19 июн. 2016 г.


ПРИЕМ КАК ПРИЕМ

 </b>  

То ли мы постепенно устаем удивляться, то ли они постепенно устают удивлять. Так или иначе, но следить за причудами и извивами дискурсивного поведения нынешней власти стало уже как-то совсем не интересно. Ощущение такое, что это самое дискурсивное поведение как-то уже устоялось, утопталось, вошло в гранитные берега, стало вполне предсказуемым и сходу узнаваемым, или, если пользоваться термином филологов-формалистов 20-х годов, автоматизировалось. Они не интересны. Интересны — да и то уже не очень — их ретрансляторы и толкователи.
В советские годы многословные летаргические речи коммунистических вождей тоже не были явно обращены непосредственно к трудящимся массам. Даром, что они лились из телевизионных экранов полный рабочий день, а потом еще повторялись в вечернее время. Трудящиеся массы просвещались посредством армии спецжрецов, обучаемых своему хитрому ремеслу на бесчисленных кафедрах марксизма-ленинизма.
Причем это происходило ступенчато. Многочасовой и абсолютно герметичный по форме и содержанию доклад Генерального секретаря сначала толковался в анонимных передовых статьях главных коммунистических газет, а сами эти статьи, тоже не баловавшие граждан повышенной внятностью и прозрачностью смысла, «на местах» разъяснялись бродячими лекторами из общества «Знание», иногда буквально на пальцах.
Сходство, причем очень существенное, между «деятелями» той эпохи и нынешней, в общем-то одно — и те, и другие не воспринимаются, да и не являются на самом деле субъектами высказывания, а являются их объектами. Они не «авторы». Они персонажи.
В искусстве, в литературе, в кино это явление имеет давнюю, почтенную традицию. Автор время от времени делегирует своим персонажам стихи, прозу, картины, музыкальные произведения. Достаточно вспомнить стихи капитана Лебядкина. Или роман о Понтии Пилате. Или стихи из романов «Дар» и «Лолита». Или «Рукопись, найденную в Сарагосе».
Атрибутируя собственные тексты придуманным им персонажам, автор как бы уклоняется от полной ответственности за них, отчуждает их от себя, придает этим текстам специфическую мерцательность.
Особенно интересно, а чаще курьезно это выглядит в тех случаях, когда по замыслу и воле автора его персонаж назначается «гениальным поэтом» или «гениальным художником».
Еще интереснее те случаи, когда автор сам на себя берет роль собственного персонажа. А то и собственного произведения, как это часто происходит в современном искусстве.
Но это ладно, это искусство, и об этом — отдельный разговор.
Советские коммунистические деятели тоже были персонажами. Все они — от генерального секретаря до диктора радио и телевидения тоже не были субъектами высказывания. Но они все даже и не делали вид, что они произносят свой собственный текст.
Их персонажность была по-своему честной и открытой. Уже хотя бы потому, что они произносили свои речи, не отрывая глаз от листка бумаги формата А4 с крупными буквами и заботливо проставленными ударениями.
Нынешние — тоже персонажи. Но другие.
Они — персонажи, усиленно вгоняющие и, кажется, окончательно и бесповоротно вогнавшие сами себя с устойчивое состояние бесноватости.
Они — персонажи какой-нибудь черной комедии, эксцентричные уроды, упивающиеся сладким, потому что совсем, как им кажется, безнаказанным, негодяйством, не генерирующие даже, а скорее бурно ретранслирующие и направляющие на все четыре стороны света сыгранную, но от этого не менее опасную ненависть.
Они — персонажи, возгоняющие до состояния скверно очищенной сивухи мутную брагу мракобесно-воинственной риторики, пропахшей кислой подвальной сыростью и застоялой чердачной пылью.
То, что они «в роли», совершенно очевидно. И чтобы заметить это, никакой особенной проницательности не требуется. А вот почему именно такие роли столь привлекательны для них, это вопрос действительно интересный.
В начале я уже упомянул о филологах «формальной школы». В той среде бытовало представление об искусстве вообще и о художественном методе отдельно взятого художника как о «сумме приемов».
И это довольно долгое время было или по крайней мере казалось продуктивным и удобным для описания. Причем не только описания фактов искусства, но и фактов социальной жизни.
Когда-нибудь бесстрастные исследователи нашей нынешней эпохи непременно скажут: «Вранье как прием». «Ненависть как прием». «Подлость как прием». И они, из своего далека наблюдающие за нашим причудливым временем, будут, разумеется, правы.
Разумеется, приемы, а что же еще. Хотя эти приемы уж как-то слишком подозрительно приближены к тому, что принято называть органикой.
Я живу не в будущем. Я живу в настоящем. В таком, какое оно есть. Я живу сейчас. И здесь. И я не нахожу в себе достаточной силы воображения, чтобы посмотреть на все это непредвзятыми глазами потомка.
Поэтому мне приходится говорить и упорно повторять: «Вранье как вранье». «Ненависть как ненависть». «Подлость как подлость». Что делать: бывают ситуации, когда вещи невозможно не называть их собственными именами. 
</i>
http://www.inliberty.ru/blog/2330-Priem-kak-priem

<i> <b> Физики шутЮт, лирики хохочАт </b       

 - Мама, а откуда берутся дети?
- Откуда?.. От верблюда! - честно ответила верблюжонку мать.

Не жалуйтесь на судьбу. Ей, может быть, с вами тоже не очень повезло.

Не надо целовать мне ноги - я не гордая... Я сама их об вас вытру..

"Женщина за 30 - еще молода и красива, но уже не дура".

Днем я ангел, ночью демон…

Ничто так не поддерживает талию, как мужские руки.

</i>
&emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp;    
<b>
Юрий Визбор
</b>
﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
"Я - березовая ветка, выросшая из старого винтовочного приклада". <b> Юрий Визбор </b>

"Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своем искусстве". <b> Булат Окуджава</b>
<i>
"Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме имени Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя к тому времени матушка Мария Шевченко, привезенная в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию Юзефом Визборасом..."

Юлий Ким рассказывал: "Без Визбора я не взялся бы за гитару. Я пришел в институт сложившимся начинающим поэтом. Я меня уже было 20 стишков, один другого хуже, по нынешним меркам. Но, тем не менее, я думал о поприще стихотворном, а не песенном. А глядя на Визбора, нельзя было не взяться за гитару".

Для распространения и популяризации песен Визбора не понадобились средства массовой информации. Эстрадному официозу народ тогда предпочитал песни без вранья, без пафоса — песни бардов. В 1966 году он снялся в кино у Марлена Хуциева "Июльский дождь". Было еще несколько ролей и опыты в театральной режиссуре. Он оставил нам 400 баллад, и несколько золотых фраз, вошедших в поговорки, к примеру "А также в области балета мы впереди планеты всей"

Юлий Ким рассказывал: "Вот таким Пушкиным в бардовском деле был, безусловно, Юра. Я думаю, что именно и только он, потому что он был универсален. Он выдал весь спектр основных интонаций бардовской песни, лирики, любой: саркастической, лирической, любовной, романтической - первый. И он, как сказано о нем, задал тон первым гитарам".

Юрий Визбор работал учителем, служил в армии, а в 1962 году стал инициатором создания молодежной радиостанции "Юность".

С 1964 года совместно с группой единомышленников Визбор начал издавать журнал "Кругозор", в котором создал уникальный жанр "песни-репортажа". С 1970 года он работал сценаристом и редактором кинообъединения "Экран" Центрального телевидения.

Первую роль Визбор сыграл в фильме "Июльский дождь" в 1967 году. Среди самых интересных ролей Визбора - Бегоунек в "Красной палатке", Саша в "Ты и я", Балашов в "Белорусском вокзале", Борман в "Семнадцати мгновениях весны". По сценариям Визбора поставлено свыше сорока документальных фильмов, а также художественный фильм "Год дракона" и телефильм "Капитан Фракасс". Визбор считается одним из основателей и самых ярких представителей авторской песни.

Визбор написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986—89) имела тираж 250 тысяч экземпляров.

Великий бард. Великий актер. Великий журналист. Он должен был быть национальным героем. Осенью восемьдесят четвертого ни одна газета даже строчкой не обмолвилась о его смерти.

Сейчас жуткий кризис и мучительные поиски жанра в государственном и коммерческом радиовещании. Станции ищут и не могут найти единственно верную интонацию: не хамский отвяз, но и не официоз; не заигрывание, но и не высокомерие; не копирование чужих стандартов - но и не кондовое "наше". Между тем однажды такая интонация уже была найдена в русском эфире. Это то, что ухитрялся в самые черные подцензурные времена делать Визбор на радиостанции "Юность" и в журнале "Кругозор".

Интонация, которую он нашел, не должна быть попугайно повторена. Второго Визбора в эфире не будет - это знает даже родная его дочь Татьяна, работающая на "Радио России". Но именно "формат Визбора", будь он проанализирован и понят, мог бы дать нынешнему русскоязычному эфиру второе дыхание.

Дима Богачев (главный продюсер проекта "Песни века") высказал свое видение: "Визбор мог бы стать нашим Синатрой". Мысль, приведшая поначалу многих в шок, все меньше и меньше кажется случайной. Как и Синатра - он блестящий киноактер, один из самых недооцененных наших актеров. Многие, просматривая сейчас старые фильмы с Визбором, ахают: в Голливуде из такого слепили бы звезду мирового масштаба вроде Марлона Брандо. Впрочем, при всей недооцененности Визбора-актера роль Бормана в "Семнадцати мгновениях" едва не перечеркнула его имидж барда и журналиста. Дети узнавали его на улицах, цеплялись за фалды и кричали: "Дяденька Борман!"

Как и у Синатры, у него фантастическое обаяние и сексуальность, которые не надо доказывать - это просто шибает тебя наотмашь, хочешь ты или не хочешь. Как и Синатра, Визбор - певец нормы. Он не поучает и не кричит, он с усталой улыбкой просит:

Нажми, водитель, тормоз, наконец,
Ты нас тиранил три часа подряд.
Слезайте, граждане, приехали, конец --
Охотный ряд, Охотный ряд...

Однажды он сказал: "За окном с зонтами бродит человечество, обокраденное нами на любовь". Нас обокрали на Визбора. Если даже будут найдены, восстановлены и заново аранжированы все песни; если свежим взглядом мы отсмотрим все фильмы, вплоть до короткометражек - мы все равно останемся обворованы. Он должен был не только прожить больше - мы должны были взять у него больше.

Глупейшая расхожая легенда - "вообще-то поэт средненький, мелодист никакой, просто плейбой, обаяшка и рубаха-парень с потрясной энергетикой" - наконец-то начала разрушаться. Гитарист Константин Тарасов и клавишник Александр Прокопович пошли на рискованный эксперимент: с помощью новейшей звукозаписывающей и компьютерной техники наложили свою оркестровку на гитару и голос Визбора. Результат ювелирной работы кого-то покоробил, кого-то поставил на уши, но даже яростные оппоненты сказали: мы не знали, что Визбор - столь потрясающий мелодист; что в ткани его песен сидит джаз и в ритмике - свинг. Когда Костя спросил у наследников Визбора, согласны ли они на такое вольное обращение с архивными пленками, те ответили: "Ну что вы, конечно, он ведь всю жизнь хотел записаться с оркестром".

Полностью читать   http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=480
</i>
&emsp;  &emsp;
<i><b> </b>
Мне твердят, что скоро ты любовь найдешь
И узнаешь с первого взгляда...
Мне бы только знать, что где-то ты живешь,
И клянусь, мне большего не надо!

Сново в синем небе журавли кружат...
Я брожу по краскам листопада.
Мне бы только мельком повидать тебя,
И клянусь, мне большего не надо!

Дай мне руку, слово для меня скажи...
Ты моя тревога и награда!
Мне б хотя бы раз прожить с тобой всю жизнь,
И клянусь, мне большего не надо!
</i>

ღღღღღღღღღღღღღღღღღღღღღღღღ
&emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp;❖    
<b>
Роберт Рождественский
</b>
﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края. Часть своего детства, а именно три года (с 1941 по 1944) маленький Роберт провел в детском доме. Его родители были военнослужащими и одними из первых ушли на фронт. Свои первые стихи поэт начал писать в пятидесятых годах, обучаясь в Петрозаводском университете, который он впоследствии бросит ради Института литературного (Москва), где он учился в 1951-1956 годах.

Впервые стихи Роберта Рождественского появились в печати 1950 году в Петрозаводском журнале «На рубеже». Всего в пятидесятых годах в свет вышло три сборника стихов. Это «Флаги весны» (1955), «Испытание» (1956) и «Дрейфующий проспект» (1959). Также в 1955 году была напечатана поэма «Моя любовь». Поэт входил в группу шестидесятников, наряду с такими личностями как Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.

http://www.calend.ru/person/3082/
© Calend.ru
</i>
<b>
Все начинается с любви...
</b>
Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
       было
           слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
       и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
       даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
       тоска
            и подвиг -
все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:
                            "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

❥••••••••••••••••••••••••
<u></u>
<b>
Вдова Роберта Рождественского Алла Киреева:
«когда муж хотел меня порадовать, он
 жарил картошку»
</b>
<i>
— Мы с Робертом (он был старше меня на полгода) учились вместе в Литературном институте имени М. Горького в Москве. На первом же курсе понравились друг другу, — рассказывает Алла Борисовна. — Честно говоря, особо за мной Роберт не ухаживал: не было тайных встреч, охапок цветов, серенад под окнами

— И даже стихов?

— Нет, стихи он, конечно, мне посвящал. Любовную лирику. Мог иногда написать просто на шпаргалке и подсунуть мне на лекции. В то время за мной ухаживали многие, но Роберт был особенным. Я это быстро поняла. Он отличался от своих сверстников.

— Родители одобрили ваш выбор?

— Папы в то время уже не было в живых. А вот с мамой у Роберта был роман. Они обожали друг друга! До маминой смерти мы жили все вместе. Хозяйство держалось, конечно же, на маме. Она очень заботилась обо всем, внимательно следила за тем, что ест Роберт — у него была язва желудка. А если вдруг у нас случались какие-то проблемы, выяснения отношений, мама всегда становилась на его сторону: «Ну как ты можешь Робочке отказать?»

— Роберт Иванович умел нравиться женщинам?

— Не то слово! Причем не прикладывал к этому никаких усилий. Перед обаянием Роберта невозможно было устоять! Он был крупным мужчиной, сильным, интересным внешне и очень юморным.

— Когда вы расписались?

— В 1953 году. Мама с большим трудом достала отрез шифона серого цвета и сшила мне свадебное платье. Роберт надел простенький костюм. Мы же были совершенно нищие! У меня было колечко, а Роберт сказал: «Что я, мальчик? Носить кольцо не буду». К нам в гости пришли Светлов, Луговской, Коваленко, Захарченко — довольно известные в то время поэты.

— Когда Рождественский стал знаменит, наверняка все в доме крутилось вокруг него

— А как же! Я сопровождала мужа во всех его поездках. Когда Роберт творил, в доме устанавливался особый режим. Но при этом муж был настолько скромным, нетребовательным и добрым, что это никого не угнетало.
</i>
<b>
«Конечно, я ревновала мужа!»
</b><i>
— Когда вы познакомились, он ведь не был еще известен?

— Нет. Слава пришла к нему в начале второго курса. Можно было запустить учебу, но Роберт не собирался этого делать. Он, как и прежде, продолжал учиться на стационаре, не прогуливал ни одной пары.

— Со славой пришло и обожание поклонниц. Рассказывают, некоторые поджидали его у входа в парадное и засыпали цветами и признаниями.

— Случалось и такое. Конечно, я ревновала Роберта! На то были основания. Девушки открыто выражали свою любовь к нему. Лезли в дом, звонили по телефону. Оставаться равнодушной ко всеобщему обожанию моего мужа было непросто.

— С таким знаменитым мужем вы преспокойно могли не работать.

— И, тем не менее, работала довольно много. В литконсультации журнала «Юность», теперь в «Караване». Конечно, я могла не работать, но не видела в этом смысла. Просто сидеть дома? Никогда не сидела на работе с 9. 00 до 18. 00. У меня были какие-то литдни, обязательства перед издательствами Так что нашими двумя дочерьми занималась в основном мама. Она все делала с удовольствием, ее ничего не тяготило. И девочки ее обожали.

— Счастливой творческой судьбе Роберта Рождественского наверняка многие завидовали.

— На самом деле у мужа сложных моментов было очень много.

— Но он же был обласкан властями?

— Любовь бывает разная — окрыляющая и закабаляющая

— Это был второй вариант?

— Третий! Это было что-то совершенно другое. Роберта действительно многие любили. Его уважали даже литературные враги

— Он был дружен с Андреем Вознесенским?

— Дружен — нет. Они были хорошими знакомыми, общались. С Евтушенко сложились более прохладные отношения. Он сам по себе человек неровный. Дружбы между ними не существовало. Роберт и Евгений очень зависели друг от друга, интересовались друг другом. Ну да ладно
</i>
<u></u>
<b>«После свадьбы мы жили в подвале в шестиметровой комнате»
</b>
<i>
— В вашем доме часто бывали гости?

— Муж любил компании, и друзья нередко собирались у нас. При этом Роберт придирчиво следил за своим внешним видом. Можно было в любое время прийти домой и застать его

В костюме с галстуком?

— Или в брюках и джемпере. Роберт был ранимым и легким в быту. Сейчас, когда я слышу о проблемах молодых женщин, даже не понимаю, как они могут выдерживать некоторые вещи

— Я так понимаю, муж никогда не повышал на вас голоса?

— Никогда! Моя мама любила говорить: «Робочка у нас ангел».

— На ком Роберт Иванович «проверял» свои новые творения?

— Сначала на мне, потом на дочерях. Я ведь по образованию литературный критик, поэтому могла сказать все, что думаю. Правда, Роберт не всегда прислушивался к моим замечаниям. Могли высказать свое мнение и дочери. Они «получились» у нас очень даже не глупенькие. А младшая — Ксения — просто с исключительным вкусом. Роберт больше прислушивался к ней.

— Дочери не пишут стихи?

— Подозреваю, что младшая грешит этим. Но не признается. Старшая — Екатерина — известный фотохудожник.

— В последние годы жизни Роберта Ивановича вы переехали жить на дачу

— Мы перебрались туда где-то в середине 1980-х годов. Роберт работал до последних дней. Это уже были горькие, но замечательные стихи! Потом вышла книга последних стихов Рождественского. Конечно, много осталось недописанного Но, видимо, столько ему было отпущено.

— Как вам кажется, он предчувствовал смерть?

— Муж очень тяжело болел. Роберт умер 19 августа 1994 года от разрыва сердца.

— Через годы в вашей жизни мог появиться другой мужчина

— Что вы! Это были только пародии. Роберт уникален! У нас были потрясающие отношения. Муж каждый день признавался мне в любви, к месту и не к месту. Это была потребность! Он называл меня Аленой, а я его по-всякому. С одной стороны, это счастье, что в моей жизни был такой мужчина, с другой — горе, потому что без него мне уже ничего не надо. Я бы хотела, чтобы и у девочек сложились такие отношения с их избранниками. Но у них более современные отношения с сильным полом.

— Роберт Иванович обожал дочерей?

— Души в них не чаял! Но все время хотел сына. Правда, когда я родила вторую дочку, сказала Роберту, что на третьего ребенка уже не пойду. Хватит. Зато еще при его жизни родились два внука. Но чтобы наиграться с ними, у мужа уже не хватало сил. Его, конечно, это царапало. Что поделать
Зато мне он очень помогал, когда родилась Катя. Помню, она истошно орала, а он, успокаивая, носил ее по длинному коридору коммуналки.

— Вы жили в коммуналке?!

— Мало того! В подвале в шестиметровой комнате. Это было после нашей свадьбы. Первая квартира у нас появилась, когда Кате исполнилось три года.

— А машина?

— В 1963 году, «Москвич». Мы заняли у друзей много денег. У нас даже есть фотография, на которой запечатлен момент отдавания долга: Роберт в плавках, на мне юбочка пятирублевая. А купюры, ради смеха, нанизаны, как намысто. Сначала водила только я. Потом научила Роберта, Катьку.

— Роберт Иванович был заядлым автолюбителем?

— Он замечательно водил машину, очень спокойно. Любил ездить на рынок, по делам, в поликлинику.

— Было что-то, что муж делал «не замечательно»?

— Надо подумать Не вспомню. Роберт иногда даже становился к плите. Когда хотел меня порадовать, жарил картошку. Я ему все время говорила: «Не накрывай сковородку крышкой». А он: «Я так не умею, научен по-другому». Кстати, Роберт был серьезным спортсменом. Имел разряды по боксу, стрельбе, волейболу, баскетболу. Состоял в сборной Карелии по баскетболу.

— Что его раздражало больше всего?

— Сложно сказать. Если он раздражался, тут же замыкался в себе, уходил в кабинет. Несколько часов не появлялся Утром всегда просыпался в прекрасном настроении.

— Любил делать вам подарки?

— Да, если ему что-то нравилось. Помню, мы пошли с мужем на ювелирную выставку. Роберт обалдел от каких-то серебряных украшений. На следующий день поехал и все мне купил. Это было очень неожиданно. Сам никаких украшений не носил. У него и бабочка-то появилась перед фестивалем в Каннах, когда его избрали в члены жюри. Это была вынужденная покупка — туда без бабочки не пускали.

— Кто-то из внуков похож на дедушку?

— У Кати три сына. Ребята очень разные. Все время ищу какое-то сходство, но пока не нашла. Младший как-то меня потряс. Вышли мы с ним утром к морю, ему тогда было три года, он говорит: «Е-мое, какая клясота!»

— Слышал бы это дедушка!..

— Он бы посмеялся! У него было хорошее чувство юмора.

— Разыгрывать любил?

— Делал это довольно часто. Например, клал на кухне записку: «Алена, полезай на антресоли, сними чемодан». Лезу, снимаю. Там следующая записка: «Залезь в духовку, посмотри, что там». Нахожу еще одно послание: «Возьми Гоголя, на третьей странице записка » В общем, так он меня мурыжил полдня. В конце концов, выяснилось, что в пустой коробке, где обычно лежал мусор колечко. Слава Богу, мне повезло в моей жизни было много таких красивых моментов.

http://fakty.ua/52685-vdova-roberta-rozhdestvenskogo-alla-kireeva-quot-kogda-muzh-hotel-menya-poradovat-on-zharil-kartoshku-quot
</i>
❥❥❥ ❥ ❥ ❥