20 нояб. 2020 г.

 

И что бы с вами не случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

<b>  

Э.М.Ремарк

 ✔✔


Доверить другому чужую тайну — предательство, свою — глупость.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

Слабость с обеих сторон — такова, как известно, особенность всех ссор.

Глуп тот человек, который остаётся всегда неизменным.

Все, что становится обыденным, мало ценится.

Случай — это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать.

Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.

Свобода — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять.

<b> 

Вольтер </b> 

французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения

 

Родился 21 ноября 1694 326 лет назад

 

✔✔день приветствий

 

████▐▐▐██████████
███▐▐▐▐███▌▌▌████
███───▐▌██▌▌▌▌███
███▄──▄▄█▐▌───███
█████████▄▄──▄███

<b>  

Всемирный день приветствий

</b>  

Всемирный день приветствий (World Hello Day) отмечается ежегодно 21 ноября. Его главная цель — обратить внимание широкой общественности на важность личного общения для сохранения мира. Ведь только посредством доброго общения, а не применяя силу, можно решить практически любые конфликты.

<i> 

◾ Если у тебя хватит смелости, чтобы сказать «прощай», жизнь наградит тебя новым «привет».

◾ Грустно, если некому крикнуть: «Привет, Карлсон!», когда ты пролетаешь мимо.

◾ Хорошо здоровается тот, кто здоровается первым. 

◾ Времена меняются: теперь, чтобы поприветствовать друга, нужно не только достать руку из кармана, но и наушник из уха.

◾ Трудовому народу в приветах
Посвящу я призывы в стихах:
Скажем «Нет!» - мы зарплате в конвертах,
Скажем «Да!» - мы зарплате в мешках.
 

◾ Приветствие донжуана: «Сколько Лен, сколько Зин?»

◾ От иного привета - станешь сам с "приветом". 


 ✔✔

┏◢◣┓

◢┛┗◣

◥┓┏◤

◥◤┛ &emsp;  <b> <u> 21 ноября - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>

   .

┈╱▔▔▔▔▔╲┈

▕╋╋╋╋╋╋╋▏

▕╳╳╳╳╳╳╳▏

┈╲╳╳╳╳╳╱┈

┈┈╲╋╋╋╱┈┈

┈┈┈╲▂╱┈┈┈

┈┈┈▕▅▏┈┈┈

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

     ╱╲

  ╱╲╱  ╲

▔▔▔▔▔▔▔▔▔  &emsp;  21 ноября 1783 г. 237 лет назад 

<b>

Состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре

</b>

К числу пионеров воздухоплавания относятся братья Монгольфье, которые были одержимы идеей создания летательного аппарата, с целью поднять человека в воздух. Первый полет такого аппарата без человека — воздушного шара, наполненного горячим дымом — состоялся 5 июня 1783 года. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете.

 

Тогда в первый в истории свободный полет на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье, отправились химик Жан Франсуа Пилатр де Розье вместе со своим другом маркизом Франсуа д'Арландом.

 

Наполненный горячим воздухом шар поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа 21 ноября 1783 года. Воздухоплаватели достигли высоты 915 метров и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км, а затем благополучно приземлились в открытой местности вблизи дороги на Фонтенбло.

 

Полет сам по себе был замечательным событием, но помимо этого он как бы подытоживал крупнейшее достижение химии: отказ от флогистонной теории строения вещества, рухнувшей, когда оказалось, что различные газы имеют разный вес.

***

┈┈╱◥███◣.*¨*♪♫♩♪☆♫o☊♬♭♮❢♯☆

┈┈∩│&emsp;  21 ноября 1965 г. 55 лет назад 

<b>

В Москве открылся Детский музыкальный театр, сегодня носящий имя Натальи Ильиничны Сац

</b>

Наталья Ильинична Сац — русский режиссер, театральный деятель, создатель первого в мире театра для детей и первого государственного музыкального театра для детей, автор пьес, либретто, детских опер и балетов.

 

В начале 1920-х годов Наталью охватывает идея создания театра для детей, совершенно нового театра, «который даст собственный современный репертуар и донесет его до своего зрителя средствами синтетического спектакля».

 

Первый детский театр Сац открыла в июле 1920 года спектаклем «Маугли», в котором играли Гаркави, Бабанова, Ильинский. А через год открылся Московский театр для детей спектаклем «Жемчужина Адальмины», где Сац стала режиссером.

Опыт Московского театра для детей стали широко использовать за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира».

 

В начале 1950-х годов Наталья решает создать детский музыкальный театр.

 

Много лет ушло на попытки доказать, насколько необходим подобный театр, и, наконец, 21 ноября 1965 года на сцене Московского театра Эстрады состоялся первый спектакль – опера Красева «Морозко».

 

В 1979 году появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского в Москве, которое назвали «восьмым чудом света». Над театром парит Синяя птица — Птица Счастья на золотой арфе, ставшая эмблемой театра.

 СВЕТР

Для начала прошу попробовать угадать, кому принадлежат следующие перла-мудры:


❝❞ Работать надо везде. Но евреи почему-то работают только в Израиле. А в России баклуши бьют, считается что это еврейская мудрость - получать деньги ничего не делая.


❝❞ Чего ты сюда заполз и остался? Тебя никто не лайкает, не читает. Думаешь "одним евреем больше, одним меньше". Мы же вас тут не на килограммы меряем. Или ты за шекели здесь пишешь


❝❞ Удивительно, но евреи с широко открытыми глазами продолжают считать концлагерь руви идеальным полем для выблевывания своих "демократических идей". В общем-то от Израиля интернет версия Эха мало чем отличается -такое же самодержавное говно.

❝❞ Не пали синагогу! Это высказывание про тебя и твой свинский народец. (не веришь - иди читай исраильские СМИ)

- Ты уже простил Тамару Александровну?, или будешь и дальше на нее сердиться?

❝❞ Конечно я простил слабоумие. Иначе какой из меня христианин, Саша?. Слава Виталию, она у меня в ЧС и я давно не вижу этого бреда и не реагирую на него. Есть свои плюсы в нашем общении на Эхе. Идиотов можно сразу отправлять в ЧС и не тратить всякие там свои последние феромоны жизни на ненужные оправдания.

❝❞ А как<u>педрила </u> Годд мог тебе ответить? У него и жены нет. Вот он и оскорбил тебя этим словом. "жена"

❝❞Я не помню ни одного раза когда тупого еврейского шпака не колупали своим тупым еврейским носом в собственное говно.

❝❞Последнее слово, мои милый.

Факт, что евреев не любит никто. И мой комм со следствием будет удален российской модерацией.

Странно, что от модерации страдают русские, а не евреи.....

***

Еще вопрос: откуда известно, как маркируют тесты в клинической лаборатории?

Не известно? Конечно. А ему, светру, известно:

❝❞ Не-е-е... имярек может только на стенах своей богадельни написать<b> краденным из лаборатории карандашом по стеклу </b> что-то антисемитское и ходить потом рассуждать про "русский фашизм".


А как насчет этих знаний, кому принадлежат?

bukharov1944god: ---Кошь, вряд ли, toch, Здорова. И верула. ---

 ❝❞Ага))) Одна померла в 2015 году, другой - мужик переодетый.


Не буду занимать внимание и места абсолютно специфическим медицинским текстом, которым говорили на равных в диалоге Ванек и светруша, объявив, что работает телевизионщиком.


Светро будет цвести до тех пор, пока будут сомневающиеся в его происхождении или делающие вид: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу.


✔✔


⏠⏝⏠⎠

<b>  

Людмила Улицкая: </b> «Евреи – особая модель народа. С нами там, наверху, всё время экспериментируют!»

<i> 

Людмила Улицкая. Генетик по образованию и писатель по призванию, она сделала литературу своей профессией. А еще она еврейка по крови, но ее внутреннее самоопределение гораздо шире национальности. Людмила Евгеньева очень талантливо – как писатель и мудро – как умный человек – рассуждает о богоизбранности народа Книги, об антисемитизме, Израиле и многом другом…

О самоидентичности

«Я бы не хотела, чтобы моя, как это теперь называется «национальная идентичность» на сто процентов зависела от генов, религиозных традиций предков и прочего. Я просто всегда знала, что я еврейка. В детстве меня однажды на улице назвали оскорбительно «Сарочкой». Я запомнила. Я жила в коммуналке, и отношения с соседями, очень простыми людьми, были хорошими… В 1953 году, когда было «дело врачей» и антисемитизм пер из всех щелей и подворотен, я яростно дралась с одним дворовым мальчишкой, моим сверст¬ником. Жить тогда было очень противно, но в нашей дворовой компании ко мне хорошо относились. Маму тогда сократили на работе, она в Институте педиатрии работала, но потом восстановили. Я знала, что евреем быть плохо, но вполне с этой неприятностью справлялась».

 

Об еврействе, избранности и Святой Земле

«В детстве еврейство для меня было довольно обременительно, с годами смирилась, в конце концов даже стала ценить. Дело в том, что я полжизни настаивала на том, что есть у людей качества и свойства более важные, чем кровь. А под конец жизни оглянулась и обнаружила, что большая часть друзей всё-таки евреи. Ну, не считая русского мужа… Израиль я очень люблю, больше двадцати лет каждый год сюда приезжаю, облазила, кажется, все уголки. 

===== 2

<i> 

Ноги мои знают, что Земля Святая: я по ней много ходила. Но очень уж для жизни некомфортная страна. Я не про быт, хуже, чем в России – надо ещё поискать. Я про другое – чудовищный и неразрешимый на очень глубоком уровне конфликт. И с годами он делается всё глубже. Иногда думаю, что мы, евреи, не народ, а модель народа. На нас Высшие силы постоянно ставят эксперименты. Наверное, это и значит быть избранным народом»

 

Об Израиле и генетическом еврейском пафосе

 

«Я тут постоянно кручу головой, удивляюсь, ужасаюсь, радуюсь, негодую, восхищаюсь. Постоянно щиплет в носу – это фирменное еврейское жизнеощущение – кисло-сладкое. Здесь жить страшно трудно: слишком густ этот навар. Плотен воздух, накалены страсти, слишком много пафоса и крика. Но оторваться тоже невозможно: маленькое провинциальное государство, еврейская деревня, самодельное государство и поныне остаётся моделью мира. На избранном народе Господь всё ещё тренирует свои возможности, играет… Я полностью отказалась от оценок: не справляюсь. Лично мне никогда не справиться даже с моим личным еврейством: оно мне надоело хуже горькой редьки. Оно навязчиво и авторитарно, проклятый горб и прекрасный дар, оно диктует логику и образ мыслей, сковывает и пеленает. Оно неотменимо, как пол. Я так хочу быть свободной, – еврейство не даёт мне свободы. Я хочу выйти за его пределы, и выхожу, и иду куда угодно, по другим дорогам, иду десять, двадцать, тридцать лет, и обнаруживаю в какой-то момент, что никуда не ушла. Сижу за пасхальным столом, в кругу семьи, и совершенно всё равно, кулич жуют или мацу, лепёшку преломляют или едят зерна прасада, – слышу одно и то же: благословенны дети, сидящие за этим столом…Это, конечно, говорит во мне тот самый еврейский пафос, от которого никуда не деться. Видимо, он генетический».

===== 3

<i> 

О людях Книги и местечковом народе


«Разумеется, евреи — люди Книги: два с половиной тысячелетия, в течение которых еврейские мальчики с пяти лет начинали изучать грамоту, и обучение это сводилось в конечном счете к «полировке мозгов», а не только к затверживанию наизусть текстов из Торы, плюс система комментирования как способа изучения предмета, и все это дало блестящий результат. Но замечен этот результат был только начиная с того времени, как евреи Австро-Венгерской империи после указа о толерантности в конце XVIII века стали полноценными гражданами и начали получать светское образование (кстати, против этих «толерантных» указов евреи поначалу страшно бунтовали!), но через три-четыре поколения их дети и внуки стали получать нобелевские премии. Почему-то… То есть на «отполированные» схоластическими приемами мозги легла современная наука! Однако местечковые евреи, лишенные светского образования, довольно сильно отличались от образованных, и никаких нобелиатов там не наблюдалось. А генетика при этом одна!»

Об израильской медицине

 

«Когда я лечилась в Израиле, пережила там удивительное прозрение. Оказывается, когда тебя врач спрашивает: «Вам не больно?» — то от ответа: «Я потерплю», — он просто падает от изумления: «Зачем терпеть? Нельзя терпеть боль!» В этот момент ты понимаешь, что эта маленькая, бедная, отстаивающая ежедневно право на существование страна живет по законам гуманизма. А наша — огромная, богатая и великая — про это еще не слышала. И это тоже была тема разговора: ужасные условия, в которых лечат наших онкобольных, и сложная смесь чувств: я-то лечусь здесь, в идеальных условиях, но почему сотни тысяч наших соотечественников… Вообще, гуманизм израильской медицины поражал».

 ===== 4

<i> 

Об антисемитизме

 

«Государственный антисемитизм, вне всякого сомнения, существовал во времена моего детства и молодости в гораздо большей мере, чем сегодня. Однако моя личная история такова, что все мои неудачи я всегда беру на себя и считаю, что мои собственные недостатки мешали мне в жизни гораздо сильнее, чем государственный или любой другой антисемитизм. Я не поступила в университет в первый раз, и меня совершенно определенно «срезали» на экзамене по немецкому языку. Но это было связано скорее с моей самоуверенностью, чем с намерением преподавательницы меня «срезать». И я поступила через два года, проработав это время лаборантом в гистологической лаборатории. Это было мне очень на пользу.

Окончив университет, я поступила на должность стажера-исследователя в Институт общей генетики АН СССР, и это было шикарное распределение. Выгнали же меня оттуда не из-за антисемитизма начальства, а из-за того, что «накрыли» за «самиздатом». Опять-таки оснований жаловаться на особо плохое отношение ко мне как к еврейке не было. Вместе со мной выгнали еще одного еврея и двух или трех русских ребят.

Мне в семье всегда внушали, что, поскольку антисемитизм в нашей стране весьма распространен, мне как еврейке, чтобы получить «пять», надо знать предмет на «шесть». В некотором смысле антисемитизм заставлял очень интенсивно и ответственно работать. И трудности шли на пользу делу».

 ===== 5

<i> 

О Холокосте

 

«Произошедшее во время Второй мировой войны, что называется Холокостом – это на самом деле свидетельство глубочайшего кризиса христианской цивилизации. Две тысячи лет христианства – все-таки это две тысяч лет, оказалось, что это цивилизованное христианское общество оказалось совершенно на уровне развития орды, чудовищной орды. Толпа живет по определенным законам, вне зависимости от того, где она находится. Самое ужасное, что я знаю про Холокост, самое ужасное – это даже не цифра 6 миллионов, 18 миллионов, 20 миллионов, нет, самая ужасная цифра – 200 человек евреев, которых убили в Польше поляки в 46-м году. Вот когда все уже было кончено, когда евреев почти не осталось, в небольшом польском городе был еврейский погром, и там было убито 200 человек. Вот эта цифра меня совершенно поразила, потому что уроков не бывает. Вся Европа была покрыта костями, пеплом, мы до сих пор этим воздухом дышим, тем не менее, кому-то показалось мало, еще 200 человек вдогонку отправили в 46-м, когда война уже была закончена».


 

В ветеринарной клинике я была; ничего не поделаешь, надо лечить питомцев. И там я встретила маленькую девочку. Очень маленькую девочку в шапочке с помпоном. И в маске, конечно; сейчас все в масках. А над маской - очки. А за стёклами очков - большие глаза, полные слез.
А в ручках девочка держит клетку с хомяком. Ободранный жёлтый хомяк, видимо, старый уже. Хомяки мало живут ведь... Рядом с девочкой сидит мама; они ждут приема у врача.
«Камяк забойель! Мой Тобинька забойель!» - горько рассказала девочка. «Он чесется и плохо кусает!».
Вид у хомяка действительно неважный. Ему «тли годика», как и девочке. И, в принципе, смысла нет никакого тратить деньги на клинику и на анализы. Проще другого купить, не так ли? Лечение недешевое. А мама и девочка скромно одеты.
Но мама сказала, что они будут Тобиньку лечить. И анализы сдадут, а как же? Это же их друг, дочкин дружок и любимец. Людей ведь лечат, даже стареньких. И дочка тоже должна сделать для своего дружка все, что можно.
Если твой дружок заболел, надо его лечить. Правильно? Потому что как жить-то потом, если ты играл-играл с другом. А когда он заболел, ты его выбросил и другого завёл?
Это самое правильное, что могла сделать мама. Самое правильное не для хомяка, а для дочки. Нельзя бросать своих и заменять их другими.
Потому что рано или поздно придётся тратиться, заботиться, ухаживать и помогать тому, с кем ты близок. Или не помогать. Это каждый решает сам на основании своего опыта и воспитания. И своей души.
Своих нельзя бросать, даже если ничего нельзя сделать. Все равно делаем и спасаем. И спасаем себя этим. Даже если это просто хомяк; это наш хомяк. Наш. А своих не бросают…
Вот этому учат родители, когда хомяка лечат. Старого ободранного хомяка…
Анна Кирьянова

  

___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|

_|___|___|___|___|___|___|___|___|___|__

___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|

_|___|___|___|___|___|___|___|___|___|__&emsp;  <b> Анна Валентиновна Кирьянова

</b> <i> 

Когда начались гонения и преследования,

немецкие евреи покинули Германию. Только так можно было сохранить жизнь. Не все страны пускали к себе беженцев, была такая позорная страница в истории. Хотя все отлично понимали, что речь идёт о жизни и смерти...
Но некоторым удалось спастись. Они уехали в Палестину, бросив свои дома, имущество, работу… И получилось так: высокообразованные немолодые люди, учёные, адвокаты, врачи, инженеры, писатели с мировым именем и другие вынуждены были пойти на тяжёлую работу. Рыть канавы, строить дороги и дома, убирать мусор, таскать тяжести…
Они не ныли, эти седые почти-старики. Которые достигли многого, жили достойной и благополучной жизнью, занимались умственным трудом и творчеством, пользовались уважением… И вмиг оказались на стройке или в грязной канаве, передавая друг другу кирпичи или копая землю под палящим солнцем.

===== 2
 <i> 
Но эти люди выжили. А потом снова заняли достойное их положение: открыли клиники, юридические консультации, школы, университеты, научные центры. Потом они все это смогли сделать в чужой стране, где ничего такого не было раньше.
А почему они смогли вернуть своё положение?
Потому что они, когда таскали камни или вывозили грязь, обращались друг к другу так: «господин доктор», «господин адвокат», «господин профессор». И на «вы». Они проявляли уважение друг к другу. И напоминали другим, кто они на самом деле.
Вы не землекоп, вы профессор. Это вы временно копаете землю, носите кирпичи, строите дорогу. Но вы профессор. Я вас уважаю, а вы уважайте меня, хорошо?
Конечно, хорошо! И во время несчастий или падений надо сохранять уважение к себе и к другим. И быть в группе, где общаются на «вы» и называют другого «господин профессор». И относятся соответственно, несмотря на временное падение.
Уважение и самоуважение лечат, не дают опуститься и погибнуть. Потом вы снова подниметесь. А то, что временно строите дорогу - это дорога в будущее. Кирпичи нужны для того, чтобы его построить. Хорошее будущее строят на фундаменте взаимного уважения. Это закон.
Анна Кирьянова

 ✔✔

\̵͇̿̿\ \̵͇̿̿\ \̵͇̿̿\ \̵͇̿̿\ \̵͇̿̿

Из инета.

наконец-то я нашла историю, которую мне рассказывал папа со слов самого

<i>
Чабуа АМИРЭДЖИБИ

"В свое время в одном из лагерей с нами сидела довольно большая группа немецких преступников-офицеров. Чуть позже доставили еще одного - заведующего кафедрой русского языка и литературы венского университета. Он прекрасно говорил по-русски и держался в стороне от эсэсовцев, общался больше с нами. Мы называли его Фрицем, хотя он был Фридрихом. Когда Гитлеру пришлось туго, в армию забрили стариков, в их число попал и Фридрих. Мы не спрашивали его, за что сидит, сам он никогда не говорил об этом. Будучи в другом лагере, я узнал стороной, что его освободили по амнистии семнадцатого сентября тысяча девятьсот пятьдесят пятого года. Эта амнистия была вызвана приездом Аденауэра и коснулась всех пленных немцев, не замешанных в военных преступлениях. Фриц дружил со мной, я подкармливал его чем мог, естественно, пока меня не перевели из этого лагеря, а может, нас разлучил побег - уже не помню. Одно только: на всякий случай мы обменялись адресами. Прошли годы. Я вернулся по реабилитации, учился в индустриальном институте, кажется, на последнем курсе.

===== 2
<i>
Разгалделись газеты: в Москву прибыл президент Австрии. Президент приехал и в Тбилиси. Встретили с большой помпой. Это был Фридрих!.. Его принимал Председатель Президиума Верховного Совета Грузинской ССР. Когда Председатель покончил с россказнями о нашей республике, президент Австрии попросил провести его в другой корпус, в здание Совета Министров. Разумеется, повели, сам председатель сопровождал. Вошли в вестибюль. Президент огляделся по сторонам, поднялся по лестнице на третий этаж, остановился перед одной из дверей и спросил, можно ли войти... Вошел, кивнул чиновникам, посмотрел под ноги и сказал: "Я настелил этот паркет!!.." Тут только я узнал, за что Фридрих сидел в лагерях. Он был пленным, работал на строительстве корпуса, в котором теперь признал настланный им паркет, фыркал, прохаживаясь по адресу советского строя, и оказался в лагере. Эту историю я припомнил потому, что, как выяснилось впоследствии, он спрашивал обо мне: "Такой-то человек - мой друг. Может, изыщете возможность устроить нам встречу?" Скрыли, сказали, ничего обо мне не знают!"
<i><b>
Чабуа АМИРЭДЖИБИ</b> "Гора Мборгали"глава 8
имя канцлера Австрии по понятным причинам изменено

✔✔

〰〰

<b>

Борис Чичибабин

</b><i> 

* * *
Когда я был счастливый
там, где с тобой я жил,
росли большие ивы,
и топали ежи.
Всходили в мире зори
из сердца моего,
и были мы и море —
и больше никого.
С тех пор, где берег плоский
и синий тамариск,
в душе осели блёстки
солоноватых брызг.
Дано ль душе из тела
уйти на полчаса
в ту сторону, где Бело-
сарайская коса?
От греческого солнца
в полуденном бреду
над прозою японца
там дух переведу.
Там ласточки — все гейши —
обжили — добрый знак —
при Александр Сергейче
построенный маяк.
Там я смотрю на чаек,
потом иду домой,
и никакой начальник
не властен надо мной.
И жизнь моя — как праздник
у доброго огня...
Теперь в журналах разных
печатают меня.
Все мнят во мне поэта
и видят в этом суть,
а я для роли этой
не подхожу ничуть.
Лета в меня по капле
выдавливают яд.
А там в лиманах цапли
на цыпочках стоят.
О, ветер Приазовья!
О, стихотворный зов!
Откликнулся б на зов я,
да нету парусов.
За то, что в порах кожи
песчинки золоты,
избави меня, Боже,
от лжи и суеты.
Меняю призрак славы
всех премий и корон
на том Акутагавы
и море с трёх сторон!

 ✔✔


☁ ▅▒░☼‿☼░▒▅ ☁ &emsp; <b>Дмитрий Крылов</b> - 

тележурналист, автор и ведущий телепередач «Непутёвые заметки»

<i>

Какого чёрта, мы вспоминаем Мастеров и их работы, когда они упархивают куда-то ввысь? Рома Виктюк. «Игроки» по Гоголю с Калягиным, Гафтом, Лазаревым, Кашпуром, Марковым, Ивановым, Пастуховым, Тереховой и другими прекрасными актёрами… А «Манон Леско» с Костолевским, Терехой, Збруевым? И ещё несколько работ на телевидении. А уж в театре…

С Ромой я познакомился через своих давнишних друзей - театральных художников Игоря Нежного и Тани Тулубьевой. Я был очень увлечён творчеством Виктюка, ходил на репетиции и прогоны, а Рома любил приглашать тусовку на них, потому что наше зрительское дыхание ромафанатов его вдохновляло. Он рисовался и подыгрывал нам, он кричал во МХАТе: «Народные – пошли!» И это было правда, потому что в массовке у него были народные СССР, которых он спасал от забвения в сложное десятилетие. Я видел его постановки Петрушевкой в студтеатре МГУ, где он сломал (в буквальном смысле) сценическое пространство и заставил зрителей приходить через служебный вход и за кулисье, и рассаживаться на сцене, а актёры играли в партере зрительного зала, кажется, если не путаю, это было «Чинзано».
Главным спектаклем для меня в те годы стал его постановка «Анна Каренина» в Вахтанговском. Потрясающая трагическая, нет, космическая по глубине, музыка Юрия Марковича Буцко и черная чугунная вязь литья, обрамляющая бесчисленные зеркала сцены художника Олега Шейнциса…

===== 2
<i>
Рома в какие-то моменты, которых было избыточно, кричал, на суржике (не буду имитировать, он это делал бесподобно и артистично):
- ЛЮдка, ну, шо ты мине изображаишь фуйню? Ти манюркой мысли («манюрка» у Ромы это пи@да). Она же ею сичас усё чуствует, б@я, ты же выдышь – у его (Ю.Шлыкова – Вронского) чичирка ужо стоито на тЕбя! Представь, дыва, шо ты садишся у свой «МерсЕдес»! (у Максаковой тогда был редкий по тем временам «Мерседес» от мужа-дипломата)… Ну и о тому подобные забаные приколы, которые не суит, но оттенки образа Романа Грыгорыча.
Я ходил на все репетиции, я влюбился отчаянно в Максакову и приперся на премьеру с букетом цветков, которые не осмелился вручить своей донне лично и передал их на служебном входе вахтёрше на проходной с запиской не помню о чём.
Рома был большим талантливым художником и его открытия и в телевизионном, и в театральном сценическом мире останутся востребованными и оценёнными ещё долгие годы. Вспомните, нафталины, его «Игроков» с таким созвездием, как Калягин, Марков, Гафт, Лазарев, Пастухов, Терехова… А «Манон Леско» вы помните, с Косталевским, Тереховой, Збруевым, Шифриным, Гафтом, Виторганом, Яковлевым…
Да, конечно, сумбурные воспоминания, но и герой был переменчивым. Рома был у меня в гостях, тогда на съёмной квартире в Среднем Кисловском переулке ровно напротив жопы консерватории, с какой-то очередной батерфляй, в которую он был в тот момент влюблён, им обоим было не до меня, впрочем, как и батерфляю до Ромы…
Остальные театральные экскурсы в мире гендерных перевоплощений Мастера были мне не близки, может от того, что Лудки в их не было.

===== 3
<i>
Кажется, я уже работал тогда на самом лучшем в мире телевидении, в Останкино я имею в виду. Рома по старой памяти пригласил меня на премьер… нет, вру, на технический просмотр своей дебютной кинокартины о, спокойно, не смейтесь, об одесских подпольщиках-пионэрах, шо скрывались в катакомбах, одним из руководителей коммунистического подполья был… Рома Карцев (это было до Швондера, но Роман Андреич был столь же убедителен).
Просмотр проходил на 4-м этаже телецентра, где располагались несколько небольших (на 7-9 начальственных пар глаз) просмотровых кинозалов ЦТ. В середине картины я проснулся от резкого и омерзительного всхрапа - накануне я работал двое суток подряд. Просмотровый зал озарился красным светом – его излучала моя морда. Я выскочил из зала. Прости Рома.
Да-да, вот из глупостей, несуразностей и внутреннего восхищения мастером и состоят мои воспоминания о Романе Виктюке. Ещё не смотрел ленту, но наверняка умные и добрые слова напишут о нём и Фима Шифрин, который с ним работал, и Ксюша Ларина, любившая его и другие товарищи. А мои воспоминания вот такие, непутёвые.
Он был хорошим человеком, не подлым, романтичным, эпатажно облачающемся, как Евтушенко или Саша Васильев, отчасти себе на уме, глубоко ироничным и при этом совершенно простодушным, ну, то есть именно таким, катким и должен быть актер и режиссер, а в нём это совмещалось, правда?
Хочется сказать: Подожди, Рома, ну, да, это неизбежно, но побудь ещё немного с нами, ну, хотя бы чуть-чуть, ну, подожди же: неугомонный...

▐░▒

<b>
Людмила Петрушевская о Романе Виктюке:</b>
<i>
Умер Роман Григорьевич Виктюк, великий режиссер. Царствие ему небесное.
Мой режиссер - в те лихие времена, когда мы были оба запрещены, и за Ромой ходили сотрудники КГБ под псевдонимами «Орлов» и «Попов», угрожая ему отсидкой на три года в ЛТП (лечебно-трудовом профилактории) как тунеядцу, нигде не работающему, ну и я потом тоже оказалась под судом «от двух до пяти лет».
Рома первым поставил мои «Уроки музыки» со своим самодеятельным театром в клубе МГУ напротив Кремля. Где, конечно, нас через шесть прогонов на публике запретили. С формулировкой «Эксперимент закончен»...
Но - росток пробьется и сквозь асфальт.
Роман Григорьевич пробился. И в начале пути я была его драматургом, а он -моим режиссером. Он звонил мне каждое утро в 11 часов с восклицанием: «Гениальная!». А я со сна сипела в ответ: «Мейерхоллд!»
Он поставил, кроме «Уроков музыки» ( а в его постановке «Уроки» шли по всей стране) мои пьесы «Любовь», «Лестничная клетка», «Анданте», «Квартира Коломбины», «Чинзано» и «День рождения Смирновой». Первые четыре одноактовки были об’единены в знаменитый спектакль «Квартира Коломбины» в театре «Современник», который запретили сразу же. А потом он шел почти 10 лет, и билетов было не достать.
Невозможно теперь представить, что это было. Как замирал зал, как он ахал, как смеялся. Ничего подобного до Виктюка не было (да и после).
Потом мы расстались -я какие-то вещи в его-своих постановках не могла принять- а спустя 20 лет встретились во МХАТе, и он, растроганно смеясь, протянул ко мне руки. Мы обнялись и в дальнейшем, встречаясь, разговаривали только по-польски. Я была и на его последнем юбилее (вот ищу в телефоне и не могу найти наши совместные фото).

Роман Григорьевич, простите меня. Прощайте, Мейерхоллд. Ваша -и только для Вас -Гениальная.


◚◛
<b> 
</b>  <i> 
УШЕЛ РОМАН ВИКТЮК

Ушел из искусства, покинул жизнь большой человек, мастер, режиссер, которого уважали и любили те, кого он звал к себе работать. А бездари и некоторые чиновники — ненавидели. И сколько грязи в свой адрес вытерпел Роман Григорьевич, можно было бы составить целый кондуит. Только зачем?

Украинец — он последовательно и до конца оставался верен единой Украине.
Он превращал драматургический материал в какую-то третью материю, которая давала объем, и часто никто не мог такого добиться, кроме Виктюка.

Он не считался со славой актера, если работал с ним на сцене. Если не получалось, приходил в отчаяние, если получилось, становился счастлив.

Уже даже как-то не по себе... Завершил ли Виктюк цепочку гениев, уходящих в этом году по коридору, вдоль лиц и свечей? Или ждать еще, не приведи Господи..

Прощайте, Роман Григорьевич.
И простите нас…