Гений советского андеграунда
<i>
С 15 лет она
была легендой советского андеграунда: одни считали ее пророком, другие –
отзвуком Серебряного века. Ее принимала Ахматова и любил Бродский, но ей было
все равно – она не признавала никаких авторитетов. Пока на родине Елену Шварц
печатали лишь в самиздате, ее стихами зачитывался весь мир – уже тогда они
входили в программу Гарварда, Кембриджа и Сорбонны.
«Стихотворение,
имеющее право так называться – это выстроенное по правилам неземной архитектуры
бормотанье с озареньем на конце. Стихотворение живое – высшее существо,
рожденное человеком и небом, дышащее, улыбающееся и смертное, как всё. От поэта
не могут остаться одно, два, три стихотворения. А только он весь, его
зарифмованная душа, его гениальные и его бездарные строчки. Так странно, люди
пишут стихи, не постигнув от рождения чудесной науки – поэтики. Мне хочется
довести слова до такой высоты материализации, до плоти легкой ангелов, легкой и
огненной, чтоб они населили небо, если оно пусто. Я пишу все это неизвестно
отчего, не во вдохновении, сидя на чердаке, выгнанная из класса за чудовищное
опоздание. Сегодня двадцатое апреля, и скоро мне стукнет восемнадцать. И я
хочу, чтобы меня выгнали из университета и я могла бы писать стихи и только
писать стихи. О Б-же, помоги мне, и я проведу свою молодость в душной комнате,
у колб и реторт. И превращу камень в золото, слова – в стихи живые и
ослепительные».
//////////////////////////////2
<i>
Это строки из
дневника поэтессы Елены Андреевны Шварц, датированные 1966 годом. Уже тогда все
было определено в ее сердце: она мечтала о жизни, полностью посвященной поэзии.
Даже учеба в университете представлялась ей досадной помехой, отвлекающей от
занятия чистым искусством. К своим 18 годам она уже стала легендой в кругах
ленинградского андеграунда. Подростком вступив на литературное поле со своим не
только смелым, но и новым поэтическим языком, на протяжении всего творческого
пути она не переставала удивлять своей уникальностью.
Удивлял всех и
ее характер. Так, в 15 лет она сидела напротив Ахматовой и ждала оценки своих
стихотворений. Запись дневника юной Шварц запечатлела возникшее в тот момент
непонимание двух эпох: «10 августа 1963 года. Была сегодня у Ахматовой. Я
думала, что она святая, великая. Она – дура захваленная. Кроме себя ничего не
видит. Лицо противное, только нос хороший. Про мои стихи, посвященные ей,
сказала: “Почему вы мне принесли такие злые стихи? Почему за меня не надо
молиться? За меня все молятся”. Я ей пыталась объяснить, что, наоборот, молюсь
за нее, но она не слушала. Она заведомо знала всё, что я скажу, ей, бедненькой,
было скучно. Меня она даже не слушала, я встала и ушла. Очень расстроилась,
потому что я в нее очень верила. Ахматова сказала, что Цветаевой не хватало
вкуса. И жизнь, и стихи – все у нее проще, легче, чем у Марины Ивановны. Как
Цветаева буду. Была б она жива, она бы поняла меня».
3
✨
✨
<i>
Возможно, слова
подростка о монументальной поэтессе вызовут у кого-то осуждение, но выделить
хотелось бы другое. В ситуации, когда любая другая бы робела, благоговея перед
величием Ахматовой, Шварц, не найдя понимания, не стала соглашаться на критику
и вносить изменения. Она просто встала и ушла, оставив свой творческий мир
незыблемым для авторитетов и в дальнейшем, не следуя установленным кем-то
правилам и не придерживаясь никаких определенных течений.
К сожалению,
широкой публике о ней известно не так много. В СССР вплоть до 1988 года ее
творчество оставалось доступным лишь для читателей самиздата. На протяжении
четверти века до этого лишь три-четыре ее стихотворения были пропущены в
печать. И это при том, что ее уже вовсю переводили на другие языки и печатали в
Европе. Ими зачитывались эмигранты, они входили в программу многих престижных
учебных заведений, в частности Кембриджа и Сорбонны.
Елена Шварц
родилась в 1948 году в Ленинграде. «Дитя курортного романа» воспитывалась
матерью Диной Морисовной Шварц. Мама заведовала литературной частью Большого
драматического театра, входила в легендарную гвардию Георгия Товстоногова. С
Товстоноговым Дина Шварц проработала 40 лет – тот ей безоговорочно доверял.
Стоит ли говорить об атмосфере, в которой росла Елена Шварц?! Девушка всегда
вспоминала о театре как о родном доме. Театральностью наполнены и строки ее
стихотворений – перевоплощение в своих лирических героев давалось Елене очень
легко. И это придавало легкость ее стихотворениям.
/////////////////////////////////////////////////4
<i>
Писать стихи
она начала с 14 лет. Как вспоминала сама Шварц, она шла по коридору своей
коммуналки, в руках были ключи, которыми она отбивала такт. Потом, придя в
комнату, она легла на кровать прямо в школьной форме и стала отбивать такт о
железную спинку кровати. Понравившийся ей ритм она повторяла и дополняла новым.
А вслед за ритмом родилась и рифма. Причем рифма настолько уверенная и не
нуждающаяся в развитии, что первым слушателям было сложно поверить, что стихи
написаны 14-летней девочкой, а не битым жизнью зрелым человеком.
Ее заметили
сразу, сразу начались и публикации в самиздате. И через короткое время имя
Елены Шварц произносилось уже с особым уважением. По словам литературоведов, ее
«воспринимали как посланца прошлых времен – Серебряного века и прочих, хотя она
была, конечно, гораздо моложе»: «Видимо, это было связано с тем, что стихи
Елены Шварц, прежде всего, достаточно непросты для восприятия. Это была
настоящая поэзия, порожденная ни на что не похожим внутренним миром. Образы,
которые возникали в ее поэзии, были зачастую причудливы и непросты. Но тот, кто
пробивался через эти образы, мог действительно получить настоящее наслаждение».
Какое-то время
Елена училась на филологическом факультете университета, потом перевелась на
театроведческий, его она в итоге и закончила. Не входя в официальные
литературные объединения и нигде не работая, на жизнь она зарабатывала
литературными переводами. Шварц никогда не обивала пороги редакций советских
журналов. Свобода была одной из главных составляющих ее бытия. Причем, несмотря
на славу в кругах андеграунда, даже в нем она подчеркнуто держалась особливо,
оберегая свободу своего творчества и свой дар от существовавшего мейнстрима.
/////////////////////////////////5
<i>
Прорывом к
широкому читателю стали ее зарубежные публикации. А со второй половины 80-х
публиковать Шварц стали и в отечественной периодике – правда, все равно с
опаской. Известно, что куратор одного из альманахов согласился на публикацию
маленькой подборки ее стихов лишь в обмен на постановку собственной пьесы на
Малой сцене у Товстоногова. Но, как оказалось, даже подобных малых пробных доз
было достаточно, чтобы творчество Шварц распробовали. В 1979 году она получила
премию Андрея Белого, в 1999-м – премию «Северная Пальмира», в 2003 году –
премию «Триумф».
К несчастью,
новая полоса жизни поэта была омрачена выявленным онкологическим заболеванием,
борьбу с котором Шварц вела долгие годы. Одержать победу над ним Шварц не
смогла – она умерла в марте 2010 года. Незадолго до смерти она разослала
друзьям небольшой текст с заголовком «Благодарение»:
Благодарю Тебя
за то, что Ты создал меня поэтом Твоей милостью,
За то, что я
родилась вблизи Невы, и за то, что сейчас смотрю на нее и Исакий из окна
больницы,
За то, что меня
растили мама и Берта,
За то, что
росла в тени Театра,
За то, что
видела Рим, и мир, и Иерусалим,
За чудесных
друзей и животных, что сопровождали меня (и сейчас),
За счастье
вдохновения и радости чистого разума,
За дар
правильного чтения стихов, за свое легкомыслие,
И за то, что Ты
всегда спасаешь меня и порой я нахожу в себе силы благодарить Тебя и за муки.
✎ Полностью читать http://www.mgorskikh.com/14-culture/5911-genij-sovetskogo-andegraunda
</i>
///////////////////////////////////
✨ ░
✨
<b> Выстрел<b>
***
C такою лёгкостью в теле проснулась
—
Будто я вчера застрелилась
Вишневой косточкой…
Всё же косточка попала в цель
(хоть и не было там светло) —
В красную землю, лепестков метель
В благодатную занесло.
Она упала не в путь проезжий
И не на камне
И машет белыми руками
И цветью снежной
В самом деле (экое дело!)
В сердце что-то цвело и белело —
Сакура там расцвела.
Все — вплоть до самой малой
кровинки, —
Замирая, дивились этой новинке.
Vita nuova болела,
Vita nuova бела.
<b>
ЖИВАЯ МОЛНИЯ
</b>
Бродила Дева по Заливу
И не заметила - как вмиг
Лицо пространства исказило
И начался небесный тик.
Молния в нее вонзила
Взгляд, малиновым пером
Чиркнула, заскользила
Спинным хребтом.
Но не сожгла, а оживила,
И в муках молния сама
Живою стала и светила,
Переливалась, воздух жгла.
Она лишь к древу прислонилась -
И целый лес гудит огнем,
Дитя погладила (забылась) -
Младенец рухнул головней.
Золотая! Погибельная! Тьмы дочь,
И душа ее, и в нее скользнешь.
После тебя темнее ночь.
В золе ты душу свою найдешь?
1982
<b> Елена Шварц </b>
</i>
✨ ✨