на закате лета
на восходе дня
отвези троллейбус
в школу не меня
© Ракша
</i>
Уж сколько лет назад написала, а в основном до сих пор актуально (увы, не я мудрая, а система настолько отсталая).
Дискурс об образовании у нас сводится к 3 жалким постулатам (которые, на мой взгляд, ничего не меняют):
1. Расходы на образование сокращают до африканских стандартов - ужас, ужас!
А что-то изменится, если увеличить вливания в прогнившую систему? Вот по оборонному бюджету мы в лидерах, и что, лучше дела в российской армии?
Те самые учителя, составляющие избирательные комиссии, воспитывающие "патриотов", исполняющие любой, самый идиотский посыл власти; покорно тонущие в бумагах, колеблющиеся вместе с линией, пишущие доносы на учеников, орущие, достойны получить больше? Ну, техническое оснащение: уже в каждом классе комп и интерактивная доска (а в нашей школе в каждом коридоре плазменная панель) - что изменилось-то? Может, хорошо, что им не хватает денег на введение более углубленного курса православия и уставшие, они с меньшим энтузиазмом читают морали.
При каждой школе стадион уже есть, спортивней никто не стал.
Закачивание денег в гнилую систему не приводит к ее починке.
А еще вопросик про деньги: как быть с неравномерностью богатства? Школы для богатых и бедных? Или столичные и регионов?
А богатая школа для учеников, половина из которых за чертой бедности?
2. Религия все активней приходит в школы.
Свято место пусто не бывает: была идеология, теперь православие - имхо, хрен редьки не слаще.
===== 2
Конечно, православные пионеры - это круто. Но я, атеистка, проголосовала бы за уроки Кураева или епископа Григория Михнов-Вайтенко, чем за светское победобесие и членов ЕдРа. За что угодно, кроме обязательного единомыслия и скудоумия! Но тут-то и загвоздка: мозги-то, если не из страны, то из образования, утекли.
3. ЕГЭ: корень зла или панацея.
Да у нас, что ни внедряй - все в итоге КПСС! Мы же знаем, что не важно, как голосуют, главное - кто считает. Нет такой идеи, которую мы не могли бы довести до абсурда исполнением. Может, в консерватории что-то поправить:)
Для начала я бы хотела взглянуть в глаза пишущих задания для ЕГЭ. Ну, хотя бы по своему предмету — пусть выйдут к людям, объяснят, утрут плевки с лица. Кто эти, с позволения сказать, специалисты?!?
Обсуждать надо, по-моему, следующее:
1. Какого человека мы хотим получить на выходе? - вот только без демагогии про гармонически развитую личность (у нас сроду Личность как торчащий гвоздь, который каждый норовит забить). И тут что Кодекс строителя коммунизма, что евангельские проповеди - сферический конь в вакууме.
Надо признать право той самой Личности быть какой угодно и подумать, какие качества будем поощрять. Что мы, вообще-то, хотим вырастить?
2. В эпоху, когда вся информация мира в кармане каждого, главное — дать умение с ней работать. Искать информацию, верифицировать, структурировать, сжимать.
Не данные бесконечные грузить в голову, а алгоритмы работы прорабатывать.
===== 3
Систему координат, умение учиться, а все недостающие клеточки можно заполнять конкретикой по мере надобности всю жизнь. Надо уйти от зубрежки ДАННЫХ К ПОНИМАНИЮ ПРИНЦИПОВ И законов.
(вот с этим беда! Понимание не требуется, требуют точного воспроизведения:( Мою дочку научили английскому алфавиту как стихотворению, в разбивку буквы не нужно; а "Му-му" проходили без крепостного права, зато надо помнить чуть не все 347 действующих лиц "Войны и мира").
Сергей Капица: "Как учить — знаниям или пониманию? Вся моя педагогическая практика на физтехе показывает, что учить надо пониманию. В нашем институте начали это физики, потом это распространилось по другим факультетам. У нас не было билетов, на экзамен можно было приходить с любыми пособиями и записями, конспектами, единственное, нельзя было советоваться с товарищем.
Человек обычно приходил с вопросом, который он сам приготовил и рассказывал, что он понимает в этом предмете. Было нелегко научить и студентов, и преподавателей, но это была наша цель. Потому что знания очень легко получить — из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остаётся.
Это хорошо выразил Вацлав Гавел, президент Чехии, диссидент: «Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Он очень афористически выразил этот разрыв между уровнем знания и уровнем понимания. Основная задача настоящего образования — научить пониманию".
3. Основным принципом изучения чего бы то ни было - причинно-следственные связи!!!!
4. Научить группировать материал в структурные таблицы, схему, карты памяти. Сжимать любой объем информации до схемы или тезисов. (Уметь проделывать и обратные операции: из основной схемы развернуть подробный связный текст).
===== 4
5. Осудив культ потребления, технологии манипулирования переквалифицировать из наук в мошеннические практики. Прекратить обучение маркетингу, рекламе, PR, политологии, имиджмейкерству, связям с общественностью и т.п. Ввести в школьный курс основные умения различать и сопротивляться манипуляциям сознанием.
Учить верификации данных!
6. Обязательно отдельным предметом дебаты!
На любом материале, уроке - на группы и обсудите, договоритесь. Главный предмет должен быть в России (боюсь, когда это поймут, такой общности уже не будет: привычка делить на наших и ненаших, а кто не с нами — мочить, гибельная).
7. Время задач закрытого типа, с одним правильным ответом прошло. Какой должна быть (и нужна ли вообще) шкала оценок, когда ответов множество и каждый по-своему правильный и неправильный?
8. Классно-урочный конвейер как дешевое массовое и стандартизированное форматирование устарел. Что на смену? Финны уже отменили деление на предметы, например.
9. Ну, удаленка хоть убедила, что нет смысла сонным студентам тащиться через весь город на лекцию и играть там в телефон (а умученному профессору в 3217раз талдычить одно и то же), когда можно один раз записать хорошую лекцию и дать всем ссылку. Не прошло и десятилетия!
Теоретические лекции старших классов и ВУЗов записывать и выкладывать в открытый доступ. (Жаждущие живой энергетики идите в театр). Студентов собирать только на семинары, лабораторные и экзамены, т.е., только для вопросов, практики и контроля.
График и темп обучения сделать гибким, дать возможность сдавать экзамены по любым курсам, которые студент считает усвоенными.
===== 5
10. Пресечь практику любых скаченных/готовых работ (готовых домашних заданий в школе, одинаковых курсовиков в ВУЗах). Но поскольку большинство руководства уличено в плагиате, то борьба за честность, как и борьба с коррупцией дело самих коррупционеров.
Список можно продолжать, но от вопросов не уйти. А у нас даже понимания необходимости общественной дискуссии на эту тему нет!
Нельзя вернуться в другой век, считая, что он был Золотым. Даже если молодость была супер, в нее не вернуться! Страх реформ и изменений не отменят изменения (масштабнейшие!), они только лишат будущего.
Но, собственно, нашей стране нужны только обслуживающие трубу, остальное население для сидящих на нефтяной игле, избыточно. И зачем его содержать, лечить, учить?