系 路 克 瑞 大   <b> Китайская императрица
</b>
Амбиции этой женщины поражают воображение. Поднявшись по гаремной
иерархической лестнице, У Хоу (624‒705) добилась не просто положения супруги
императора: она, в первый и последний раз в китайской истории, приняла титул
императора и основала собственную династию Чжоу (690–705).
У Хоу (второе имя — У Цзэтянь) родилась 17 февраля 625 года.
В памяти потомков 22-летнее правление императора Тай Цзуна
осталось как «Золотое царствование». Этот китайский государь заботился не
только об ученых людях, составлявших костяк бюрократического аппарата, но и
внес огромный вклад в восстановление экономики страны, развивая аграрный сектор
и поддерживая крестьян.
Именно к этому правителю в качестве младшей наложницы попала
14-летняя У. Гарем императора представлял собой сложное иерархическое сообщество,
во главе которого стояла первая жена, за ней шли несколько вторых, третьих и
даже четвертых, а затем – множество наложниц различного ранга, служанок и
рабынь. Занимались женщины рукоделием и искусствами.
<i>
В спальне флейтистками
Ты, господин, окружен.
Много в гареме
Прекрасных наложниц и жен.
</i>
Ван Ли (1032–1059)
-----------------------
2
Как протекала жизнь У Хоу в гареме, доподлинно не известно, но
можно предположить, что удовольствий там было немного. Женщина в Китае
традиционно занимала подчиненное положение. В древнем тексте о мальчиках и
девочках сказано так:
<i>
Когда родится сын,
Положи его спать в колыбельку,
Дорогими пеленками кутай,
Дай ему игрушки из яшмы.
Когда родится дочь,
Пусть она спит на полу,
И будет пелената в тряпки,
Дай для игры ей кусочек черепицы».
</i>
Это могло выглядеть жестоко, но причина тому крылась в отношении к
мальчику как к продолжателю рода, опоре семьи, поддерживавшему культ предков.
Содержать пожилых родителей, воскурять благовония перед табличками с именами
давно умерших, пахать поле, воевать – всё это могли делать лишь мужчины. Без их
активного участия род мог прерваться – а что еще страшнее для китайца?!
Гаремы были не только у императора, но и у богатых и знатных
представителей правящей верхушки. Для бедных отдать дочь в гарем к вельможе
часто означало сохранить ей жизнь. Женщин было столько, что подчас многих из
них господин обходил своим вниманием. При этом они обязаны были соблюдать ему
верность – за измену их приговаривали к казни.
<i>
Как о гареме нашем есть молва —
Ее поведать я бы не могла.
Когда б ее поведать я могла —
Как было б много и стыда, и зла!
Песни «Ширцин»
</i>
-------------------------
3
Отношения с императором были строго регламентированными. Даже
первую жену он мог видеть только раз в месяц. Ей нельзя было тратить свою
энергию инь на сексуальные утехи, а следовало вынашивать здорового ребенка.
Наложницы заменяли жену в остальное время.
Когда монарх желал кого-то видеть, то открывал ларец с нефритовыми
табличками, на которых были выгравированы имена и фамилии наложниц. Выбрав, он
ударял в гонг и молча передавал табличку евнуху. Далее она переходила от одного
должностного лица к другому, пока не доходила до нужной наложницы. Женщина
почтительно кланялась и шла в помещение, где служанки умащивали ее тело
благовониями. Евнух проверял, нет ли у нее оружия, и, завернув в одеяло из пуха
цапли – птицы, которая охотилась на змей и поэтому символизировала защиту от
коварства, – нес наложницу на спине в опочивальню императора.
Пока господин снисходил до наложницы, в соседнем помещении сидел
евнух, который вел учет Царственных соединений для подтверждения
законнорожденности детей. По окончании свидания он интересовался у государя,
как поступить с «семенем дракона». Если Сын Неба был доволен, он повелевал
оставить, и тогда в специальной книге делалась запись о встрече, которая
служила доказательством высокого происхождения ребенка в случае беременности.
Если господину не нравилось, он приказывал не оставлять, и тогда прислужники
старались изгнать семя из тела женщины.
В такой или примерно такой обстановке честолюбивая У Хоу
продвигалась вверх. После смерти Тай Цзуна его наложницы были сосланы доживать
век в буддийский монастырь. Наследовать гаремы было не положено. Отношения
одной женщины с отцом и сыном считались инцестом. Тем не менее Гао Цзун, сын
Тай Цзуна, не испугался и взял женщину к себе. А ведь предупреждал Конфуций:
--------------------
4
«Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими
людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя
– возненавидят».
Одалиске потребовалось 15 лет, чтобы разметать всех конкуренток,
включая и официальных жен, и взойти на престол. В 655 г. Гао Цзун назвал ее
своей супругой. Она подарила ему четырех сыновей и дочь.
В своем стремлении к власти У Хоу не считала плохими никакие
методы. Зная, что ее возвышение неприятно многим, она не пощадила никого, даже
родного дядю своего мужа, и жестоко расправилась со всеми критиками.
В 690 г. 66-летняя У Хоу совершила немыслимый для тогдашнего Китая
поступок: она свергла собственного сына и объявила себя императором (хуан-ди).
В китайском языке нет термина для императрицы, под которой обычно понимают жену
или вдову императора. Есть титул Вдовствующей императрицы (тай-хоу),
который она приняла после смерти Гао Цзуна. Чтобы успокоить народ, пришлось
прибегать к идеологическим уловкам. Очень кстати был найдено «древнее»
пророчество, в котором говорилось, что следующее воплощение Будды будет в
женском образе. После этого влияние буддизма чрезвычайно возросло.
В 690 г. 66-летняя У Хоу совершила немыслимый для тогдашнего Китая
поступок: она свергла собственного сына и объявила себя императором (хуан-ди).
В китайском языке нет термина для императрицы, под которой обычно понимают жену
или вдову императора. Есть титул Вдовствующей императрицы (тай-хоу), который она
приняла после смерти Гао Цзуна. Чтобы успокоить народ, пришлось прибегать к
идеологическим уловкам. Очень кстати был найдено «древнее» пророчество, в
котором говорилось, что следующее воплощение Будды будет в женском образе.
После этого влияние буддизма чрезвычайно возросло.
Полностью читать
"Китайская императрица
https://www.matrony.ru/kitajskaya-imperatrica/