3 дек. 2013 г.

 <i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

<b>
Блудный сын

  </b>

<i>
Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 15) есть притча о блудном сыне, в которой рассказывается о том, что однажды некий человек разделил имущество свое между двумя своими сыновьями; младший, забрав свою долю, ушел из дома и, скитаясь в чужих краях, расточил имение свое.

Дойдя до крайней степени нужды, он решил вернуться в отчий дом. Отец принял его, обнял и поцеловал. Сын, робея, сказал: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».- Но отец, видя его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил для него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».

Употребляется с иронией.  Имя нарицательное для беспутных отпрысков, раскаявшихся и вернувшихся в лоно семьи.
</i>
•••

<b>
Бог дал. Бог взял
</b>
 
<i>
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иова) сказано об испытаниях, которые послал ему Бог, — погибло все имущество Иова, его дом, и его дети: «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» Иов сказал на это: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Все испытания, посланные Богом, Иов снес безропотно, не теряя веры.

Иносказательно:

Выражение безропотного смирения при большой потере.

Слова утешения при утрате того, что было получено без собственных усилий, дано как бы свыше, и так же, «божьим промыслом», отнято.

Выражение «страдания Иова» также стало крылатым, означая всякого рода беды, обрушившиеся на невинного человека Иова многострадального.

</i>


<i><b>В рубрике «Пока не затёрли….» </i></b>  
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i> Ах, это так интересно!

➧ Озон, защищающий Землю от солнечной радиации, смертельно ядовит.
Для человека озон опаснее угарного газа. К счастью, в отличие от лишенного запаха угарного газа, озон легко обнаружить - он пахнет геранью.

 ➧ Быки практически не различают цветов. Поэтому они реагируют на красный цвет точно так же, как на зеленый или синий, то есть никак. На быка раздражающе действует не красная тряпка, а то, что кто-то больно его ранит, да еще и машет чем-то у него перед носом.

➧ По решению федерации настольного тенниса, в 2003 году диаметр шарика был увеличен на 2 мм. В результате, скорость шарика во время игры замедлилась на 15 %. Сделано это было для того, чтобы стало легче наблюдать за игрой по телевизору.

➧ Более 35 000 американцев ежегодно страхуются на случай похищения инопланетянами.

➧ Сердце человека находится не слева. Оно расположено за грудиной, между левым и правым легкими.


➧ Венецию часто называют столицей мостов Европы. Однако в Венеции всего 398 мостов, тогда как в Амстердаме - 1280, а в Гамбурге - более 2400 мостов.



➧ Нос Большого Сфинкса в Гизе был утрачен не в результате эрозии. В 1378 году фанатичный суфийский шейх приказал отбить Сфинксу нос, дабы выполнить завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо.
Подобный акт вандализма совершили афганские талибы в 2001 году, с помощью тяжелой артиллерии уничтожив в Бамианской долине две уникальные статуи Будды II века высотой 55 и 37 метров.

Продолжение последует

</i>
<i><b>
О Павле Филонове, который 3 декабря 1941 года умер в Ленинграде.
</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
«Я двадцать пять лет просидел спиной к окну и писал картины». Павел Филонов, художник-аналитик

Сразу скажу – писать о Филонове (1883-1941) непросто. Уж лучше бы, конечно, о нем вообще не писать, но молча обойти эту глыбу никак не удастся – слишком большая дыра получится в истории авангардизма. Даже на фоне чрезвычайно разнообразного и могучего русского авангарда Филонов умудрился выделиться и занять совершенно особое место. А дыры нам зачем? Так что деваться некуда.

Начнем мы, впрочем, с вещей простых – родился, вырос, помер-шмомер. Родители Филонова были крестьянами, но к моменту его рождения жили в Москве. Мать работала прачкой, отец – извозчиком. Профессиональное образование Филонов получал в Питере, куда переехала семья. Сначала это были малярно-живописные мастерские, потом – Общество поощрения художеств, еще позже – частная школа академика-графика Дмитриева-Кавказского.

Затем Филонов трижды пытался поступить в Академию, но принят был лишь вольнослушателем в школу при ней. Проучился там два года и был фактически изгнан – к тому времени он сошелся с питерскими авангардистами, тусовавшимися в группе «Союз молодежи», и манера его письма стала все меньше напоминать академическую. Как-то прямо в классе на этюдах Филонов написал сине-зеленого Аполлона и, вообще, по словам ректора школы Беклемишева, «работами своими развращал товарищей». В общем, Филонов из школы ушел и стал выставляться вместе с «союзниками», чем и занимался до I мировой войны.

Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового. Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице.

 «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изображать людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе. Но как подходит к Филонову, при всех его отличиях от Босха.

Подробнее: http://adindex.ru/publication/gallery/2012/04/23/89076.phtml


Как хоронили большого художника

Когда началась Великая Отечественная война,  а вслед за ней и блокада Ленинграда,   Павел Филонов очень боялся,  что картины его сгорят при бомбежке,  и  дежурил ночами на чердаке дома, тушил зажигательные бомбы и однажды упал с лестницы в кромешной тьме, ушибся, простыл и слег. А тут еще страшный голод…

 Третьего декабря 1941 года  художника не стало. Иссохший от голода,  восемь дней лежал он на столе в холодной,   не отапливаемой комнате среди своих картин,  пока хлопотали гроб – с досками тогда было очень  туго, а жена и сестры не хотели хоронить его в общей могиле.

Наконец, Союз художников  помог с досками,  и гроб был готов. Хоронила брата сестра Евдокия Николаевна Глебова с невесткой на  Серафимовском кладбище.  Жена  не могла  идти за гробом, но хотела проводить мужа в последний путь.

 На  больших санях привезли гроб с телом художника,   а на маленьких детских саночках Екатерину Александровну. Лопата могильщика ударила о мерзлую землю. Сестра заплакала и тихо сказала могильщику: «Знали бы Вы, какого человека хороните…»

А после похорон отдала ему последний кусок хлеба за работу – он тоже еле держался на ногах от усталости, долбя землю.


Картины Павла Филонова

https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=MOecUuPsDsqK4gTUnYDQCg&ved=0CDUQsAQ&biw=1024&bih=718
http://www.20art.ru/Pavel_Filonov
http://art-assorty.ru/112-filonov.html

</i>
<i><b>Имена московских улиц </i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰

<i> Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.


<b>
Улица Волхонка
</b>


Она из старейших улиц столицы с поэтическим названием Волхонка расположена в Центральном округе города.

Она протянулась от Боровицкой площади до Пречистенских ворот и размещается между Знаменкой и Пречистенской набережной.

В настоящее время - это одно из самых дорогих и престижных мест Москвы.


При упоминании названия Волхонка веет стариной и аристократизмом.

Между тем, название произошло от популярного питейного заведения, которое в 19 веке было расположено в одном из домов князей Волконских и носило то же самое наименование.

Позже название закрепилось за всей прилегающей территорией.

История улицы Волхонки


Между тем, улица не всегда носила это название.

Основана она была еще в 14 веке на месте дороги, проходившей от Кремля к великокняжескому селу Семчинскому, и называлась Чертольской.

Это название улица получила от ручья Черторый, который, протекая вдоль современного Бульварного кольца, впадал в Москву-реку.

Во время паводков и сильных дождей ручей значительно разливался и превращался в бурную речку.

На пути своего продвижения поток воды промыл довольно глубокий овраг, который в народе стал называться чертороем (якобы, сам черт его вырыл). Прилегающая к оврагу местность стала именоваться Черторьем, а затем Чертольем.


Поначалу улица Волхонка была заселена торговцами и ремесленниками, прихожанами двух местных церквей.

Во времена царствования Ивана Грозного на Чертольской улице были выстроены дворы опричников.

Начиная с этого времени, улица стала заселяться различным служивым людом и дворянами. Самым старым сооружением, сохранившимся до наших дней, является царский конюшенный Колымажный двор.

В 17 веке Чертольская улица была переименована в Пречистенскую или, как называли ее в народе, Пречистенку.

В конце 18 века улица приобрела свое постоянное название Волхонка.

Примечательно, что Волхонка - одно из немногих мест на карте столицы, которое избежало переименований в советское время. Кроме того, именно эта улица и по сей день сохраняет дух аристократической Москвы 19 века.

Здесь можно увидеть роскошные усадьбы Волконских, Голицыных, Лопухиных, Вяземских и Долгоруких.

Продолжение следует…

</i>                                                   


<i><b>
3 декабря 1892 года в Москве скончался Афанасий Фет.
</i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

<i>
Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 в с.Новоселки близ Мценска. За несколько месяцев до его рождения мать сбежала от мужа (и по всей вероятности отца поэта, Иоганна-Петера Фёта, Foeth) с российским помещиком Шеншиным, лечившимся на водах в Германии. При крещении мальчик был записан законным сыном Афанасия Неофитовича Шеншина. До четырнадцати лет он и считался таковым, но затем орловская духовная консистория сочла отцом мальчика, родившегося до брака, гессен-дармштадтского подданного Фёта, и присвоила ему отцовскую фамилию.

До этих пор он учился дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро (ныне Выру, Эстония). В 1837 Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе проф. М.П. Погодина, готовясь к поступлению в университет, и в 1838 поступил на философский факультет. Фет пробыл студентом шесть лет вместо положенных четырех («вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи»).


Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.


Какое  счастие: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!


Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что, я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.


Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.


На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.


Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.


Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;


Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной.
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой...


Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.


Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный, -
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
</i>


<i><u>
1596 — Родился Николо Амати, итальянский скрипичный мастер, учитель Андреа Гварнери и Антонио Страдивари.
</u></i>
•••

<i>
Андреа Амати начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546). Его учителя неизвестны; современниками Андреа были два знаменитых мастера из Брешии, соперничающей с Кремоной: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини.

Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1546 годом.
•••
•••

С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии. Этот последний тип инструмента существенно не изменил столетием позже великий Антонио Страдивари. Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано).

Андреа Амати делал скрипки преимущественно небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко. Его работы характеризуются большим изяществом и совершенством геометрических линий.

•••

http://www.muz-urok.ru/amati.htm

</i>

<u><i>
1586 — в Англию из Колумбии впервые завезён картофель.
 </u></i>

<i>
Это было почти 500 лет назад. Вслед за Христофором Колумбом, открывшим новый континент, в Америку на поиски сказочных кладов устремились испанские и португальские мореплаватели. Огнем и мечом покоряли они индейцев и расхищали их богатства. Волей случая эти пиратские экспедиции оканчивались иногда немаловажными открытиями.

Так произошло и с картофелем. Его обнаружили в 1536- 1537 гг. в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу) люди из военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни трюфелями за их сходство с соответствующими грибами. Впоследствии один из участников этой экспедиции рассказал о «трюфелях» в своей книге «История нового государства Гренады».

Педро Сиеса де Леон писал: «Папа (картофель – примечание моё) - это особый род земляных орехов; будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан; при этом они покрыты кожурой не толще кожуры трюфеля».

Древним индейцам Южной Америки принадлежит и заслуга изготовления особого рода сушеного картофеля, который они называли «чуньо».

•••
•••

В Европу (прежде всего в Испанию) картофель был завезен в 1565 г. Правда, это был не уроженец Анд, не андийский картофель, а чилийский - прародитель всех современных европейских сортов. Испанцам новый плод не понравился. И немудрено-рассказывают, что они пробовали есть сырые клубки.

Далее начинаются странствия картофеля по всей Европе. В том же 1565 г. картофель попал в Италию. В течение примерно 15 лет картофель здесь возделывали как садовый овощ и лишь с 1580 г. он получил широкое распространение. Итальянцы сначала назвали картофель «перуанским земляным орехом», с потом за сходство с трюфелями - «тартуффоли». Немцы впоследствии превратили это слово в «тартофель», о потом уже в общепринятое - «картофель».

Из Германии картофель в 1594 г. попал в Голландию, первоначально в город Лейден. Предполагают также, что Клузиус послал клубни и швейцарскому ботанику Каспару Бохену, а из Швейцарии картофель затем перекочевал во Францию. Кстати, Бохен в своей книге «Фитопинакс» дал картофелю его современное ботанически правильное название: «Солянум ту-берозум».

Не совсем ясны обстоятельства появления картофеля в Англии и Ирландии. Факт этот связывают с именем адмирала Френсиса Дрейка, который в 1587 г. совершил кругосветное путешествие и привез будто бы из него картофель в Англию.

Как бы то ни было, но фактом остается то, что в городе Оффенбурге (в Баварии) адмиралу Дрейку установили памятник, пьедестал которого украшен фризом с картофельными клубнями и на нем высечена надпись: «Сэр Френсис Дрейк, распространивший употребление картофеля в Европе».

В Ирландию картофель был завезен примерно в 1587 г. Здесь новая культура быстро прижилась и сыграла исключительную роль в предотвращении голода, от которого страна страдала вследствие неурожая хлебов. Менее чем через 100 лет около полумиллиона ирландцев уже питались картофелем.

</i>
<i><b> Что же эдакого произошло в сей день где-то, с кем-то, когда-то? </i></b>

 <i>Ну, например:

『』

<u>
1564 — Иван Грозный переселился из Москвы в Александровскую слободу.
</u></i>

<i>
Александровская слобода… И в памяти оживают яркие страницы истории нашего государства, связанные с именем первого русского царя, государя всея Руси. Это он, Иван Грозный, в середине XVI столетия неожиданно избирает слободу опричной столицей и почти двадцать лет правит отсюда государеву власть.

Но первым свое внимание на Александровскую слободу обратил его отец - великий московский князь Василий III, определив ее судьбу на многие времена.

Время правления этих двух крупнейших государственных деятелей вошло в историю как время становления молодых европейских государств, в том числе и Российской державы, которая играла все более заметную роль в этих процессах. В водоворот бурных политических событий оказалась втянута и Александровская слобода.

Василий III по примеру западноевропейских монархов решил построить «русский Версаль» и выбрал для этого Александровскую слободу. Очарованный красотой ее природы, богатством охотничьих угодий, близостью к духовной обители, месту своего крещения - Троице-Сергиевой лавре, великий московский князь направил в слободу лучших русских и итальянских мастеров, руками которых был создан Московский Кремль.

В кратчайший срок, с 1508 по 1513 год, они возвели роскошный « европеизированный» загородный дворец. Запись об освящении главного храма новой резиденции - Покровской церкви - и завершении строительства всего государева двора положила начало летописной истории Александровской слободы. Василий III приезжал сюда для увеселений, загородных пиров, отдыхал во время богомольных разъездов, руководил канцелярией, принимал послов казанского хана Сафа-Гирея.


После смерти Василия III Александровская слобода переходит во владение его жены-красавицы Елены Глинской. Иван Грозный, рано потерявший родителей, венчавшийся на русский престол в семнадцатилетнем возрасте, по-особому относился ко всему, что было оставлено ему в наследство. В слободе царь решал важнейшие государственные дела: в 1558 году чествовал отличившихся в Ливонской войне, в 1563 году - встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II, отсюда отправлял посольства в земли Ногайскую и Черкесскую. За год до введения опричнины по приказу царя в Александровскую слободу был доставлен ящик с документами, касающимися внешней политики Русского государства.

В декабре 1564 года загородная правительственная резиденция становится столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где все сложнее было пребывать в окружении, стремившемся ограничить самодержавную власть. В одном из посланий к Андрею Курбскому царь замечает, что жил в Московском Кремле «аки червь во пламени». Летописи донесли подробности «большого царского поезда».

В Александровскую слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, 40-тысячное войско, имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Целый месяц (с 3 декабря по 3 января) москвичи пребывали в неведении относительно последующих шагов Ивана IV. Этот «месяц недоумений» в обострившейся политической борьбе сыграл свою роль. Когда гонец прибыл в Москву с грамотами от царя, в слободу была поспешно собрана делегация. Челобитная, которую привезли представители высшего духовенства и боярства, была принята царем с условием: «двор и весь обиход сделать особый» - опричный. Так было положено начало опричнине.

</i>
<b>
Всем привет из холодной сегодня Москвы! ❄❅
 </b>

<i> И сразу к смешному

Лучший четвероногий друг - кровать!
Интим не предлагать - могу не отказаться! 
Пусть я не в здравом уме, зато в своем 
Если долго хранить верность - она испортится! 
Дайте мне шанс убедиться, что деньги не могут сделать меня счастливой!

</i>