29 сент. 2021 г.

✔✔

 •*ᵉᵉ˪.̥⁺˚

<b>  

Константы Ильдефонс Галчиньский

</b>  <i>

Лирический разговор

— Как любишь ты меня?
И я ответил:
— Под солнцем я люблю, при лунном свете.
Люблю тебя и в шляпке я, и в шали.
В дороге на ветру — и в людном зале.
Средь тополей, и сосен, и берез.
Во сне. И если занята всерьез.
Когда еду готовишь у плиты
(и даже если нож уронишь ты).
В такси. И вообще — в любой машине.
В начале улицы, в конце и в середине.
Когда расчёской волосы разделишь.
В опасности. В кино. На карусели.
В горах. На море. В туфлях и босою.
Вчера и завтра. Днём, ночной порою.
Весной, когда с небес — потоки света.
— А летом как?
— Люблю, как душу лета.
— Что про любовь осеннюю ты скажешь?
— Люблю — коль зонтик потеряешь даже.
— Зимой, когда покрыты снегом сёла?
— Люблю тебя я, как огонь весёлый.
Я место рядом с твоим сердцем берегу.
Снег за окном. Гляди: ворóны на снегу.
/Перевод С. Шоргина/

 

( ˘ᴗ˘ )

* Афоризм – слова, пленённые мыслью.

* Поэзия - душа языка.

* Божий дар оплачивается получателем.

<b>

Юрий Лавут-Хуторянский 

Как только Иван-дурак становится царём - сказка заканчивается.
Поэзия ранит раненых.
Из одной дрянной жизни получается множество прекрасных историй.
Цель искусства - заменить собой реальность.
Сарказм - исподнее, которым размахивает потерпевший кораблекрушение.
Загон всегда в дерьме.
Реальность – мечта после эксгумации.
Пока дураки строят дороги - умные уже уехали.
Без царя в голове хотят царя во главе.
Чем больше сеют доброго и вечного, тем меньше вырастает разумного.
Огород - общенародное полезное ископаемое.
Жираф - первая попытка ДНК выйти в открытый космос.
Каждый умеет выбрать точный момент для принятия неправильного решения.
Художник имеет право поддерживать власть только с творческой целью ощутить себя дерьмом.
Варвар всегда готов предложить цивилизации захватывающую альтернативу.
Аргументы значения не имеют.
Духовная скрепа - это когда крестный отец возглавляет крестный ход.
В первый раз никакое количество в качество не переходит.
Только находясь в близких отношениях можно понять насколько вы далеки друг от друга.
Семейное счастье - это когда что бы не происходило - утром всё равно овсянка.
Среди мужчин и среди женщин продолжается разделение на мужчин и женщин.
Красота ограничивает стилистику.
Качество - это когда количество в него ещё не перешло.
Хочешь взглянуть правде в глаза – встань сначала с головы на ноги.
Чем прямее извилины, тем извилистее мысли.
Собака уверена, что это кошка - друг человека.
Главная задача госучреждений – отучить людей обращаться в госучреждения.
Не расхочешь – не получишь.
Люди думают, что люди думают.
У стоящих друг против друга левое и правое не совпадают.
Если планку подняли, это ещё не значит, что ты взял предыдущую высоту.
Сонет - старинные, но до сих пор точные, весы для развешивания ингредиентов поэтического пирога.
Те, кто летают, съедают тех, кто порхает.
О какой открытости и морали можно говорить при такой перекрученной ДНК?
Человек - часть бесконечного, окружённая со всех сторон непроходимым конечным.
Конкуренция - смертельная битва добра с добром.
Нарушая законы физики, счастье исчезает бесследно. Зато и возникает из ничего.
Время доказало: всё, что сегодня утверждает наука – это антинаучно.
Пожалеешь - пожалеешь.
Внезапность – неизменное свойство долгожданных событий.
Собаку бьют не когда убежала, а когда прибежала.
Когда женщина за рулём, мужчина заводится и впустую расходует топливо.
Чем больше упущенных возможностей, тем меньше непоправимых глупостей.
Не заболеешь – так и будешь ходить не выздоровевшим.
Чем меньше мужчины отличаются от женщин, тем больше женщины отличаются от женщин.
Крупные купюры всегда хорошо выглядят.
Те, кто любят деньги, любят тех, кто не любит деньги.
Милосердие в людях не разбирается.
Ищи половину среди целых.
В конце тоже будет слово.
Действительные члены не только в Академии Наук.
Чиновники как шпроты - один к одному, без головы и в масле.
Обезьяна, которая не трудилась, тоже стала человеком.

 ✔✔

.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨⋱⋱⋱⋰⋰⋰✿.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨

&emsp;  &emsp; &emsp; ……………... <b> День памяти </b> 

<i>

♨ Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.


♨ Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.


♨ Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость.


♨ Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.


♨ Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит, не нашли себя.

<b> Дмитрий Лихачёв </b>♨ 

 ✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───  &emsp; <b>  Именины </b>  30 сентября

Александра▪ («Защитница людей»)

▪Вера ▪ («Вера», «служение Богу»)

▪Дмитрий▪ («Посвященный богине Деметре»)

▪Зиновий▪ («Богоугодно живущий»)

▪Иван▪ («Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»)

▪Илья▪ («Сила Божья»)

▪Ирина▪ («Мир», «покой»)

▪Любовь▪ («Любимая»)

▪Мирон▪ («Благовонный», «источающий миро»)

▪Надежда▪ («Надежда»)

▪Павел▪ («Маленький»)

▪Софья▪ («Мудрость»)

✔✔Международный день перевода

 凡 方 日 广 廾 几 卪 尸 尺 干 朮 爪 父 牙

&emsp; <b>• Международный день перевода (International Translation Day)</b>

ÅℬᏰ ℭℱ   ℽ ℾ ℿ ℂ ⅅⅆ ⅇ ⅈ ⅉ ℕ ℝℙℚ ℍ   Ꮏ Ꮚ Ꮗ Ꮤ Ꮃฬ 


 «Почтовые лошади прогресса» — вот так образно Александр Сергеевич Пушкин назвал переводчиков, значение профессии которых в жизни всего человечества со времен разрушения Вавилонской башни огромно, хотя и незаметно. А ведь без переводчиков многие произведения литературы и киноискусства, достижения науки и техники были бы недоступны, люди из разных стран не смогли бы общаться между собой...

ᚕ ᚖ ᚠ ᚡ ᚢ ᚣ

<i> 

  • «В переводе я передаю не слово в слово, а мысль в мысль». 
  • (Иероним, богослов, переводчик Библии)
  • «Перевод - это автопортрет переводчика».
  •  (Корней Чуковский)
  • «Переводы как женщины: если верны, то некрасивы, а если красивы, то неверны». (Сафир Мориц-Готлиб)
  • «Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник». 
  • (В.А. Жуковский)
  • «Люди, которые знают слишком много языков, редко имеют что сказать на любом из них». (Питер Устинов)
  • «У римлян ни за что не хватило бы времени на завоевание мира, если бы им пришлось сперва изучать латынь». 
  • (Генрих Гейне)
  • «Дух языка отчетливее всего выражается в непереводимых словах». 
  • (Мария Эбнер-Эшенбах)



 ✔✔

^v^..^v^…..^v^..

…….^v^….^v^..

…^v^.

&ensp; <b>  Всемирный день моря (World Maritime Day) </b>

Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 30 сентября

......................./|

..................../. .|A

.................../^^|^A

.............__/___|__A_

=-= = -_\...................../._ -=

--.._= -_= -_= _-=- -_= _=-

 

По данным ООН за последний век морские ресурсы понесли ощутимый ущерб от деятельности людей. Некоторые виды рыб, такие как тунец, марлин и треска были выловлены на 90%. Ежегодно в мировой океан выливается около 21 миллиона бареллей нефти. Из-за сброса синтетических отходов в год гибнут миллион морских птиц и 100 тысяч морских млекопитающих. За последние 100 лет глобальное потепление стало причиной поднятия уровня воды в крупных водоемах планеты до 25 сантиметров.

--.._= -_= -_= _-=- -_= _=-

 <i>

Море и небо — два символа бесконечности.

Джузеппе Мадзини</i>

<i> 

 Море — это вечное движение и любовь, вечная жизнь.

Жюль Верн</i>

<i> 

Когда долго смотришь на море, начинаешь скучать по людям, а когда долго смотришь на людей – по морю.

Харуки Мураками</i>

<i> 

Когда так много позади всего,
в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд,
высадись у моря.

Иосиф Бродский</i>
 

 ✔✔

ܓܟܢ

<i><b>  

Булат Окуджава

</b>  

Опустите, пожалуйста, синие шторы

Медсестра, всяких снадобий мне не готовь
Вот стоят у постели моей кредиторы
Молчаливые Вера, Надежда, Любовь

Раскошелиться б сыну недолгого века
Да пусты кошельки упадают с руки
Не грусти, не печалуйся, о моя Вера
Остаются еще у тебя должники!

И еще я скажу и бессильно и нежно
Две руки виновато губами ловя
Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда
Есть еще на земле у тебя сыновья!

Протяну я Любови ладони пустые
Покаянный услышу я голос ее
Не грусти, не печалуйся, память не стынет
Я себя раздарила во имя твое

Но какие бы руки тебя ни ласкали
Как бы пламень тебя ни сжигал неземной
В троекратном размере болтливость людская
За тебя расплатилась, ты чист предо мной

Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных
Белым флагом струится на пол простыня
Три сестры, три жены, три судьи милосердных
Открывают последний кредит для меня

Три судьи, три жены, три сестры милосердных
Открывают бессрочный кредит для меня

✔✔

║██║ O   

<b> 

29 сентября исполнилось пять раз по семнадцать лет великой Алле Демидовой. Поздравляя именинницу, вспоминаю наш разговор на "Киношоке":
<b> <i>
«Счастье – это когда отпускает боль»
</i></b> <i>
- Алла Сергеевна, я впервые увидел вас в роли эсерки Марии Спиридоновой в «Шестом июля», и поразился той дерзости, с которой она психологически переиграла Ленина, а вы – исполнителя его роли Юрия Каюрова. Как это вы так разошлись?
</i>
- Откровенно говоря, мне переиграть Каюрова, а Спиридоновой – Ленина было не так уж трудно. Большевики подавили эсеров силой, а не правотой. А «разошлись» тогда мы все – и оператор Михаил Суслов, и художник Борис Бланк, и режиссер Юлий Карасик, и актеры, которые исполняли роли эсеров. Искали интеллигентные лица, которых в актерской среде тогда было мало - собирали по театрам с бору по сосенке. Лично я к тому времени уже имела представление и о марксизме и об однопартийной системе, и мне хотелось все обострить, так что я попросту переписала написанную Шатровым речь Спиридоновой.

А компанию актеров характеризует случай, когда снимали сцену заседания ЦК эсеров. Карасик, которого вывели из себя пререкания с исполнителями, вдруг грохнул стулом об пол, выкрикнул: «Я ухожу из павильона!» и направился к выходу. Кто-то из спорщиков тут же крикнул ему вслед: «И я ухожу из павильона!». За ним другой, третий, четвертый, и напряжение было снято. Вообще, актеры, занятые в ролях эсеров, были с юмором и играли без того пафоса, с которым Лановой играл Дзержинского.

----- 2
<i>
- К неортодоксальному представлению о коммунизме вы пришли в результате пересмотра советских взглядов?
</i>
- Нет, у меня не было никакой переоценки ценностей. Я не была диссиденткой, но внутренне всегда отстранялась от власти. Может, потому, что моя бабка была из старообрядцев. Я хорошо помню, что в день похорон Сталина, когда Москва в буквальном смысле гудела заводскими и фабричными гудками, а люди рыдали и бились в коллективной истерике, мы с подругой спокойно пошли в баню с шайками подмышками с одной стороны и с чистым бельем в другой.
<i>
- А что вас заставило учить марксистскую политэкономию?
</i>
- Когда я не поступила в театральный институт, то хотела пойти на философский факультет, но испугалась и пошла на политэкономию. Попала, кстати, на «лицейский» курс, из которого несколько человек стали академиками. Училась в одной группе с Гавриилом Поповым, который, на экзамене руками показывал мне, как развивается колхозная собственность.
<i>
- Руками?!
</i>
- Ну да, держал ладони на разной высоте, а потом поднимал одну до другой.
<i>
- И что это значило?
</i>
- Что колхозная собственность, развиваясь, поднимается до общегосударственной. Я в этом совсем не разбиралась, и однажды знаменитый в МГУ профессор Копыл, увидевший, что в сельском хозяйстве я полный ноль, спросил: «Девочка, а сколько яиц курица несет в день?». Я мгновенно ответила: «Десять», по его реакции поняла, что сморозила глупость, и поправилась: «То есть, два. Одно утром, другое вечером». Этот анекдотический ответ попал в университетскую многотиражку. Но вот про смену формаций, когда от человека мало что зависит, а все решают сверчеловеческие энергии – тогда не знали слова «пассионарность» - это у меня в голове отложилось.

----- 3
<i>
- Идти в баню вместо того, чтобы идти на похороны Сталина – это знаковое воспоминание. У меня таким является ужас, который я пережил в два годика, увидев в саду Смольного огромные черные головы основоположников марксизма. Еще что-нибудь столь же существенное не припомните?
</i>
- Помню, как мы играли в детские игры на набережной возле «Балчуга», где тогда селили военных. Я была слабенькой, да еще с наследственным туберкулезом, но мне очень хотелось быть первой. Несоразмерность этого притязания и моих физических данных настолько раздражала других детей, что однажды они схватили меня и стали держать над рекой, грозя бросить вниз. Я вернулась домой в истерике и с тех пор возненавидела коллектив. Так и живу волком-одиночкой.

А еще помню, что дорога в школу вела мимо сапожной мастерской. Мне очень нравился исходящий из нее запах свежевыделанной кожи и ваксы, и я подолгу стояла и принюхивалась, испытывая кайф - видимо, родственный тому, который ловят подростки, нюхающие клей. Как-то сапожник-инвалид меня заметил и спросил, кто мои родители. Я рассказала и получила три рубля – как я думаю, за искренность. Это был мой первый гонорар.
<i>
- Над рекой – это был самый страшный момент в вашей жизни или выпадали мгновения пострашнее?
</i>
- Наверно, самый, если не считать внутреннего страха во время сильных болезней. Это не столько страх смерти, сколько страх ухода в неизвестность. Кроме того, долгое время я боялась привидений, точнее, галлюцинаций. Наверно, от гипертрофированной фантазии. Очень важное для актера качество, позволяющее представить себя в предлагаемых обстоятельствах. Когда я веду за границей мастер-классы, всегда начинаю с развития воображения.

----- 4
<i>
- Как вы это делаете?
</i>
- Представьте себе, что вы дома, и там очень жарко. Представили? А теперь представьте, что дома очень холодно. Или что у вас болит голова, а вы никак не можете найти таблетку анальгина. Вообразите, что летите над Москвой. И так далее. Это очень важно, потому что когда вы осваиваете роль, то должны представлять себе, что ест ваша героиня, какую музыку любит и как говорит с тем или иным человеком.
<i>
- В каких ролях вам особенно пригодилось воображение?
</i>
- Например, в роли Раневской из «Вишневого сада». Все играли ее как Книппер-Чехова, эдакой дамой в корсете. А я схватилась за слова ее дочери, что мама в Париже живет на пятом этаже, и вообразила нечто другое. Я хорошо знаю крутые парижские лестницы – в корсете по ним не поднимешься. И еще один вопрос – от кого она получает телеграммы из Парижа? Если от какого-то клерка или альфонса, это одно. А если от молодого Пикассо?
<i>
- У Пикассо и Дали действительно были русские возлюбленные.
</i>
- В том-то и дело. Французские художники женились на русских дворянках, которые формировали своих мужей и таким образом самореализовывались. Нечто подобное мы придумали с Конрадом Вольфом, когда он собирался снимать меня в роли герцогини Альбы в картине о Гойе. Ведь Гойя стал тем Гойей, которого мы знаем, после жизни с Альбой. Был придворным портретистом, а стал автором «Капричос», которые позволили ему занять особое место в европейской живописи. Но мне не разрешили сниматься у Вольфа, потому что после роли Спиридоновой я попала в список «невыездных». Он взял другую актрису, с вот такой грудью, а меня попросил ее озвучить, после чего я зареклась выносить золотые горшки за бездарностями...

Продолжение следует

----- 5
<i>
- Вы сказали, что в советской актерской среде было мало интеллигентных лиц. В самом деле, на положительные роли требовались рабоче-крестьянские физиономии, а интеллигенты нужны были в основном на роли троцкистов, вредителей и прочих врагов народа. А помните фильм, в котором интеллигенты в большом количестве впервые стали положительными?
</i>
- Конечно. «Девять дней одного года». Я ведь снималась там в массовке, и Ромм, видя мою увлеченность, вытащил меня на первый план. Потом, когда я познакомилась с Баталовым и Смоктуновским, то поняла, что роли физиков не складывались из черт их бытового облика. Вернее, у Баталова складывались, потому что он и в жизни интеллигентный человек. А Смоктуновский был другого типа. И Евстигнеев тоже. Это не значит, что он были плебеи или дураки, отнюдь. Смоктуновский, правда, валял дурака, но это была маска защиты от дураков и дурацкой власти.
<i>
- Вы были очень дружны?
</i>
- Насколько младшая может быть дружна со старшим. У нас были дачи в одном товариществе на Икше, он часто заходил ко мне в гости и много рассказывал – о своем детстве, о Норильске… Я его как-то спросила: «Иннокентий Михайлович, а вы что, считаете себя гением?» - «Конечно, я - гений» - «Но как же вы можете про себя так говорить?! Это же нескромно!» - «Алла, а вы можете назвать мне другого актера, у которого за плечами князь Мышкин, царь Федор Иоаннович, Иванов, дядя Ваня, Иудушка Головлев, принц Гамлет и Порфирий Петрович?!».

----- 6

Когда я написала книжку, в которую включила этот пассаж, то прочла ему его слова о собственной гениальности. Он говорит: «Алла, что же это вы меня выводите самовлюбленным дураком?!». На что его умная жена Суламифь Михайловна сказала:

«Совсем ты не дурак, это просто живая речь!». Думаю, что она, будучи еврейкой, играла в его жизни ту же роль, что русские жены для европейских художников.
<i>
- Актерам вообще нужны умные жены?
</i>
- Прежде всего, актеру просто нужна жена. Иначе и быт заест, и холостая жизнь с ее понятными последствиями до добра не доведет. Но умную жену иметь лучше – хотя бы для того, чтобы слышать о себе правду. Художественная среда очень комплиментарна – ведь льстить и хвалить легче, чем критиковать.

На моих глазах гибли захваленные актеры, возомнившие себя гениями. Им никто не говорил правду, а если говорил, они не слышали, а если слышали, то раздражались. В театре на Таганке, где я проработала 30 лет, только двум людям можно было делать замечания – Высоцкому и Золотухину. И никому больше.
<i>
- А вам?
</i>
- Я любила, когда мне говорили нелицеприятные вещи, и терпеть не могла театральной комплиментарной пошлости.
<i>
- И вы никогда не считали себя гениальной?
</i>
- Нет. Я к себе отношусь критично. Правда, был такой период, когда я считала, что играю плохо, но остальные – еще хуже. А потом я перестала всерьез относиться к актерской профессии. Когда-то относилась всерьез, даже плакала, когда не находила себя в списках распределения ролей. Сейчас смешно об этом вспоминать.

----- 7

<i>
- Почему все это с вами произошло?
</i>
- После того, как я сыграла Электру, Федру и Медею, все остальное стало пресным. Детский сад какой-то. Теодорос Терзопулос, который поставил со мной несколько спектаклей, в том числе «Медею» -уникальный человек, он даже родился в той деревне, где родился Эврипид. Я от него многое узнала. Видела над речкой развалины патио со скамейками, где сидели философы, а в сиденьях – большие круглые дыры. Понимаете, для чего?
<i>
- Догадываюсь по вашей выразительной интонации.
</i>
- Да. И все это сваливалось прямо в воду. Они рассуждали о мироздании и тут же справляли нужду. Это другие представления о мире и другая эстетика. К ней нельзя подходить с ключом психологического театра, особенно нашего. Мы ведь играем в треугольнике «я – партнер - зритель». А там спектакли начинались на восходе и игрались до заката, когда вместе с солнцем умирали и герои. Зрители приходили, уходили, ели, пили, занимались любовью. Конечно, в этих условиях актеры просто не могли играть в треугольнике. Они играли по принципу «Я и Бог», отстраняясь от зрительного зала.
<i>
- С большим холодом?
</i>
- Не совсем так, потому что древнегреческая трагедия требует значительных энергетических затрат. Если играть психологически, просто заболеешь. На Таганке у Любимова со мной такое случалось – от спектакля обострялись все болезни. А когда я, больная, играла у Терзопулоса, у меня, наоборот, проходили боли, и я испытывала счастье. Ведь счастье – это когда проходит боль.

----- 8
<i>
- Вчера, посмотрев грузинский фильм со смертельным концом, вы мне сказали, что актеру опасно играть смерть. Но все ваши трагические героини гибли…
</i>
- Кино – не театр. В античном театре меня спасает дистанция между мной и героиней. В кино такой дистанции нет, это-то и опасно.
<i>
- По-моему, боязнь играть смерть - это суеверие.
</i>
- Нет. Все это связано с теми энергиями, которые мы вызываем. А они материальны. Я их физически чувствовала, когда играла с Высоцким в последний год его жизни. Мы были очень откровенны друг с другом. Я одна в театре знала о его наркотической зависимости и понимала, что наркотики позволяли ему добиться такого выплеска психической энергии, что его можно было потрогать. Стоя перед ним на сцене, я физически ощущала ее направленный поток. И понимала, чем это для него кончится.
<i>
- И ничего не могли сделать?
</i>
- Нет. А вы могли бы удержать падающий самолет?! Никто бы не смог. Он сам понимал, что разобьется, но его влекло нечто более сильное, чем он сам.
<i>
- Хоть вы и одинокий волк, Высоцкий был в числе ваших любимых партнеров?
</i>
- Смотря в каком состоянии он находился. Скажем, после запоев у него возникало гипертрофированное чувство вины, и он изумительно подстраивался под партнера.

Иногда было очень хорошо играть с Золотухиным, но иначе, чем с Высоцким. В Золотухине после запоев пробуждалась злость, и это очень действовало. И в нем было желание карабкаться по гладкой стене, ища то, сам не знаю что. А я это очень ценю, потому что актеру нет ничего проще, чем остановиться и всю оставшуюся жизнь прожить на старых клише.

----- 9

И, конечно, замечательно было работать со Смоктуновским. У него была фантастическая органика и феноменальное чутье на фальшь. Кроме того, мы постоянно пикировались. На «Детях солнца» он мне говорил: «Что это у вас, Алла, такая таганская скороговорка? Вы же все-таки даму начала века играете, а не какую-нибудь там современную девицу!». На что я ему отвечала: «А вы что из себя купчину островского строите? Ваш герой все-таки интеллигентный человек, а не жлоб какой-то!». И так далее.

Когда я в последний раз встретила его на Икше, он был без зубов – собирался вставлять новые. И улыбнулся мне беззубым ртом. Я сказала: «Наконец-то у вас, Иннокентий Михайлович, появилась индивидуальность!». Он захохотал.
<i>
- Помню, как я смеялся, когда вы рассказывали, как впервые выехали за границу. Не расскажете еще раз, чтобы и наши читатели улыбнулись?
</i>
- Для фильма «Ты и я» нужно было снять сцену на заграничном хоккейном матче нашей сборной, и нас с Ларисой Шепитько и оператором выпустили. В сопровождении гримера, который нам был ни к чему, но был нужен соответствующим органам. В самолете я сидела с Игорем Ильинским, который летел туда же как страстный болельщик, а как актер готовился сыграть Льва Толстого и пересмотрел множество портретов, на которых Лев Николаевич выглядел мощным старцем. А потом кто-то из визитеров Ясной Поляны рассказал Ильинскому, как впервые увидел Толстого: «Вдруг из-за угла вышел маленький сухой старичочек, потирая руки». И Ильинский тут же показал нам, как именно он вышел.

----- 10

А в Женеве нас поселили в роскошную, как мне тогда казалось, гостиницу «Монтана» с цветами в холле и с дубовыми скрипучими лестницами. Нам с Шепитько заказали одну комнату на двоих. Старая мебель, одна кровать, но очень большая. Королевского размера, как иногда пишут. Я говорю: «Ну, Ларис, на ней мы как-нибудь разойдемся…». И еще стоит биде, а прочие удобства в коридоре. Вечером я вышла в город поужинать, а уставшая Лариса осталась.

Поскольку в городе на меня нападает топографический кретинизм, решила идти, поворачивая только направо, а потом вернуться, поворачивая только налево. Иду, а вдоль нашей улицы стоят рыжие женщины в блестящих красных юбках. Я думаю: «Интересная у них тут мода!» и топаю дальше, посматривая на витрины. У меня были с собой какие-то деньги, но насколько много, я не знала, понимала, так как понятия не имела о ценах.

----- 11

Первое кафе я пропустила потому, что там сидели одни мужчины и играли в карты. Вторым попался ресторан, с виду такой шикарный, что я решила, что мне не хватит денег. Хотя, может, он был такой же шикарный, как наш отель. И, наконец вижу сквозь стекло двух пьющих коктейли женщин. Больше никого нет. Захожу. Обстановка напоминает ленинградское кафе «Норд» - деревянные столы, стулья и какие-то и низенькие лавочки вокруг. Сажусь на первое попавшееся место. Подходит официант с меню. Что в меню, и что он говорит, не понимаю, но по цифрам вижу, что денег хватает, и просто тыкаю пальцем в начало, середину и конец списка блюд в надежде, что мне подадут закуску, основное блюдо и десерт. Официант приносит много-много мисочек с едой, но не приносит ни ложки, ни вилки.

Я попыталась знаками объяснить ему, что мне нужны столовые приборы, но он как-то странно посмотрел на меня и ушел. Я подумала, что попала в филиппинский ресторан, где пищу берут руками. Съедаю принесенные блюда, расплачиваюсь с официантом, который по-прежнему странно на меня смотрит, решаю привести сюда Ларису, поднимаюсь, чтобы выйти и пойти налево, налево и еще раз налево, и только тут замечаю, что возле женщин на лавочках стоят такие же мисочки, что принесли мне, а из них едят маленькие собачки. Выхожу на улицу, поднимаю глаза и на вывеске над входом вижу четвероногую фигуру. Так я сыграла собаку.