

<b><i>

Николай Александрович Бердяев</b>  родился (6) 18 марта 1874 года в Киеве. Его отец происходил из военной аристократии, а мать – из дворян. Учился Николай в кадетском корпусе, но затем ушел из него и поступил в Киевский университет на естественный факультет.

В 1894 году Бердяев увлекается идеями социал-демократии, участвует в работе студенческих кружков. За это в 1898 году он был арестован и сослан в Вологду. В 1901 году увидела свет его первая философская книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском». У Бердяева постепенно начинает складываться идея религиозно-христианской философии, он приходит в журнал «Новый путь».</i>

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.

Человек имеет священное право на одиночество.

Жизнь христианина есть самораспятие.

Человек — раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

Семья — взаимное несение тягот и школа жертвенности.

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

 

✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b> 18 марта

 

▪Адриан▪ («Житель города Адрии»)

▪Георгий ▪ («Земледелец»)

▪Давид ▪ («Любимый»)

▪Иван▪ («Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»)

▪Ираида▪ («Героиня», «дочь героя»)

▪Кирилл ▪ («Господин» «владыка»),

▪Константин▪ («Стойкий» «постоянный»)

▪Марк▪ («Молот»)

▪Николай▪ («Победитель народов»)

▪Федор▪ («Божий дар»)

 ✔✔

♻  ♲  ♻

<b>

Мысли о порядочности, интеллигентности и воспитанности.

</b>

<i><b>О порядочности

</b>

«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами.

 

А, порядочные люди, терпя и страдая, продолжают обращаться с мерзавцами, как с порядочными людьми».

 

Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д.

 

И все это прикрываясь какой-нибудь фразой: «Я человек простой…», «я не люблю мудрствований», «я прожил свою жизнь и без этого», «все это от лукавого» и т. д.

 

А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».

 <b>

Об интеллигентности

</b>

«Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

 

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

 ===== 2

<i>

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

 

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям».

 <b>

О воспитанности

</b>

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

<b>

Дмитрий Лихачёв

 ✔✔

 ̱ ̲ ̳ ̴ ̵̶ ̷̸ ̹ ̺ ։֑֖֛֚֒֓֔֕֗֘֙֜֝֞֟֠ ְֱֲֳִֵֶַָֹֻּֽֿׁ֣֤֥֦֧֪֭֮֡֨֩֫֬֯ 

<b>  

Алексей Решетов </b> (1937-2002)

<i>
МАРТ

Не весна, а какой-то кошмар,
Почернел и осунулся город,
И хрипит, задыхается март,
Как февраль с перерезанным горлом.

Всё навыворот, всё набекрень,
Вкривь и вкось, но проходят недели,
И уже вылезает сирень
Жирным фаршем из найденной щели.

Что с тобою, мятущийся мир,
Ты как будто доволен судьбою?
Неужели когда-то и мы
Так же будем довольны собою?

Неужели себя я найду,
И сомненья свои освистаю,
И двенадцати мартов в году
Никогда уже не насчитаю?
Пермь, 1964

✔✔

⎎⎎⎎ ♡

 <i>

«Такая непостижимая вещь - счастье. Есть люди вечно недовольные, а есть люди, довольствующиеся малым. Знала я людей, со стороны - больных, небогатых, с корявой такой судьбой, но при этом очень светлых, счастливых. И наоборот, таких - все у них было, но они сами оставались чудовищно несчастливыми. Это такое странное понятие. Счастье испытываешь иногда. На карусели. Или в словах ребенка...»

©<b>  Рената Литвинова

 ✔✔

﹌﹌﹌﹌

<b> 

София Парнок </b> 

* * *<i>
Всё отдалённее, всё тише,
Как погребённая в снегу,
Твой зов беспомощный я слышу
И отозваться не могу.

Но ты не плачь, но ты не сетуй,
Не отпевай свою любовь.
Не знаю где, мой друг, но где-то
Мы встретимся с тобою вновь.

И в тихий час, когда на землю
Нахлынет сумрак голубой,
Быть может, гостьей иноземной
Приду я побродить с тобой...

И загрущу о жизни здешней,
И вспомнить не смогу без слёз
И этот домик, и скворешню
В умильной проседи берёз.
--
1926

✔✔

╼╾┻╾╨┻━┴╼╾╾╴

<b>  

Александр Башлачев</b> 

<i> 

Грибоедовский вальс

В отдаленном совхозе «Победа»
Был потрепанный старенький «ЗИЛ»,
А при нем был Степан Грибоедов,
И на «ЗИЛе» он воду возил.

Он справлялся с работой отлично,
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица,
И приснился невиданный сон:
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны,
Он услышал раскаты стрельбы,
Он заметил чужие знамена
В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье
И движением властной руки
Дал приказ о начале сраженья
И направил в атаку полки.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом —
Водовоз Грибоедов Степан.

Пели ядра, и в пламени битвы
Доставалось своим и врагам.
Он плевался словами молитвы
Незнакомым французским богам.

Вот и все. Бой окончен. Победа.
Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
Покачнулся Степан Грибоедов,
И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали «Ура!»

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на них водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.

 ✔✔

Ѳ   ۝

<b>

Лидия Чуковская

</b> <i>

И наконец самой собою
Я заслужила право быть.
Стучать о стенку головою,
Молиться или просто выть.
Надежда - поздно,
слава - поздно,
Все поздно, даже
быть живой...
Но, Боже мой,
как звездно,
звездно...
Лес. Я. Звезда над головой.
август 1966

✔✔

҈ ҉

 <i>

ВЕСНА

Разве только грязь видна вам,
А не скачет таль в глазах?
Не играет по канавам -
Словно в яблоках рысак?

Разве только птицы цедят,
В синем небе щебеча,
Ледяной лимон обеден
Сквозь соломину луча?

Оглянись, и ты увидишь
До зари, весь день, везде,
С головой Москва, как Китеж,-
В светло-голубой воде.

Отчего прозрачны крыши
И хрустальны колера?
Как камыш, кирпич колыша,
Дни несутся в вечера.

Город, как болото, топок,
Струпья снега на счету,
И февраль горит, как хлопок,
Захлебнувшийся в спирту.

Белым пламенем измучив
Зоркость чердаков, в косом
Переплёте птиц и сучьев -
Воздух гол и невесом.

В эти дни теряешь имя,
Толпы лиц сшибают с ног.
Знай, твоя подруга с ними,
Но и ты не одинок.
<b>
Борис Пастернак</b>
1914

 ✔✔Искандер + Крылов

\ \

/ /

\ \

(oo)

\__/

|

^&emsp;   <i>“Великий Питон помолчал, вспоминая великолепные подробности казни удава-ротозея. Ему хотелось, чтобы кто-нибудь спросил об этой казни, но никто не спрашивал, и тогда он шепнул одному из помощников, чтобы тот организовал вопрос из среды рядовых удавов.

– Группа удавов интересуется,– раздался наконец вопрос, - как именно казнили удава-ротозея?
– Своеобразный вопрос, – кивнул головой Великий Питон, – это было великолепное зрелище...

Сейчас мы отменили эту казнь и, честно скажу, напрасно. Смысл казни – самопоедание удава. Ему не давали есть в течение двух месяцев, а потом всунули его собственный хвост в его собственную пасть. Трудно представить себе что-нибудь более поучительное. С одной стороны, он понимает, что это его собственный хвост и ему жалко его глотать, с другой стороны, как удав, он не может не глотать то, что попадает ему в пасть. С одной стороны, он, самопожираясь, уничтожается, с другой стороны, он, питаясь самим собой, продлевает свои муки. В конце концов от него остается почти одна голова, которую расклевывают грифы и вороны.

– Какое грозное зрелище! – воскликнули некоторые удавы. А некоторые молча стали коситься на свои хвосты.
– Не хватало новой заботы, – сказал удав, привыкший все видеть в мрачном свете, – теперь, свиваясь в кольца, я буду думать: а вдруг мой хвост случайно попадет мне в рот?"</i>

<b>
Фазиль Искандер </b>“КРОЛИКИ И УДАВЫ” / Ann Arbor, 1982 / СССР, 1987



☁ ▅▒░☼‿☼░▒▅ ☁ &emsp; <b>Дмитрий Крылов</b> - тележурналист, автор и ведущий телепередач «Непутёвые заметки»

 А моё знакомство с Фазилем Абдуловичем началось с этой баллады:

<i>

Баллада о блаженном цветении
То было позднею весной, а может, ранним
летом.
Я шел со станции одной, дрозды трещали
где-то,
И день, процеженный листвой, стоял
столбами света.
Цвела земля внутри небес в неповторимой
мощи,
Четыре девушки цвели внутри дубовой
рощи.
Над ними мяч и восемь рук еще совсем
ребячьих,
Тянущихся из-за спины, неловко бьющих
мячик.
Тянущихся из-за спины, как бы в мольбе
воздетых,
И в воздухе, как на воде, стоял
волнистый след их.
Так отстраняются, стыдясь минут
неотвратимых,
И снова тянутся, любя, чтоб оттолкнуть
любимых.
Так улыбнулись мне они, и я свернул с
дороги,
Казалось, за руку ввели в зеленые
чертоги,
Чертоги неба и земли, и юные хозяйки...
Мы поиграли с полчаса на той лесной
лужайке.
Кружился волейбольный мяч, цвели
ромашек стайки,
Четыре девушки цвели, смеялись то и
дело,
И среди них была одна — понравиться
хотела.
Всей добротой воздетых рук, улыбкою
невольной,
Глазами — радостный испуг от смелости
крамольной,
Был подбородка полукруг еще настолько
школьный,..
Всей добротой воздетых рук, улыбкою
невольной.
А я ушел своим путем и позабыл об этом.
То было позднею весной, а может, ранним
летом.
Однажды ночью я проснусь с тревогою
тяжелой,
И станет мало для души таблетки
валидола.
Сквозняк оттуда (люк открыт!) зашевелит
мой волос,
И я услышу над собой свой юношеский
голос:
— Что жизнь хотела от тебя, что ты
хотел от жизни?

===== 2
<i>
Пришла любовь, ушла любовь — не много и
не мало.
Я только помню — на звонок, сияя,
выбегала.
Пришла любовь, ушла любовь — ни писем,
ни открыток.
Была оплачена любовь мильоном мелких
пыток.
И все, что в жизни мне далось — ни
бедной, ни богатой,
Со мной существовало врозь,
уничтожалось платой.
И все, что мужеством далось или трудом
упорным,
С душой существовало врозь и
становилось спорным.
Но был один какой-то миг блаженного
цветенья,
Однажды в юности возник, похожий на
прозренье.
Он был превыше всех страстей, всех
вызубренных истин,
Единственный из всех даров, как небо
бескорыстен!
Так вот что надо было мне при жизни и
от жизни,
Что жизнь хотела от меня, что я хотел
от жизни.
В провале безымянных лет, у времени во
мраке
Четыре девушки цветут, как ландыши в
овраге.
И если жизнь горчайший вздох, то все же
бесконечно
Благодарю за четырех и за тебя,
конечно.
1967
</i>
Уже в середине семидесятых я увидел его в Каминной ЦДРИ на вечере юной Вероники Долиной, он выступал по её просьбе и был похож на большую нахохлившуюся птицу, горного орла, который тревожно поворачивает только голову и задрав подбородок оглядывает всё с высоты. Вскоре меня привела к нему в гости моя добрая знакомая Елена Григорьевна Никкель (они соседствовали в писательских домах на "Аэропорте"), мама Тани Лоскутовой и оказалось, что он умеет улыбаться совершенно распахнуто.

✔✔Высоцкий

````````/ 7

```````/_(

```````|_|

```````|_|

```````|_|

```````|_|`/\

`````/\|=|/`/

`````\`|_|`/

``````)````\

`````/`|_|``\

````/``-=-o`/

````\``/~\_/

`````\/ &emsp;  <i>"Я свой Санкт-Петербург не променяю

На вкупе всё, хоть он и Ленинград"
</i>
АПРЕЛЬ, 1965
 <i>
"В однокомнатной квартире на проспекте Смирнова, которую недавно получил актёр Ремененко, мы собрались после спектакля, - вспоминает балетмейстер Кирилл Ласкари.
Мы - это хозяин дома с женой, Володя Высоцкий, Маша Полицеймако, Коля Губенко, Боря Хмельницкий и ещё… не помню, к сожалению, кто - но так много, что пришлось сидеть на полу. "Таганка" в Ленинграде гастролировала впервые.

Из-под свитера Высоцкого выглядывала тельняшка, бёдра охватывал широкий ремень с медной бляхой. Он пел…
А на нейтральной полосе цветы
Необычайной красоты…

И я подумал: весь вечер работал, пел, играл, носился по сцене, и ещё - сейчас… Какое же надо иметь титаническое здоровье? Какую лужёную глотку? Много пел. Ему подсказывали первую строку, а он, наклоня голову, поджав губы и сделав смешную, загадочную мину, улыбаясь, начинал новую песню…

Уходили под утро. Дружные, пьяные счастьем актёрской молодости и очарованием города.
Люблю тебя, Петра творенье!

Вот это да! - стихотворенье,
выкрикнул Володя и расхохотался.
Поливочная машина отбросила нас к стене дома". </i>

В те же дни состоялся ещё один "квартирник". Слово присутствовавшему на нём В. Попову:
 <i>
"В доме у директора поэтического книжного магазина на улице Союза печатников Геннадия Моисеевича Рахлина в середине 60-х часто собиралась, любящая литературу, молодёжь….

В мае 1965-го на гастроли приехал из Москвы Театр на Таганке. О нём мы тогда ничего не знали… Вторым был спектакль "Антимиры" на стихи Вознесенского, и все мы приобрели билеты, так как предполагалось, что поэт вместе с актёрами будет выступать со сцены.


===== 2

После спектакля Рахлин пригласил Вознесенского к себе. Тот согласился и попросил разрешения прихватить с собой несколько человек из театра. Геннадий Моисеевич не возражал. Рассчитывая, что Вознесенский вечером будет читать стихи, я захватил магнитофон, чтобы их записать.

Пришедшие с Юрием Любимовым актёры были обычными ребятами, многим из нас - ровесниками. Их специально никто не представлял и внимания на них особого не обращали. Когда первый круг застолья подходил к концу, Любимов обратился к одному из актёров:

"Володя, спой что-нибудь".

Тот взял гитару и сказал: "Песня Галича".

Галича к тому времени я знал, его песни мне нравились, и когда этот Володя запел, я на всякий случай включил магнитофон. После "гадов-физиков" пошли без объявления "Штрафные батальоны", "На нейтральной полосе", "Антисемиты", "Я вырос в ленинградскую блокаду" и другие. Компанию, слышавшую в этих стенах немало замечательных стихов, песни восхитили. Я с трудом пытался погасить восторг и смех, чтобы не мешали записи.

Одно место в пении Володи заставило меня насторожиться. Он пел: "За хлеб и воду и за свободу спасибо нашему совейскому народу…" Вот это нестандартное "совейский" показалось знакомым - недавно у меня появилась плёнка нового исполнителя Высоцкого (имя мне известно не было), который среди различных, явно чужих песен пел: "а я - простой совейский заключённый…" У Володи получалось так же. И когда мы с ним вышли покурить, я, выразив ему своё восхищение, заметил:

А знаешь, твоё пение похоже на исполнение Высоцкого.
А я Высоцкий и есть, - сказал он и улыбнулся"
 </i>
Актёры Театра на Таганке: Владимир Высоцкий;
Татьяна Лукьянова, Таисия Додина, Арнольд Колокольников; Николай Губенко.
Фото Готлиба Ронинсона, 16.04.1965