<b>Помним</b>
 
 
 
  ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ◥
❤
<b>
     
Анна Павлова: жизнь и любовь «жемчужины» балета ХХ века
</b>
 
﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<u></u><i>
23 января 1931
года, 84 года назад, в Нидерландах от пневмонии скончалась феноменальная
русская балерина Анна Павлова. Согласно распространенной информации, последними
словами артистки были: «Приготовьте мой костюм лебедя!». Благодаря ей в 20-х
годах прошлого века мир охватила «павломания»: в парфюмерных лавках
расхватывали духи «Pavlova», в цветочных — розы, напоминающие по форме и цвету ее
балетную пачку, а в магазинах одежды — манильские шали, которые Анна ввела в
моду… Однако, став одной из ярчайших звезд балета ХХ века, Павлова так и не
смогла обрести семейного счастья. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы
расскажем о жизни, карьере и семейных отношениях знаменитой балерины Анны
Павловой.
1909 год…
Петербург потрясла новость: любимец большого света барон Дандре арестован за
растрату. Говорили, что все деньги он спустил на свою содержанку, балерину Анну
Павлову, и что от ее показаний на процессе многое зависит. Впрочем, никто не
знал, захочет ли Анна прервать долгожданные парижские гастроли, где у нее,
кажется, вспыхнул новый роман…
Над набережной
Сены полощется ветром огромная афиша, сделанная по эскизу Валентина Серова: на
сером фоне мелом и углем — Павлова, парящая в арабеске. Надпись гласит:
«Русские сезоны в Париже». Целое столетие французские балетмейстеры и
танцовщики приезжали в дремучую Россию и производили там фурор, а теперь
русская балерина Павлова каждый вечер выходит на сцену театра «Шатле» в своем
знаменитом «Умирающем лебеде»! На корсаж белого платья Анна прикалывала алую
гранатовую брошь, символизирующую смертельную рану. Брошь сверкала, взлетали и
опадали выразительные гибкие руки, трепетал белый пух юбочки… Композитор Камиль
Сен-Санс, увидев Анну в «Лебеде», сказал: «Мадам, благодаря вам я понял, что
написал прекрасную музыку!» Несколько скульпторов с мировым именем выстроились
в очередь, чтобы лепить с натуры божественную ножку «жемчужины «Русских
сезонов»!
— Я должна
спешно покинуть Париж, — заявила «жемчужина» Дягилеву в разгар всего этого
успеха. — Если нужно выплатить штраф за нарушение контракта, назовите сумму.
Дягилев не удивился: до Парижа уже докатились слухи об аресте покровителя
Павловой — высокого правительственного чиновника барона Виктора Эмильевича
Дандре. Что-то такое неприятное, позорное, связанное со взяткой при сдаче
подряда на постройку Охтинского моста…
Знал Дягилев и
о том, что в Петербурге Дандре сочувствуют, а Павлову осуждают: мол, высосала
из богатого любовника все до капельки, да и упорхнула, бессердечная, в Париж и
там ответила на ухаживания первого балетного красавца Михаила Мордкина (тоже
участника «Сезонов»). В Аннушкино бессердечие и корысть, равно как и в ее роман
с Мордкиным, Дягилев не верил и был готов к тому, что Павлова в любой момент
запросится в Петербург.
— Конечно, для
меня это серьезный удар, но человек, которого вы любите, попал в беду, — сказал
благородный Дягилев.
— Не нужно
никакого штрафа. Поезжайте в Петербург и передайте мой поклон барону Дандре.
— Я вовсе не
собираюсь в Петербург, с чего вы взяли?! Просто подписала другой контракт, еду
в Америку, потом — в Лондон, буду гастролировать в «Паласе»…
— Как не собираетесь
в Петербург?! Как в «Паласе», Анна?!! Вы хотите сказать, что отказываетесь
продолжать лучшие в своей жизни гастроли ради контракта с мюзикхоллом? Если не
ошибаюсь, в этом «Паласе» выступают жонглеры, чревовещатели и дрессированные
собачки, а по рядам зрительного зала ходят торговцы горячими пирожками… И там
станете танцевать вы, первая из русских балерин?!
— За 1200
фунтов в неделю — стану! Кстати, Мордкин едет со мной.
— Ну, Анна, у
меня просто нет слов! Это же пошло, это же унижает вас!
«Что этот
благополучный барственный извращенец знает о любви, деньгах и унижении?» —
злилась Анна, пакуя чемоданы.
Вот ее,
Павлову, унижали всю жизнь! Взять хотя бы того же Дандре, поставившего ее в
мучительное положение незаконной жены. А ведь это невыносимо, примерно так же,
как быть незаконнорожденной!
<b>
Училище для
содержанок
</b>
Павлова еще в
ранней юности вынуждена была придумать себе биографию и потом много лет подряд
рассказывала ее слово в слово. Мол, ее отец, рядовой Семеновского полка Матвей
Павлович Павлов, умер молодым, когда ей самой было года два, и они с матерью —
прачкой Любовью Федоровной, женщиной глубоко религиозной и честной, — отчаянно
нуждались. Случалось, что даже нечего было есть, кроме пустых щей. И все же
однажды мать сделала ей подарок — взяла билеты на галерку Мариинки на балет
«Спящая красавица»…
Вот и стала
девочка просить: «Отдай меня, мама, учиться балету». «Нам же придется
расстаться», — плакала мать, а Нюрочка отвечала: «Если это необходимо, чтобы
танцевать, тогда, значит, надо расстаться».
Впрочем, отдать
дочь в театральное училище на полное казенное обеспечение было лучшим выходом
для нищей прачки.
Не рассказывать
же было Аннушке, что ее настоящий отец — банкир Лазарь Поляков, в доме которого
Любовь Федоровна служила когда-то горничной. Что банкирских отступных «за
позор» хватило и на добротный двухэтажный домик в Лигово, и на собственную
прачечную — какие уж там пустые щи! И что в театральное училище, куда
порядочные люди дочерей не отдавали (в те времена не было танцовщицы, не
состоявшей на содержании у кого-то из влиятельных господ), Анну сплавили,
потому что отчим Матвей Павлов — кстати, доживший до старости — ее ненавидел, а
мать считала обузой…
…Императорское
театральное училище располагалось в двух шагах от Невского проспекта с его
вельможами, каретами, лавками, кондитерскими и Гостиным двором. Впрочем, ход на
Невский был заказан «пепиньеркам» (так называли будущих танцовщиц, проживавших
в училище постоянно, в отличие от экстернаток). Даже на самые короткие
расстояния их вывозили в закрытой старомодной карете. Одевались пепиньерки в
серые полотняные платьица с квадратным вырезом, короткими пелеринками и юбками
до половины икры. Порядки в училище царили строгие: после того как одна ученица
сбежала с офицером, их перестали отпускать домой на летние каникулы. В
свободное от репетиций время девочки вышивали или читали книги из строго
утвержденного списка.
В спальнях
должен был царить идеальный порядок. И даже в домашнюю церковь пепиньерки
ходили в сопровождении классных дам. Зато, когда на чай в ученическую столовую
заглядывал кто-то из мужчин августейшей фамилии, обращение становилось вольным
до неприличия: особо красивых учениц великие князья, а то и сам государь
частенько сажали к себе на колени. Впрочем, Павлова такой «чести» не
удостаивалась: из-за своей худобы она не считалась даже хорошенькой, впрочем, в
танцевальном таланте ей не было равных…
И вот, наконец,
училище позади, у шестнадцатилетней Павловой — премьера в Мариинке. И хотя
швейцар у входа в театр «забыл» ей поклониться, а кордебалет судачит о том,
какие дешевые гримировальные принадлежности, ветхие тюники и простенькие
туфельки у новой солистки, Анна полна счастливых предчувствий. Облизнув губы и
перекрестившись, она шагает из полумрака кулис на сцену, так легко переступая
своими тонкими ногами с необычайно высоким подъемом, что, казалось, вот-вот
улетит. Древняя старуха графиня Бенкендорф, известная своим пророческим даром,
сказала: «Так и упорхнет из России».
Скоро Аннушку
взяла под свое покровительство сама Матильда Кшесинская — прима Мариинки,
состоявшая в разное время в любовницах чуть ли не у всей мужской половины дома
Романовых, включая Николая Второго (в Петербурге ее за глаза звали не иначе как
«царской ведьмой»). На своих журфиксах Кшесинская настойчиво сводила Павлову с
великим князем Борисом Владимировичем. Однажды Матильда подарила Анне
прелестный карандаш из платины с бриллиантами и рубинами: «Эта маленькая вещица
ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь в подарок от великого
князя».
Вот только
Павлова, в детстве вдоволь хлебнув позорной незаконности своего положения,
меньше всего на свете хотела стать содержанкой. И точно знала: без перспективы
выйти замуж никаких драгоценностей ей не нужно! Вот тут-то в ее жизни и
появился Виктор Эмильевич Дандре — закадычный приятель первого из балетных
интриганов, генерала Николая Михайловича Безобразова…
</i>
Продолжение следует
    ❖ ❦
❥ •