30 июл. 2021 г.

 ✔✔

*´¨`*✿⊱╮ 

(  .. .. . . ~~ <b> День памяти </b>~~

.¸¸¸.✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿⊱
<i>

31 июля 2017 году ушла из жизни Жанна Моро (1928-2017), любимая актриса режиссёров французской новой волны, делавшая ставку не на сексапил, а на интеллект своих героинь.

Её фильмография огромна: 142 кинофильма! Кроме того, она играла в театре, пела, возглавляла жюри кинофестивалей, писала сценарии и снимала кино сама. Мир запомнил её прежде всего как киноактрису.

Внешность её для киношников ничего не обещала: 160 см роста, значительное неулыбчивое лицо, словно сосредоточенное на чём-то своем. Критики и режиссёры не верили, что Моро "пойдёт", а она пошла, и ещё как пошла!

Жанна Моро схватила самую суть своего времени, его сложность, жестокость, неуют, его опасность для человека с умом и душой.

Её снимали Антониони, Годар, Трюффо, Бунюэль, Блиэ. Первым разглядел её молодой Луи Маль и пригласил в нуар "Лифт на эшафот". Он разглядел её, а Жанна - его, знакомые отговаривали её сниматься "у этого мальчишки", но она поверила в талант Маля и не ошиблась.

Жанна Моро - актриса пристального взгляда в глубину собственного "я", подтекста, недоговоренности, непедалируемой загадки. Не сразу догадаешься, с чего это её героиня в бунюэлевском фильме "Дневник горничной" выходит замуж за убийцу. Она скрывает свои намерения под страстными поцелуями, а когда зритель догадывается о цели её брака - приходит радость, но лишь на короткие десять минут экранного времени, потому что нет справедливости в мире, где убийцы выходят сухими из воды чаще, чем получают по заслугам.

----- 2
Сама Моро считала лучшим своим фильмом "Жюль и Джим". И наверное она права. Однако для меня её вершинами стали "Ночь" Антониони (1961) и фильм гения театра Питера Брука "7 дней и 7 ночей" (1960) снятый по роману Маргерит Дюрас. Именно за роль Энн в этом фильме она получила приз в Каннах. Эти два фильмы, чуть-чуть похожие по ритму, анализируют два противоположных состояния: в "Ночи" - смерть любви, у Брука- рождение любви, такой, что навсегда.

В фильме Брука Моро и Бельмондо сыграли уникальную разновидность любви: любовь-страсть без секса, единственную, не пойми откуда взявшуюся, ломающую навсегда их жизни; сыграли без единого поцелуя и объятия. Сыграли глазами, редкими репликами, долгими проходами ( поодиночке!) по унылому провинциальному французскому городку.

- Рюмку вина - говорит героиня Моро в кафе, говорит не один и не два раза, и каждый раз в этой реплике звучит: "а я ведь пропала, пропала навсегда."

Фильм снят в 1960 году; современный кинематограф в новом веке совсем не умеет снимать любовь без поцелуев и киношных страстей. И это жаль.

Похоже, что актрисы, равной Жанне Моро по интеллекту, мастерству недоговоренностей и скрытого жара в мировом кино так и не появилось. Подождём.
<b>

✔✔Георгий Данелия.

╫╫╫╫╫██████████████████╫╫╫╫╫╫╫

<i>

 — Надо отдать его во ВГИК. — сказал отец, когда я окончил школу.

— Почему во ВГИК? — спросила мама.

— А куда его, дурака, еще девать?

Отец мой, метростроевец, считал работу в кино несерьезным занятием и предложил ВГИК (Институт кинематографии) как крайний вариант.

— Там хотя бы блат есть, — сказал он.

Блат, действительно, был. Мама работала на «Мосфильме» вторым режиссером и знала многих мастеров ВГИКа, а муж ее сестры, знаменитой актрисы Верико Анджапаридзе, кинорежиссер Михаил Чиаурели снимал фильмы о Сталине и был тогда одним из самых влиятельных деятелей кино. Но поступать во ВГИК я отказался — блат был чересчур явным. И к тому же никакой тяги к режиссуре у меня не было, — как, впрочем, и ни к чему другому. Кроме джаза. (О джазе расскажу потом.)

— Но в какой-нибудь институт поступать надо обязательно, — сказала мама. — А то тебя в армию заберут.

В армию мне не хотелось. Мой приятель Женя Матвеев собирался в архитектурный, и я решил идти с ним — за компанию.
После архитектурного по распределению я попал в ГИПРОГОР (Институт проектирования городов), в мастерскую перспективной планировки. Мы решали, как должны развиваться города страны в течение ближайших двадцати пяти лет. Но пока мы в Москве чертили — они на месте строили. Мы не знали, что они строят, — а им плевать было на то, что мы чертим.

Поначалу я был полон энтузиазма, засиживался на работе по вечерам и порученную мне работу выполнил на месяц раньше срока. Ожидая похвалы, представил чертеж главному архитектору. Тот взял черный карандаш и стал чиркать прямо по чертежу: «Тут надо так. А это надо вот так». Мог бы хоть кальку подложить... Стереть его чертов карандаш мне не удалось, и пришлось чертить все заново. Через неделю принес со всеми исправлениями, а он опять чиркает: «Здесь надо так. А здесь — так...»

----- 2
<i>
Снова переделываю — опять не то.

В курилке мне объяснили:

— Когда срок сдачи?
— Пятнадцатого.
— Сдай проект тринадцатого, и все получат премию. А будем сдавать за месяц до срока, на месяц сократят сроки. Понял?

Я понял.

Приходил на работу к девяти, отмечался и шел курить. Потом шел в мастерскую, что-то чертил для приличия (под бесконечный рассказ чертежницы Зины о подлостях соседки Люси) и шел курить. Потом играл в морской бой с экономистом Маргулисом (под рассказ Зины о Люсе), слонялся по мастерской, потом еще чуть-чуть чертил (под Зину о Люсе)... И шел курить. И так до без четверти час. Точно без четверти приходил Олег Жагар, который работал в соседней мастерской. Мы съедали бутерброды, запивали чаем и ровно в час — за проходную. Гулять.

В тот судьбоносный день идем, гуляем — видим: под забором лежит пьяный. Нестандартный: в макинтоше, берете, очках и галстуке. И при часах. Могли бы и мимо пройти, но — не прошли.

— Надо разбудить, — сказал Олег, — разденут этого интеллигента. Эй, коллега!

Интеллигент открыл глаза, сел, огляделся, соображая, где он, и тупо уставился на нас.
— Домой иди, пока в вытрезвитель не забрали, — сказал Олег.
— Я не пьян, — прохрипел интеллигент, — я отдыхаю...
Он вытащил из кармана скомканную газету, расправил ее, снова лег и сделал вид, что читает.

Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку.

----- 3
<i>
Пьяный читал «Советскую культуру», а там был заголовок: «Мосфильм объявляет набор на режиссерские курсы».

Я купил газету и узнал, что при «Мосфильме» решили организовать высшие режиссерские курсы. На эти курсы будут принимать людей смежных профессий — художников, писателей, театралов, музыкантов... и архитекторов. Стипендия — сто тридцать рублей! А у меня в ГИПРОГОРе зарплата — девяносто.

— Ну какой из тебя режиссер? — сказала вечером мама. — Ты же видел режиссеров. Знаешь, какие они.

Режиссеров я видел, и очень многих. До войны мы жили в бараке в Уланском переулке. Жили роскошно: у нас была большая комната (21 кв. м) и отдельный вход. Когда из Тбилиси приезжали Верико и Чиаурели, они привозили вино, всякую снедь и звали к нам своих гостей. Мама готовила вкусную грузинскую еду, и у нас побывали и Эйзенштейн, и Пудовкин, и Довженко, и Рошаль, и многие другие классики. Все они были яркие, колоритные личности и излагали свои мысли образно, красиво и очень складно.

Когда мне было лет пять, мамина подруга Аллочка на ночь вместо сказок рассказывала мне историю Римской империи. Когда мы добрались до Цицерона, я представлял его себе в виде Григория Львовича Рошаля — в берете, очках, при бабочке, но в тоге (Рошаль у нас бывал чаще других).

Мама была права — мне до Цицерона далеко. Я до сих пор даже короткий тост складно произнести не могу. (А еще грузин.)

Я объяснил маме, что не собираюсь быть режиссером-постановщиком. Хочу стать вторым режиссером, как она, и не хочу до гробовой доски слушать про Зинину соседку Люсю. И что стипендия на курсах сто тридцать рублей.

— Давай попробуй, — согласилась мама. — Но сейчас это будет очень сложно.

Времена изменились. Чиаурели за пропаганду культа личности услали в Свердловск. Директором «Мосфильма» стал такой же любимец Сталина, лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев.

----- 4
<i>
И если Пырьев узнает, что я племянник ненавистного конкурента Чиаурели, то он меня и близко к курсам не подпустит. Так что, чем меньше людей будет знать, что Георгий Данелия — сын Мэри Анджапаридзе, тем лучше.

Мама позвонила кинорежиссеру Михаилу Калатозову, которого знала еще по Тбилиси, сказала, что сын собирается поступать на режиссерские курсы, и попросила посмотреть, есть ли у него какие-нибудь шансы.

На следующий день в курилке Олег Жагар меня консультировал. В отличие от мамы, он мое решение сразу одобрил:

— Раз в башке щелкнуло, то валяй. Чтобы потом не жалеть.

Жагар, фронтовик-разведчик, на десять лет старше меня, был эрудированным и умным человеком, и я с ним считался.

— Давай подумаем, что Калатозову говорить... Он обязательно спросит, почему ты решил поменять профессию. А ты?

— Скажу, потому что здесь тоска зеленая.

— Ни в коем случае. Говори, что ты с детства мечтаешь быть кинорежиссером, что это твое призвание. Что любишь литературу, музыку, живопись, театр, а кино — искусство синтетическое и все это аккумулирует. Ну, живопись и литературу ты более или менее знаешь... Как с музыкой?

— Не ахти... Мелодии помню, могу даже напеть, но что чье...

— А ты там не пой. Говори, что твой любимый композитор Бетховен, «Героическая симфония». «Героическая» — верняк. Ну, и Прокофьев. Да, а в литературе не забудь «Не хлебом единым» Дудинцева. Сейчас это модно.

...В субботу я пошел к Калатозову. Михаил Константинович — высокий вальяжный шестидесятилетний грузин с бархатными карими глазами — усадил меня в кресло, сам сел напротив.

— Решили поменять профессию? Зачем? Архитектор — замечательная специальность.
Он был со мной на «вы», хотя и знал с детства: я дружил с его сыном Тито.

----- 5

<i>

— Я люблю живопись, литературу, музыку и театр. А кино — искусство синтетическое и все это аккумулирует.

Калатозов одобрительно покивал.

— В самодеятельности спектакли ставили?
— Нет.
— Играли?
— В спектаклях? Нет, в спектаклях не играл.
— А где?
— В капустнике, в цыганском хоре пел. В институте.

Пауза.

— Фотографией увлекаетесь?
— Нет.
Снова пауза.
— Пишете? Рассказы, заметки...
— Нет.
— Стихи?
— Сейчас уже нет.
— А когда?
— В детстве сочинял какую-то бестолочь... Но мама очень гордилась.
— Ну-ну, — заинтересовался Калатозов, — прочтите.
— Да не стоит...
— Прочтите, прочтите.

И я прочел:

Во мгле печальной на горе стоит Чапаев бледный.
Погиб Чапаев в той реке, погиб он, незабвенный.
Врагу за это отомщу и силу нашу покажу,
И выскочат из Троя четыреста героев.

— «Трой» — это троянский конь, — объяснил я. — Мне тогда мамина подруга Аллочка про него рассказала.

«Господи, что я несу!»

— М-да... — Калатозов тяжело вздохнул. — А Чапаева Бабочкин сыграл неплохо...

Пауза.

— Вы сказали, любите музыку... — наконец спросил Калатозов. — Сами музицируете?
— Немного.
— На фортепьяно?
— На барабане.

Пауза затянулась. Всемирно известный режиссер сложил руки на груди и задумался, а я с тоской смотрел по сторонам. В этой комнате мне все было знакомо: и фотография, где Калатозов снят с Чаплиным (во время войны Михаил Константинович был представителем Экспортфильма в США). И тахта, покрытая шотландским пледом, и картина над тахтой — красивая молодая женщина в кресле. Женщина с картины смотрела на меня с сочувствием. Я легонько подмигнул ей: не переживай, родная. Я все понял, сейчас уйду.

— Иностранный язык знаете? — придумал еще один вопрос Калатозов.
— Нет.
— Вы молодой. Надо выучить.



----- 6

<i>

Я встал. — Обязательно выучу. Я пойду, Михаил Константинович. Извините. Спасибо.

Калатозов тоже поднялся.
— Я провожу.

Он вышел со мной на лестничную площадку и нажал кнопку вызова. Загудел лифт и, не доехав до нас, остановился — перехватили.

— Парфеноны и Колизеи, Гия, стоят тысячелетия. А кино что — целлулоид, пленка. Зыбкий материал. — Калатозов вздохнул.

— Ой, Михаил Константинович, — вспомнил я, — извините, я у вас на столе папку оставил!..
...Через десять минут Калатозов внимательно изучал содержимое папки, а я в кресле напротив напряженно ждал приговора.

Последние дни я, готовясь к визиту, с утра до вечера рисовал жанровые картинки и сделал, как мне казалось, забавную раскадровку чеховского «Хамелеона».

Досмотрев, Калатозов закрыл папку, откинулся в кресле, сложил руки на груди и задумался.
«Не понравилось», — понял я и стал непослушными от перенапряжения пальцами завязывать тесемки на папке. Тесемки не поддавались.

— Дайте мне, — Калатозов отобрал у меня папку и сделал аккуратные бантики. — Это вы сдайте в четыреста двенадцатую комнату на «Мосфильме». Узнайте, что там еще надо. На экзамене я вас спрошу, почему вы хотите стать режиссером. Ответите, как сегодня мне. Маме привет.

— Спасибо, Михаил Константинович!

В дверях он меня спросил:
— А почему вы мне эти рисунки сразу не показали?

— А вы не спросили, рисую я или нет.
<b>  
Георгий Данелия. </b>  
"Безбилетный пассажир"

 عمر خیام <b>Омар Хайям</b> عمر خیام

 <i>

"Не завидуй тому, 

кто силен и богат.

За рассветом всегда

 наступает закат"

 ✔✔

("))))

<i>

Я вспомнил, как однажды жестоко обошёлся с осой. Она ела джем с блюдечка, а я ножом разрубил её пополам. Не обратив на это внимания, она продолжала пировать, и сладкая струйка сочилась из её рассечённого брюшка. Но вот она собралась взлететь, и только тут ей стал понятен весь ужас её положения. То же самое происходит с современным человеком. Ему отсекли душу, а он долго — пожалуй, лет двадцать — этого просто не замечал.

<b> 
Джордж Оруэлл, </b>  "Мысли в пути"

 ✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b>  31 июля


▪Афанасий▪ («Бессмертный»)

▪Емельян▪ («Льстивый»)

▪Иван▪ («Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»)

▪Кузьма▪ («Мир», «порядок»)

▪Леонтий ▪ («Львиный»)

▪Мирон▪ («Благовонный», «источающий миро»)

▪Степан▪ («корона»)

 ✔✔

~v^~v^v^~

 <i><b>

  Валентин Гафт</b>

  

***

 Я и ты, нас только двое?

 О, какой самообман.

 С нами стены, бра, обои,

 Ночь, шампанское, диван.

 С нами тишина в квартире

 И за окнами капель,

 С нами все, что в этом мире

 Опустилось на постель.

 Мы лишь точки мирозданья,

 Чья-то тонкая резьба,

 Наш расцвет и угасанье

 Называется судьба.

 Мы в лицо друг другу дышим,

 Бьют часы в полночный час,

 А над нами кто-то свыше

 Все давно решил за нас.

 

 ✔✔Юрий Левитанский 

 

 

 

ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก็็็็็็็็็็็็็็็็็็็็กิิิิิิิิิิิิิิิิิิิิก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก็็็็็็็็็็็็็็็็็็็็กิิิิิิิิิิิิิิิิิิิิก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้&ensp; <b> Юрий Левитанский </b>

     <i>

    Зачем послал тебя Господь

    и в качестве кого?

   Ведь ты не кровь моя, не плоть

   и, более того,

   ты даже не из этих лет –

   ты из другого дня.

   Зачем послал тебя Господь

   испытывать меня

   и сделал так, чтоб я и ты –

   как выдох и как вдох –

   сошлись у края, у черты,

   на стыке двух эпох,

   на том незримом рубеже,

   как бы вневременном,

   когда ты здесь, а я уже

   во времени ином,

   и сквозь завалы зим и лет,

   лежащих впереди,

   уже кричу тебе вослед –

   постой, не уходи! –

   сквозь полусон и полубред –

   не уходи, постой! –

   ещё вослед тебе кричу,

   но ты меня не слышишь…

 

 ✔✔

ۣۣۜ  ۣۣۜ

 <b>

 Александр Кушнер

 </b><i>

 Так быстро ветер перелистывает

 Роман, лежащий на окне,

 Как будто фабулу неистовую

 Пересказать мечтает мне,

 Так быстро, ветрено, мечтательно,

 Такая нега, благодать,

 Что и читать необязательно,

 Достаточно перелистать. 

 

Ну вот, счастливое мгновение,

 И без стараний, без труда!

 Все говорят, что скоро чтение

 Уйдет из мира навсегда,

 Что дети будут так воспитаны, —

 Исчезнут вымыслы и сны...

 Но тополя у нас начитаны

 И ветры в книги влюблены!