18 апр. 2014 г.

<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
    Тихой сапой
</b>
<i>
Сапа — это заимствованный из французского термин, обозначавший в российской армии мину, бомбу, а также любую взрывную работу. Тихой же сапой именовался подкоп под стены осажденного города или укрепления неприятельского лагеря. Такой подкоп саперы вели незаметно, обычно ночью, чтобы последующий громкий бум стал для противника совершенной неожиданностью.
</i>
•••
<b>
  Богема
 </b>
<i>
Творческая интеллигенция, красивая жизнь, гламур и прочие фуршеты — все это не имеет никакого отношения к богеме. Настоящая богема, которую имели в виду парижане, употребляя сие слово, — это отсутствие жилья и работы, куча детей, пьяная жена в обнимку с гостями, никакого режима, всюду хлам, бардак, беспредел и грязные ногти. Потому что слово «богемиан» означает «цыганский», а на русский язык «богема» идеально точно переводится как «цыганщина».
</i>
•••
<b>
   Кретин
</b>
<i>
Слова порой прыгают от смысла к смыслу, как львы по тумбам дрессировщика, и усаживаются в самые неожиданные комбинации. Вот, к примеру, был во Франции доктор по фамилии Кретьен, что значит «христианин». Не то чтобы частая, но и не слишком редкая фамилия (у нас вон целое сословие крестьянами, то есть христианами, назвали). Но именно этого врача угораздило впервые сформулировать диагноз «синдром врожденной недостаточности щитовидной железы». Отныне болезнь эту стали называть по фамилии ученого «кретинизмом», а больных, соответственно, кретинами. То есть христианами.

Текст: Гай Серегин

       </i>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-**-*-*-*-*-*-*
<i><b>
     Одно лето из жизни Риты Райт-Ковалевой, которая родилась 19 апреля 1898 года
</i></b>
<i>

Великая переводчица Рита Райт-Ковалева, благодаря которой мы несколько переоцениваем писателей Воннегута и Сэлинджера, оставила чудесные воспоминания о Хлебникове, Маяковском, Пастернаке и Ахматовой. Однако же в эти мемуары, кажется, не вошла очаровательная байка, которую Рита Яковлевна рассказывала, будучи совсем уже старушкой.

История эта относится к началу 20-х годов. Учась в Харькове на медицинских курсах, юная Рита Райт, которую тогда еще звали Раисой Черномордик, познакомилась и подружилась с Хлебниковым. Хлебников переманил как-то девушку в Москву, и там она подружилась с Маяковским, Пастернаком и Лилей Брик. Лиля Брик, любившая распоряжаться чужими судьбами, решила почему-то, что Рита должна стать для Маяковского чем-то вроде хроникера: жить у Маяковского в доме и скрупулезно записывать все, что делает и говорит великий поэт.

Раиса Черномордик была девушкой серьезной, работала у физиолога Павлова, занималась научной работой, но идея записывать за Маяковским каждый шаг и каждое слово почему-то не показалась девушке вздорной. Она таки стала вести подробную хронику жизни Маяковского, и хроники свои, а заодно стихи, статьи, переводы и всё, что относилось к литературе, а не к физиологии, придумала подписывать Ритой Райт. Тогда и появился знаменитый ее псевдоним, постепенно заменивший имя, как это случалось с псевдонимами в начале прошлого века.

Ради ведения хроники некоторое лето Рита Райт проводила с Маяковским на даче в Пушкине, каковой поселок известен каждому школьнику благодаря строчке «Пригорок Пушкино горбил Окуловой горою», и жизнь была — что сказать? — дачная: прогулки, развлечения, разговоры…

По тем временам гостить друг у друга подолгу никому не казалось странным. Так было принято, особенно среди литераторов, которых Максимилиан Волошин вовсе разбаловал в этом смысле, приучив приезжать к нему в Коктебель каждый год на все лето.

Но в поведении Риты Райт была все же некоторая замечаемая всеми странность. Дело в том, что в то лето Рита была новобрачной. Она вышла замуж за поэта, имени которого я, конечно, не вспомню, но про которого, мне кажется, что фамилия у него была, например, Львов. Этот самый новобрачный Львов каждое утро приезжал из Москвы в Пушкино, целый день проводил с молодой женой Ритой, с Маяковским и со всей гостившей на даче компанией, но на ночь — неизменно уезжал в Москву. Маяковский удивлялся, отчего это Львов никогда не остается ночевать с молодой женой, но до времени помалкивал.

И все помалкивали, хотя матримониальное поведение Риты Райт и поэта Львова и впрямь казалось странным. Ничего странного в этом поведении не видела только Рита. Дело в том, что замуж за Львова она вышла фиктивно. Для чего-то это нужно было: то ли в профсоюз какой-то принимали только женатых, то ли на жилплощадь только женатых прописывали. Одним словом, Рита и Львов решили фиктивно пожениться, но ни любви, ни отношений никаких между ними не было, кроме дружеских.

Зато отчего-то для Риты Райт было важно скрыть от знакомых своих, и уж тем более от Маяковского, факт своего фиктивного брака. Возможно, Рита была просто очень честной девушкой и опасалась признаться, что способна на какие-нибудь уловки. Или, возможно, дело было в том, что Маяковский презирал условности, открыто с условностями спорил и, например, если ему не хотелось платить налоги, не уходил от налогов, как делали все нормальные люди, а писал «Разговор с фининспектором» и требовал, «чтоб к штыку приравняли перо». Возможно, Рите именно Маяковскому совестно было признаться, что она хитрит и юлит ради достижения материальных выгод.

Так или иначе, каждый день несчастный Львов приезжал на дачу, старательно изображал новобрачного и каждый вечер уезжал в Москву, чтобы, не дай бог, не стать новобрачным на самом деле.

И однажды Маяковский не выдержал. Он отвел Риту Райт в сторонку или улучил момент, когда никого вокруг не было, и спросил: «Рита, простите, могу я у вас узнать?.. А почему ваш муж каждый день приезжает, но никогда не остается ночевать?»

Рита отвечала какую-то невнятицу про то, что мужу удобнее, дескать, ночевать в Москве… Но Маяковский пошел уж, кажется, ва-банк: «Простите, Рита, но как же любовь? Плотская, я имею в виду, физическая, когда вы ей занимаетесь?»

Дочка врача, окончившая медицинские курсы и работавшая физиологом, Рита Райт, разумеется, прекрасно представляла себе, зачем люди женятся, откуда берутся дети и как происходит соитие. Но, несмотря на всё это, она ответила Маяковскому: «Видите ли, Владимир Владимирович, мы ведь поженились почти месяц назад. Соитие между нами произошло, и вот теперь мы ждем, чтобы узнать, беременна я или нет».

Маяковский помолчал и спросил: «Рита, вы правда думаете, что любовь у людей устроена так же, как вязка племенной лошади?»

Рита кивнула.

«Вы правда так думаете?»

Рита кивнула еще раз. Она правда так думала.

Тогда Маяковский вскочил, опрокинул стул и бросился в сад с воплем: «Рита! Люди делают это каждый день!»

И, говорят, долго еще вышагивал по поселку, выкрикивая временами: «Люди делают это каждый день!»

◌  http://www.novayagazeta.ru/politics/47163.html

</i>
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i><b>Имена московских улиц </i></b>

♖☗  ۩ ⌂ ⌂ ۩
   ☗♜♖♜♖⌂⌂

<i>
Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.

<b>
Чистопрудный бульвар
</b>

Чистопрудный бульвар ведет свою историю с древних времен. По преданию, эти места принадлежали боярину Степану Кучке.

В один из приездов князя московского Юрия Долгорукова, он не выказал ему положенных почестей и, кроме этого, сильно обидел своей речью. Правитель не стерпел и приказал убить обидчика, а тело утопить в ближайшем пруду. С тех самых пор повелось называть водоем Поганым.

Существует еще одна версия старого названия пруда, связанная с рядом расположенной Мясницкой улицей.

Якобы торговцы с мясных рядов сбрасывали сюда отходы и тем запоганили это место. Некоторые историки сомневаются, т.к. мясная слобода располагалась далеко от этих мест – на Сретенке, по другую сторону городских стен.

Возник водоем, как запруда на реке Рачки, бывшая притоком Яузы. Речки давно не стало, а уровень в Чистых прудах поддерживают водой из водопровода.

Происхождение названия Чистопрудного бульвара


Радикальные преобразования случились в этих местах в 1703 году и связаны с именем Александра Меньшикова. Сподвижник Петра I приобрел здесь огромную усадьбу и велел облагородить ближайшую территорию, а также вычистить пруды. С тех пор и стали их именовать уже Чистыми прудами.

Сама усадьба Меньшикова располагалась на месте нынешнего Главпочтамта Москвы, на углу Мясницкой улицы.

Благодаря Меньшикову в Мясниках появилась известная церковь Архангела Гавриила.

В 1723 году гроза и ударившая в шпиль молния, вызвали пожар и обрушение купола. Церковь долгие годы стояла обезглавленной и называлась в народе «Меньшиковой башней».

Лишь в 1787, на деньги известного московского масона Измайлова, отстроили винтообразный купол в виде горящей свечи.


Чистопрудный бульвар - история развития.


Устраивать сам Чистопрудный бульвар начали в начале XIX века. Сначала отстраивалась четная, внутренняя сторона. Здесь дома принадлежали знати города, таким как семьи Мусиных-Пушкиных и Пашковых. Внешнюю сторону заселяли мелкие дворовладельцы, а затем купцы и мещане.

Одной из главных достопримечательностей Чистых прудов является бывшее здание кинотеатра «Колизей», возведенное в 12-14 годах прошлого столетия. Автором проекта стал знаменитый архитектор Р.Клейн. С 70-х годов, после реставрации, это здание перешло театру «Современник».

В свое время на этой улице проживали кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и Николай Телешов, основатель литературных сред, гостями которых были А.Чехов, Куприн, Короленко, Андреев, Горький, Мамин-Сибиряк.

Чистопрудный бульвар входит в Бульварное кольцо Москвы. Он стал самым большим по площади и вторым по протяженности (822 метра) в этой цепи, уступая лишь Тверскому.

Чистопрудный бульвар начинается от выхода из станции метро "Чистые пруды".

Продолжение следует…


ВИТАЛИЙ АЙТЯН-Чистые пруды
http://www.youtube.com/watch?v=yPWkkggAPNk

</i>                                                    
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i> <b>
  ▒        2114 год. Московские журналы сто лет тому назад ЪЪЪ     ▒     
</i> </b>
 <<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
<i>
Советский образ жизни

Все советские предприятия, все учреждения участвовали в ежегодной уборке урожая. Городские “Икарусы” по утрам вывозили население на поля, вечером забирали обратно. Школьники выезжали классами, бегали по полю, кидались картошкой друг в друга, набегавшись, садились в кружок с бутербродами и термосами. Потери от тотальной мобилизации никто не подсчитывал, казалось, если горожане не помогут колхозникам – зимой наступит окончательный голод…

Когда по весне отрастала зеленая травка, овощные базы как-то скисали и наконец пропадали совсем. Однако им на смену уже шли гораздо более обременительные командировки в подшефный колхоз, престарелые обитатели которого вылезали из своих изб и приступали к весенним полевым работам.

Пока шла пахота или сев яровых, большой помощи им обычно не требовалось. Однако с середины июня, когда в лугах разворачивался покос кормовых трав, и до самого октября - уборки позднего картофеля, капусты и корнеплодов - проектные институты буквально лихорадило от колхозных разнорядок. Тем более, что на осень приходился еще и самый пик работ на овощных базах.

Почти все колхозные выезды горожан так или иначе были связаны с уборкой урожая - сена, зерновых культур и особенно овощей. Случалось, что инженеров понуждали ухаживать за коровами и прочей живностью; однако горожане вовсе не умели с ними обращаться, во множестве получали травмы и даже увечья, а скотина, со своей стороны, начинала так интенсивно дохнуть, что власти сочли за лучшее впредь не сводить их вместе.

Ранним утром к дверям института подкатывала колонна автобусов с флажками. Несколько отделов в полном составе грузились туда и с песнями и шутками ехали за сто верст на отдаленное поле, где сквозь крапиву и лебеду матово белели упругие цилиндры кабачков.

Шпарило солнце, трещали кузнечики, поблескивала роса, от влажной травы восходили и растекались душистые испарения. От группы амбаров на горизонте отделялась темная точка грузовика; то ныряя в ложбину, то вспыхивая стеклами на очередном склоне бугра, она с рычанием подкатывала к пестрой, почти курортной толпе горожан.

Из кабины выпрыгивал бригадир в сапогах и с бумагами; уполномоченный от института вступал в переговоры; наконец по его команде все кое-как разбирались цепью и, спотыкаясь и путаясь в траве, начинали наступление в сторону леса.

Женщины шарили в бурьяне брезентовыми рукавицами, мужчины подбирали срезанные кабачки и несли их к дороге, где еще несколько человек грузили мешки и, завязав веревками, натужно закидывали в кузов. Из удалявшейся цепи потянулись пострадавшие: кто потерял в бурьяне нож, кто порезался, кто упал носом в крапиву.

Шоферы, курившие в кружок у автобусов, охлопывали слепней. Гора мешков в кузове постепенно росла. Отдельные фигурки уже махали руками с опушки. Бригадир, расписавшись в бумаге и затоптав окурок, лез обратно в кабину, и грузовик с ревом удалялся.

По вытоптанному полю брели к автобусам усталые фигуры, иногда нагибаясь за пропущенным кабачком. Рассевшись группами на обочине, где почище, жевали бутерброды, запивая чаем из термосов. Погода между тем начинала портиться, водители проявляли нетерпение, и наконец вся колонна пускалась в обратный путь.

Однако подавляющая часть колхозных работ осуществлялась вахтовым методом.
Каждая московская организация была прикреплена к определенному колхозу, который чаще всего находился по тому же направлению от города, куда тяготела и сама организация.

Заключался договор об оказании шефской помощи, на основании которого московское предприятие обязывалось высылать для работы определенное число сотрудников на известный срок, а колхоз предоставлял им жилье, питание, транспорт и, подобно овощной базе, оплату за трудодни.
</i>

  ▒      Полностью вспомнить и посмотреть фотографии
http://www.softmixer.com/2013/10/blog-post_1412.html

  http://www.softmixer.com/2013/10/blog-post_1412.html
<i><b> Что же эдакого произошло в сей день где-то, с кем-то, когда-то?  

  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ  </i></b>
<i><u>
1903 — Начало «Кишинёвской бойни», одного из самых кровавых еврейских погромов (по 21 апреля).
</u></i>
<i>
К 1903 году России было не привыкать к еврейским погромам. Тогда у всех еще были свежи в памяти воспоминания об антисемитских выступлениях, прокатившихся по «черте оседлости» в 1881 году, после убийства Александра Второго. Именно погромы 1881 года вызвали массовую еврейскую эмиграцию из России, в частности, в США. Тогда же впервые некоторые страны проявили озабоченность по поводу отношения к евреям в России, однако они высказали свое недоумение и забыли об этой проблеме, ведь вмешиваться во внутренние дела России никто не собирался. Поэтому, хотя многие страны приняли тогда еврейских беженцев из России, слово «погром» так и осталось чисто русским.

Положение же евреев в Российской империи только ухудшилось, ибо они сами были признаны виновными в разжигании религиозной розни. Результатом попустительского, если не покровительственного, отношения к насилию по отношению к евреям стали последовавшие погромы в Одессе и других городах, включая Кишиневский погром 1903 года.

•••
•••

В воскресенье, 6 апреля 1903 года, был первый день православной Пасхи. Празднуя воскресение Христово, тысячи христиан вышли на улицы Кишинева. Это был теплый, солнечный день, только бы гулять да радоваться. Но слово «гулять» в России имеет много значений, да и радуется каждый по-своему. С утра народные гулянья в Кишиневе были более или менее в рамках традиционных праздников. Во второй половине дня началось нечто неожиданное. Двадцать четыре группы, по десять — пятнадцать человек в каждой, разошлись по разным районам города и начали громить принадлежащие евреям лавки, магазины, аптеки и другие заведения. По дороге к основной группе присоединялись сочувствующие, так что в общей сложности количество людей, участвовавших в беспорядках, было очень большим. Все группы действовали самостоятельно, но совершенно одинаково. Как впоследствии показало расследование, не было выявлено ни одного инцидента, который мог бы спровоцировать погром. Более того, имеющиеся свидетельства позволяют предположить, что беспорядки не возникли спонтанно. Да, толпа могла состоять из пьяных и хулиганов, но все они точно знали свои задачи. У них были адресные списки, поэтому даже выставленная в окне икона не могла спасти еврейский дом от разграбления.

Городские власти не сделали ничего для прекращения беззакония. Их бездеятельность убедила тех, кто еще колебался и в других случаях не присоединился бы к погромщикам, в том, что насилие над евреями официально разрешено и даже поощряется. В таких условиях евреи приняли решение сами защищать свое имущество. В 6 утра в понедельник около ста евреев, вооруженных кольями и даже огнестрельным оружием, собрались на Новом базаре, чтобы воспрепятствовать разграблению их лавок. Однако прибывшая на место полиция арестовала нескольких евреев, а остальных разогнала. В результате таких «решительных действий» полиции погромщики почувствовали полную безнаказанность, и то, что начиналось как «ограниченное проявление праздничных беспорядков», перешло в разбой и грабеж, а затем превратилось в кровавую бойню.

Если в воскресенье погромщики ограничивались, в основном, грабежом и разбоем, в понедельник начались массовые избиения, убийства, изнасилования. В этот день в погромах участвовало несколько тысяч человек. Но, как и в воскресенье, все группы действовали по одинаковой схеме — сперва шли подростки с камнями и били стекла в еврейских лавках, за ними взрослые мужчины, вооруженные дубинами и ломами (именно они произвели большую часть избиений и убийств), и замыкали шествие разнообразные зеваки — как мужчины, так и женщины, которые охотно присоединились к насилию и грабежам. Они прибирали к рукам то, что выкидывали из окон домов и магазинов представители второй группы.

К полудню понедельника погромами был охвачен весь город. Особенно серьезные преступления были совершены в жилых районах, на окраинах и в пригородах. К концу дня власти, наконец, осознали, что события вышли из-под контроля. Но опьяненных кровью погромщиков было не так-то просто остановить. Около шести вечера войскам было дано разрешение применять оружие, и они начали очищать улицы и производить аресты. В течение нескольких часов удалось восстановить порядок в городе. Погромы продолжались только в пригородах, куда не были посланы войска. Там порядок был наведен только к середине дня во вторник.

Во время погрома погиб 51 человек, из них 49 евреев, мальчиков и мужчин 38, девочек и женщин 11. По официальным данным, раненых было 456 человек, однако, по данным главного врача Кишиневской еврейской больницы М. Слуцкого, только в его больницу поступило 495 раненых. За три дня было разрушено около 700 жилых домов и 600 магазинов и лавок.

►  http://www.migdal.ru/history/2346/
   
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D0%BA%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8F&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=VmpRU_P4B4i34wSE4IHIAQ&ved=0CAcQ_AUoAg&biw=1067&bih=517

</i>