22 февр. 2017 г.

░░|░░|░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b> Anatoly Golovkov

Израильские заметки

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.
АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ ГАЛИЧ,
БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ ЧИЧИБАБИН
</b>
░░|<i> На фонограмме Галич говорит: «Песня называется «Сто первый псалом». Посвящается одному прекрасному поэту — Борису Чичибабину, который сейчас работает бухгалтером в трамвайно-троллейбусном парке в городе Харькове».
Очевидно, имелись в виду псалмы Давида, второго царя единого Израильского царства.
Через несколько лет Борис Алексеевич ответил на это посвящение стихотворением «Посмертная благодарность А.А. Галичу».
Оба стихотворения столь разных поэтов написаны будто бы кровью.
Они – вне времени.

ГАЛИЧ:

Я вышел на поиски Бога.
В предгорье уже рассвело.
А нужно мне было немного —
Две пригоршни глины всего.
И с гор я спустился в долину,
Развёл над рекою костёр,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растёр.
Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.
И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!
Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбе́й —
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне:
— Иди и убей!..
И канули годы. И снова —
Всё так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
— Иди и убей!
И шёл я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И бог, сотворённый из страха,
Шептал мне:
— Иди и убей!
Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог —
На поиски доброго Бога
И — ах, да поможет мне Бог!
15 января 1971

ЧИЧИБАБИН:

Чем сердцу русскому утешиться?
Кому печаль свою расскажем?
Мы все рабы в своем отечестве,
но с революционным стажем.
Во лжи и страхе как ни бейся я,
а никуда от них не денусь.
Спасибо, русская поэзия:
ты не покинула в беде нас.
В разгар всемирного угарища,
когда в стране царили рыла,
нам песни Александра Галича
пора абсурдная дарила.
Теперь, у сердца бесконвойного
став одесную и ошую,
нам говорят друзья покойного,
что он украл судьбу чужую.
Я мало знал его, и с вами я
о сем предмете не толкую —
но надо ж Божие призвание,
чтоб выбрать именно такую!
Возможно ли по воле случая,
испив испуг смерторежимца,
послав к чертям благополучие,
на подвиг певческий решиться?
Не знаю впредь, предам ли, струшу ли:
страна у нас передовая, —
но как мы песни эти слушали,
из уст в уста передавая!
Как их боялись — вот какая вещь —
врали, хапужники, невежды!
Спасибо, Александр Аркадьевич,
от нашей выжившей надежды.

1988</i>|░░
•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </b>  ʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Николай Байтов
р. 1951
</b
Окончил Московский институт электронного машиностроения (это послужило источником псевдонима — производного от слова «байт»). В 1980е годы был одним из создателей самиздатского альманаха «Эпсилон-салон». Выступал также как прозаик и перформансист. Лауреат премии Андрея Белого (2011). Живет в Москве.

Окружение

В 1980-е годы был близок с Александром Барашем, вторым редактором самиздат-альманаха «Эпсилон-салон», и рядом поэтов и писателей, которые публиковались в этом альманахе (например, с Игорем Лёвшиным). В эти же годы Байтов вместе со многими другими неофициальными московскими поэтами входит в клуб «Поэзия». С 1993 года активно сотрудничает с поэтессой Светой Литвак — ими организовывается клуб литературного перформанса, курируется литературный салон «Премьера», проводятся вечера в Зверевском центре современного искусства.

Поэтика

Для стихов Байтова характерна крайняя сложность формальной организации, причем чаще всего сложность неявная. Предмет стихов тоже чаще всего неочевиден: у читателя складывается впечатление, что поэт кружит вокруг чего-то важного, но никогда не подходит к нему вплотную. Сам Байтов говорит об «эстетике не-Х», подразумевая метод письма, при котором все написанное должно вызывать у читателя особого рода недоумение и растерянность или даже впечатление, что он имеет дело с дилетантской литературой. Это проявляется в том числе и в использовании концептуалистских и авангардных приемов, а также элементов комбинаторной поэзии, всегда сочетающихся у Байтова с более традиционным письмом, которое, в свою очередь, как бы подрывается и разрушается изнутри посредством многочисленных смещений и сдвигов.

Влияние

Прямых поэтических потомков Байтова назвать сложно (хотя некоторые авторы младшего поэтического поколения вроде Ксении Чарыевой считают его своим учителем). Возможно, наиболее последовательным продолжателем Байтова в младшем поэтическом поколении нужно считать поэта Василия Бородина, который во многом разделяет ключевую установку поэзии Байтова — установку на непрерывный смысловой сдвиг. Более определенная ситуация с прозой: следы ее чтения заметны у писателей, начинавших на рубеже 1980–90-х и близких к московскому андеграунду (у Игоря Лёвшина, Сергея Соколовского и других).

Значение

Байтов выработал уникальную манеру как в поэзии, так и в прозе. Он своим примером показывает, как поэзия может ускользать от четких определений и классификаций и как само это ускользание может составлять основу поэтики, которая при этом остается крайне строго организованной. Кроме того, еще в 1980-е годы альманах «Эпсилон-салон» сыграл существенную роль в аккумуляции неофициальной прозы, которая в целом была куда менее организована, чем поэзия (так, один из номеров был целиком посвящен прозе впоследствии широко известного писателя Владимира Сорокина).

Цитата

«У Байтова „опорные конструкции“ персональной идеологии, „строительные леса“ социокультурных установок остаются в тексте, а может быть, даже и являются собственно зданием (в котором „архитектурная“, то есть эстетическая, составляющая неотделима от „практической“, функциональной, поскольку речь идет о художественном „сооружении“). Такого типа эстетика очень часто провоцирует на „жизнестроительные“ мифы, автор психологически готов перейти границу между литературой и „жизнью“ и в ряде хрестоматийных случаев (Артюр Рембо, ранний Станислав Красовицкий) даже отказаться от литературы. Байтов постоянно, в течение десятилетий своего литературного существования, нахо­дится на этой границе. Периодически он совершает жесты „точечного отказа“, но продолжает оставаться именно в промежуточной зоне, не делая решающего шага ни „вперед“, ни „назад“. Именно в этой зоне сохраняется максимальная возможность для свободы, удерживается пространство маневра: шанс уклониться от идентификации и одновременно ни от чего не отказаться».
Александр Бараш. «Близко решение загадки…»
Визитная карточка

Автокомментарий к этому стихотворению, написанному в самом конце советской эпохи, говорит, что герой Макарий — вымышленный. Все сти­хотворе­ние, таким образом, укладывается в байтовскую «эстетику не-Х»: читатель так и не узнает, о каких «знаках свободы» здесь идет речь, почему в какой-то момент в тексте появляется лексика инженерной литературы и какое влияние все это оказывает на жизнь вымышленного Макария.

* * *
У него оставалось пять знаков свободы.
Это были, как мы уж сказали, колеса,
были — ремни, какими скрепляют обозы,
наконец, были тросы, замки и колоды.

Эти знаки (точнее сказать, сами типы
этих знаков) Макарий хотел перед смертью
разделить между внуками: до двадцати пяти
их в то время насчитывалось где-то с медью.

Внуки были от двух сыновей и двух дочек.
В несвободу родства он хотел свои типы
посадить, чтобы там завязались мотивы
группировок других, семантически точных.

Он не знал, что рассеянье слишком обширно,
и число 25 — уже выше отметки,
за которой сознание, так тиражированное,
вырождается, то есть слабеет и меркнет.

В частности, не способно и частное к общему
возвести: скажем, два колеса — не «колёса»,
а ремень от колоды отличен не больше, чем
от другого ремня или даже от троса.

Внуки весело распаковали обозы
и ключи покрутили в замках, и ремнями
поскрипели — но новым мотивам не вняли.
И Макарий не умер. — Как мы скажем позже,
у него оставалось пять знаков свободы.

Июль 1989 года

Что читать

Николай Байтов на сайте Константина Левина
Александр Бараш. «Близко решение загадки…» // Новое литературное обозрение. № 92. 2008
Михаил Айзенберг. Стихи в темноте // OpenSpace.ru. 18 декабря 2008 года
Леонид Костюков. Николаю Байтову // Воздух. № 1. 2011
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp;  •ʚįɞ•ʚįɞ
ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ

<b> Бессмертный барак </b>
<b> <i></b>
10 февраля 1890 года родился <b> Борис Леонидович Пастернак. </b>  В доме Пастернаков часто гостили музыканты, писатели, художники. Бывал там и Лев Толстой. В детстве Борис увлекался музыкой, даже писал сонаты. Гимназию он кончил с золотой медалью и учился в Московском университете сначала на юридическом отделении, потом – на философском. Изучал философию в Германии.

С 1910-х годов Борис сдружился с футуристами. Его первые стихи были напечатаны в 1913 году, а в 1914 году вышла первая книга – «Близнец в тучах».
В 1921 году семья Пастернака уехала из России в Берлин, а сам он вел переписку с ними и другими эмигрантами. Женился на художнице Евгении Лурье, у них родился сын.

В 1920-е годы Пастернак пишет много стихов, поэмы, в 1928 году берётся за прозу. Это период официального признания Пастернака в СССР. Он активно участвует в работе Союза Писателей СССР, но в 1936 году его обвиняют в оторванности от реальности, и начинается постепенное отчуждение Пастернака от официальной литературы. Тем временем, сам Пастернак полностью погружается в творчество, переводит Шекспира, Гете, Шиллера. Сегодня мы знаем этих поэтов именно по переводам Пастернака.

В 1958 году Пастернак получает Нобелевскую премию по литературе. Эта премия связывалась с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому Пастернака заставили отказаться от нее.
В атмосфере травли писатель прожил не долго. Он умер 30 мая 1960 года от рака легких в Переделкино.

Несмотря на то, что писатель был официально вне закона, на его похоронах собралась масса людей, среди которых были Булат Окуджава, Наум Коржавин, Андрей Вознесенский.
Роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в нашей стране в 1988 году в журнале «Новый мир», а медаль и диплом Нобелевского лауреата вручены сыну писателя – Евгению.

Нобелевская премия

Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони, мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда, ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Борис Пастернак
  </i>
ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ
<b> Александр Вулых </b>

 (̅_̅_̅_̅(̅_̅_̅_̅_̅_̅_̅_̅_̅̅_̅()ڪے~            ☭  ★   ☭     
<i><u>
Разговор с попугаем
</u>
Год назад, отдыхая на Мальдивских островах, моя знакомая девушка прислала мне эсэмэску: "Это только русские туристы могут нажраться днем и приставать к попугаю с просьбой, чтобы он с ними поговорил, искренне обижаться, что он этого не делает".

На островах под названьем Мальдивы,
Где пролегает окраина рая,
Произошло невозможное диво:
Русский турист повстречал попугая.
Ласковым взглядом сотрудника морга
Он посмотрел в попугаячье око
И произнес: «Эй, жидовская морда,
Поговори со мной, мне одиноко!

Есть у меня и машина, и хата,
Тёлки, бабло и диплом металлурга,
Поговори со мной, карлик пархатый,
С русским туристом из Санкт-Петербурга.
Я заплатил двести тыщ за путевку,
Я приобрел шорты, плавки и тапки,
Думал, я тут попаду на тусовку,
А, оказалось, попал лишь на бабки!

Не с кем мне горем своим поделиться, -
Лучше б я квасил в каком-нибудь Ейске!
Поговори со мной, умная птица,
Сволочь картавая, дятел еврейский!
Поговори, что же, падла, молчишь ты,
Что ж так твоя распальцована лапа?
Словно какой-то Мальчиш Кибальчиш ты
На буржуинском допросе в гестапо?»

«Фак ю!» — в ответ прокричал попугайчик,
Клюв свой закрыл, оперенье расправил,
И улетел, словно солнечный зайчик,
Может — на пальму, а может — в Израиль.
Русский турист от моральной нагрузки
Вымолвил, грустно раскинувши руки:
«Бл@@ь, ну за что ж вы не любите русских?
Мы ж ничего вам не сделали, суки!»
</i>

ڪے~
&emsp;   <b> Серебряный век русской культуры</b>
<i><b>
Александра Львовна Толстая
</b><u></u>
Александра Львовна Толстая, младшая дочь Льва Толстого, личность крупная и незаурядная — кавалер Георгиевских медалей Первой мировой войны, создатель музея «Ясная Поляна».
Трижды арестовывалась ЧК, в 1920 году Верховный революционный трибунал постановил: «Заключить в концентрационный лагерь на три года». Из воспоминаний Александры Львовны: «Перед тем, как выйти из камеры, я по всей стене громадными буквами написала: «Дух человеческий свободен! Его нельзя ограничить ничем: ни стенами, ни решетками!»
Она смогла уехать из страны, нашла силы создать за рубежом "Толстовский фонд", спасший в годы Второй мировой тысячи людей.
В СССР была развернута кампания по «изобличению» шпиона и врага Толстой. В центральной прессе появились многочисленные статьи, родные также внесли лепту и подписали “Протест членов семьи Л.Н. Толстого против шпионской деятельности изменницы Родины А. Толстой в Америке”. Это ”письмо в редакцию”, составленное в лучших традициях казенного языка, было опубликовано в “Правде” 21 сентября 1948 года. Письмо призывало “всех честных людей” заклеймить позором тех, “кто пытается именем великого русского писателя и патриота прикрыть грязные, шпионские, человеконенавистнические дела, направленные против мира, прогресса и свободы. Имя Льва Толстого не может стоять рядом с именами фашистских подонков, американских гангстеров, линчевателей негров, убийц, душителей демократии, врагов свободолюбивых народов”.
</i>

¸  
                 

&emsp;    <b>  Да здравствует всё то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!   </b>  
                                                                                  
         &emsp;  ҈ ҈  ҈  ๑๑
&emsp;  &emsp;  ҈
 &emsp;  &emsp;  
&emsp;  &emsp;  
<i>
В России бывает только две погоды: «Блин, как же холодно-то!» и «Блин! Да что ж так жарко-то». ©
Всем привет!
</i>
..╗╗
» <i>   &emsp;  – задумчивый</i>
.(.¯. )
.Ƹ̵̡Ӝ̵Ʒ
<b>
q ɯ ɐҺvоw ɯǝʎɓǝvɔ wоɯ о 'qɯиdоʚоɹ онжоwεоʚǝн wǝҺ о
</b>
                
<b>
Проразное  </b>
 
<i>
 Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина.  ©
<u> </u>
 
</i>ܢ

̯͡
<b>    Сто лет тому назад, ну почти сто лет…</b>   

    <i>

&emsp;  &emsp;  &emsp;  <b> Старый анекдот</b>  
<i>
Сидя на заднем сиденье такси, монахиня заметила,что водитель посматривает на нее.
— Не хочу вас обидеть, сказал он, — но я всегда мечтал поцеловать монахиню.
— Ну ладно. — отвечала монахиня. — Но только, если Вы — католик и холостой.
Водитель сказал, что так оно и есть, и тогда монахиня поцеловала его в губы долгим и страстным поцелуем.
Мужчина пришел в экстаз, но потом заплакал.
— В чем дело? — спросила монахиня.
— Простите меня сестра, но я согрешил. Я солгал Вам: я — женат, и я — еврей.
Монахиня ответила:
— Ничего страшного. Меня зовут Кевин, и я еду на маскарад.
</i>
◘   ◘   ◘ 
     
  
  &emsp;        
&emsp;  &emsp;    
&emsp; 
<i>
&emsp;  &emsp;    
&emsp; 
<b> Не всегда враг является врагом, а друг – другом.
 </b>

<b> Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах. </b>
</i>
&emsp; <b> —  Мудрость индейского народа

</b>
☸ ✉

<b> &emsp;&emsp;&emsp; Михаил Жванецкий
</b>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬  

&emsp;&emsp;&emsp;  <b>
</b>
<i>...

Я, конечно, виноват.
Я сам не пойму себя.
Когда я слышу вокруг пафос, я говорю иронично.
Слышу вокруг иронию — говорю высокопарно.
Когда вокруг грустно — говорю
смешно.
Слышу: «Бог! Бог!»
Говорю: «Бога нет».
Слышу: «Бога нет».
Говорю: «Есть».
Бьёт сильный — болею за слабого.
Когда мне кричат: «Давай! Давай!» — шепчу: «Сам давай...»
А что делать?
Тупо присоединяться?!
</i>
☞ ▰ﻩﻩ▣▱ ☜
۵ﻩ▣ •
שﻩ
۵

&emsp;    
<i>
Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, она в конце концов всегда их себе создает.
 </i>

                                   © - <b> Ромен Роллан </b>       

&emsp;<i>➰➰

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, каждый будет с тобой.

© - <b> Марк Твен</b> 

ПОЗДРАВЛЯЮ__С__________
___888888________8888888___
_888___8888_____888__8888__
8888____8888___8888___8888_
8888____8888___8888___8888_
_88_____8888____88____8888_
________8888__________888__
_______8888__________8888__
_____8888_________8888_____
___888____________8888888__
__88__________________8888_
_888888888888__________8888
8888888888888__________8888
8888888888888__88______8888
______________8888_____8888
______________8888____8888_
_Ф_Е_В_Р_А_Л_Я_888__8888__
_________________888888____
                           


&emsp;      
<i>
 Судя по нынешним учебникам, обязательная проверка на наркотики нужна не в школах, а в Министерстве образования.

</i>                    

&emsp;     
<i>
 Семья — это когда кушаешь конфеты, которые жене подарили на работе.
</i>                    

&emsp;      
<i>
 Коктейль "Одиночество":
1. Выпить водки.
2. Занюхать котом.
</i>                    

&emsp;     
<i>
 А для тех, кто включает левый поворотник после включения зеленого сигнала светофора, в аду предусмотрена отдельная духовка.
</i>