17 окт. 2014 г.

<i><b> Преданья старины… </i></b>


<u> Почему появилось выражение «попасть впросак»? </u>

Просаком раньше назывался специальный станок для плетения канатов и верёвок. Он имел сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в него одежды, волос, бороды могло стоить человеку жизни. Именно от подобных случаев произошло выражение «попасть впросак», что сегодня означает оказаться в неловком положении.

<b>Из московских журналов ЪЪЪ сто и более лет Ъ тому назад Ъ </b

  

  ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

<b> Семь «демонов» Михаила Лермонтова</b> 

□ ▪  

Саркастичный и ранимый, презирающий и неравнодушный, - Лермонтов прожил всего 27 лет. Но они вместили все: и пылкие страсти и добродетель. Были и свои «демоны», требующие жертв и дарующие надежду и вдохновение…

<u>Бабушка </u>
<i>
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева (в девичестве Столыпина) направила на внука всю нерастраченную любовь, которую она питала к своей скоропостижно скончавшейся дочери. По ее словам, она не жалела на мальчика четырех тысяч в год «на обучение разным языкам».

По настоянию категоричной и властной бабушки новорожденный получил в честь деда имя Михаил, а не Петр, как хотел назвать его счастливый родитель. Она объявила Мишеля единственным наследником своего состояния в обмен на фактический отказ зятя от воспитания сына.

Именно бабушка пыталась всякий раз смягчить участь внука после его очередной «шалости» - благодаря ее стараниям Лермонтов не попадает в 1837 году на каторгу за «Смерть поэта». Просить о помиловании внука она будет вплоть до смерти любимчика.

Что мог чувствовать опекаемый от чрезмерной заботы? Усталость? Раздражение? Собственную несостоятельность? Вопросы, на которые сложно ответить однозначно – Лермонтов уважал бабушку и ценил сделанное ею, но смеем предположить, что именно эта женщина стала одним из главных «демонов», повлиявших на характер и судьбу Лермонтова.
</i>
▒ 

<u>Отец</u>
<i>
Никогда Лермонтов не демонстрировал по отношению к бабушке те же чувства, которые он испытывал к отцу, - человеку, которого до поступления в пансион он практически не видел и который, до поры до времени, принимал в его жизни слишком мало участия.

Бабушка обещала, что отец и сын будут видеться, однако, ненависть к зятю, которого она винила в смерти дочери, оказалась сильнее – практически каждая попытка встретиться с отцом заканчивалась нулевым результатом.

Отец запомнился Мише гордецом и независимым красавцем, но спустя годы перед поэтом предстанет практически опустившийся человек – больной и сломленный жизнью. Однако именно отец, как никто другой, поймет сына, увидит его талант и завещает «любезнейшему сыну» не пренебрегать способностями и страшиться «употребить оные на что-то вредное и бесполезное».

На глазах юноши будут разворачиваться нелицеприятные сцены выяснения отношения между претендентами на его душу – бабушка и отец сойдутся в битве, захваченным трофеем в котором может стать Миша. О желании мальчика никто не спрашивал. Впрочем, что может решить ребенок, который любит и того, и другого?
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
  Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
<b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ   </b>
<u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
Вчера доказывала мужу, что умею молчать. Сорвала голос.

 

- Случайными бывают только браки, - говорила одна бабушка.
 - А в любовники нужно брать человека надежного.
</i> 
◖◗

<b> Легенды Одессы: Нам мода жить и любить помогает </b>

Модельеры всегда пребывают в заблуждении, думая, что творцами моды являются они. Боже, как они ошибаются — модно не то, что кем-то придумано, модно то, что кем-то носится. Историю творят великие личности. А поскольку так исторически сложилось, что большинство великих рождалось в Одессе, то историю творили именно здесь, можно даже сказать «кроили», потому что далее речь пойдёт об истории моды по-одесски.

<u> В ПАРИЖЕ НЕ ТОТ «ПРИКС» </u>
<i>
Салоны, как тогда называли модельные дома Одессы, были любимым местом посещения одесситов. Салон мадам Страц, именуемый «Европейский базар», располагался в Пале-Рояле, который с рояльным, то есть королевским, размахом торговал тогда самыми изысканными вещами. Легендарными стали и другие места, где с размахом можно было расстаться с деньгами мужа и расправиться с соперницами. Например, «Французский магазин» А. Леруа, отца выдающегося художника Поля Леруа. Магазин блистал на углу улиц Дерибасовской и Преображенской (где ныне помещается греческое консульство).

Знаменита была и некая мадам Томазини. Считалось, что, одевшись у мадам Томазини, женщина становилась неузнаваемой. Так ведь сколько у мадам для этого было подручных средств. На дверях салона можно было прочесть: «Только здесь шелка всех цветов и тонкостей, бархаты чёрные и цветные, мадаполам, нансук, шике, жаконет, попелин, бареж, батист, альпаг и, главное, перо павлина». Действительно, надев на себя всё перечисленное и вставив, куда надо, перо павлина, даму узнать было уже невозможно.

Дамы света никак не могли поделить между собой благосклонность дамы полусвета, бывшей швеи, ставшей мадам Томазини. К её ручке припадали самые знатные дамы и так избаловали мадам, что добром это не кончилось, — в конце концов, мадам уехала в Париж, откуда писала знакомым горестные письма: «Париж — это не Одесса. Не тот шик и не тот прикс». Чтобы вам не рыскать по словарям, проясним насчёт «прикса» — это «цена». Да, в Париже были не те цены! Ну, это понятно: куда Парижу до одесского размаха?!

Одесса жила с размахом, а, главное, красиво. И красивой её делали не столько создатели красивой одежды, сколько те, для кого она создавалась — мужественные и галантные одесситы, но прежде всего, очаровательные и неповторимые одесситки.

Валентин Крапива
</i> 
◖◗

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://o1.ua/articles/legendy-odessy-nam-moda.html
    ✏  ✑  ✒                  

    ИЗ ОБРЫВКОВ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВ…Ъ

                         

ПРИЯТНО ВСПОМНИТЬ!!!!

<b> Актёрские байки </b

<b> Алексей Баталов</b>
<i>
ПОХОДКА РУССКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА

Алексей Баталов был приглашен на главную роль в фильме «Дама с собачкой» по рассказу А. П. Чехова. Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая, помнившая дореволюционную эпоху. Увидев, как ходит Баталов, старушка сразу же заявила:

— Он косолапит. Так русские интеллигенты той эпохи не ходили.

Замечание расстроило артиста, и он взялся исправлять походку, тем более что режиссер все время делал ему замечания. В конце концов Баталову все это надоело, а походка никак не хотела исправляться. Приехали в Крым, в Ялту, стали обходить места будущей съемки. И вдруг какой-то старичок-лодочник, увидев одетого для съемок Баталова, обрадованно закричал:

— Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь, как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, — обратился он к Баталову, — у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил...


КАНАТОХОДЕЦ

     Алексей Баталов любит обходиться на съемочной площадке без дублеров. Так при съемке фильма по повести Ю.Олеши «Три толстяка», герою Баталова Тибулу, необходимо перейти по проволоке с одного здания на другое.

 На то, чтобы выполнить трюк самому, актеру потребовалось учиться этому год и два месяца!

 

«МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ»

В семидесятые годы артисты много ездили по стране, выступая перед народом. Иногда выступления проходили в городах и поселках, иногда в самых глухих уголках. За каждый концерт платили примерно одинаково, независимо от числа зрителей. Это бьл своего рода дополнительный заработок, и в то время никто им не гнушался.

Однажды Баталова судьба забросила с таким концертом в особенно глухое место, куда-то на юг страны, в маленький среднеазиатский городок. Возле импровизированной сцены паслись бараны, рос хлопок, протекал арык. Собрались аксакалы, дети, женщины, и артист начал читать стихи, рассказывать о своем творческом пути. Публика никак не реагировала...

А после первого отделения выяснилось, что жители русского языка не знают. Но, вспоминает Баталов, пришлось честно отработать и второе отделение, как полагалось по программе.
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Продолжение следует….


                     
                                  

<b>Братья Стругацкие. Не стареющее Ъ </b>
<i>
Трусоват наш дон Тамэо, да и политик известный…

Мерзко, когда день начинается с дона Тамэо…

Умные нам не надобны. Надобны верные.

«Трудно быть богом»
</i>
✎✎✎✎✎ ✎✎✎✎✎
 

ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ

Не врут календари…

<b>  <u>  1883 — в Петербурге на месте убийства Александра II заложен храм Спаса на крови.   </u> </b
<i>
<b> 7 загадок Спаса на Крови </b> 

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Церковь эта была заложена 18 октября 1883 года на месте убийства Александра ІІ. По случаю этой годовщины вспоминаем 7 загадок "пряничного" храма.

❶ Легенда о развале СССР

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне "Покажите мне Москву, москвичи..." поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

❷ Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.


❸ Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился - не много не мало - районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название - "На Крови". Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

❹ Освященная брусчатка

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

『』

Не только евангельская символика

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

❻ Шедевры

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества - электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

❼ Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина.  Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Екатерина Оаро
</i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
http://russian7.ru/2013/10/7-zagadok-spasa-na-krovi/
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0+2+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC+%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=NFtBVKelBoXMyAOTyYDwDA&ved=0CAkQ_AUoAg&biw=1280&bih=631