17 янв. 2021 г.

 ✔✔Ковалевская

┏◢◣┓

◢┛┗◣

◥┓┏◤

◥◤&emsp; 15 января 1850 года в Москве, в семье артиллерийского генерала Корвин-Круковского родилась <b>Софья Васильевна Ковалевская, </b>принадлежащая к ряду самых выдающихся математиков, механиков и астрономов России.

Наблюдательная и вдумчивая, она обладала еще и большой способностью к художественному воспроизведению виденного и перечувствованного.

Повесть "Нигилистка" была написана Ковалевской на шведском языке. Она преподавала в университете Стокгольма, поскольку в России женщины не допускались к профессорскому званию.

По-русски же из литературных произведений Ковалевской появились прелестные и весьма ценные "Воспоминания детства". В них ярко показана роль ранних, детских и юношеских, впечатлений в дальнейшей судьбе человека.

Софья Васильевна пишет о своем дядюшке Петре Васильевиче:
"Я считалась его любимицей, и мы, бывало, часами просиживали вместе, толкуя о всякой всячине. Когда он бывал занят какой-нибудь идеей, он только о ней одной мог и думать, и говорить. Забывая совершенно, что он обращается к ребенку, он нередко развивал передо мной самые отвлеченные теории. А мне именно то и нравилось, что он говорит со мной как с большой, и я напрягала все усилия, чтобы понять его…

Хотя он математике никогда не обучался, но питал к этой науке глубочайшее уважение. От него услышала я, например, в первый раз о квадратуре круга, об асимптотах, к которым кривая постоянно приближается, никогда их не достигая, о многих других вещах подобного рода. Смысл их я, разумеется, понять еще не могла, но они действовали на мою фантазию, внушая мне благоговение к математике как к науке высшей и таинственной...".

===== 2

Говоря о первых своих соприкосновениях с областью математики, Ковалевская сочла необходимым упомянуть об одном очень курьезном обстоятельстве, тоже возбудившем ее интерес к этой науке.
"Когда мы переезжали на житье из Калуги в деревню, весь дом пришлось отделать заново и все комнаты оклеить новыми обоями. Однако не рассчитали вполне точно необходимое количество, так что на одну комнату обоев не хватило. Детскую просто обклеили бумагой, благо на чердаке в доме имелась масса накопившейся за много лет бумаги, лежащей там без всякого употребления.

По счастливой случайности вышло так, что на чердаке оказались литографированные записи лекций по дифференциальному и интегральному исчислению академика Остроградского, которые некогда слушал мой отец, будучи еще совсем молоденьким офицером. Вот эти-то листы и пошли на оклейку моей детской.
В это время мне было лет 11.

Разглядывая как-то стены детской, я заметила, что там изображены некоторые вещи, про которые мне приходилось уже слышать от дяди. Будучи вообще наэлектризована его рассказами, я с особенным вниманием стала всматриваться в стены. Меня забавляло разглядывать эти пожелтевшие от времени листы, все испещренные какими-то иероглифами, смысл которых совершенно ускользал от меня, но которые, я это чувствовала, должны были означать что-нибудь очень умное и интересное. Я, бывало, по целым часам стояла перед стеной и все перечитывала там написанное.

===== 3
Вследствие долгого рассматривания я многие места выучила наизусть, и некоторые формулы, просто своим внешним видом, врезались в мою память и оставили в ней по себе глубокий след. В особенности памятно мне, что на самое видное место стены попал лист, в котором объяснялись понятия о бесконечно малых величинах и о пределе.
Когда, много лет спустя, уже пятнадцатилетней девочкой, я в Петербурге брала первый урок дифференциального исчисления у прекрасного преподавателя математики Александра Николаевича Страннолюбского, он удивился, как скоро я охватила и усвоила понятия о пределе и производной.

— Вы так поняли, как будто знали это наперед. — Я помню, он именно так и выразился.
И дело, действительно, было в том, что в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что все это стояло на памятных мне листах Остроградского, и самое понятие о пределе показалось мне давно знакомым".

Публикация Борис Бим-Бад

✔✔Милн 


┻┳|-

┳┻|

┻┳| |

┳┻|) _

┻┳| )

┳ミ(

┻┳T|

<i>

 „Если однажды меня не окажется рядом с тобой, запомни: ты храбрее, чем подозреваешь, сильнее, чем кажешься, и умнее, чем ты думаешь. И еще кое-что – я всегда буду с тобой, даже если меня не будет рядом.“


„Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик!“

„Несчастные случаи — очень странные штуки. Они обычно случаются совершенно случайно.“


„Хвост не очень-то хорош, но я как-то к нему привязан.“

„Если вы Медведь с опилками в голове и думаете о делах, вы иногда с огорчением обнаруживаете, что мысль, которая казалась вам очень дельной, пока она была у вас в голове, оказывается совсем не такой, когда она выходит наружу и на нее смотрят другие.“


„У одних в голове что-то есть, у других — нет, и тут уж ничего не попишешь.“

<b>


—  Алан Александр Милн</b></i>

______/


Алан Александр Милн (англ. Alan Alexander Milne) родился 18 января 1882 года в Лондоне. С детства мечтал стать писателем. Учился в частной школе, владельцем которой был его отец. В этой школе преподавал Герберт Уэллс. Милн окончил Тринити-колледж Кембриджа, где специализировался в математике.

 ✔✔


&emsp;  &emsp; &emsp; <b> День памяти </b> 

<b>

Редьярд Киплинг 

</b> 

«Объяснение»

Любовь и Смерть, закончив бой,

Сошлись в таверне «Род людской» И, выпив, побросали спьяну Они в траву свои колчаны. А утром поняли, что вот Где чья стрела — чёрт не поймёт! И стали собирать скорей В траве любовь и жизнь людей, Не видя в утреннем тумане, Чьи стрелы были в чьём колчане: Смерть кучу стрел Любви взяла И только позже поняла, Что эти стрелы ей отвратны. Ну, а Любовь взяла, понятно, Смертельных стрел весьма немало, Которых вовсе не желала.

Вот так в таверне роковой Произошёл конфуз большой: Но кто и чьей сражён стрелой? Влюбляется старик седой И умирает молодой.

Перевод Г.Бена

 ✔✔Монтескьё



ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้

‖ Большая часть того, что делает нас счастливыми, неразумно.

‖ Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

‖ Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает.

‖ Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.

‖ Свобода личности и свобода гражданина не всегда совпадают.

‖ Бесполезные законы лишают силы законы необходимые.

<b>

Шарль Монтескьe

</b>

══════

<i> 

Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Montesquieu) родился 18 января 1689 года близ Бордо, в аристократической семье.

В 1705 году он окончил колледж в Бордо и переехал в Париж для углубленного изучения права. 

В 1721 году он выпустил в свет роман «Персидские письма», завоевав симпатии читающей публики живой сатирой на французское общество. 

Труды Монтескьё изучали многие выдающиеся государственные деятели, в том числе и Екатерина Великая, построившая свой знаменитый «Наказ» (1767) на основе книги Монтескьё «О духе законов».

 ✔✔

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov
</b>
░░|<iПАМЯТИ ВАРЛАМА ТИХОНОВИЧА ШАЛАМОВА

Уходил 17-го января, в разгар большевистского абсурда, который и сгубил его; уходил измученный, в доме престарелых, где еще писал стихи.
Вот какие у нас поминальные дни настали, а они-то — не Конституция. Их навеки не переписать.

У меня есть посвящение памяти его, и в книжку вошло, но здесь давать не решусь. Это все равно, что выхватить при всех гитару у Галича и почать своё.
Неверующего Шаламова, вопреки воле его, отпели на Маросейке, снесли в Кунцево, там погребли.

Друг Федот Сучков, тоже лагерник, памятник поставил, низкий поклон.

Но в конце века XX, который измордовал и унизил тремя сроками ни за что… И в итоге убил большого русского поэта… Кто-то голову бронзовую оторвал и унес — разживаться на цветмете. Пришлось восстанавливать на Северстали, — тоже спасибо добрым людям.
Великому мученику, лауреату французской пенклубовской премии Свободы было 74 года. Сколько нынче и многим из нас, седоголовых. Кто любит его, знает, чтит и помнит.
Из последнего, что он писал и нашептал, почти без сил, друзьям...

* * *
Я не хочу прогуливать собак –
Псу жалко
Носить мое бессмертие в зубах,
Как палку.
В раю – я выбрал самый светлый зал,
Где вербы.
Я сердце сунул – он понюхал, взял,
Мой цербер.
Сердечный мускул все-таки не кость…
Помягче будет... И цена ему иная.
Так я вошел – последний райский гость –
Под своды рая. </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|
<b>Anatoly Golovkov
</b>
░░|<i></i>|░░

✔✔+ мой ответ Диане

&emsp;  &emsp; &emsp; <b> День памяти </b> 

 «Чтоб они, суки, знали»

В этот день 37 лет назад был убит великий русский писатель<b> Варлам Шаламов.</b>
Почему убит? Потому что, обстоятельства его смерти читаются, как один из его рассказов.
Пен-клуб Франции присудил В. Шаламову премию за его прозу. Иностранные корреспонденты, расквартированные в Москве, ринулись на поиски героя. «И нашли его в гадюшнике, пропахшем мочой и преисподней».
На наплыв посетители к такому пациенту не понравился директору интерната — он позвонил в КГБ и попросил оградить… Те, конечно, быстро пришли на помощь (директорами у нас становятся люди, которым органы всегда готовы прийти на помощь, взаимообразно.)
Состряпали освидетельствовали обитателя «Дома ветеранов», признали безумным и предписали перевод в психушку. В любом казенном заведении ты облачен в казенную пижаму, которая на учете у директора. А потому — пижаму «Дома ветеранов» с В. Шаламова сняли, а пижаму психушки — надели только, когда привезли.
Обмороженного, больного старика везли в январскую метель голышом!.. Еще «заплутали»…
Он продержался еще 72 часа - «Чтоб они, суки, знали» - крупозное воспаление легких.

...Мы ведь пашем на погосте,
Разрыхляем верхний слой.
Мы задеть боимся кости,
Чуть прикрытые землей.
/В.Шаламов/

tokh17 января 2021 | 17:05

diana_fetisova: Убит, потому что «читаются обстоятельства».
Это во время пьяного тоста произносилось?

***********

Я ведь могу обменяться тем же, типа: это было написано после пьянки с тостом?

Когда смерть человека наступает в результате преступных действий других людей, говорят об убийстве. В данном случае приступники - директор интерната и должностное лицо ГБ, отдавшее распоряжение перевести Варлама Тихоновича в дурдом, состряпав предлог. Голого больного старика держали на морозе 72 часа.

Судить формально этих людишек не судили, ну, а от людей, которые понимают, кто таков Шаламов, да собственно, любой человек, над которым издевались, - только проклятья идут будут идти всегда, пока человеческое в людях сохраняется.

Что Вам, Диана, непонятно-то? Литературное сравнение этого преступления с сочинениями самого Шаламова? Или что ГэБэ совершало несчетное число преступных действий, в том числе, и это? Шаламова в концлагерь ведь отправило НКВД, оно и довершило свой приговор тройки.

Мне странно, что Вас задел не сам факт мерзкого преступного отношения к человеку, а литературный оборот, показавшийся неправильным.


 ✔✔

(+[___]::)&ensp;   ¦̵̱ ̵̱ ̵̱ ̵̱ ̵̱(̢ ̡͇̅└͇̅┘͇̅ (8כ−◦  ┣▇▇▇▇▇═

<i>

ЛАРРЕЙ

Эта история началась с несчастной любви. Студент-медик из бедной семьи влюбился в дочь олигарха. Избранница и рада бы ответить взаимностью, но папаша не соглашался отдать дочь замуж «за нищеброда». Мог ли он знать, что через несколько лет этот юноша станет самым прославленным врачом Европы? Студента звали Доминик Ларрей.

Условие, выставленное отцом невесты было издевательски точным: к моменту возможной помолвки на счету жениха должно быть не меньше 100 тыс франков! Это более 1,5 млн современных американских долларов. Какой-нибудь голливудский киногерой при таком раскладе стал бы планировать преступление, но идеалы 18го века были другими. Доминик, в надежде обрести славу и состояние, отправился на войну в должности помощника полкового хирурга.
В первом же сражении он полез на передний край, и на своих руках вытащил из под обстрела 40 человек. Перевязывал, некоторых даже оперировал на месте, прямо под огнем, потом оттаскивал в тыл метров на 300. Воинские уставы того времени запрещали оказывать помощь раненым пока сражение не окончено – чтобы солдаты не отвлекались во время атаки. Поэтому врачи приходили к раненым лишь на утро после начала боя, а до того они сутками лежали на земле безо всякой помощи, часто в холоде и под дождем.
Ларрей знал: для раненого каждая секунда на вес золота! Ведь если помощь оказать вовремя, рана заживает как операционная – за 7-10 дней. Так и вышло: из тех спасенных 40 раненых выжили 36 – мировой рекорд военно-полевой медицины того времени! Тем не менее, за самоуправство доктора посадили на гауптвахту.
Для молодого хирурга стало уже очевидно, что быстро остановить кровотечение - это залог выживания.

===== 2
<i>
Оставалась придумать: как скорей доставить раненого на специально оборудованный операционный стол?

Глядя на молниеносные маневры конной артиллерии, Ларрей предложил поставить на лафет вместо пушек.. носилки. Так родилась первая конструкция кареты скорой помощи. Это называлось «летучий амбуланс».
Идею приняли, изготовили несколько опытных образцов, и опробовали в условиях реального боя. Эффективность даже превзошла ожидания! Удачный опыт распространили на всю армию.
Генерал Бонапарт с полным основанием считал амбулансы своим новым оружием, которое есть лишь у французов. Впервые раненые массово возвращаются в строй. Стреляный вызывает уважение. Его слушают, когда он учит маскироваться, обращаться с оружием, а главное – быстро и безошибочно ориентироваться в бою. Много воюющая армия выигрывает войны ранеными, которые непрерывно повышают её квалификацию.
Всего за несколько лет Доминик Ларрей стал всемирно известен. В том числе и потому, что помогал не только своим, но и раненым солдатам противника. Зная об этом, вражеские генералы запрещали стрелять в его сторону, видя его на поле боя во главе группы «летучих амбулансов». Разбогатеть не вышло, но он все же получил свою невесту, поскольку ее отец счел важным близкое знакомство Ларрея с Наполеоном.
Заветные сто тысяч пришли к Доминику только в самом конце пути – их завещал ему низложенный император, умирая на острове святой Елены. Лишь имя Ларрея в списке наследников сопровождалось комплиментом – «Завещаю сто тысяч франков Ларрею – самому доблестному человеку из тех, что я знал».
На фото:
- "Portrait of Baron Larrey", работа Мари-Гийемин Бенуа (это, кстати, сестра невесты Доминика)
- Летучий амбуланс Ларрея. Акварель Эдмона Лажу, начало XX века.

✔✔Юрий Левитанский

  ̺ ։֑֖֛֚֒֓֔֕֗֘֙֜֝֞֟֠ ְֱֲֳִֵֶַָֹֻּֽֿׁ֣֤֥֦֧֪֭֮֡֨֩֫֬֯  

Всё проходит в этом мире -

Снег сменяется дождём,
Всё проходит. Всё проходит.
Мы пришли, и мы уйдём...

Всё приходит и уходит
В никуда из ничего.
Всё проходит, но бесследно
Не проходит ничего...

И, участвуя в сюжете,
Я смотрю со стороны,
Как текут мои мгновенья,
Мои годы, мои сны...

Как сплетается с другими
Эта тоненькая нить,
Где уже мне, к сожаленью,
Ничего не изменить...

Потому что в этой драме,
Будь ты шут или король,
Дважды роли не играют,
Только раз играют роль!...

И над собственною ролью
Плачу я и хохочу,
По возможности достойно
Доиграть своё хочу.

И не мелкою монетой,
Жизнью собственной плачу -
И за то, что горько плачу...
И за то, что хохочу....
<b> 
Юрий Левитанский

 ✔✔

 

<i><b>

 

Булат Окуджава 

 

</b>

 

Тьмою здесь все занавешено                     

 

и тишина как на дне...

Ваше величество женщина,

да неужели — ко мне?

Тусклое здесь электричество,

с крыши сочится вода.

Женщина, ваше величество,

как вы решились сюда?

О, ваш приход — как пожарище.

Дымно, и трудно дышать...

Ну, заходите, пожалуйста.

Что ж на пороге стоять?

Кто вы такая? Откуда вы?

Ах, я смешной человек...

Просто вы дверь перепутали,

улицу, город и век.                        

 ✔✔

 

&ensp; <b> Наум Коржавин</b> 

 

<i>

 

Не надо, мой милый, не сетуй

 

На то, что так быстро ушла.

Нежданная женщина эта

Дала тебе все, что смогла.

 

Ты долго тоскуешь на свете,

А всё же еще не постиг,

Что молнии долго не светят,

Лишь вспыхивают на миг.

              

1946 г.

  ✔✔

߷  ߷&ensp; <b> Белла Ахмадулина</b>  

<i>

РОМАНС О РОМАНСЕ

Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.
То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое,
И былым мое время продли.

Наше «ныне» нас нежит и рушит,
Но туманы сирени висят.
И в мантилье из сумрачных кружев
Кто-то вечно спускается в сад.
Как влюблен он, и нежен, и статен,
О, накинь, отвори, поспеши,
Можно все расточить и растратить,
Но любви не отнять у души.


Отражен иль исторгнут роялем
Свет луны — это тайна для глаз,
Но поющий всегда отворяет
То, что было закрыто для нас.
Блик рассвета касается лика,
Мне спасительны песни твои,
И куда б ни вела та калитка —
Подари! Не томи! Отвори!

* * *
Романс Андрея Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной впервые прозвучал в 1984 году в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятому по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1878).