3 мар. 2021 г.

 ✔✔

Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b> 4 марта

▪Архип▪ («Главный всадник», «начальник конницы»)

▪Богдан▪ («Богом данный», «Божий дар»)

▪Дмитрий▪ («Посвященный богине Деметре»)

▪Евгений▪ («Благородный»)

▪Макар▪ («Счастливый» «блаженный»)

▪Максим▪ («Величайший»)

▪Никита ▪ («Победитель»)

▪Федор▪ («Божий дар»)

▪Федот▪ («Богоданный», «посвященный богам»)

✔✔

◊◊◊◊◊◊◊

Cегодня Михаилу Горбачеву 90 лет. Я - не историк и не политолог, чтобы анализировать, что им было сделано правильно или не правильно. В чем ошибся, в чем просчитался. Я благодарна Михаилу Сергеевичу за то, что он отпустил на волю советских политзаключенных. Мои родители вышли на свободу раньше срока: мама раньше почти на год, и папа тоже на год или чуть больше. А ведь каждый день на свободе на вес золота. Отпустить на волю политических попросил Горбачева Андрей Сахаров . И то, что тысячи людей покинули лагеря и ссылки, это и огромная заслуга Андрея Сахарова. Но ведь Горбачев мог его не услышать и не отпустить людей на волю.
Так что, спасибо Михаил Сергеевич- мои родители вернулись в Москву в июле 1987 года. И это было счастье.

✔✔

&emsp;  &emsp; &emsp; <b> Ко дню памяти </b> 

  <i>

03.03 1981 году в Киеве, куда приехал на пробы комедии
«Яблоко на ладони», скончался <b>Олег Иванович Даль.</b>
«Я не народный, я инородный».
Более яркого, неординарного, спорного артиста невозможно назвать, зритель любил его во всех ролях-
будь то старый солдат,
то Женечка Соболевский,
то Крестовский, то Зилов.
Отношение коллег к нему было не всегда однозначным. Его называли гением, считала за честь с ним работать, другие говорили о нем, как о неудобном и ненадежном человеке в ответственный момент.
Режиссёры, работавшие с ним, вспоминали, что Даль был самым выдающимся профессионалом, мастерство актера наивысшее.
Высокий, худой, с тонкой шейкой, с изящными руками, приятным голосом, абсолютным слухом, он выглядел аристократом с природной интеллигентностью.
У Даля была блестящая способность к импровизации.
Олегом Далем было сыграно много ярких ролей в следующих картинах :
«Старая, старая сказка»
Н. Кошеверовой,
«Женя, Женечка и катюша»
В. Мотыля,
« Хроника пикирующего бомбардировщика»
Н. Бирмана,
« Плохой хороший человек»
И. Хейфица,
«Земля Санникова» А. Мкртчяна, « Отпуск в сентябре» В. Мельникова и мн.др.
Много хороших ролей было сыграно на сцене Театра « Современник».
В 1972 году режиссёр А.Мкртчян готовился снимать «Землю Санникова», роль певца Е. Крестовского предполагалась Высоцкому, его не утвердили, блестяще ее сыграл Олег Даль.
С Высоцким они встретились на съёмках фильма Иосифа Хейфица
«Плохой хороший человек» в 1973 году.
Высоцкого режиссёр смог утвердить с помощью письма космонавтов. Сложнее было Олега Даля, он в подпитии хлопнул директора Ленфильма по шляпе, режиссеру пришлось ехать на дачу к чиновнику, хорошо, что он оказался человеком здравым.

===== 2
<i>
В фильме сошлись звездные актеры-Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Людмила Максакова. Блестящая игра профессионалов.
Фон Корен( Высоцкий) и Лаевский ( Даль)- дуэль двух разных людей, просто антиподов. Человек бывает и плохим и хорошим в зависимости от ситуации.
И в жизни у Высоцкого и Даля были достаточно сложные отношения.
Даль очень тяжело воспринял уход Высоцкого.
«Следующим буду я!», так и случилось. Он просто приближал смерть. Он будто уничтожал себя изнутри.
Последняя его роль, Зилова, в фильме
В. Мельникова «Отпуск в сентябре»
была у него любимой, он ждал выхода фильма, но так и не увидел его, только рабочий вариант.
Фильм вышел уже в перестройку. Валерий Лобановский, тогдашний тренер Киевского « Динамо», попросил показать его футболистам, просмотр был в Доме кино в Киеве.
Режиссёр В.Мельников вспоминал,
что Даль напоминал солдата, который вернулся после войны, и не мог найти себе места в мирной жизни.
Вспоминая Олега Даля, всегда вспоминаешь Лермонтовского Печорина, лишнего человека, в некотором смысле это присуще и Далю.
С обостренным чувством справедливости, постоянным желанием открыто и честно делать своё дело- таким был Олег Даль! Ложь его очень раздражала.
Он часто не мог найти себе места и роль лишнего человека талантливо играл до конца своих дней.
По природе своей был одиночкой.
Тёплые отношения у него были с Валентином Никулиным.
Несоответствие тогдашней жизни и представление о ней стало причиной раннего ухода Олега Даля.
Ушёл в 39.
Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище, недалеко от Владимира Семёновича Высоцкого.

 ✔✔

══════◆ ●

<b> 

</b> 
<i>

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ЮРИЯ ОЛЕШИ

Метафора опасна для автора: чем она лучше, тем труднее судьба книги. В этом была трагедия моего любимого Олеши. Открыв лучшую в нашей литературе “лавку метафор”, он не смог справиться со своим товаром. Его метафоры оказались так хороши, что повествование не лепилось, а рассыпалось на две-три строки, оправлявших жемчужину. Например, так: “Я выпил холодной воды из эмалированной синей с белыми пятнами кружки, похожей, конечно, на синюю корову”. Или так: “Вся эта мешанина железнодорожных путей, сооружений, насыпей, далей, понятного и непонятного происходила в алом, вишневом свете заката. Мы были, как в варенье”.
Олеша говорил: “главное у меня – дар называть вещи своими именами”. Это, конечно, лишь часть правды, о чем и автор догадывался.
- В сущности, – с высокомерием мастера признался он однажды, – всё на всё похоже.
Олеша обладал другим свойством, которое Набоков считал важнейшим достоинством писателя вообще, а Гоголя – особенно: впрыскивать в текст сравнение, вызывающее магическое превращение. Когда Плюшкин предложил Чичикову ликер, тот увидал в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке. В этой, казалось бы, бесхитростно наглядной метафоре отразился сам Плюшкин с его давно испортившейся душой, запертой в заколдованной бутылке.

===== 2
<i>
Так и с метафорами Олеши. Они нужны не для того, чтобы узнать вещь, а для того, чтобы изменить ее. Высшее призвание метафоры заключается в том, чтобы стать метаморфозой. И каждый абзац Олеши являет читателю трансмутацию были в сказку, где, как у Шагала, синие коровы плавают в варенье заката.
Беда в том, что сюжету здесь делать нечего: метафора поглотила повествование, вобрала его в себя. И Олеша, всю жизнь мечтавший о новом романе, так и не смог его сочинить: “Все написанное мной оставалось лежать на столе, непокрытое, жуткое, как имущество индуса, умершего от чумы”.
Из этого бесхозного добра сложилась книга “Ни дня без строчки”. Любимая до обожания, она напоминает преждевременные руины. Портик прекрасных колонн, которые ничего не несут. Роскошные метафоры простаивают тут, как в музее.

✔✔

✾◕‿◕✾

 <b> 

</b> 

Вот к примеру сказать Комеди Клаб.

У них реально много смешного (может, это старое, по ТНТ вижу иногда).
Остроумно.
Но у меня вопрос: а вот зачем, например, такое:
Два актера. Один другому:

- Здравствуйте, Владимир Владимирович!
- Здравствуйте, Барак ..ммм. Ху... (замолкает).

Смех в зале (сидят наши гламурщики и всякие такие звезды, и тупые попсовые и действительно известные и талантливые).
Который Барак, спрашивает у Владимира Владимировича:

- Скажите, когда вы вернете Крым?
Ответ такой:
- Так мы ж его вернули.

Смех в зале. Радостный подлый смех.
А другие скетчи на чисто бытовые темы и это талантливо.
Вопрос: зачем прогибаться если вас не трогают и не закрывают? опережающее лакейство? Есть тут этот Гарик Мартиросян? Интересно что бы он ответил)))

✔✔




ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก็็็็็็็็็็็็็็็็็็็็กิิิิิิิิิิิิิิิิิิิิก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก็

- Куплю-ка я новую расческу. У старой сломался зубчик.

-Весьма расточительно! Из-за одного сломанного зубчика покупать новую расческу!
- Да. Но это был последний.

✔✔

 ~.~   -

<b>

Спроси о лучшем воплощении русского характера – назовут скорее всего Гагарина, Высоцкого или Петра Великого; а мне вот кажется, что Горбачев актуальнее. Еще и потому, что подтверждает своим примером великую мудрость: жить в России надо долго. Тогда успеваешь увидеть плоды своих трудов и заново оценить их, а заодно и сравнить себя с новой генерацией.
<u>
В ожидании Горбачева
</u>
Плоды в случае Горбачева довольно горьки, но сравнение настолько в его пользу, что настроение у него, думаю, сразу повышается. Этого ему и желаем: хорошего настроения. В его годы и в наше время это главное.
Слава Богу, мы можем себе отлично представить, в какой СССР пришел Горбачев: уровень грозности сейчас повыше, он приближается уже ко второй половине сороковых, а в Белоруссии или, скажем, в Узбекистане давно зашкаливает, но уровень маразма примерно совпадает, хотя неуклонно повышается.
Решительно все в нынешней России – даже те, кто Горбачева яростно критикует – подспудно о нем мечтают, ибо тупик очевиден, поезд к нему несется быстро, перемены назрели, а когда они осуществляются сверху – это все-таки наилучший сценарий. И самый традиционный, и наименее травматичный, и вдобавок позволяющий все свалить на одного человека, а народ как бы опять не виноват.
Нам бы сейчас такого Горбачева – хоть из Кремля, хоть из Белого дома, – беда в том, что он не просматривается и взяться ему неоткуда. Почему? Да потому, что в СССР были какие-никакие институты, готовившие политическую элиту. Потому что в позднем, оттепельном СССР – хорош он был или плох – был хоть небольшой шанс сформироваться у такого человека, как Горбачев; а сегодня любой преемник Путина, цепляясь за власть, будет куда более склонен к ужесточениям, нежели к раскрепощениям, и отбросит последнюю оглядку на внешний мир.

===== 2
<i>
Вот в чем парадокс: революция сверху сегодня может быть только окончательным переходом к диктатуре, а никак не к оттепели. Связано это с тем, что Горбачев имел дело с советским народом, а сегодняшняя власть – с постсоветским, который при первом признаке перемен снесет монархию к чертям, как уже было в семнадцатом году. Градус озлобления и невежества для этого вполне достаточен, а интеллигенции, жаждущей перемен, не видно и не слышно – старая вымерла, средняя разъехалась, а новая не воспиталась. Так что единственная и весьма иллюзорная надежда на мирные перемены – это приход откуда-то снизу или сбоку человека вроде Горбачева, но снизу, будем откровенны, такие не вырастают.
<u>
Его главное качество
</u>
Горбачев по природе своей обычный советский аппаратчик с юридическим и экономическим образованием, начитанный, с опытом работы на комбайне, отличник, осторожный и умелый карьерист, но есть у него одно качество, делающее из него едва ли не главного персонажа советской истории: он не кровожаден.
Ему не свойственны хрущевские приступы ярости, у него нет сталинской азиатской хитрости и презрения к человечеству, он не одержим великими и смертельно опасными идеями вроде национального мессианства. Та кровь, что при нем лилась, лилась скорее по его недосмотру, а не по злонамеренности, и он скорее сдерживал реваншистские или националистические настроения, а не поощрял их. Настоящий русский характер как раз отличается миролюбием и энергией, а вовсе не мстительностью или интриганством.

===== 3
<i><u>
Россия с человеческим лицом
</u>
Горбачев вернул миру правильный образ России – страны, которой интересней развиваться, думать, строиться, нежели натравливать одну половину народа на другую. Ложь, что при Горбачеве Россию презирали и разводили, как лоха.
При Горбачеве Россия стала страной мечты, туда стремились, ее обожали – иное дело, что Ельцин довольно скоро стал навязывать совсем иной образ, вернулся к пресловутому медведю, который сейчас смирен и кажется униженным, но легко может сорваться в свое обычное состояние тоскливой озлобленности. При Горбачеве мир наблюдал Россию с человеческим лицом.
Многие шестидесятники – Ким, Вознесенский, Аксенов – называли его человеком своего поколения и близких убеждений: вроде бы и номенклатурщик, но дитя ХХ съезда, и главное – мечтает о стране, где у людей больше объединяющего, нежели разделяющего; где работать, растить детей и строить будущее интересней, чем доносить и расправляться.
Таких людей в сегодняшней России мало, слишком активно в последние двадцать лет растили других, но поколение, взрослевшее при Горбачеве, все-таки есть. Именно оно сделало тут все, чем можно гордиться, и почти все, чем можно пользоваться.
<u>
Нелегкий выбор
</u>
У всякого властителя есть выбор – потакать лучшему или худшему в подданных. Первое, пожалуй, рискованно, ибо это требует усилий, роста, какой-никакой стратегии. Второе гораздо проще – знай способствуй деградации, которая всегда осуществляется легко и даже радостно. Ни один российский реформатор не получил благодарности от подданных: Хрущева сняли, Горбачева сместили, Александра II взорвали. Видимо, людям больше нравится пугать весь мир и собственных детей. Правда, пользуются они при этом все равно той самой свободой и открытыми границами, которые дал Горбачев.

===== 4
<i>
Я, впрочем, не склонен переоценивать его добрые намерения: он собирался максимум несколько смягчить абсурд позднего СССР. Заслуга его в том, что он не стал ломать об колено ход истории: иногда не мешать – совершенно достаточно.
И конечно, он просто хороший человек. Любил – и до сих пор любит – жену. Не получает наслаждения от власти. Умеет слушать и честно отвечать. Когда-нибудь Россия будет ассоциироваться в первую очередь с лучшими человеческими качествами, иначе ее народ элементарно не выжил бы: доброта, взаимопомощь, любовь и уважение к детям, любознательность, творческий потенциал – все это наше и останется нашим. Просто сегодня это не очень востребовано. Но, как уже показал своим примером Горбачев, жить в России надо долго.

Постараемся научиться у него хотя бы этому. Ведь чтобы жить долго и счастливо, надо прежде всего не получать удовольствия от всякой мерзости и посильно помогать Богу. Это вовсе не так трудно, как кажется.

Материал вышел в издании «Собеседник»

 ✔✔Булат Окуджава

-----{---(

<i>

В нашей жизни, прекрасной, и странной,

и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
<b>
Булат Окуджава

 ✔✔

<b> 

</b>  
<i>

НА ДЕВЯНОСТОЛЕТИЕ

МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА

Тот славный идеолог перестройки,
Преобразить задумавший страну,
Неутомимый, энергичный, стойкий,
Что прекратил холодную войну.
Не слушая ни критики, ни жалоб,
О чём мечтал в решительный момент,
Великой им разрушенной державы,
И первый, и последний президент?
Разумным не последовав советам,
Он знал ли, открывая этот фронт,
Что в здании, уже прогнившем этом,
Опасен косметический ремонт?
Дитя его родившего режима,
Он понимал ли в тот далёкий год,
Что из бутылки выпускает джина,
Который первым и его сметёт?
Дитя его родившего режима,
Он вряд ли догадаться мог тогда,
Что ринется вперёд неудержимо
Река, освободившись ото льда.
Хотя немало тратил он усилий,
Ни для кого сегодня не секрет,
Что всех других правителей России
Сумел он пережить на много лет.
Желаем, миновав любые беды,
Дожить ему до времени того,
Где станет неожиданной победой
Былое поражение его.

02.03.2021

 ✔✔Черубина де Габриак

﹌﹌﹌﹌

<i>

То было раньше, было прежде…

О, не зови души моей.
Она в разорванной одежде
Стоит у запертых дверей.

Я знаю, знаю,— двери рая,
Они откроются живым…
Душа горела, не сгорая,
И вот теперь полна до края
Осенним холодом своим.

Мой милый друг! В тебе иное,
Твоей души открылся взор;
Она — как озеро лесное,
В ней небо, бледное от зноя,
И звезд дробящийся узор.

Она — как первый сад Господний,
Благоухающий дождем…
Твоя душа моей свободней,
Уже теперь, уже сегодня
Она вернется в прежний дом.

А там она, внимая тайнам,
Касаясь ризы Божества,
В своем молчаньи неслучайном
И в трепете необычайном
Услышит Божии слова.

Я буду ждать, я буду верить,
Что там, где места смертным нет,
Другие приобщатся чуду,
Увидя негасимый свет.
<b> 
Черубина де Габриак
</b>  <b> 

Легенда о Черубине де Габриак – самая известная литературная мистификация Серебряного века</b> 

Серебряный век любил розыгрыши и мистификации, но одна из них вышла за рамки приватного развлечения и превратилась в значимое событие литературной и культурной жизни 1910-х гг. Есть в истории Черубины де Габриак что-то, тревожащее сердце и через

столетие с лишним: возможно, сами стихотворения, возможно, судьба их автора.

***

<u>

Переполох в редакции

</u>

В 1909–1917 гг. журнал «Аполлон», посвященный литературе, живописи и театру, занимал совершенно особое место среди печатных изданий российской столицы. Сегодня его назвали бы «культовым»: публикация в «Аполлоне» означала чуть ли не автоматическое причисление начинающего автора к цеху поэтов. Однако напечататься в «Аполлоне» было непросто. В августе 1909 г. Маковский, исполнявший тогда обязанности не только издателя, но и главного редактора, получил письмо.

===== 2

<i>

От прочего «самотека» оно резко отличалось и внешним видом – листки в траурных рамках, переложенные пряными травами, изящный почерк, и содержанием – стихи были утончены и загадочны. Маковский был заинтригован, тем более что вскоре незнакомка, назвавшаяся Черубиной, позвонила по телефону, а потом прислала еще одно письмо с замечательными стихами.

Когда Маковский показал стихи Черубины сотрудникам «Аполлона», среди которых был и М. Волошин, они поддержали его решение немедленно напечатать их. Но сильнее, чем чеканные строки, увлекала личность их автора. Загадочная Черубина общалась с Маковским лишь по телефону, о себе говорила намеками, а в стихах писала о старинных гербах, исповеди в костеле и прочих экзотических для русского интеллигента вещах.

<u> 

Наследница крестоносцев

</u> 

Постепенно – из намеков, обрывков фраз, полупризнаний и метафор – сложился образ поэтессы. В роскошном особняке, куда нет доступа простым смертным, живет юная красавица с золотыми косами принцессы и зелеными глазами ведьмы. По происхождению она – знатная испанка, по вероисповеданию – страстная католичка, по призванию – поэт.

Увидев ее, невозможно не влюбиться, но она любит лишь Христа и всерьез размышляет о поступлении в монастырь. Ей не нужны гонорары – она несметно богата; ей не нужна слава – она выше этой ярмарки тщеславия. Этот образ настолько вписывался в стилистику декаданса, что в Черубину де Габриак влюбился не только Маковский, но чуть ли не вся редакция журнала.

===== 3

<i>

Несколько месяцев длились «страсти по Черубине», исправно присылавшей новые стихи и создававшей новые поводы для волнений. То она тяжело заболела, упав без памяти после ночного молитвенного бдения; то она уезжает в Париж. Доведенный до исступления Маковский поклялся во что бы ни стало сорвать с Черубины покров тайны и пасть к ногам искушенной в «мистическом эросе» зеленоглазой наяды. Вскоре его желание исполнилось, правда, несколько неожиданным образом.

<u> 

Дуэль и разоблачение

</u> 

В ноябре 1909 г. случилось неслыханное происшествие: М. Волошин, известный своим добродушным нравом и физической силой, подошел к Н. Гумилёву и отвесил ему пощечину в присутствии свидетелей. До драки между прославленными поэтами не дошло: их растащили, но дошло до дуэли, состоявшейся 22 ноября 1909 г. на Черной речке. Дуэль обошлась без кровопролития, но по Петербургу поползли слухи: дрались из-за женщины, из-за той самой Черубины. Но получалось, что оба ее знают?

Вскоре выяснилось, что с Черубиной был знаком и сам Маковский. Летом ему приносила свои стихи молоденькая учительница Елизавета Дмитриева: симпатичная, но хромая и, о ужас, бедно одетая. По мнению Маковского, настоящая поэтесса так выглядеть не могла, и стихи были возвращены автору. Если бы Дмитриева не входила в круг Волошина, на этом бы все и закончилось; но она рассказала историю неудачной публикации любившему розыгрыши поэту, и тот придумал летним коктебельским вечером «игру в Черубину».

===== 4

<i>

О том, что Дмитриева и Волошин затеяли игру ради нее самой, а не ради публикации, говорит тот факт, что напечататься в «Аполлоне» Елизавета могла и под собственным именем – даже после неудачного первого визита. Ей достаточно было попросить своего возлюбленного Н. Гумилёва, и тот уговорил бы Маковского разместить на страницах журнала пару ее произведений. Но просить Дмитриева не хотела.

Учительницу, жившую на скудное жалованье, прельщала возможность хоть ненадолго почувствовать себя роковой красавицей, играющей мужскими сердцами. Волошин придумывал темы, Елизавета писала стихотворения и интриговала Маковского по телефону, изображая загадочную аристократку. Но любой игре рано или поздно приходит конец. Сегодня сказали бы, что Волошин и Дмитриева создали «виртуальный персонаж».

Разразился громкий скандал. Вокруг Дмитриевой забурлил поток самых грязных сплетен: и стихи, дескать, за нее писал Волошин; и спала она с двумя поэтами одновременно; и страшна как жаба. Потрясенная девушка перестала писать стихи и надолго ушла из мира литературы. Судьба Дмитриевой сложилась печально: сосланная в Среднюю Азию, она умерла в 1928 г. в 41 год от рака печени, и могила ее не сохранилась. Все, что осталось – это легенда о гениальной красавице Черубине и ее стихи.