♥♫♥♫♥♫♥♫♥♫♥♫♥♫♥♫♥♫♥♫
  <b>Про Никколо Паганини
</b><i>
27 октября 1782 года родился
итальянский скрипач-виртуоз, композитор, признанный гений мирового музыкального
искусства.
Этот мрачного вида человек,
игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал,
что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им
доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он
устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал",
"мычал" и "разговаривал" струнами.
Родился будущий гений в семье
мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего
сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот,
несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и
развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его
в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой
атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни
проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был
потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с
помощью гитары, мандолины и скрипочки.
Первый концерт Никколо Паганини
состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации
известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные
покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его
возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял
талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.
=========== 2
Завершив обучение, Никколо
становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты
по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит
свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики. Таинственным в нем
казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза,
выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей
фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была
нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за
которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда
он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.
Путешествуя и выступая, маэстро
сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым
солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время
(1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к
концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное
владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За
шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини
вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные
строки Гейне, Бальзак и Гёте.
Его творческий путь оборвался
стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в
Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он
вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов,
Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года.
======== 3
Папская
курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца
забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его
несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в
Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса,
множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с
оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные
композиции.
Кстати, незадолго до смерти
Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в
полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через
инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком.
Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант
согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.
"Вечерняя Москва"
предлагает вашему вниманию 7 удивительных фактов из биографии великого маэстро.
1. На
концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило
настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый
номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от
репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных
трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из
деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать
гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика
прозвала его "Южным колдуном".
=============== 4
2. Паганини категорически
отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики злобно
поливали его грязью:
"Все лучшее и высокое в
мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные
гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и
мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что
Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах
христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с
этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом
земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во
власть ада. Паганини убивает младенца Христа".
3. Для одних Паганини был
несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям
таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и
разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один
удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое
мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя
музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой
живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.
4. Газеты часто печатали
сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты
вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным
тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался
в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся,
что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".
=========== 5
5. В 1893 году гроб с маэстро
опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся
из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека
Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому
моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после
этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и
сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили
на другом кладбище Пармы.
6. Паганини был любимцем не
только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал
своим долгом пригласить его для личного выступления, а однажды его позвали
исполнить масонский гимн перед итальянской великой ложей. Конечно, за
выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных
играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему
приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С
рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить небольшое состояние.
7. Маэстро предпочитал не
записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным
исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было
ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные
вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что
вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини,
тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после
его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.
</i>