13 нояб. 2021 г.

✔✔

    

<i><b> 

Микеланджело </b> обладал феноменальной памятью и знал наизусть едва ли не всю «Божественную комедию» Данте. Его собственные стихи — сонеты и мадригалы — были популярны у современников. 70-летний Микеланджело лично отобрал для печати 93 своих лучших стихотворения, но при его жизни они напечатаны не были и увидели свет лишь спустя три столетия. Градус отчаяния и накал мятежа в стихах — именно Микеланджеловские.

Нарочитая грубость, саркастическая бравада и черный юмор автора, вульгарности, частично смягченные в русском изложении, прикрывают, как это часто бывает, ранимость мастера, нешуточный ужас его перед смертью. Впрочем, было ли это для Микеланджело „вульгарным“? Едва ли! Для него, анатома и художника, понятие мышц, мочевого пузыря с камнями и т. д., как и для хирурга, — категории не эстетические или этические, а материя, где все чисто.

----- 2
<i><b> 

Андрей Вознесенский,</b>  поэт, переводчик стихов Микеланджело

Фрагмент автопортрета

Я нищая падаль. Я пища для морга.
Мне душно, как джину в бутылке прогорклой,
как в тьме позвоночника костному мозгу!

В каморке моей, как в гробнице промозглой,
Арахна свивает свою паутину.
Моя дольче вита пропахла помойкой.

Я слышу — об стену журчит мочевина.
Угрюмый гигант из священного шланга
мой дом подмывает. Он пьян, очевидно.

Полно на дворе человечьего шлака.
Дерьмо каменеет, как главы соборные.
Избыток дерьма в этом мире, однако.

Я вам не общественная уборная!
Горд вашим доверьем. Но я же не урна…
Судьба моя скромная и убогая.

Теперь опишу мою внешность с натуры:
Ужасен мой лик, бороденка — как щетка.
Зубарики пляшут, как клавиатура.

К тому же я глохну. А в глотке щекотно!
Паук заселил мое левое ухо,
а в правом сверчок верещит, как трещотка.

Мой голос жужжит, как под склянкою муха.
Из нижнего горла, архангельски гулкая,
не вырвется фуга плененного духа.

Где синие очи? Повыцвели буркалы.
Но если серьезно — я рад, что горюю,
я рад, что одет, как воронее пугало.

Большая беда вытесняет меньшую.
Чем горше, тем слаще становится участь.
Сейчас оплеуха милей поцелуя.

Дешев парадокс, но я радуюсь, мучась.
Верней, нахожу наслажденье в печали.
В отчаянной доле есть ряд преимуществ.

Пусть пуст кошелек мой. Какие детали!
Зато в мочевом пузыре, как монеты
три камня торжественно забренчали.

Мои мадригалы, мои триолеты
послужат оберткою в бакалее
и станут бумагою туалетной.

Зачем ты, художник, парил в эмпиреях,
к иным поколеньям взвивал свой треножник?!
Все прах и тщета. В нищете околею.
Таков твой итог, досточтимый художник.


  

<i>
"Микеланджело шел по рынку, где продавался мрамор. Он увидел прекрасный камень и спросил о нем.

Владелец сказал:

- Если хочешь этот камень, бери бесплатно, потому что он просто валяется и занимает место. Двенадцать лет никто даже не спрашивал о нем; я не вижу в этом камне никакого потенциала.

Микеланджело взял камень, работал над ним почти целый год и создал, может быть, самую прекрасную статую, которая только существует.
Через год, когда Микеланджело закончил работу, он пригласил к себе владельца лавки, потому что хотел ему что-то показать. Владелец не мог поверить своим глазам. Он сказал:

- Где ты взял этот прекрасный мрамор?

- Не узнаешь? – сказал Микеланджело.

– Это тот самый уродливый камень, который ждал перед твоим магазином двенадцать лет."

Когда кажется, что жизнь трудна, поймите, что просто Вселенная любит Вас слишком сильно, чтобы оставить Вас в покое. Она не может Вам позволить оставаться такими, как Вы есть сейчас, потому что Вам предназначено быть кем-то значительно большим.
Именно в эти трудные моменты, когда проходит проверку Ваша воля и намерение, Вселенная буквально вручает Вам возможность вырасти до реализации своего потенциала».

Эта скульптура Микеланджело «Оплакивание Христа» находится в Ватикане в соборе Святого Петра. На ней святая Мария держит на коленях тело своего Сына.

 ✔✔   годяшка

<b>  

Екатерина Шульман

</b>  <i>

"Что делать тем, кто попал на ту территорию, на которой наблюдается исторический регресс.

Естественно, вы не ожидаете, что я расскажу, как свергнуть своего диктатора и вернуться на путь всеобщего развития.

Но важно держать у себя в голове НОРМУ; не сомневаться и знать, что такое ПРАВДА и НЕПРАВДА, как живут нормальные люди. Удерживайте эти координаты в голове, если вы их потеряете внутри себя, то никакие внешние изменения вам уже не помогут. Поехать головой очень легко; присоединиться к большинству - это часть нашей социальной природы.

Помните, что на вашей стороне долгие века прогресса, человеческая цивилизация, европейское просвещение, итальянский гуманизм, наука и технологии. А вот это вот всё вокруг - это плесень на трубе, которая случайно наросла и скоро её не будет."

✔✔

˥̡̢̧̨̛̜̝̟̠̣̤̥̦̩ ̪ ̫ ̬ ̭

<b>  

Vladimir Gandelsman

</b>  
&emsp; 
 
<i>Он убедительно пророчит мне страну,
&emsp;  &emsp;  &emsp; Где я наследую несрочную весну... </i>
&emsp;  &emsp;  &emsp;  &emsp;  &emsp;  Е. А. Баратынский
<i
Когда я поворачиваюсь на бок
и вижу в полусне тахту и пару тапок под ней, и на тахте отца, как он лежит, вдруг всхрапывая, в той же позе, что я, когда в подушку пол-лица вмяв, руки на груди скрестив, когда, как в прозе, я в сумрачную комнату вхожу, в деепричастном полуобороте его запоминая, и вожу пером по белому листу, темнеющему вроде окна, где снег и небо пополам, и день кончается и гаснет по углам, когда, почувствовав мой взгляд или услышав половицы скрип, он проснётся, невпопад почти что крикнув со страницы «Что?», — «Ничего», отвечу, спи, мне это снится.

<i
Помню ещё иглы
проблеск и мать, она
шьёт, в закоулке мглы
лампой освещена.
А на исходе дня
зимнего, под окном,
держит она меня
за руку перед сном.
Лет через сорок пять,
в том же углу, она
всё, что могла – лежать,
парализована.
Руку её держал
маленькую, когда
в путь её провожал
отсюда туда.
С нею был, но не весь,
тёплой была рука,
в том виноват, что здесь
оставался пока.
Жизни тонкая нить
вдета в иголку-смерть.
Чтобы вину избыть,
следует умереть.

В. Гандельсман

 ✔✔

֍ܓ

<b> Alexander Genis</b>

<i>

Ко дню рождения Владимира Гандельсмана
Одни поэты, и их большинство, идут от музыки, другие — от картин («любите живопись, поэты»). Муза Гандельсмана живет в театре, где и ему есть место. Однажды я в этом убедился на конференции в Дартмутском колледже, где Лев Лосев собрал филологов и переводчиков, чтобы умно поговорить о поэзии. Когда пришло время выступать Гандельсману, дело шло к полуночи, и отупевшие от умного, мечтали добраться не до стихов, а до подушки. Володя со своими стихами и переводами ворвался в эту осоловевшую аудиторию, доказав, что стихи рождают праздник, как новогодний фейерверк. Неудивительно, что его так любят дети, которых он учит не только писать стихи, но и быть поэтами.

Это еще не значит, что поэзия Гандельсмана несерьезна. Скорее наоборот: в нашу эпоху, приученную к тотальной иронии, Гандельсман исполняет «печальную песнь под флейту». Так древние определяли жанр элегии. Каждая из них — шедевр сценографии. Поэт выстраивает декорацию, попав в которую лишнее становится необходимым. И пусть ружье не стреляет — оно висит не зря. Каждая попавшая в стих вещь удостоилась своей реплики, помогающей автору спеть тихую арию мудреца и стоика.

  ✔✔

۝       ༘༙

<i> <b> 

Ростислав Янковский: «Он был такой — отдельный». </b> 

Воспоминания старшего брата Олега Янковского

</b> 

«Я сам виски не пью. Эту бутылку в свое время еще Олег открыл. А теперь она стоит просто на память.

Когда Олежка заезжал ко мне в гости — садился вальяжно в кресло, трубку закуривал. Обязательно просил: «Славулька, височки мне налей!» И по дому разливался запах виски, дорогого табака.

Олежка от природы был склонен к сибаритству, а слава и успех позволили развиться этой склонности в полной мере.

Помню, как я впервые попал в Венецию, и мне там очень понравилось. Так, что я стал звонить брату: «Олежка, тут такая красота! Венеция — она потрясающая!» — «Славулька, успокойся! — отрезвил меня Олег. — Ты не представляешь, какая она кошмарная, когда дожди».

Он в Европе чувствовал себя не как мы, восторженным туристом.
Ведь брат стал там бывать — и во Франции, и в Италии — еще в советские времена.
Железный занавес казался нам нерушимым, а Олежка уже завел себе привычку сидеть где-нибудь в Европе, на центральной площади в уличном кафе и наблюдать за людьми. Никуда не спешить, не суетиться…

----- 2
<i> 
Особенно ему нравился Париж — он всегда останавливался там в отеле «Георг V».

Нам всем Олег привозил из-за границы подарки — как он говорил, из «музея быта» (он так называл западные магазины).

Ну и сам Олежка, конечно, в Европе одевался. Его суточных и гонораров на это вполне хватало.

Помню, наша мама как-то раз увидела Олега в модном итальянском пиджаке со стильными заплатками на локтях. И даже не поняла, что это сделано специально.

Предложила: «Олеженька, давай я получше переделаю».

Он был такой — отдельный... Очень красивый, холеный, сдержанный, даже закрытый человек. И даже мы, его семья, не до конца его понимали».

«Когда Олег заболел, его очень огорчало, что он стал плохо выглядеть. Ему ведь даже одежду стало трудно подбирать.

«Все на мне висит, все висит, Славуль!» Он же был модником. И красавцем. Я не знаю другого человека, на котором так идеально сидел бы костюм. Ну а носить летом белый костюм вообще практически никто из советских мужчин, кроме него, не умел...

✔✔

  ▌█▉▇▆▅▄▃▂

<b>

13 ноября День рождения замечательного английского писателя Роберта Льюиса Бэлфура Стивенсона. В зрелом возрасте мы не так часто обращаемся к нему и вообще его вспоминаем, хотя, думаю, не было подростка, не зачитывавшегося Островом Сокровищ и Черной Стрелой, Похищенным, Владетелем Беллантрэ и Домом на Дюнах. А в любом возрасте, открыв на любой странице, мы не могли оторваться от Клуба Самоубийц и тем более Странной Истории доктора Джекила и Мистера Хайда, возвращаясь к ним снова и снова и находя в них прямое созвучие с сегодняшним днем.

Стивенсон прожил всего 44 года, оставаясь до последнего дня мечтателем и романтиком, что сквозит во всех его произведениях, таких разных и непохожих друг на друга. А еще их объединяет непоколебимое убеждение автора в безусловном приоритете честности, отваги, благородства и порядочности над всеми другими человеческими качествами. Может, именно поэтому его герои, оставшись в детстве и юности, нет-нет да и всплывают в наших воспоминаниях эталонами мужского и человеческого поведения и сухощавая фигура их создателя замирает у них за плечом.

----- 2

Стивенсон считал себя в абсолютной степени прозаиком, а не поэтом, и при его жизни вышел лишь маленький сборник стихов и баллад, но и они не остались незамеченными, а строки его реквиема навеки выбиты на его надгробии на вершине горы Веа на острове Уполу в Самоа, словно став еще одной иллюстрацией к бессмертному Острову Сокровищ.
<i>
Requiem

Under the wide and starry sky,
Dig the grave and let me lie.
Glad did I live and gladly die,
And I laid me down with a will.
This be the verse you grave for me:
Here he lies where he longed to be;
Home is the sailor, home from sea,
And the hunter home from the hill.

Завещание

К широкому небу лицом ввечеру
Положите меня, и я умру,
Я радостно жил и легко умру
И вам завещаю одно -
Написать на моей плите гробовой:
Моряк из морей вернулся домой,
Охотник с гор вернулся домой,
Он там, куда шел давно.

Перевод: А.Я. Сергеев

✔✔

✉ ✍ ✎

 ПЛЕХАНОВ

&emsp;   О ЛЕНИНЕ.
<i>
"В своей жизни я, как и каждый человек, совершил немало ошибок. Но моя главная, непростительная ошибка - это Ленин. Я недооценил его способностей, не рассмотрел его истинных целей и фанатичной целеустремлённости, снисходительно и иронично относился к его максимализму. Я ввёл Ленина в круг известных и влиятельных европейских социал-демократов, опекал его, оказывал всестороннюю помощь и тем самым позволил твёрдо встать на ноги. Больше того, в 1903 году на съезде РСДРП в споре Ленина с Мартовым я поддержал Ленина, что в итоге привело к рождению большевизма.

Однажды появившись, большевизм стал быстро набирать силу, отчасти по причине привлекательности его тактики и лозунгов для малоразвитого российского пролетариата, а отчасти по причине необычайной настойчивости и титанической работоспособности Ленина. Исправить мою ошибку было уже, к сожалению, невозможно. Моя ошибка уже обошлась и обойдётся России очень дорого.

Ленин - цельный тип, который видит свою цель и стремится к ней с фанатичной настойчивостью, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Он весьма умён, энергичен, чрезвычайно трудоспособен, не тщеславен, но болезненно самолюбив и абсолютно нетерпим к критике. Для Ленина, каждый, кто в чём-то с ним не согласен - потенциальный враг, не заслуживающий элементарной культуры общения. Для достижения поставленной цели он пойдёт на всё, что угодно, даже на союз с чёртом, если это будет необходимым.

----- 2
<i>
Ленин - теоретик, но для образованного социалиста труды его не интересны: они не отмечены ни изяществом слога, ни отточенной логикой, ни глубокими мыслями, но на малограмотного человека они неизменно производят сильное впечатление простотой изложения, смелостью суждений, уверенностью в правоте и привлекательностью лозунгов.

Ленин - это Робеспьер 20 века. Но если последний отсёк головы нескольким сотням невинных людей, Ленин отсечёт миллионам. В этой связи мне вспоминается одна из первых встреч с Лениным, которая, по-моему, состоялась летом 1895 года в кафе Landolt. Зашёл разговор о причинах падения якобинской революции. Я в шутку сказал, что она рухнула, потому что гильотина слишком часто секла головы. Ленин вскинул брови и совершенно серьёзно возразил:

"Якобинская республика пала потому что гильотина слишком редко секла головы".
Судьба Робеспьера известна. Не лучшей будет судьба Ленина. Но я не желаю ему судьбы Робеспьера. Пусть Ленин доживёт до того времени, когда со всей очевидностью поймёт ошибочность своей тактики и содрогнётся содеянному.

Путь большевиков, каким бы он ни был, коротким или длинным, неизбежно будет ярко раскрашен фальсификацией истории, преступленями, ложью, демагогией и бесчестными поступками.

----- 3
<i>
Всё сказанное о большевиках - их тактика, их идеология, их подход к экспроприации, их неограниченный террор - позволяет с уверенностью утверждать: крах большевиков неминуем. Террор, на который уповают большевики - это сила штыка. Я допускаю мысль, что Ленин, опираясь на тотальный террор, выйдет победителем из Гражданской войны, к которой так упорно стремится. В этом случае большевисткая Россия окажется в политико-экономической изоляции и неизбежно превратится в военный лагерь, где граждан будут пугать империализмом и кормить обещаниями.

Но рано или поздно придёт время, когда ошибочность ленинских идей станет для всех очевидной, - и тогда большевистский социализм рухнет, как карточный домик...

Будущее России во многом определится сроком пребывания большевиков у власти. Рано или поздно она вернётся к естественному пути развития, но чем дольше просуществует большевистская диктатура, тем болезненней будет этот возврат...

Страна не может быть великой, пока бедны её граждане. В богатстве граждан - богатство государства. Истинное величие страны определяется не её территорией и даже не её историей, а демократическими традициями, уровнем жизни граждан. Пока граждане бедны, пока нет демократии, страна не гарантирована от социальных потрясений и даже от распада".
_______________
Из "Политического завещания"
Г.В. Плеханова,
продиктованного им в апреле 1918 года
(сокращённый вариант)

✔✔

 ⌐■-■  ⛆⛆⛆   

<i>

Одиночество – это не тогда, когда вы ночью просыпаетесь от собственного завывания, хотя это тоже одиночество. Одиночество – это не тогда, когда вы возвращаетесь домой и все лежит, как было брошено год назад, хотя это тоже одиночество. Одиночество – это не телевизор, приемник и чайник, включенные одновременно для ощущения жизни и чьих-то голосов, хотя это тоже одиночество. Это даже не раскладушка у знакомых, суп у друзей Это поправимо, хотя и безнадежно. Настоящее одиночество, когда вы всю ночь говорите сами с собой – и вас не понимают.

<b> 

Михаил Жванецкий

 ✔✔Юрий Левитанский

⩬⩫⩬⩫⩬⩫⩬

<i>

Всего и надо, что вглядеться,- боже мой,

Всего и дела, что внимательно вглядеться,-
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою -
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

Мне жаль не узнанной до времени строки.
И все ж строка - она со временем прочтется,
И перечтется много раз и ей зачтется,
И все, что было с ней, останется при ней.

Но вот глаза - они уходят навсегда,
Как некий мир, который так и не открыли,
Как некий Рим, который так и не отрыли,
И не отрыть уже, и в этом вся беда.

Но мне и вас немного жаль, мне жаль и вас,
За то, что суетно так жили, так спешили,
Что и не знаете, чего себя лишили,
И не узнаете, и в этом вся печаль.

А впрочем, я вам не судья. Я жил как все.
Вначале слово безраздельно мной владело.
А дело было после, после было дело,
И в этом дело все, и в этом вся печаль.

Мне тем и горек мой сегодняшний удел -
Покуда мнил себя судьей, в пророки метил,
Каких сокровищ под ногами не заметил,
Каких созвездий в небесах не разглядел!
<b>
Юрий Левитанский