8 февр. 2014 г.

<i><b>
░     День памяти Александра Бенуа
 </i></b>

<i>


Живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства". 

Он родился в Петербурге 3 мая 1870 года в семье разносторонне одаренных художников. Отец художника, Николай Леонтьевич, - академик архитектуры. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться  рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством.

А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных.

Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.


Из дневников А.Н.Бенуа:

6 августа. Арестован Гумилев, и в его комнате в Доме искусств — засада, в которую уже угодил Лозинский и еще кто-то неизвестный. Говорят, что он обвиняется в принадлежности к какой-то военной организации. С этого дурака стало.

Прощальный визит Орга, которому я вручил свою акварель […] Перед отъездом он заехал к Блоку, но несчастный так плох (он третий день без умолку стонет), что жена Блока не пустила Орга к больному.

7 августа. Дождь. Бессонная ночь из-за непрестанного вслушивания. Акица (жена А. Н. Бенуа. — И.В.) не позволяет для притока свежего воздуха закрывать форточку и потому слышно: как щелкает щеколда калитки в воротах, как ходят по двору и все кажется — вот явятся архаровцы (имеются в виду чекисты. — И.В.). Вот они направляются в наш этаж и вот раздается звонок. И только начинаешь дремать, как снова щеколда, снова шаги…

Меня будит похоронный марш: опять хоронят коммуниста у нашего Николы Морского. Через несколько минут раздаются звуки Интернационала, очевидно над могилой (ах, как я ненавижу эту пошлятину!). Одно это раскрывает суть всего движения, а еще через несколько минут эскорт почета возвращается под самую развеселую дребедень […]

Раскрашиваю «Медный всадник»19, затем засел за «Жермини Ласерте» Гонкуров — дал Браз […]

Из театра телефон: утром скончался Александр Блок. Я иду на панихиду в 9 часов. Во второй раз в жизни «у него». В первый раз был в 1900 годах, когда он еще жил на Галерной. Последнее время они жили в доме № 57 по Офицерской. Очень маленькая, тесная и скорее убогая квартира на 3-ем этаже с видом на Пряжку. Он лежит на столе, одетый в сюртук, под покровом, как-то странно закинув голову. Лицо неузнаваемо — точно самый бездарный скульптор или театральный бутафор сделал маску, долженствующую изображать Блока, и «ничего не вышло». Прямо непоэтично, потешно. У гроба довольно много народу: Браз (его жена — подруга Любови Дмитриевны — была днем), Нотгафт, Волынский, Слонимский — поэт, которого я встретил у Ионова, много дам. Бережной очень трогательно заботится о похоронах Блока, даже совещается со мной, чем бы обить гроб.

Смерть Блока я ожидал уже вполне около месяца, и потому она не поразила меня. Странное дело, но при всей симпатии моей к этому чистому и доброму человеку, который с особой симпатией относился ко мне, я не «находил в нем потребности», мне было скучно с ним, меня сразу утомляла затруднительность его речи. Это был человек хорошей души, но не большого ума. Революция его загубила. Он не осилил ее. Как большинство интеллигенции, он считал своим долгом питать культ к ней, к революции an und für sich [по существу. — нем.], и застигнутый врасплох ее реальной сущностью, он опешил, а затем пришел в какое-то уныние отчаяния.


Картины А.Бенуа

【】【】【】 http://www.bibliotekar.ru/kBenua/

   

<i>           
<i>        
Шютимммм.. Ъ 

 ☻ ☻ )))))

    Свекровь – это  мать идеального сына, которому ужасно не повезло с женой.

    Как папа скажет,  так  по-маминому и будет!

  Мудрая женщина  должна держать мужчину под каблуком, но так, что б он думал, что вместо каблука у него на голове корона.

  Если ваш муж начал  следить за модой, начинайте, следить за мужем.

    У тебя был шанс стать единственным. А теперь, пожалуйста, как все - в очередь...

☻  

</i>
 <i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.


СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i></b>
<b>
 Заумный язык
  </b>
<i>
Из «Декларации слова как такового» поэта и теоретика футуризма Алексея Елисеевича Крученых:

«Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком... но и личным... не имеющим определенного значения... заумным».
На основании этой теории некоторые поэты-футуристы писали, например, такие стихи:

«Сержа мелепета сенял ок ризум мелева ал и к» и т.д., которые для читателя были лишены какого-либо смысла.

Отсюда — «заумь».

Обе версии этого выражения означают одно: перегруженный специальной терминологией язык; псевдонаучная бессмыслица (иронически).

</i>
•••

<b>
 Звезда первой величины
</b>
<i>
Заимствовано из астрономии. Еще в первых астрономических каталогах древнегреческих ученых Гипарха (11 в. до н. э.) и Клавдия Птолемея (ок. 90—ок. 160) все видимые глазу звезды были разбиты на шесть «величин» по степени яркости. Соответственно самые яркие звезды причислены к первой «величине».

Иносказательно о людях, занимающих первые, самые высокие позиции в какой-либо сфере деятельности.
</i>
•••
<b>
  Звездный час
</b>
<i>
Из авторского предисловия к сборнику исторических новелл «Звездные часы человечества» («Sternstunde der Menschen», 1927, русский перевод — 1956) австрийского писателя Стефана Цвейга.  Он писал:

«...Каждый шаг эпохи... созревает исподволь... из миллионов впустую протекающих часов только один становится подлинно историческим — звездным часом человечества.., если пробьет звездный час он предопределяет грядущие годы и столетия». Это единственное, историческое мгновение, по мысли писателя, и «предопределяет судьбу сотен поколений, направляет жизнь отдельных людей, целого народа или даже человечества».

Как пояснил сам Цвейг, он назвал эти переломные моменты в жизни человечества так «потому, что, подобно вечным звездам, они неизменно сияют в ночи забвения и тлена».

Иносказательно:

1. Миг удачи; вершина успеха.
2. Переломный, решающий момент.

</i>
<i><b>
░     9 февраля  1926  года скончалась Лариса Рейснер
</i></b>
<i>
Лариса Рейснер производила на мужчин неизгладимое впечатление: "Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел…

Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, а каждый третий… врывался столбом в землю и смотрел вслед".

Ценитель женской красоты знаменитый русский поэт Николай Гумилев не мог не влюбиться в такую женщину.


Непостоянное сердце поэта

В 1916 г. Он написал ей стихотворение:

"Я был у Вас, совсем влюбленный,
Ушел, сжимаясь от тоски,
Ужасней шашки занесенной
Жест отстраняющей руки.
Но сохранил воспоминанье
О дивных и тревожных днях,
Мое пугливое мечтанье
О Ваших сладостных глазах
Ужель опять я их увижу,
Замру от боли и любви
И к ним сияющим приближу
Татарские глаза мои".


Лариса Рейснер родилась в дворянской семье. Получила прекрасное образование. С юности она издавала вместе с отцом литературные журналы, где печатала свои стихи и фельетоны. С Гумилевым она познакомилась в университетском "Кружке поэтов". Однако роман Ларисы и Николая, несмотря на пылкую взаимность, оказался скоротечным – вскоре выяснилось, что параллельно с Рейснер у поэта были любовные отношения с красавицей Натальей Энгельгардт, на которой он и женился в 1918 г.

Такое "предательство" возлюбленного вызвало у Рейснер бурю ненависти. Как-то она призналась Ахматовой: "Я так его любила, что пошла бы куда угодно".


"Куда угодно" оказалось… в революцию. Брошенная женщина, чтобы заполнить душевную пустоту и найти хоть какую-то точку опоры, которой служил ей Коля Гумилев, метнулась к большевикам. В дни октябрьского переворота 1917 г. отважная Лариса пропагандировала среди матросов Балтийского флота… С фронта она привезла себе и мужа – скромного мичмана Федора Раскольникова.

Огонь любви, раз зажженный в ее сердце Гумилевым, продолжал гореть. Революционная карьера Ларисы пошла вверх. В 1918-1919 гг. она занимала должность комиссара Главного морского штаба, затем участвовала в боях Волжской флотилии. Председатель Реввоенсовета Троцкий, хорошо знавший Ларису, писал: "Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина". Как бы в ответ на похвалу Рейснер писала: "С Троцким умереть в бою, выпустив последнюю пулю в упоении, ничего уже не понимая и не чувствуя ран…"


В 1921 г. Лариса отправилась вместе с мужем в Афганистан. Федора назначили полномочным представителем РСФСР в этой стране. И в этом же году погиб Николай Гумилв, расстрелянный палачами, представляющими ту власть, за которую она была готова отдать жизнь…

В Афганистане семейная жизнь Райснер затрещала по всем швам. Ее беременность трагично прервалась. И в этом она обвинила мужа. Раскольников всеми силами пытался загладить свою вину, хотя она главным образом заключалась в том, что он так и не смог заменить ей любимого поэта. Раскольников писал жене нежные письма, но Лариса подала на развод.


И снова ее любовью становится большевик. На этот раз это Карл Радек. Раскольников не дал Ларисе развода, однако разве это могло остановить "метеор революции"? Радек и Райснер начали жить вместе. Наконец, был получен и развод. Свобода. И Гумилева больше нет. Лариса, кажется, успокоилась.


Однако в 1926 г. Рейснер заболевает брюшным тифом и умирает во цвете лет. Вдова поэта Мендельштама отметила в мемуарах: "Мы так не привыкли к естественной смерти от болезни, что мне не верится: неужели обыкновенный тиф мог унести эту полную жизни красавицу. Противоречивая, необузданная, она заплатила ранней смертью за все свои грехи".

Л. Пастернак посвятил смерти Ларисы Рейснер стихотворение, в котором есть такие строки:


"Ты точно бурей грации дымилась
Чуть побывав в ее живом огне,
Посредственность впадала вмиг в немилость,
Несовершенство навлекало гнев.
Бреди же в глубь преданья, героиня.
Нет, этот путь не утомит ступни.
Ширяй, как высь над мыслями моими:
Им хорошо в твоей большой тени".


Нетрудно предположить, что если бы Лариса Рейснер дожила до репрессий 30-х годов XX века, она вряд ли бы осталась жива, будучи сторонницей Троцкого и имея в прошлом таких мужей как Раскольников и Радек. Возможно, ранняя смерть избавила ее от более страшного будущего…

   http://www.etoya.ru/love/2009/7/23/4313/

ৡৢৣ১

  Лариса и все, кто сопровождал ее в жизни
http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/94415/190/Przhiborovskaya_-_Larisa_Reiisner.html

<i>
 <i><b>
С большим удовольствием поздравляю сегодня прекрасного человека, коих не так уж много на нашей земле, адвоката КАРИНУ МОСКАЛЕНКО!
</i></b>

<i>
Елена Липцер, адвокат:

Я познакомилась с Кариной Москаленко в 97-м году, когда решила получать второе высшее юридическое образование. Меня с ней познакомил мой папа, и я пришла работать волонтером, в центр содействия международной защиты, который был, собственно, придуман Кариной Москаленко. Это центр общественной организации, которая помогала людям, российским гражданам, обращаться в комитет по правам человека ООН, за защитой своих нарушенных прав. Когда была ратифицирована европейская конвенция, мы получили возможность обращаться в европейский суд по правам человека, и Карина стала очень активно использовать эту возможность. В результате, она смогла помочь очень многим людям, и могу сказать, что она стала моим первым учителем, в юридической профессии, и остаётся им до сих пор.

Также, важно отметить тот факт, что она выучила очень много юристов, не только меня. И эти юристы, тоже сейчас активно работают с европейским судом, по правам человека. И помогают нашим российским гражданам отстаивать свои права, которые, к сожалению, в РФ часто нарушаются. Карина – потрясающий человек. Я всегда восхищаюсь её работоспособностью, она может работать сутками, если это нужно. Если нужно срочно написать какую-то жалобу, или помочь какому-то человеку. Я, например, так работать не могу, как она. С такой отдачей, и с такой работоспособностью.

В общем, я могу сказать, что Карина – она первооткрыватель вообще, в европейской защите прав человека. И если бы не она, то, наверное бы, многим людям, не смогли бы оказать ту помощь, которую она им оказала. А недавно было выиграно дело "Норд-оста". Я считаю, это очень важный момент, поскольку Карина этому посвятила очень много времени, и европейский суд признал нарушение прав тех людей, которые погибли в "Норд-осте". Кроме всего прочего, Карина является ещё и очень хорошей матерью. У неё двое взрослых детей, и не так давно, она усыновила двух детей из Читинского детского дома. Это тоже совершенно потрясающий поступок. И поэтому я считаю, что Карина достойна быть в списке 100 влиятельных женщин, в первую очередь.

  РИА Новости http://ria.ru/top_100women/20120112/554023189.html#ixzz2skfhvJsP

Карина Москаленко лично знакома с самыми знаменитыми противниками этой власти. Среди ее клиентов оказались бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров (сегодня он отказывается возвращаться в Россию), отправленный за решетку десять лет тому назад нефтяной магнат Михаил Ходорковский, дети убитой в 2006 году журналистки Анны Политковской и семья бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, который скончался в Лондоне в том же году. «Недавно я взяла дело Сергея Удальцова», — рассказывает Москаленко, которую в шутку называют «адвокатом проигранных дел».

Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20130626/210384151.html#ixzz2skg5ddk7
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
</i>

⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰
<i><b>Имена московскiхЪ улицЪ </i></b>

▱▱ ▱▱ ▱▱

۩ ⌂      ۩⌂       ۩⌂      ۩⌂       ۩ ⌂ ۩ ⌂  ♖  ☗   ۩ ⌂ ♖ ☗
<b>
Улица Охотный ряд
</b>
<i>

Улица Охотный Ряд расположена в центре Москвы. Берет свое начало у Тверской улицы и переходит в Театральный проезд после Театральной площади.


Своим названиям улица обязана одному из торговых рядов, которые располагались в этих местах: Обжорный, Лоскутный, Харчевой и т.д.

Охотный ряд занимали продавцы дичью (дикими птицами и зверьем), которую доставляли сюда охотники окрестных поселений.

Интересно знать, что слово «охотник» вошло в обиход лишь в семнадцатом столетии. До этого промысловый люд называли ловчими. Происхождение связывают с тем, что эти люди занимались добычей зверей и птиц с охотой (желанием) и радостью.

Первые жители в этих местах появились еще в XV веке.

Основным сословием, на первых порах, были купцы и ремесленники, продававшие свой товар прямо у ворот своих дворов.

Торговый район развивался и со временем здесь начали строить ряды под конкретные товары. Отсюда и названия – Охотный, Харчевой, Лоскутный и т.д.

Непосредственно сам Охотный ряд был расположен на месте сооруженного Исторического музея.

В семнадцатом веке продовольственные торговые ряды перенесли за Неглинку, поближе к нынешней Театральной площади.

Пожар 1812 года уничтожил деревянные ряды и вместо них уже отстроили каменные помещения.

К этому времени вся торговая местность Занеглининского торга именовалась как Охотный ряд.

В период со второй половины XIX века и до начала двадцатого, Охотный ряд стал самым большим продовольственным рынком столицы – символом хлебосольства, сытости и московского изобилия.

На Охотном ряду располагались 2 знаменитых на всю Москву трактира. Один принадлежал Егорову и славился блинами и расстегаями, другой – Тестову, в котором подавали поросенка с кашей, ботвинью с осетриной и с разной начинкой кулебяки.

Охотный ряд в годы Советской власти

В 20-годы прошлого столетия на улице начинаются значительные перемены.



Торговцев с Охотного ряда постепенно начали переводить на Цветной бульвар, где со временем образовался Центральный рынок столицы.

Первым храмом, который пошел на снос в годы правления большевиков в Москве, стала часовня в честь Александра Невского, построенная в начале последней четверти XIX века. Затем была снесена старинная церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли на Руси.

После строительства здания гостиницы «Москва» и Совнаркома, Охотнорядская площадь превратилась в небольшую улочку, которую назвали Охотный ряд.

Помимо вышеназванных строений, на улице расположен Колонный зал Дома Союзов.

В 1961 году Охотный ряд стал входить в проспект Карла Маркса. Лишь спустя годы, в 1990, улице вернули ее прежнее название.

Продолжение следует…


</i>                                                      
<i><u>
1965 — Премьера фильма польского режиссёра Войцеха Хаса «Рукопись, найденная в Сарагосе».
</u></i>


А ещё позже Войцех Хас снял экранизацию другого моего любимого романа – «Рукопись, найденая в Сарагосе» графа Потоцкого - и в языке, которым заговорил со зрителем, разом перепрыгнул несколько десятилетий, оказавшись актуальным в свете стилистических поисков американского и английского кино 90-х годов.

alexander_pavl

Именно этими словами я хотела вспомнить Войцека Хаса и мой любимый фильм моего любимого польского кинематографа 50-60-х годов.

<i>
Если современного польского киноведа попросить назвать самых значительных польских кинорежиссёров, он, не задумываясь, перечислит Вайду, Мунка, Кавалеровича, Занусси, Куца, может, даже помянет Ленартовича, но о Войцехе Хасе почти наверняка забудет. Хас, один из самых ярких режиссёров мирового кино 50-60-х годов, незаметно выпал из обоймы великих куда-то за подкладку кармана, его как бы и нет вовсе, потому что уже в 70-е годы он был... неактуален. «Польская школа» постепенно сошла на нет, в моду входило «кино морального беспокойства», редуцировавшее кинообразность до телевизионного формата, а Хас был эстетом и перфекционистом.

Его фильмы совершенны. Например, «Прощание» 1958 года по роману обожаемого мной Станислава Дыгата имеет только один недостаток: роль Мирека, важного по смыслу, но второстепенного по метражу и композиции персонажа, сыграл Густав Холоубек. Когда он, ледяной, взведённый, как курок револьвера, появляется в кадре, мы теряем интерес к главному герою, великолепному тонкому Тадеушу Янчару.

Впрочем, в появившейся несколько лет спустя картине «Как быть любимой», скурпулёзно точной экранизации повести Казимежа Брандыса, первоначально назвавшейся «Говорят, сова раньше была дочкой пекаря», подобных недостатков нет, фильм полностью безупречен. Впрочем, международными призами он (как и другие фильмы Хаса) не отмечен – всего лишь национальная премия.

А ещё позже Войцех Хас снял экранизацию другого моего любимого романа – «Рукопись, найденая в Сарагосе» графа Потоцкого - и в языке, которым заговорил со зрителем, разом перепрыгнул несколько десятилетий, оказавшись актуальным в свете стилистических поисков американского и английского кино 90-х годов. «Рукопись», между прочим, была для меня первым фильмом Войцеха Хаса – я ещё школьником в пустом кинотеатре смотрел этот фантастический фильм об отважном офицере, заплутавшем в испанских горах и собственном подсознании. Оборотни, вампиры, инквизиторы, прекрасные полуобнажённые девы, ориентальная мистика, ослепляюще яркое солнце и глубокая тень в переходах забытых пещерных городов восхищали не только меня, наивного, но и такого искушённого мастера, как Луис Бунюэль, написавшего в своих мемуарах, что «Рукопись» Хаса - единственный фильм, который он смотрел трижды.


Но всё это шестидесятые годы, когда изображение, визуальность для польского кинематографа были так же важны, как и социальное послание. В семидесятые годы положение изменилось, место изощрённых лабиринтообразных композиций заняли говорящие головы, и Войцех Хас был оттеснён на периферию.


『』

Войцех Ежи Хас (1925, Краков – 2000, Лодзь) почти всю жизнь провел в Кракове – городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью – возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).

Войцек Хас
https://www.google.ru/search?q=%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%86%D0%B5%D1%85+%D1%85%D0%B0%D1%81&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=kWH2UtHjBejg4QT88YHQDA&ved=0CEYQsAQ&biw=1012&bih=696
</i>


<i><u>
1896 — В Юсуповском саде Санкт-Петербурга прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию. Победу одержал немец Гильберт Фукс.
</u></i>
<i>
Первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию состоялся в 1896 г. в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие четыре фигуриста из трех стран: Гильберт Фукс из Мюнхена, австриец Густав Хюгель и два русских фигуриста из Петербурга - Георгий Сандерс и Николай Подусков. Золотую медаль и звание первого чемпиона мира по фигурному катанию на коньках завоевал Гильберт Фукс. В первом чемпионате мира принимали участие только мужчины.

В 1897 г. на Конгрессе ИСУ, который состоялся в Стокгольме, были приняты правила по проведению соревнований по фигурному катанию на коньках.

Согласно первым правилам, соревнования по фигурному катанию состояли из одиночного катания (только для мужчин), парного катания (двое мужчин или две женщины или один мужчина и одна женщина) и группового катания. Состав группы был идентичен парному катанию. Одиночное катание состояло из двух частей: обязательных фигур и произвольного катания. Фигуристы должны были исполнить шесть обязательных фигур (каждую из которых на правой и на левой ноге) в соответствии с программой соревнований. В парном и групповом катании фигуристы исполняли только произвольную программу.

В период 1896-1914 гг. некоторые чемпионаты проводились на естественном льду. Иногда организаторы вынуждены были отменять их из-за погодных условий, так как не было льда. Поэтому возникла необходимость начать проводить чемпионаты на естественном, но закрытом катке, либо искусственном льду (закрытом или открытом катке).

В 1898 г. чемпионат мира по фигурному катанию впервые проводился на закрытом катке в Лондоне, который именовался "Цирк Хенглера", а позднее - "Палладиум". Победил на этом чемпионате Хенниг Гренадер (Швеция).

  РИА Новости http://ria.ru/spravka/20110324/357481424.html#ixzz2skaXsDi5

</i>
<i><b> Что же эдакого произошло в сей день где-то, с кем-то, когда-то?   


 ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ   </i></b>

 <i>
Ну, например:

『』
<u>
1885 — в России открылась первая бесплатная библиотека-читальня им. Ивана Сергеевича Тургенева в Москве.
</u></i>

<i>
9 февраля 1885 года по инициативе и на пожертвования известной потомственной московской благотворительницы Варвары Алексеевны Морозовой была открыта и приняла читателей первая городская общедоступная бесплатная библиотека Москвы — библиотека-читальня им. Ивана Тургенева, которая  и положила начало библиотечной сети города.

За полтора года до этого события на имя городского головы от Морозовой поступило заявление о намерении пожертвовать Московскому городскому общественному управлению 10 тысяч рублей на учреждение читальни в память незадолго перед тем скончавшегося Тургенева.

В заявлении указывалось, что эта бесплатная читальня должна была давать возможность пользоваться книгами тем слоям городского населения, которым по состоянию их средств существующие библиотеки были недоступны. При этом она приняла на себя первоначальное обзаведение и содержание читальни в первые пять лет.

По договору с московскими властями, если по истечении пяти лет Морозова по какой-либо причине не захочет содержать за свой счет читальню, а город откажет принять ее на свое иждивение, то вся движимость читальни должна поступить в распоряжение жертвовательницы. Разработка Устава читальни была поручена особой Комиссии, состоящей из пяти гласных городской Думы, самой жертвовательницы, приглашенных ею профессоров Московского университета — И.И. Янжула, А.А. Чупрова и заведующего делами Городского Статистического отдела М.Е. Богданова.

Здание библиотеки было построено в течение пяти месяцев с августа 1884 года по январь 1885 года по проекту Дмитрия Чичагова. Располагалась читальня на площади Мясницких ворот, в последствии получившей по библиотеке название Тургеневской. На момент открытия библиотеки ее фонд составлял 3 тысячи наименований книг и более 180 журналов.


『』

http://calendarik.com/event/v-1885-godu-v-moskve-otkrylas-pervaya-besplatnaya-biblioteka-chitalnya-im-ivana-sergeevicha-tu

 

В аэропорту Владивостока открылась первая в России интернет-библиотека, дающая бесплатный доступ к 200 книгам разных жанров. На виртуальных полках есть детективы, сказки, фантастика, классика.

В библиотеке вместо полок с книжками читатель видит рисунок книжного стенда. Тома на нем развернуты корешками к гостям аэропорта. Чтобы прочитать книгу, нужно скачать на свой смартфон или планшетный компьютер специальную программу, а потом навести камеру устройства на картинку томика. Гаджет считает специальный код, и текст попадет на телефон.

Теперь, благодаря проекту обладатели мобильных устройств смогут пополнить свою библиотеку новыми произведениями, затратив всего пару секунд на считывание QR-кода.

Read more: http://smartnews.ru/regions/vladivostok/12308.html#ixzz2skYvIzA3

</i>