15 мая 2019 г.

✎✎✎

– Христу повезло. Он умер до заката. Страдал, однако, он очень. Он изверился во всем, метался и бредил: «Боже мой, Боже мой, для чего ты оставил меня?» И еще: «Пить». Тогда кто-то из стоявших обмакнул губку в глиняный горшок, надел ее на стебель степной травы, обтер ему губы. В горшке была, очевидно, обыкновенная римская поска – смесь воды, уксуса и яиц: ее в походах солдаты пили. Тогда, вероятно, сознания у него уже не было. Один из воинов проткнул ему грудь копьем. Потекла кровь и вода – это была лимфа из предсердия. Так бывает при разрыве сердца, а в особенности в зной при солнечном ударе. Вот так умер Христос. Или, вернее, так народилось христианство.

<b>
 – Юрий Домбровский

✎✎✎

— Вы хвалились, — сказал тихо Войцик, — построить новую жизнь, а что у вас было в руках, кроме смерти? Но ведь смертью-то, смертью жизнь не построишь? Неужели вы все так глупы, что не поняли даже этого? Смерть, страх, ненависть — ведь всё это величины отрицающие, негативные. Они хороши для разрушения, а не для стройки. Чтобы строить жизнь, самую убогую, нужно прежде всего любить её, а вы ведь её только боитесь.

<b>
 – Юрий Домбровский
((●●))
<i>  
Воспитание. "Жуйте, как следует", - говорит отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, все же вышли несчастные, бездарные люди. 
<b
А.П.Чехов (Из записных книжек)
ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ
ВЕЧНОЕ

Список Шиндлеров
1. <u>Альберт Геринг </u>1895–1966 гг.
Младший брат рейхсминистра и верховного главнокомандующего военно-воздушных сил Третьего рейха Германа Геринга , спас от концлагеря жену композитора Франца Легара и вытащил бывшего австрийского эрцгерцога Иосифа Фердинанда из Дахау.
Когда в конце войны нацисты стали в срочном порядке уничтожать узников лагерей, Геринг, к тому моменту живший в Праге и активно сотрудничавший с местным Сопротивлением, собрал небольшой кортеж грузовиков и без объявления поехал в располагавшийся в 60 км концлагерь Терезиенштадт — там он назвал свою фамилию и, сказав, что ему нужна рабочая сила для завода, заполнил грузовики заключенными. Охранники и начальник лагеря безропотно выпустили столько людей, сколько влезло в машины. Отъехав подальше, Альберт всех выпустил. За время войны Альберт Геринг спас сотни людей
В 1947 году он был арестован союзниками и около двух лет просидел в тюрьме, пытаясь доказать, что не поддерживал нацистский режим. Освободить его помог племянник того самого Легара, но, несмотря на полное оправдание, некогда спасавшая его фамилия сделала его изгоем — в 1966 году он умер в одиночестве и нищете.
2. Фрэнк Фоли 1884–1958 гг.
Спас 10 тысяч человек.
Агент МИ-6, паспортист в посольстве Великобритании в Берлине, втайне от своих боссов — и из МИ-6, и из МИДа — выдавал еврейским семьям визы в Палестину и Великобританию.
3. <u> Перласка </u>1910–1992 гг.
Спас 5200 человек.
Итальянский бизнесмен, после отзыва из Венгрии испанской дипмиссии выдавал себя за испанского консула и прятал в принадлежащих дип. миссии домах еврейские семьи, выдавая их за граждан Испании.

------------------------- 2

4.<u> Аристидес де Соза Мендес </u>1885–1954 гг.
Спас 30 тысяч человек.
Генеральный консул Португалии в Бордо, выдавал беженцам португальские визы, несмотря на официальный запрет своего правительства.
5. <u>Георг Мандель, </u>1901—1992 гг.
Уроженец Трансильвании, был директором крупного румынского банка. Сменив имя на Жорж Мантелло, благодаря другу, в 1939 г. стал консулом Сальвадора. Он выдавал европейским евреям сальвадорское гражданство. Лица, получившие эту бумагу, формально оказывались под юрисдикцией Сальвадора и дипломатической защитой Швейцарии. Своих родителей, живших в Венгрии, увы он спасти не успел - отправленные бумаги опоздали на несколько дней: поезд уже увез отца и мать Жоржа в Освенцим.
Спас 40 тысяч европейских евреев.
в 2000 г. историк Дэвид Кранцлер написал о Мантелло книгу «Человек, остановивший поезда в Освенцим»
6.<u> Корри тен Боом </u>1892–1983 гг.
Спасла 800 человек
Первая женщина-часовщик в Голландии, построила у себя в доме потайную комнату, в которой прятала агентов Сопротивления и евреев, за что была отправлена в концлагерь Равенсбрюк, но выжила. Спасла около 800 человек.

-------------3
7.<u> Максимилиан Кольбе </u>1894–1941 гг.
Спас 2 тысячи человек.
Польский католический священник, прятал в своем монастыре евреев, а также основал подпольное радио, в передачах которого рассказывал о нацистских зверствах, погиб в Освенциме.
8. <u> Грюнингер </u>1891-1972 гг.
Швейцарец, командир полиции в кантоне Санкт-Галлен в Швейцарии
Подделывая документы, давал возможность евреям перейти границу
Спас около 4000 человек
Был судим за подделку документов, лишился пенсии, не мог найти работу. Умер в нищете. За год до смерти внесен Яд - Вашем в Список Праведников
9.<u> Хедвиг Поршюц </u>1900-1977 гг.
Немка, секретарша, позже проститутка
Спасла больше 500 человек
Умерла в забвении и нищете.
В 2012 года Яд-Вашем внес имя Поршюц в список Праведников

В 2005 г. известнейший историк европейского еврейства 20 века и автор книг о праведниках Арно Люстигер в своей речи в Бундестаге обрушился с резкой критикой за невнимание к немцам-праведникам. Он назвал зафиксированное к тому моменту число праведников в 495 чел. слишком малым, сказав, что "в одном только Берлине тысячи немцев помогали еврейским согражданам". В своей речи он вспомнил и о проститутке Хедвиг Поршюц, которую назвал "святой Хедвиг". Он определил отношение к ней как "величайшую несправедливость".

●▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬۩۞۩▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬●
<b>
"Автора поймали!"
</b>
86 лет назад, в 1933 году, во время съемок кинокомедии “Веселые ребята” был арестован сценарист фильма, поэт и драматург Николай Эрдман. Пройдя трехлетнюю сибирскую ссылку, он вернулся к работе в кино, но его блестящая театральная карьера была загублена.

До своего ареста Николай Эрдман, автор блестящих сатирических комедий "Мандат" и "Самоуйбийца", был очень жизнерадостным человеком. Он даже о смерти думал как бы шутя, и однажды, в начале тридцатых годов, составил список друзей и знакомых, которые придут на его похороны. После триумфального успеха "Мандата" в постановке Мейерхольда Эрдман стал театральной звездой, поэтому список "гостей" у него получился длинным. Тогда драматург составил новый список тех, кто придет с ним проститься, если в день похорон будет плохая погода.

В 1933 году Эрдмана арестовали за сочинение басен антисоветского содержания. Вместе с ним взяли его соавтора, Владимира Масса. Дело баснописцев вел профессиональный "литературовед" с Лубянки, Николай Шиваров, специализировавшийся на писателях – он посадил Мандельштама, уничтожил Нарбута и Пильняка. Перебирая бумаги, изъятые у Эрдмана в ходе обыска, Шиваров заинтересовался двумя перечнями фамилий известных деятелей культуры и искусства. Эрдман тщетно пытался объяснить, что это вовсе не члены конспиративной организации, но следователь ему не поверил и начал вызывать упомянутых в списке на допрос. С особым пристрастием допрашивали тех, кто оказался в обоих "похоронных" списках Эрдмана.

------------- 2

История послужила драматургу уроком. С тех пор он перестал сохранять черновики и письма. Особенно в период сибирской ссылки, с 1933 года по 1937-й, которые Эрдман провел в Енисейске и Томске. Десятилетия спустя его биографы обнаруживают случайно сохранившиеся обрывки информации. Например, только в конце XX века стало известно, что Эрдман целый год, с 1935-го по 1936-й, работал завлитом Томского драматического театра. Сам он никому не рассказывал об этом эпизоде своей жизни.

Басни, которые послужили причиной ареста и ссылки Николая Эрдмана и Владимира Масса, широко известны. Самая короткая и часто цитируемая – про Эзопа и ГПУ:
<i>
Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И взяло старика за жопу.
А вывод ясен:
Не надо басен!
Или вот еще про поэта:
Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: "Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?"
Златые дни ответствовали так:
– Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!
Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.
</i>
Эти произведения, написанные "для своих", исполнялись на театральных капустниках и вечеринках. Об их публикации авторы даже не мечтали, отлично зная строгость советской цензуры.
<i>
"В настоящее время… то, что может подумать живой, может высказать только мертвый" </i>– такую реплику произносит один из героев "Самоубийцы".

Написанная в 1928 году, эта пьеса не получила одобрения Главреперткома и не увидела сцены, несмотря на все усилия Мейерхольда и Станиславского. Последний даже писал Сталину, умоляя разрешить постановку "произведения близкого к гениальности", но получил ответ, что "Самоубийца" – комедия пустоватая и вредная".

----------------- 3

Тем не менее, до начала тридцатых годов устное творчество и самиздат оставались как бы вне поля зрения карательных органов. Даже классово чуждые авторы, вроде Николая Клюева, могли устраивать поэтические "квартирники", и ничего им за это не было. Ситуация изменилась после 1931 года.

 В Ленинграде арестовали Хармса и Введенского, в Москве – Клюева и Мандельштама. Все они отправились в ссылку за то, что читали друзьям и знакомым свои неопубликованные стихи. Дело Эрдмана и Масса в череде арестов писателей того времени выделялось некоторыми театральными обстоятельствами. Баснописцев невольно "сдал" актер МХАТа Василий Качалов.

– Он, говорят, очень мучился, почти год ходил с покаянным видом из-за того, что на банкете после правительственного концерта, выпив и потеряв бдительность, начал читать басни Эрдмана и Масса. Качалов хотел повеселить членов правительства, среди которых находился Ворошилов, а когда почувствовал, что зал холодеет, – было уже поздно. Вскоре авторов взяли прямо на съемочной площадке картины "Веселые ребята", – рассказывает филолог Валентина Головчинер, профессор Томского педагогического университета и театральный критик, собравшая большую коллекцию материалов о Николае Эрдмане.

В этой коллекции беззаботные фотографии из Гагры, где баснописцы в окружении кинозвезд работали над сценарием легендарной картины.

Письмо Эрдмана – образец его знаменитой каллиграфии. <i> "За этот почерк меня обожали все машинистки, которым довелось перепечатывать мои рукописи",</i> – писал он своей жене, московской красавице, балерине Наталье Чидсон.


Есть и другие письма – актрисе МХАТа Ангелине Степановой, роман с которой у Эрдмана начался еще до ареста, а продолжился в ссылке, куда Степанова приехала к своему любовнику, не испугавшись сибирских расстояний и столичных сплетен.

------------ 4


– В то время МХАТ курировал член ЦК Авель Енукидзе, который вызвал Степанову на ковер и просил прекратить "эти отношения", чтобы не подвергать себя опасности. Он спросил: "Что вами движет?" Степанова ответила: "Любовь". Это произвело на Енукидзе такое впечатление, что он распорядился предоставить ей бесплатный проезд в Енисейск, где она провела с Эрдманом десять дней, – рассказывает Валентина Головчинер.

По тем временам и дорогам, добровольное путешествие актрисы в Енисейск, расположенный в 400 километрах к северу от Транссибирской магистрали, можно считать настоящим подвигом во имя любви. Даже если оно совершалось при поддержке чиновника из ЦК.

Благодаря переписке Степановой и Эрдмана мы знаем, что в первый год жизни на берегах Енисея опальный драматург планировал написать пьесу о золотодобытчиках.

– Он писал, что с наступлением весны местные жители отправляются в тайгу мыть золото. Эта экзотическая тема заинтересовала Эрдмана. "Собираюсь писать про золото, – сообщает он Степановой в одном из писем. – Для этого мне нужны те, кто моют его, такие есть. И водка, но её нет. Навигация на Енисее еще не началась", – цитирует письмо Эрдмана Валентина Головчинер.

– Водка ему нужна была для вдохновения или чтобы развязывать языки собеседников?

– В письме Эрдман называет ее "амброзия". Он любил такие неожиданные выражения – "амброзию с материка еще не привезли". Но понятно, какого рода амброзию он собирался пить с этими людьми. Однако, никаких следов пьесы "Золото" не сохранилось. В сибирских письмах все чаще мелькают упоминания о "Гипнотизере", комедии, над которой Эрдман начал работать в Енисейске и продолжал работу в Томске.


------------- 5

Благодаря нескольким уцелевшим в архиве Эрдмана черновикам можно попытаться восстановить замысел "Гипнотизера". Заведующий провинциальный клубом собирает своих подчиненных и произносит гоголевскую фразу: "Я пригласил вас, товарищи, с тем чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам приехал гипнотизер". Выясняется, что из Москвы дано распоряжение оказать "товарищу артисту" поддержку. Подчиненные спрашивают: "Кого он будет гипнотизировать?" – "Желающих", – отвечает завклубом. "А где же он таких дураков найдет?" – "Приказано их выделить из своей среды". Далее следует искрометный диалог работников культуры. Гипнотизера надо встречать с оркестром, но оркестр в этот день играет на похоронах. "Успеют еще наиграться на кладбище!" – бросает реплику завклуба. И так далее, в фирменном эрдмановском духе. Видимо, кульминацией пьесы должно было стать выступление артиста, во время которого загипнотизированный партийный деятель рассказывает со сцены "всю правду".

– Вам не кажется, что эта идея напоминает булгаковский "сеанс черной магии с последующим разоблачением? И к тому же свита Воланда в "Мастере и Маргарите" неоднократно называется "шайкой гипнотизеров".

– В то время был очень популярен Вольф Мессинг, артист-менталист, выступавший с так называемыми "опытами по чтению мыслей". Своего рода модное веяние. Неудивительно, что этот образ использовали писатели тридцатых годов. Когда Эрдман освободился, он читал отрывки из пьесы в доме Булгаковых. А пока он был в ссылке, Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна передавали Эрдману приветы через Ангелину Степанову, которая играла в булгаковском "Мольере".

------------- 6

 Она, кстати, в своих письмах Эрдману неодобрительно отзывалась об этой постановке – слабый текст, нечего играть. Она считала Николая Робертовича гением номер один в советском театре.

– И этот гений устраивается завлитом в захолустный драматический театр города Томска.

– Но даже это для него было счастьем после Енисейска. В томском театре он получал очень низкую зарплату – 400 рублей, вдвое меньше, чем у начинающего актера второй категории. Притом что он выполнил очень ответственную работу – написал инсценировку романа "Мать". На афише, конечно, не было фамилии Эрдмана. Автором инсценировки значился муж главного режиссера, Лины Самборской. И премия за эту работу Эрдману досталась очень скромная, артисты получили деньги или отрезы на платья, а завлиту дали бутылку шампанского. И все равно он был доволен, в письмах матери он рассказывает, что томский театр – не хуже московских, а репертуар тот же самый, что идет в Москве. Я думаю, переезд Эрдмана в Томск – это заслуга Степановой, результат ее хлопот, – говорит Валентина Головчинер.

В Томске Эрдман снимает комнату на первом этаже деревянного дома, расположенного в пяти минутах ходьбы от главной улицы, на которой стоял театр. Родным и друзьям он сообщает, что разница между енисейской и томской жизнью – поразительная. В Томске у него есть не только работа по специальности, но еще – что очень важно для Сибири – уборная прямо в доме, под крышей. Ему больше не надо бегать "на двор" в сорокаградусный мороз.

– В середине тридцатых годов двое ссыльных, почти одновременно, отправляются из Москвы в Енисейск, а затем переезжают в Томск. Я имею в виду Николая Эрдмана и философа Густава Шпета. Но мы знаем, что судьба Шпета сложилась трагически – в Томске его расстреляли. Как вы думаете, что спасло от подобного финала Эрдмана?




------------- 7


– Мне кажется, в годы Большого террора в первую очередь уничтожали тех, кто ломался. Особенно это относится к художникам. Те, кто начинали славословить вождя, – погибали. Мандельштам, вернувшись из воронежской ссылки, написал оду Сталину. И всё! Почти сразу последовал арест. А Булгаков? Он написал "Батум". Мхатовцы так радовались, что будут играть в этой ужасной пьесе. Но Сталин дал понять, что ему этого не нужно, и тогда у Булгакова произошел нервный срыв, окончательно разрушивший его здоровье. Эрдман, в отличие от многих, не сломался и ничего не написал о Сталине. Более того, он продолжал сочинять комедии. И все это было, как говорят мои студенты, по чесноку, с полной самоотдачей. Вспомните мультфильмы, сценарии к которым Эрдман написал после ссылки: "В стране невыученных уроков", "Голубая антилопа", "Кошка, которая гуляла сама по себе" и другие. Какой там тонкий юмор! – говорит Валентина Головчинер.

Однако было сломано главное жизненное призвание Эрдмана, его театральная карьера. До конца жизни он не создал ничего подобного "Мандату" и "Самоубийце". Своего "Гипнотизера" он уничтожил и больше не обращался к сатирическому жанру. Возможно, причиной тому был здравый смысл. Драматург понимал, что пьесы, подписанные его именем, в Советском Союзе идти не будут. Поэтому занялся киносценариями и даже получил Сталинскую премию а за фильм "Смелые люди" (1952 г) – это был первый советский вестерн. Он мог получить эту премию и раньше – за фильм "Волга-Волга" (1938 г.) Но режиссер Григорий Александров побоялся тогда включить своего опального сценариста в число претендентов на премию. В этом сценарии, кстати, Эрдман позволил себе тонко, эзоповым языком, пошутить, дав реплику девочке Дуне, которая задорно кричит прямо в камеру: "Смотри, автора поймали!"


━━<b>    Игорь Северянин
русский поэт «Серебряного века», переводчик
</b>
━━━━━━━━

Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв) родился (4) 16 мая 1887 года в Петербурге, в семье военного инженера. С детства родители прививали ему любовь к литературе и музыке, так что юный поэт уже в 8 лет начал писать стихи.
<i>
<u>Игорь Северянин</u>

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото -
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой...
Он - в каждой песне им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

1926
</i>


⋱ ⋮ ⋰ :) ♫ ❀ <b>Сднём</b>❀ ♫ :)
⋯ ◯ ⋯   :) ♫ <b>рождения,</b>♫ ♫ :)
¸︵︵( ░░ )..   :) ❁ ♫
(´░░░░░░ ') ░░░' ) :) ♫
´¯`´`´´` (&emsp;  <b>Юрий Шевчук!</b>


╬╬╬╬╬╬
╬╬╬╬╬╬
╬╬╬╬╬╬&emsp;  <b><u>16 мая- ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u>
</b>
____<"">_____<"">_____...... ____<"">_____<"">_______
/ ___ . __. ___ . __ . ___...\...../ ___ . __. ___ . __ . ___...\...\
| |__| |...| |__| |....| |__|...|XXX| |__| |...| |__| |....| |__|...|___\
\____ |__|____ |__|______/.....\____ |__|____ |__|______/___/o
_O=O____O=O_____O=O_____O=O____O=O____O=O_______&emsp;  <b>16 мая 1881 г. 138 лет назад 
В Германии открыто пассажирское движение на первом в мире трамвае
</b><i>
К концу 19 века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской электрической линии.

Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу – «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. 

16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.

Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.



... _ n_
. (_____) ..
..,`,`, | ,`,.`.
`,.``,./((`,.``
`,..`(•.•)`,.`
`,.`‹().`,.`
`,..`╝╚ `,.`&emsp;  <b>16 мая 1924 г. 95 лет назад 
В СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка»
</b><i>
16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала «Мурзилка», предназначенный для детей младшего школьного возраста – от 6 до 12 лет.

В 1913 году в России вышла книга Анне Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка – человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Эти сказки были очень популярны, но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.

Вновь о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал, и это название понравилось всем.

На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Елена Благинина, Николай Носов, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов и другие.

Журнал «Мурзилка» издается до сих пор. В 2011 году он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». За многолетнюю историю существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.