┈┈╱◥███◣.•*¨*•♪♫ ❤ ♩
♪
◆
☆
♫
ℓo√ﻉ ☊ ♬ ► ♭ ♮ ❢
♯ ☆
┈┈│田│❤∩│❤―☆   <b> «Геркулес»
мира искусства.
31 марта 1872 году родился Сергей
Павлович Дягилев.
</b><i>
Художник Валентин Серов называл
его «лучезарным солнцем», а Николай Рерих – «крестоносцем красоты». Александр
Бенуа сравнивал его с «Петром Великим» и «Геркулесом». При этом танцовщик
Вацлав Нижинский, близко знавший Дягилева, отзывался о нем, как об «орле,
душившем маленьких птичек».
Личность Сергея Павловича была
неоднозначной. Он зажигал новые «звезды» и морально уничтожал неугодных ему
людей. Но в профессиональном плане о нем все отзывались как о «титане» мира
искусства, человеке, который обладал редким чутьем и талантом, огромной
энергией и смелостью, позволявшей создавать шедевры.
<b>
Знакомство со Стравинским</b>
Сын потомственного дворянина,
офицера-кавалергарда Павла Дягилева с детства был знаком с Петербургом. Когда
он был ребенком, семья жила в городе на Неве, но со временем была вынуждена
перебраться в Пермь. В северную столицу Сергей вернулся в 18-летнем возрасте. В
Петербурге он поступил на юридический факультет, желая получить хорошее
образование. Но стать блестящим юристом ему было не суждено. К тому же
творческую натуру тянуло к культурной жизни. Во время обучения на юрфаке он
брал уроки музыки у Николая Римского-Корсакова. Годы спустя он будет привлекать
своего учителя для участия в «Русских сезонах» за рубежом.
Стоит отметить, что именно
благодаря профессору петербургской консерватории Дягилев познакомился с Игорем
Стравинским.
---------------------
2
<i>
Эта встреча изменила жизнь обоих. Дягилев присутствовал на
петербургской премьере его сюиты «Фавн и пастушка», и оценили талант молодого
композитора. Позже вместе они будут поражать зарубежных зрителей, представляя в
рамках «Русских сезонов» одну сенсацию за другой.
Всего за три года сотрудничества
с труппой Дягилева Стравинский написал три балета — «Жар-птица» (1910),
«Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
<b>
Выставки</b>
Окончив в 1896 году университет, Дягилев и не думал посвящать
жизнь карьере в сфере юриспруденции. Вместе с художником Александром Бенуа он
создал творческое объединение «Мир искусства», которое громко заявило о себе,
организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее
центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
В отличие от передвижников
художники, примкнувшие к «Миру», делали ставку на модерн и символизм. Сам
Дягилев в одном из номеров одноименного журнала писал, что «произведение
искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».
Будучи блестящим продюсером,
Дягилев организовывал выставки русского искусства в Осеннем салоне в Париже.
Зарубежная публика увидела произведения Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина,
Репина, Серова и других.
-------------------------------------------------------------------------
3<i>
<b>
«Русские сезоны» в Париже</b>
В 1907 году Париж впервые слышит
пение Шаляпина и музыку Римского-Корсакова, Рахманинова и Глазунова. С этого
момента начинается история знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, которые вмиг
сделали все русское самым модным и актуальным в мире. Фантастический успех
первых сезонов, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и
«Весна священная», дал европейской публике понять, что передовое русское
искусство - полноправная и интереснейшая часть мирового художественного
процесса.
<b>
Похороны за счет Шанель</b>
Дягилев страдал от сахарного
диабета. Несмотря на предписания врачей соблюдать диету и больше времени
отводить отдыху, Сергей Павлович продолжал совершать рабочие поездки. В августе
1929 года у него началось заражение крови из-за абсцессов. До самой смерти за
ним продолжал ухаживать его друг Серж Лифарь. Незадолго до смерти его посетили
Коко Шанель и Мизия Серт, французская пианистка, муза и покровительница
поэтов. 19 августа его не стало.
Дягилев был похоронен в
православной части кладбища на острове Сан-Микеле рядом с могилой Игоря
Стравинского.
В среде хореографов и танцовщиков
существует традиция — при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить
свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат
кем-то оставленные пуанты.
</i>