16 февр. 2014 г.

<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.

СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i></b>
<b>
   И кончен бал
</b>
<i>
Ошибочно приписывается русскому городскому фольклору.

Автор этого выражения поэт Алексей Дамианович Илличевский, лицейский товарищ А. С. Пушкина. Он написал немало (например, А. С. Пушкину очень нравились его эпиграммы), но из всего его поэтического наследия в русскую речь вошли лишь эти слова из стихотворения «Три слепца»:

Судьбой на все страны земные
Постановлен один закон;
Вселенной правят три слепые:
Фортуна, Смерть и Купидон.
Жизнь наша пир: с приветной лаской
Фортуна отворяет зал,
Амур распоряжает пляской,
Приходит смерть, и кончен бал.

Шутливо-иронически об окончании, завершении какого-либо дела, о финале какого-либо события
</i>
•••
<b>
  И мальчики кровавые в глазах
 </b>
<i>
Из трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Монолог царя Бориса (сцена «Царские палаты»):

Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Иносказательно о сильном эмоциональном потрясении. Употребляется и шутливо-иронически.
 </i>
•••
<b>
    И на солнце бывают пятна
</b>
<i>
Первоисточник — поэма «Россияда» Михаила Матвеевича Хераскова:

И в солнце, и в луне есть темные места!

Иносказательно: и у самых достойных людей есть свои недостатки; никто не безупречен и безупречным быть не может.

</i>
<i> <b>
░    День памяти Генриха Гейне
</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>

Когда выхожу я утром
И вижу твой тихий дом,
Я радуюсь, милая крошка,
Приметив тебя за окном.

Читаю в глазах черно-карих
И в легком движении век:
- Ах, кто ты и что тебе надо,
Чужой и больной человек?

- Дитя, я поэт немецкий,
Известный в немецкой стране.
Назвав наших лучших поэтов,
Нельзя не сказать обо мне.

И той же болезнью я болен,
Что многие в нашем краю.
Припомнив тягчайшие муки,
Нельзя не назвать и мою.


Христиан Иоганн Генрих Гейне - немецкий поэт, прозаик, публицист, эссеист, главная фигура романтической эпохи в немецкой поэзии, автор, придавший родному языку в своих творениях не виданную ранее легкость и «элегантность», музыкальность, позволившую писать песни на его стихи. Появился на свет 13 декабря 1797 г. в семье небогатого еврея, торговца тканями, жившей в Дюссельдорфе. Его воспитанием и образованием занималась преимущественно мать - умная и образованная женщина, увлекавшаяся идеями французского просветительства. Азы наук Гейне постигал во францисканском монастыре, затем его образование было продолжено в городском лицее (1810-1812).

По его окончании о поступлении в университет не могло быть и речи, поскольку у семьи не было возможности оплачивать учебу. Поэтому до 1816 г. Генрих работал в конторе, принадлежавшей состоятельному банкиру, на складе приказчиком, но все эти занятия были ему не в радость - в отличие от сочинения стихов.


В 1819 г. Гейне стал студентом Боннского университета, но постигать юридические науки ему было очень непросто, поэтому в 1820 г. он оказался в стенах другого учебного заведения с более высоким качеством преподавания права – Геттингенского университета.

В 1821 г. начинающего поэта исключают из-за того, что он вызвал обидчика на дуэль, поэтому образование он продолжил в Берлинском университете, где ему довелось слушать лекции Гегеля.

Зимой 1824 г. состоялось возвращение Гейне в Геттингенский университет, где уже в следующем году он получает степень доктора права. Однако вся его дальнейшая деятельность сосредоточена на литературном поприще.


В почтовом возке мы катили,
Касаясь друг друга плечом.
Всю ночь в темноте мы шутили,
Болтали - не помню, о чем.

Когда же за стеклами в раме
Открылся нам утренний мир,
Амур оказался меж нами,
Бесплатный слепой пассажир.


Знаковым для биографии Генриха Гейне событием стала Июльская революция во Франции в 1830 г. В Германии его творчество подвергалось цензуре, над ним дамокловым мечом висела угроза ареста, поэтому 14 мая 1831 г. Гейне приехал в Париж, чтобы остаться там навсегда в качестве политэмигранта. Только дважды за всю оставшуюся жизнь он приезжал на родину, причем впервые это произошло спустя лишь 13 лет.


Чтобы спящих не встревожить,
Не вспугнуть примолкших гнезд,
Тихо по небу ступают
Золотые ножки звезд.

Каждый лист насторожился,
Как зеленое ушко.
Тень руки своей вершина
Протянула далеко.

Но вдали я слышу голос -
И дрожит душа моя.
Это зов моей любимой
Или возглас соловья?


Во второй половине 40-ых гг. литературная и публицистическая деятельность Генриха Гейне пошла на спад: начиная с 1846 г. у него прогрессировал паралич, с весны 1848 г. уложивший поэта, по его собственному выражению, в «матрасную могилу». Интерес к жизни, к событиям на родине, к творчеству не был утрачен, однако болезнь брала свое.

17 февраля 1856 г. в Париже Генрих Гейне умер и был похоронен на Монмартрском кладбище.


Кто влюбился без надежды,
Расточителен, как бог.
Кто влюбиться может снова
Без надежды - тот дурак.

Это я влюбился снова
Без надежды, без ответа.
Насмешил я солнце, звезды,
Сам смеюсь - и умираю.

http://www.wisdoms.ru/avt/b49.html
</i>


<i><b>
░    О Петре Шмидте.

Лейтенант Шмидт – проворовавшийся психопат или пламенный революционер?
</i></b>
<i>
Владимир Шигин

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ


Со школьной скамьи всем нам знаком портрет знаменитого “очаковского” Шмидта. Худое аристократическое лицо с пронзительным взглядом. На плечи накинута черная флотская пелерина с пряжками в виде оскаливших морду львов. Он благороден и несчастен, одинок и жертвенен, этот непонятый и заранее обреченный на смерть офицер-демократ. Будучи севастопольцем, я не раз бывал на его могиле, что высится в центре городского кладбища Коммунаров: каменная скала, увенчанная красным знаменем Революции.

Первые сомнения относительно личности лейтенанта Шмидта появились, впрочем, у меня еще в детстве, после прочтения знаменитого “Золотого теленка”. Как помнят читатели, там весьма фривольно описывались похождения “детей лейтенанта Шмидта”. Вольно или невольно, но этим однозначно бросалась тень и на самого лейтенанта. Но ведь Петр Шмидт — это романтика первой революции, он почти ее идол! А теперь представьте, что значило бросить тень на такого героя в 1938 году, причем бросить публично на всю страну, представив на осмеяние не только непутевых “детей лейтенанта”, но через это и самого “папу”! И это тогда, когда ссылали в “края и веси” за неосторожное слово и даже ухмылку. Подумайте, что стало бы c тем смельчаком, который начал бы тогда рассказывать подобные истории о Чапаеве или Щорсе? Догадаться не трудно. А вот Ильфу и Петрову все их фривольности о Шмидте сошли с рук. Почему? Да скорее всего потому, что Сталин и его окружение знали правду о мятежном лейтенанте. Так что же такого знали люди более старшего поколения о Шмидте, чего не знаем мы?

Петр Шмидт родился в семье весьма уважаемого и заслуженного ветерана первой Севастопольской обороны. И по отцу и по матери он был из обрусевших немцев. Отец — контр-адмирал Петр Петрович Шмидт. Вместе со старшим братом Владимиром Петровичем он пробыл на “бастионах чести” всю осаду Севастополя и получил там не одно ранение, а впоследствии стал начальником порта в Бердянске. Небезынтересен и тот факт, что мать будущего “красного лейтенанта” Е. Я. фон Вагнер познакомилась со своим будущим мужем там же, в осажденном Севастополе, куда она прибыла с другими сестрами милосердия из Киева и работала в госпитале под руководством великого Н. Пирогова. Е. Я. фон Вагнер-Шмидт умерла весьма рано, а потому Петр Шмидт, имея на руках двух маленьких детей (старшим из которых и был наш герой Петр Шмидт-младший), женился вторично. От этого брака родилось еще два сына, оба они стали морскими офицерами.

Карьера старшего из братьев, Владимира Шмидта, была еще более блестящей, чем младшего. Владимир Шмидт был младшим флагманом у знаменитого адмирала Г. Бутакова, командовал Тихоокеанской эскадрой, вошел в состав адмиралтейств-совета, стал полным адмиралом и кавалером всех бывших в то время в России орденов, а потом и сенатором. Владимир Петрович Шмидт к старшему племяннику относился как к родному и никогда не оставлял его вниманием и заботой. Тем более что он являлся к тому же еще и его крестным отцом. Надо ли говорить, что карьера Петру Шмидту-младшему была уже обеспечена.


Закончив Морской корпус, Петр Шмидт выпускается в чине мичмана на Балтийский флот. Однако служба сразу не заладилась. Амбициозность и завышенное самомнение молодого мичмана вызывали резкое отторжение корабельного офицерского коллектива. А затем последовал шаг, вызвавший шок у всей родни. Шмидт женился на... профессиональной уличной проститутке с целью ее нравственного перевоспитания! Звали избранницу Доменика Павлова. Разумеется, личная жизнь каждого — это его сугубо личное дело, и все же... Напомним, что в те времена офицер вообще не имел права жениться на особе не дворянского рода, но даже и тогда был обязан представить свою избранницу офицерскому собранию. Поступок Шмидта был вызовом всем! Мичману грозило немедленное и позорное изгнание с флота. Судя по биографии Шмидта, его отец умер вскоре после скандальной женитьбы своего старшего сына. Весьма вероятно, что выбором невесты сын загнал отца в могилу. Однако в живых оставался еще дядюшка-сенатор, который и взвалил на себя заботу о непутевом племяннике. Во избежание огласки дела, адмирал Владимир Шмидт срочно отправил племянника на Тихоокеанскую эскадру, препоручив его тогдашнему командующему и своему бывшему воспитаннику контр-адмиралу Григорию Чухнину. Адмирал Шмидт надеялся, что романтика настоящей морской службы, ее боевые будни заставят Петра одуматься. Увы, все вышло совсем иначе. На Тихоокеанской эскадре Шмидт сразу же зарекомендовал себя как неуживчивый человек. За полтора года службы на Дальнем Востоке он сменил практически все корабли эскадры и на каждом из них его обязательно изгоняли из кают-компании. В свое время историки объясняли это исключительно демократическими взглядами Шмидта и реакционностью всего остального офицерства. Думается, на самом деле все выглядело несколько иначе. И тогда на российском флоте было немало очень порядочных, образованных и прогрессивно настроенных офицеров. Вспомним хотя бы капитанов 1-го ранга В. Миклуху, Н. Юнга, Н. Серебрянникова. В молодости все они принимали участие в народовольческом движении, что впоследствии вовсе не помешало им быть весьма уважаемыми людьми на флоте, успешно командовать различными кораблями, а затем геройски погибнуть в Цусимском сражении.

У Шмидта все было иначе... Командующий эскадрой Чухнин, думается, устал переводить строптивого мичмана с корабля на корабль и улаживать бесконечные скандалы. Однако он обещал сенатору-адмиралу заботиться о Шмидте и старался сдержать свое слово. Он же, несмотря на сопротивление офицеров, добился присвоения ему очередного лейтенантского звания. Но и это не все. У Шмидта вскоре начались психические припадки и истерики, а потому его пришлось срочно убрать с канонерской лодки “Бобр” и уложить в соответствующую клинику в Нагасаки. Об этом Чухнин незамедлительно проинформировал дядю, после чего адмирал быстро забрал племянника в Петербург. Думал ли контр-адмирал Чухнин, какая встреча ждет его с бывшим подчиненным впереди... А Шмидта пока ожидало долгое лечение в лучших психических клиниках столицы, в том числе и в знаменитой Калинкиной. Одновременно разладилась и личная жизнь. Жена, громогласно заявив о психической неполноценности мужа, снова вернулась к старому позорному ремеслу. И психически больной Шмидт остался один с малолетним сыном на руках. В это время его обуревает навязчивая идея создать воздушный шар и полететь с бомбами во Францию. Почему Шмидт хотел разбомбить именно Париж, в точности неизвестно. Однако именно эта идея приобретения всеевропейской известности, наряду с идеей перевоспитания проституток, отмечены в его лечебном деле. Шмидт мечтает о подвиге и о славе! Все симптомы шизофрении на почве мании величия налицо! На сей раз все могло закончиться для больного офицера печально. Но снова на выручку пришел дядя сенатор. Он добивается не просто увольнения непутевого племянника со службы, но, замяв все дела с психическими клиниками, устраивает его на весьма доходную и престижную службу в Добровольный флот. Несколько лет Шмидт плавает старшим офицером на пароходе “Кострома”, затем капитаном парохода “Диана”. Здоровье его заметно улучшается. Капитан Шмидт находится на неплохом счету. Наверное, он так и остался бы плавать на океанских рейсах, и мы никогда ничего бы не узнали о мятежном лейтенанте, если бы не крутые повороты политики.


Немного о знаменитом любовном романе П.Шмидта

Старшее поколение читателей помнит нашумевший в свое время фильм “Почтовый роман”. Суть его такова, что неизвестно куда и зачем едущий в поезде Шмидт (а ехал он прогуливать казенные денежки!) внезапно знакомится с некой дамой Зинаидой (Идой) Ризберг и между ними за сорок минут общения сразу же вспыхивает любовь. Сама Ризберг в своих воспоминаниях именует Шмидта не иначе, как “странный офицер”. Затем по фильму Шмидт и его спутница почему-то, несмотря на эту самую любовь, внезапно расстаются, и зрители не могут взять в толк, почему?

На самом деле в жизни все выглядело несколько иначе. Во-первых, Ризберг признает в своих воспоминаниях, что увидела “странного офицера” в Киеве на конных бегах и обратила на него внимание, так как он вел там себя весьма свободно. Зададимся вопросом: что делает на конских бегах в Киеве командир отряда миноносцев, находящихся в повышенной боевой готовности, да еще с огромной суммой казенной наличности? Разумеется, играет. Ну а то, что Ризберг обратила на него внимание, говорит о том, что играл Шмидт скорее всего широко! Что делала сама Ризберг на бегах, в мемуарах не уточняется. Возможно, дама просто отдыхала, возможно, присматривала себе жертву. После встречи на бегах как-то с трудом верится, что затем Ризберг “случайно” оказалась именно в купе “странного офицера”. Вероятность такого совпадения ничтожно мала. Однако почему столь романтично начавшийся роман вдруг столь внезапно закончился? Да прежде всего потому, что у Шмидта скоро просто-напросто кончились деньги. Дама тут же куда-то исчезла (оставив, впрочем, удрученному лейтенанту свой адрес).

▓    Полностью читать  http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2001&n=10&id=4

▓    Фотографии П.Шмидта
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80+%D1%88%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%82&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=s_4AU7iaH8WI4gThmYDgBQ&sqi=2&ved=0CDQQsAQ&biw=1066&bih=516

     </i>

 <i><b>
Обаятельнейшего Евгения Гришковца поздравляю с днем рождения!
</i></b>

<i>
Кто это?

Кто он, Евгений Гришковец? Это Драматург и Актер – за рекордно короткий срок (ок. 4-х лет) Евгений Гришковец превратился из провинциального режиссера во всеобщего любимца, заласканного прессой, публикой и жюри самых престижных премий.

Лауреат "Антибукера", "Триумфа", "Золотой маски", причем в различных номинациях - как драматург, актер и режиссер. Если вам не знакомо его творчество - бросте взгляд на его пьесы. Ведь разве интересно знать о судьбе человека, который вам неинтересен?

     

Любовь не может быть ни счастливой, ни несчастливой. Она невыносима в любом случае.

...бывает, читаешь, читаешь книжку, а потом, вдруг, раз — и понимаешь, что все буквы, слова и знаки препинания я прочитал, но не понял и не запомнил того, что читал, и надо возвращаться назад и перечитывать всё снова. А лучше в такой момент вообще отложить книгу, потому что бесполезно читать.

Одиночество - это когда вокруг слишком много людей, когда всем что-то нужно от тебя, а ты сам никому не нужен. И тебе никто не нужен.

В одиночестве можно успокоиться. Знаешь, бывает усталость такая, что перестаешь существовать. Когда никого не любишь, тебя никто не любит. И, представь, это надо хорошо представить, как ты сидишь на заднем сиденье своей машины, тебя везут мимо, мимо всей этой жизни, мимо всего. Едешь по знакомым улицам, к которым ты привык. Ты просишь сделать музыку погромче, можно открыть окно, чтобы чувствовать ветер. И в этот момент можно даже лечь. Свернуться и замереть. И можно вдруг ощутить ту тонкую грань, на которой ты еще думаешь, но уже не задумываешься. И от этого может случиться такое спокойствие.

Чтобы сильно не разочаровываться, не надо сильно очаровываться.

Друзья - это те, кого я не опасаюсь. Это такие люди, которые мне нужны больше, чем я им. И уж точно между нами должна существовать не работа, а необходимость общения. Общения любой ценой, только эту цену никто не потребует. Дружба - вещь таинственная, как и любовь. Ни о какой корысти здесь речи идти не может. Просто у двух людей существует необходимость друг в друге.

Наличие детей очень упрощает жизнь. Упрощает тем, что усложняет.

Страх важнейшая составляющая честности. Страх - это честность, а уважение - это порядочность.

Если у мужчины до лет тридцати пяти не появился первый, именно первый ребенок, то потом он - я сколько раз видел - потом либо не находит места этому ребенку в уже сложившейся жизни. Либо, наоборот, страшно залюбливает. У женщин по-другому.

Жизнь - это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Ее можно только встретить.
</i>
⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰
<i><b>Имена московских улиц </i></b>


  ۩ ⌂ ⌂ ۩
   ♜♖♜♖

<i>
Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.


<b>
Улица Покровка
</b>

Улица Покровка в Москве тянется от Армянского переулка до пересечения с Земляным Валом, пересекая по пути знаменитую площадь Покровские ворота. За Земляным валом ее продолжает Старая Басманная улица.

С Покровки можно попасть на Покровский и Чистопрудный Бульвары, свернуть в Белгородский проезд или на улицу Чаплыгина, а также во множество больших и маленьких переулков.

Улица Покровка получила название от церкви Покрова Божьей Матери, расположенной недалеко от великокняжеских садов в начале нынешней Маросейки.

Следует отметить, что Маросейка в те времена не была отдельной улицей, а являлась частью Покровки. Подобная путаница продолжалась до 19 века, когда границей между двумя улицами стали считать Армянский переулок.

В 1940 году улица Покровка получила новое имя - улицы Чернышевского, и носила его вплоть до 1992 года.

После того, как в 90-х годах двадцатого столетия было принято решение возвратить всем улицам исторического центра столицы их старые дореволюционные названия, улица Чернышевского вновь стала именоваться Покровкой.


История Покровки


Улица начала застраиваться в 16 веке (до этого времени здесь был дремучий лес). Вначале на Покровке стали появляться слободы котельников и колпачников.

К 17 веку улица стала «царской дорогой» - по ней царь навещал свои села по пути из Кремля. Тогда же здесь начали возводиться первые дома знатных особ, а земляную дорогу стали мостить бревнами. В конце 18 века бревна заменил добротный булыжник.

К этому времени на Покровке уже активно развивалась торговля - по обе стороны улицы прохожие могли найти множество хлебных и овощных лавок. Здесь же в это время вели торговлю лучшие каретники Москвы - Арбатские.

В 1860 году был построен Курский вокзал, и улица оказалась самым удобным связующим звеном между ним и центром Москвы.

На улице Покровка до сих пор сохранилось множество домов дореволюционной застройки, храмов и памятников архитектуры.

Городские усадьбы и доходные дома, гостиницу у Покровских ворот и храм Троицы Живоначальной на Грязех, Апраксинский дворец и храм Воскресения в Барашах - эти и многие другие памятники далекого прошлого можно увидеть, прогуливаясь по богатой историей Покровке.

Продолжение следует…


</i>                                                   


<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>

"Гений поведения"

   Так назвал кто-то Александра Ширвиндта. Автор формулировки сам
близок к гениальности: определение, на мой вкус, точнейшее.

  Дело было в конце шестидесятых. В Доме актера шел новогодний
вечер, за столами сидела эпоха -- Утесов, Раневская, Плятт, мхатовские
"старики"...

  Эпоха, впрочем, была представлена довольно всесторонне: за одним из
центральных столов, с родными и челядью, сидел директор большого
гастронома, "спонсировавший" дефицитом элитарный вечер.

Молодой Александр Ширвиндт, ведший программу, разумеется, не мог не
поприветствовать отдельно "крупного работника советской торговли".
  Но крупный работник советской торговли ощущал себя царем горы -- и
духа иронии, царившего в зале Дома актера, по отношению к себе
допустить не пожелал.

  -- Паяц! -- громко бросил он Ширвиндту прямо из-за стола.
 Царь горы даже не понял, что сказанное им относилось, в сущности,
почти ко всем, кто сидел в этом зале. Наступила напряженная тишина,
звуки вилок и ножей, гур-гур разговоров -- все стихло. Все взгляды
устремились на молодого артиста.

  Но Ширвиндт словно не заметил оскорбительности произошедшего. И даже
как будто засобирался извиняться... Мол, я ведь только потому позволяю
себе отвлекать вас от закуски-выпивки, только для того и пытаюсь
шутить, чтобы сделать вечер приятным, потому что очень уважаю
собравшихся... ведь здесь такие люди: вот Фаина Георгиевна, вот
Ростислав Янович, вот...


  Ширвиндт говорил темно и вяло, и директор гастронома, не получивший
отпора, успел укрепиться в самоощущении царя горы.

  --...и все мы здесь, -- продолжал Ширвиндт, -- в этот праздничный
вечер, в гостеприимном Доме актера...

  Директор гастронома, уже забыв про побежденного артиста, снова
взялся за вилку и даже, говорят, успел что-то на нее наколоть.

  -- И вдруг какое-то ГОВНО, -- неожиданно возвысив голос, сказал
Ширвиндт, -- позволяет себе разевать рот! Да пошел ты нах отсюда! --
адресовался Ширвиндт непосредственно человеку за столом.

  И перестал говорить, а стал ждать. И присутствующая в зале эпоха с
интересом повернулась к директору гастронома -- и тоже стала ждать.


Царь горы вышел из столбняка не сразу, а когда вышел, то встал и
вместе с родными и челядью навсегда покинул Дом актера.

  И тогда, рассказывают, поднялся Плятт и, повернувшись к молодому
артисту Ширвиндту, зааплодировал первым. И эпоха в лице Фаины
Георгиевны, Леонида Осиповича и других легенд присоединилась к
аплодисментам в честь человека, вступившегося за профессию."

Виктор Шендерович  "Изюм из булки"

</i>


<i><u>
1740 — шутовская свадьба князя Михаила Голицына и калмычки Авдотьи Бужениновой в специально построенном Ледяном доме в Санкт-Петербурге
 (продолжение)
</u></i>
<i>
Ледяной дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину,  более 5 метров в ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом, будто он был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа. Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными изваяниями. В верхней  части дома была сделана галерея с парапетом и объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную, буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли ледяные статуи. Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть). Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от дома, и при желании в ней можно было даже попариться.
•••
•••

Свадьба в Ледяном доме.

Церемония бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г. Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары, калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях, сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями, верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после – танцевала свой народный танец под народную музыку.

На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще … — то та и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
………………………………………………………
Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка
Кому то не видно, кажет их осанка!»

По окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов, рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель, оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.

После шутовской свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал таять и разваливаться.

  http://ledovydom.ru/ledyanoj-dom/istoriya-ledyanogo-doma/
  Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D0%B8+%D1%88%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=vPEAU8C1LOnZ4ATFr4DACQ&ved=0CD8QsAQ&biw=1066&bih=516

</i>
<u><i>
1740 — шутовская свадьба князя Михаила Голицына и калмычки Авдотьи Бужениновой в специально построенном Ледяном доме в Санкт-Петербурге
</u></i>
<i>
 Период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной церемонией.

Поводом для строительства Ледяного дома стало то, что одна из любимых шутих Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына, попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать Ее Величество.

Голицыне. Михаил Алексеевич происходил из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене вероисповедания.

Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из России, и от иноверия. Князя  разжаловали в придворные шуты для увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил прозвище «Квасник».

Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о проведении потехи в Ледяном доме.
  
•••
•••

Строительство Ледяного дома

В январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение дворцового комплекса, материалом для которого служили только прозрачные ледяные блоки, доставленный с реки Невы. Профессор физики, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда, способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима 1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была организована охрана.

►  http://ledovydom.ru/ledyanoj-dom/istoriya-ledyanogo-doma/
  Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D0%B8+%D1%88%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=vPEAU8C1LOnZ4ATFr4DACQ&ved=0CD8QsAQ&biw=1066&bih=516

</i>
<i><b> Что же эдакого произошло в сей день где-то, с кем-то, когда-то?  


  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ  </i></b>

 <i>
Ну, например:

『』
<u>
1598 — по решению Земского собора взошёл на трон царь и великий князь московский Борис Годунов.
</u></i>
<i>
6 января 1598 г. умер царь Федор Иоаннович. С этим прекратился род Рюриковичей, правивший Русью более 700 лет. Царь Федор Иоаннович не оставил завещания. Царица Ирина объявила амнистию, потом приняла пострижение и удалилась в Новодевичий монастырь. Незадолго до смерти царя указ 1597 г. предоставил владельцам право разыскивать беглых крестьян в течение 5 урочных лет. Инициатор этого указа Борис Годунов смог обеспечить себе дополнительную поддержку дворян.

Борис Годунов происходил из костромского боярского рода. По преданию, этот царский род начинался от татарского царевича Чет-Мурзы из Золотой Орды, приехавший на службу в Россию при Иване Калите и якобы основавшего Ипатьевский монастырь. Борис Годунов возвысился в период опричнины, особенно когда женился на дочери Малюты Скуратова.

В феврале 1598 г. на Земском соборе Борис Годунов был избран новым русским царем. В его избрании участвовали 500 - 600 человек, в том числе торгово-ремесленная верхушка посада. В сентябре того же года патриарх Иов венчал Бориса Годунова на царство шапкой Мономаха. После этого Борис объявил, что он все сделает для своего народа, что он готов будет последней рубашкой поделиться со своими подданными. Как писал свидетель событий, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, "ради всенародных строений своих Борис всем любезен бысть". Однако эти обещания новому царю удавалось выполнять недолго.


Борис Годунов пришел к власти не как представитель династии, а по приговору Земского собора, поэтому не обладал значительным авторитетом, чтобы единолично принимать решения, которые бы не вызывали бы недовольства бояр. Из князей в этот момент наиболее влиятельными оставались Шуйские. Еще перед смертью Иван Грозный сформировал регентский совет при сыне Федоре, в котором ключевой фигурой был П.П. Шуйский. Борис Годунов стал реальным правителем государства при царе Федоре Иоанновиче только после того, как ему удалось разгромить группировку Шуйских. По его приказу П.П. Шуйский был пострижен в монахи, а потом умерщвлен.

 
http://uchebniki.ws/11570718/istoriya/vstuplenie_prestol_borisa_godunova
 Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD+%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=bPAAU53HOon24QTD4oHwAQ&ved=0CAgQ_AUoAg&biw=1066&bih=516

</i>
❄❄ ❄❄
❄❄❄❄❄❄
 <i> <b>
   ВсемЪ старомосковский прiветЪ!       
</i> </b>
   
<i>

 Всенародные приметы

           

Николай Студеный (от Студийского)

           

На Николая морозы бьют.

Время звериных свадеб (Николай — волчий сват).

Если лес почернел, значит следует ждать оттепель.

Коли длинные сухие еловые ветви сгибаются — будет метель, а коли распрямляются — погода будет благоприят.

ܮ 
ܓ    ܔܢ     

</i>

☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺
☻      ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻
<i><b>
Станислав Ежи Лец…. И ни слова больше….Ъ Ъ Ъ
</i></b>
                                                          
<i>
   Большое искусство - опоздать как раз вовремя.

  В пустую женщину можно вложить много денег.

  Женщины - это садистки; они истязают нас муками, которые мы им причиняем.

  Война полов ведется традиционным оружием.

  Говорят - институт брака. В таком случае не мало ли в нем сотрудников?


</i>
<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.

СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i></b>
<b>
    И дым отечества нам сладок и приятен
</b>
<i>
Из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.

Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» Гаврилы Романовича Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне.
Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.


Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. до н. э.), который в своей поэме «Одиссея» говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы. «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).

Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. — 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески — Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».

Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица:

Dulcis fumus patriae [дульцис фумус патриэ] — Сладок дым отечества.


В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал.


Иносказательно о любви, привязанности к своему отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление.
</i>
•••
<b>
  И жить торопится, и чувствовать спешит
 </b>
<i>
Из стихотворения «Первый снег» Петра Андреевича Вяземского:

По жизни так скользит горячность молодая
И жить торопится, и чувствовать спешит.

Иносказательно:

1. О человеке, который хотя и спешит, но не может ничего довести до конца.

2. Ирония. О том, кто стремится взять от жизни как можно больше, всем насладиться, особо не задумываясь над ценой, которую придется уплатить за это.
</i>
•••
<b>
    И какой же русский не любит быстрой езды?
</b>
<i>
Из поэмы (ч. 1, гл. 11) «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

Используется как шутливо-ироническая характеристика русского характера.

Шутливо цитируется в порядке самооправдания при превышении скорости вождения автомобиля.

</i>


<i><b>
░  День памяти Григория Померанца.
</i></b>

<i>
Любовь так тесно связана с болью, что без готовности терпеть боль и страх боли она совсем невозможна.

ܬ

Без способности поставить себя на второе место, без способности умалиться – все дары становятся жерновами на шее.

ܬ

В пространстве и времени Бог может найти себя лишь в глубине человеческого сердца, но только в самой последней его глубине. И вот когда человек достигает последней глубины, он чувствует некий дух, который подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо.

ܬ

Интеллигентность — это внутренняя готовность к внешней свободе и готовность защищать эту свободу от покушения извне, и от внутренних пороков, от превращения свободы во вседозволенность.

ܬ

Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт — первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой.

ܬ

Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы и ищешь какие-то твердые основания своего личного бытия, твердый стержень, твердую основу.

ܬ

В 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими “Бесами”, я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела… Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца».

В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат:

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию»

ܬ

«Именно в грязи и лежат самородки, а не на выметенном тротуаре»
ܬ

«Сущность мировоззрения определяется скорее интерпретацией ценности, чем ее условным знаком. Мы все за добро, но все по-разному его понимаем.»

ܬ

Способность к счастью — признак гармонической личности, свободной от страха, суеты, запутанности в заботах, личности, способной брать от жизни то, что жизнь даёт, и давать ей всё, что жизнь требует.
Когда человек, достигнув цели, не чувствует себя счастливым, это значит, что он стремился к ложной, второстепенной цели, приняв её за истинную (главную), а главную упустил.

ܬ

</i>
<i> <b>
░    О поэтессе Аделаиде Герцык
</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
Весеннее

Подвига просит сердце весеннее—
Взять трудное на себя и нести,
Хочется истаять самозабвеннее,
В муке родной изойти.
Снова открылись горы жемчужные,
Покорная серебристая даль,
Все, что манило, стало — ненужное,
Радостна только печаль.
На богомолье в мир я рожденная,
Не надо мне ничего для себя.
Вон голубая, мглой озаренная
Вьется все та же стезя. 


Лица минувшей эпохи

Аделаида Герцык не принадлежит к числу известных поэтесс, ее имя оказалось в тени тех, чья судьба сложилась более удачно, — Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Софьи Парнок и других. Однако без Аделаиды Герцык история отечественной литературы сложилась бы иначе, Серебряный век поэзии поблек бы и потускнел.

В 1911 году вышел в свет роман Зинаиды Гиппиус «Чертова кукла». В одном из эпизодов этого романа главный герой «старательно — не сочинил, он не умел сочинять, а составил с расчетом и со знанием, как дела, так и вкусов тогдашних» небольшое стихотворение для дамочки полусвета, чтобы та явилась в утонченный поэтический салон и изобразила там одухотворенную молодую поэтессу.

Мистификация удалась, поэты были в восторге и даже поясняли юной поэтессе, что означают ее строки, полные глубокого смысла:

Мне нет названия,
Я вся — искание.
В ночи изринута
Из лона дремного —
Не семя ль темное
На ветер кинуто?..

И все бы ничего, но это стихотворение Зинаида Гиппиус позаимствовала из поэтического сборника Аделаиды Герцык, с которым читатели познакомились годом раньше. Неизвестно, какая кошка пробежала между поэтессами, но имя Зинаиды Гиппиус к тому времени было широко известно, а потому с ее легкой руки ценители поэзии начали воспринимать творчество Аделаиды Герцык как яркий образец легкомысленной «дамской лирики». Но вскоре выяснилось, что это мнение было крайне ошибочным.


Аделаида Герцык родилась 16 февраля 1874 года в городе Александрове Владимирской губернии, в семье инженера-путейца Казимира Антоновича Лубны-Герцык. Это была обедневшая дворянская семья литовско-польского происхождения, ведущая родословное древо с 1551 года. «Обрусели, забыли бесследно горечь национальной обиды, — писала об этой семье сестра Аделаиды Евгения, — все были музыкальными по слуху, то и дело заливались итальянскими ариями, а то и скороговоркой французской оперетки. В женщинах еще играла щебечущая польская прелесть, мужчины — в глубине хранили черты рыцарственности». К этому надо добавить, что дед Аделаиды Антон Лубны-Герцык был генерал-майором, причем звание он получил за участие в обороне Севастополя во время Крымской войны.


Аделаида Герцык была замужем за Дмитрием Евгеньевичем Жуковским, и в 1909 году появился их первенец Даниил (второй сын Никита родился в 1913 году).

   Дом Жуковских в Москве, в Кречетниковском переулке, в 1910-е годы становится своего рода салоном: здесь бывают Н. Бердяев, Л. Шестов, И. Ильин, С. Булгаков, Вяч. Иванов, Марина Цветаева, М. Волошин, С. Парнок… Эти годы благополучные и для гостей дома, и для его хозяев.

   Аделаида Герцык встретила революцию в Судаке, и до конца жизни ей уже не суждено было выехать из Крыма. На её долю выпали тяжёлые испытания: не только голод и нищета (с двумя детьми на руках), но и тюремное заключение в течение нескольких недель в 1921 году. Вместе с нею в судакском тюремном подвале содержались и другие дворяне, и время от времени кого-то уводили на расстрел. Поэтому сказать, что Герцык эти недели жила бок о бок со смертью, не будет метафорой. И даже в страшные годы «смерти и пустоты», не могла она не быть поэтом.

   Аделаиды Казимировны умерла 25 июня 1925 года в Судаке и там же была похоронена. Впоследствии старое судакское кладбище было снесено и могила не сохранилась.


ГОСТЬ

Он в горницу мою вступил
И ждал меня. А я не знала,
Других гостей я поджидала,
Час поздний был.

Был никому не нужный бал,
Теснилось праздное, людское,
А Он во внутреннем покое
Стоял и ждал.

Дымились и мерцали свечи,
Ненужные сплетались речи,
А там, внутри – никто не знал –
Чертог сиял.

Слепой был предрассветный час,
И Он, прождав меня напрасно,
Ушёл неслышно и безгласно –
И дом погас.

И только с наступленьем дня
Душой усталой и бесслёзной
Узнала я, – но было поздно, –
Кто ждал меня.


http://www.screen.ru/viogolosa/gerzyk.htm

</i>

 <i><b>
Сегодня день рождения у Сергея Удальцова. Совершенно не разделяя его взглядов, не могу не поздравить и не пожелать скорейшего освобождения из клешней нашей доброй и щедрой  власти. Здоровья, Вам, Сергей, и стойкости, хотя Вам ее и не занимать!
</i></b>