░░░
<i> <b> Лингвист объяснил русский менталитет через
слова </i></b>
  ✑ ණ
   
✏ ✎
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
<i>
Лингвист Алексей Шмелев объясняет, как слова вроде «врать»,
«заодно», «мир» и «ябеда» незаметно для нас самих определяют наш взгляд на
окружающий мир.
Любой язык отражает определенный способ восприятия
действительности, который называется языковой картиной мира. Значения слов и
выражений складываются в единую систему взглядов, которую, даже не зная об
этом, разделяют все носители языка.
Мы, не задумываясь, выбираем между близкими по смыслу словами
«врать» и «лгать», «друг» и «приятель», исходя не из основных значений этих
слов, а из фоновых, тех, о которых зачастую даже не пишут в толковых словарях.
Более того, эти фоновые значения объединяют слова, которые на первый взгляд
никак не связаны: так «простор» оказывается ключевым для слов «уют» или
«гулять», а без слова «заодно» невозможно «зайти в гости».
Полностью описать русскую языковую картину мира невозможно,
хотя бы потому, что в ней постоянно что-то меняется — вместе с языком. Но даже
небольшой «букварь», в котором собраны ключевые для русской языковой картины
мира слова, может показать, как сильно мы зависим от языка, на котором говорим.
   
  ✑ <b> «Счастье»
</b>
Время от времени социологи вычисляют так называемый
«индекс счастья» в разных странах. В этих опросах Россия регулярно оказывается
на последних местах. И тут дело не в тяготах русской жизни, а в том, что
неудобно и немножко стыдно ответить «да» на вопрос «вы счастливы?».
Исторически основным значением слова «счастье» была
случайная удача. Человек, про которого сейчас бы сказали, что ему везет, мог
быть «счастлив в картах». Или, например, характерное высказывание Суворова:
«Сегодня счастье, завтра счастье — помилуй Бог, а ум-то где?» Так что русский
человек в принципе не очень рассчитывал на счастье. Употреблялось счастье и в
значении «состояние, когда человеку так хорошо, что он уже ничего не может
больше хотеть», но и такое счастье ценилось меньше, чем небесное блаженство,
настоящий «предел стремлений».
XX век устранил небесное блаженство из идеологического
и из бытового дискурса, но и счастье тоже скомпрометировал. С одной стороны,
его обзывали «мещанским», а с другой — чересчур идеологизировали («счастья
народов надежный оплот», «спасибо товарищу Сталину за наше счастливое
детство»). Так что неудивительно, что вопрос о счастье ставит русского человека
в тупик.
₰ Продолжение
следует
</i>