24 июл. 2020 г.

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov

25 ИЮЛЯ
</b>
░░|<i>Люблю этот снимок. На нем они, Володя и Марина, — можно вас так временно, ребята? Хотя не был с вами знаком! — такие современные, будто среди собянинской Москвы.
А они в Париже семидесятых.
25-го я слушаю песни Высоцкого насквозь. И думаю, что бы сказал он о наших временах?
По-моему ничего хорошего, тошнило бы его от всего этого режима перемен. Но,наверное, и не важно. Живой Высоцкий вряд ли понравился бы со своими текстами. Мертвый — другое дело. Мертвый стихотворец безопаснее. Они это дело любят. И сразу в бронзе отливают.
Тот июль 1980-го перед глазами, мишки, фанта, пепси, пэлмэл. И вот в этой как бы вычищенной, но почти расплавленной Москве — новость как мороз по коже!
Да ничего, ничего... Он уже далече от всех. И от тех, кто проклинал. И от нас, кто любил. Кто сходу запоминал строчки, как присловья, поговорки, заклинания.
Владимиру Семеновичу все равно, что его, наконец, признали русским поэтом. Большим поэтом. А ведь как не хотели! И кто не хотели, тоже умерли.
Что как актер бывал недосягаемо высок, незаменим? А ведь гнобили, указывали место!
Бухал и ширялся? Это его личное дело. Право Мастера.
Но когда гонят по телеку попсовый хлам, самое время вспомнить: петь можно не только во имя бабла.
Смотреть в глаза людям — не ради собачьего подхалимажа. Любить — не ради выгоды.
Даже в нашем, перевернутом мире, люди московские поедут нынче к могиле с букетами. На встречу, извиняюсь, со своей юностью. А чтобы их как-то организовать, устраивается "Экскурсия по Ваганьковскому кладбищу". Без этой экскурсии, наверное, никак не добраться ни к Есенину, ни к Окуджаве, ни к фронтовым отцам моих друзей, ни к Высотскому.
И не надо спрашивать, почему этот снимок, а не какой-то другой. Типа — не навытяжку и в обнимку там, с гитарой.
Счастлив он здесь потому что... </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov

ДЕНЬ ШУКШИНА
</b>

░░|<i>  Шукшин не просто самородок — вот такой кусок золота... Из тех, которые старатели раньше искали и находили, пока артели не разогнали. Шукшин, будь на то его воля, повел бы за собой войско единомышленников. Как его кумир Степан Разин. Против пошлости, самодурства, чванства, против равнодушия к Отечеству.
И сейчас тоже.
Это почувствовали наверху. Не помогли даже влиятельные связи, и было все сделано, чтобы Макарыч ушел. Помогли уйти. Так до сих пор считает Лидия Николаевна. С этим, наверное, не станет спорить и Маша — не знаю, кто нынче делает больше для памяти отца.
Шукшин был опасен не меньше, чем Высоцкий, потому что каждой своей строчкой, каждой сценой в кино говорил, кричал, молился: прекратите лгать и жить во лжи!
Его завещание нам — многомерно, безмерно. Оно не о том, кому сундучок с серебром. Оно о том - что не цари, не президенты берегут Россию, но обычные люди. Мы с вами. Он завещал нам веру.
Всякий день рождения Василия Макаровича — это день рождения защитника своей земли. И невероятного, магического Алтая, и всей шири нашей, от Владика до Калининграда. С днем рождения, Макарыч!

Храни Господь Вашу душу на пажитях своих, светлая память... </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov


</b>

░░|<i></i>|░░


┏◢◣┓
◢┛┗◣
◥┓┏◤
┗◥◤┛ &emsp;  <b> <u> 25 июля - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>
     
&emsp;  25 июля 1826 г. 194 года назад 
<b>
Состоялась казнь пяти руководителей восстания декабристов

</b>
Казнь пяти декабристов – Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского – состоялась в ночь на (13) 25 июля 1826 года. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда, которая оканчивалась словами: «...за такие злодеяния повесить!».

Рылеев твердым голосом сказал священнику: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Перекрестившись, он взошел на эшафот, за ним последовали прочие.

При казни были два палача, которые надевали петлю, а затем белый колпак. На груди у декабристов была черная кожа, на которой было написано мелом имя преступника, они были в белых халатах, а на ногах тяжелые цепи. Когда все было готово, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались – Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз.

Каховский,обращаясь к Бенкендорфу, руководившему казнью, воскликнул: <i> «Подлец! Опричник! Сними свои аксельбанты! Удуши нас своими аксельбантами! Может они окажутся прочнее!». </i>

Рылеев же, немного оправившись от удушья, добавил: <i> «Что, генерал, Вы видно приехали посмотреть, как мы умираем? Обрадуйте своего Государя, что его желание исполнено – мы умираем в мучениях! Но я счастлив, что второй раз умираю за Отечество!».
</i>
При этих словах Бенкендорф приказал повесить осуждённых снова...

╔═══╦═══╗
║╔══╣╔══╝
║║╔═╣║╔═╗
║║╚╗║║╚╗║
║╚═╝║╚═╝║
╚═══╩═══╝&emsp<b>91 год назад, 25 июля 1925 года, родился Василий Макарович Шукшин </b>

***

С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то. 

***


Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер. 
***
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была. 
***
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве, и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.
***
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
***
Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!
***
Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.
***
Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.
***
Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!
***
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени - демагог.
***
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

▓▓▓ ▓ 

<b>Американская мантра. Александр Генис – о вирусе и централизме
 </b> <i> 
Сегодня Соединенные Штаты Америки не такие уж соединенные. Что и естественно в отсутствие общей стратегии борьбы с коронавирусом. Путанные рекомендации из Вашингтона, сомнительная статистика, 20 ложных утверждений за одну пресс-конференцию, периодическая борьба власти с наукой и надежда на то, что как-то обойдется, – всё это привело к тому, что штаты остались предоставлены сами себе и воспользовались этим, чтобы проводить локальную политику, более или менее независимую от той, большой, что разделила страну на два непримиримых лагеря. Казалась бы, говорят обозреватели, атака вируса, виновного уже в 140 тысячах американских смертей, должна, как война, сплотить нацию, отложив политические распри до победы. Но сегодня буквально каждый аспект борьбы с напастью вызывает бурную до ожесточения дискуссию.

Даже такой нейтральный вопрос, как ношение масок, стал острым предметом для споров, переходящих все рамки. Для одних маска – гигиеническая необходимость, предохраняющая себя и других от заразы. Для других – признак тирании государства, принуждающего личность к послушанию и мешающего каждому защищаться от болезни собственными силами и по собственному разумению. Впрочем, теперь, когда президент США наконец сам надел маску и мягко порекомендовал это сделать другим, возможно, хоть этот вопрос перестанет всех ссорить.

И всё же, несмотря на идеологические разногласия, разрывающие страну последние три с лишним года, она медленно и неверно, но приходит к согласию. В условиях новой эскалации пандемии (опять свыше 1000 смертей за день) партийная рознь медленно и неохотно отступает, как и партийная лояльность. 

===== 2
<i> 
Многие губернаторы-республиканцы, которые сперва приветствовали кавалерийский подход к болезни, теперь молча заняли более прагматичную позицию. Сегодня “красные”, то есть республиканские штаты, страдают больше “синих”, демократических, которые уже отмучились и пошли на поправку. Поэтому в знак новой солидарности губернатор либерального Нью-Йорка Эндрю Куомо отправился в консервативную Джорджию, чтобы поделиться с тамошним губернатором опытом и медицинским оборудованием. И так повсюду.

В пандемию возникли и окрепли коалиции между штатами, которые вырабатывают совместную тактику часто в обход Вашингтона. Соседние Нью-Джерси, Коннектикут и Нью-Йорк образовали временный союз, чтобы установить режим двухнедельного карантина для приезжих из нынешних очагов заражения вроде Аризоны и Флориды. Всё это значит, что в условиях сокрушительного кризиса сработало федеративное устройство Америки. Собственно, именно так и было задумано отцами-основателями.

Самая знаменитая и бесспорно судьбоносная дискуссия в истории США, зафиксированная в “Записках федералиста” (The Federalist Papers), посвящена распределению прав и обязанностей. Считая, что любая концентрация власти слишком опасна, ибо чревата выбором ошибочного курса, конституция установила громоздкое равновесие. 

===== 3
<i> 
С одной стороны, оно тормозит движение государственного корабля, с другой – мешает ему слишком резко изменить курс. Итогом бесконечных компромиссов стал дерзкий эксперимент, которым американцы называют свою республику уже третий век. Разные штаты не стали разными странами, как это произошло в Латинской Америке, но и не совсем слились в одно государство, как это произошло в Старом Свете.

Избежав удушающей, как в Хабаровске, централизации, американцы научились жить с двумя столицами: своей, штатной, и общей, государственной. Границы между штатами часто воспринимаются географической условностью, но на самом деле позволяют свободу маневра, и поэтому их тщательно охраняют. Например, сейчас, когда федеральные силы, без согласия мэров и губернаторов, собираются наводить порядок в охваченных протестами городах. "Всякая политика – местная, – твердит в ответ американская мантра, – ибо на местах лучше, чем в Вашингтоне, знают, что и как нужно делать".

Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Генис: Взгляд из Нью-Йорка"


ヽ`、ヽ``、ヽ``、
``、 `、` 、` `ヽ、ヽ `、
、``、  ヽ`、ヽ``、ヽ`ヽ`、


Я люблю гулять под дождем, потому, что никто не может видеть мои слезы.

☔ <b>Чарли Чаплин
░▄▀▀▀▄▄▀▀▀▄
▐▒▒╔═════╗▀░░░░░░░▄
▌▒▒▐░▐░▌▐▓▓▓▓▓▓▓▓▓███▄
<i>
МАСКИ
Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал -
Как на венецианском карнавале
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я - под маскою зверей
У многих человеческие лица.
Все в масках, париках - все, как один.
Кто сказочен, а кто - литературен.
Сосед мой справа - грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий - дурень.
Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, -
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но все не так...
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.
Смеются злые маски надо мной,
Веселые - те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных -
Защита от плевков и от пощечин.
Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?
Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
<b>
В.С.ВЫСОЦКИЙ
1971 г
░▄▀▀▀▄▄▀▀▀▄
▐▒▒╔═════╗▀░░░░░░░▄
▌▒▒▐░▐░▌▐▓▓▓▓▓▓▓▓▓███▄
<i>
Шёл я, брёл я, наступал то с пятки, то с носка.
Чувствую — дышу и хорошею...
Вдруг тоска змеиная, зелёная тоска,
Изловчась, мне прыгнула на шею.
Я её и знать не знал, меняя города, —
А она мне шепчет: "Так ждала я!.."
Как теперь? Куда теперь? Зачем да и когда?
Сам связался с нею, не желая.
Одному идти — куда ни шло, ещё могу,
Сам себе судья, хозяин-барин.
Впрягся сам я вместо коренного под дугу,
С виду прост, а изнутри — коварен.
Я не клевещу, подобно вредному клещу,
Впился сам в себя, трясу за плечи,
Сам себя бичую я и сам себя хлещу,
Так что — никаких противоречий.
Одари, судьба, или за деньги отоварь! —
Буду дань платить тебе до гроба.
Грусть моя, тоска моя — чахоточная тварь!
До чего ж живучая хвороба!
Поутру не пикнет — как бичами ни бичуй.
Ночью — бац! — со мной на боковую.
С кем-нибудь другим хотя бы ночь переночуй!
Гадом буду, я не приревную!
................
1980 <b>  В.Высоцкий</b>  ( исполнялась 14 июля 1980 , последняя запись В.Высоцкого)
░▄▀▀▀▄▄▀▀▀▄
▐▒▒╔═════╗▀░░░░░░░▄
▌▒▒▐░▐░▌▐▓▓▓▓▓▓▓▓▓███▄
<i>
Неужели мы заперты в замкнутый круг?
Неужели спасёт только чудо!
У меня в этот день всё валилось из рук
И не к счастию билась посуда.
Ну пожалуйста, не уезжай
Насовсем! Постарайся вернуться!
Осторожно: не резко бокалы сближай —
Разобьются!
Рассвело! Стало ясно: уйдёшь по росе,
Вижу я, что не можешь иначе,
Что всегда лишь в конце длинных рельс и шоссе
Гнёзда вьют эти птицы удачи.
Но, пожалуйста, не уезжай
Насовсем! Постарайся вернуться!
Осторожно: не резко бокалы сближай —
Разобьются!
Не сожгу кораблей, не гореть и мостам, —
Мне бы только набраться терпенья!
Но... хотелось бы мне, чтобы здесь, а не там
Обитало твоё вдохновенье!
Ты, пожалуйста, не уезжай
Насовсем! Постарайся вернуться!
Осторожно: не резко бокалы сближай —
Разобьются!
<b> 
...1972... В.Высоцкий

░▄▀▀▀▄▄▀▀▀▄
▐▒▒╔═════╗▀░░░░░░░▄
▌▒▒▐░▐░▌▐▓▓▓▓▓▓▓▓▓███▄
<b>
Я ЖИВ, 12 ЛЕТ ТОБОЙ ХРАНИМ...
<b>
"11 июня 80 года. Чемоданы в холле, ты уезжаешь в Москву. Нам обоим тяжело и грустно. Мы устали. Три недели мы делали все, что только было в наших силах. Может быть, мне не хватило духу? Все тщетно. Ты вынимаешь из кармана маленькую открытку. На ней наскоро набросаны несколько строк. В большом гулком холле твой голос звучит как погребальный колокол. Я тихо плачу. Ты говоришь:

- Не плачь, еще не время.

Ты внимательно смотришь на меня выцветшими глазами, будто спрашиваешь о чем-то. Я хочу взять у тебя из рук открытку, ты говоришь, что там неразборчиво написано, и обещаешь мне посылать стихи телеграммой. Мы едем в аэропорт, твои стихи звучат во мне. Лед, о котором ты много раз говорил, давит нас, не дает нам сдвинуться с места.

И я ничего не в силах сказать тебе, кроме банальных фраз: «Береги себя. Буль осторожен. Не делай глупостей. Сообщай о себе». Но сил у меня больше нет. Мы уже далеко друг от друга. Последний поцелуй, я медленно глажу тебя по небритой щеке – и эскалатор уносит тебя вверх. Мы смотрим друг на друга. Я даже наклоняюсь, чтобы увидеть, как ты исчезаешь. Ты в последний раз машешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец...
<i>
И снизу лед и сверху - маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там - за дело, в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним.
Я жив, 12 лет тобой храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
</i>
Ты читал мне эти стихи всего один раз, и они отпечатались у меня в памяти".
<b>
(М. Влади, «Владимир, или Прерванный полет»)
★░★░★░★░
<b>

Белым по черному

Процентная норма
</b>

1.
Я второй раз использую это название. Первый был сорок лет назад, когда мы в Вайлем по заданию редакции «Нового американца» отправились открывать Америку в Гарлем и обошли все без исключения улицы этого зловещего тогда района. Мы были единственными белыми, но нас никто не обижал. Напротив, встречные говорили «welcome». Мы догадались повесить на шею фотоаппараты, и нас принимали за европейских туристов, случайно отбившихся от своих.

Тогда нам все было в новинку, и мы поражались трущобам с фанерными щитами на месте окон и пустырям, усеянным шприцами и бутылочками от рома «Бакарди». Хотя снаряжали нас, будто на войну, мы ничего не боялись, но чувствовали себя вдвойне чужими как белые и эмигранты, пока не наткнулись на книжный магазин. В витрине висел плакат с портретами чернокожих авторов. Узнал я только двоих, и оба были моими тезками — Дюма и Пушкин.

Вернувшись в редакцию со щитом, мы разразились лирическим репортажем с рискованными рассуждениями. За этот материал поплатилась вся газета. Среди подписчиков нашлась одна, которая перевела чернокожему мужу из Госдепа наш опус слово в слово. Мы об этом узнали, когда пришло письмо из Вашингтона, где нам объясняли, что за такое могут и депортировать.

Довлатов написал чиновникам виртуозный ответ, где напирал на нашу молодость, неопытность и — даже — нетрезвость.

Его письмо напоминало ту телеграмму, которую дядя Сандро предлагал отправить в Кремль, чтобы отмазать своего автора — Фазиля Искандера: «Глуп, но правительство любит».

Благодаря дипломатическому таланту Сергея от нас отстали, но я на всю жизнь запомнил, что нет в Америке темы страшней расизма. Не зря слово на «n» считается самым взрывоопасным во всем английском языке. 

===== 2

Даже говоря на русском, наши в Америке боятся его произнести и заменяют омерзительным эвфемизмом «шахтер» совершенно нейтрального «негра» с невинными коннотациями. Например, Пушкин, про которого писал Синявский, рифмуя образы: «Негр — это хорошо. Негр — это нет. Негр — это небо. «Под небом Африки моей». Африка и есть небо. Небесный выходец».

Но те времена прошли, и сегодня меня особенного удивляет паническая реакция соотечественников в России, где проблема афроамериканцев не так остра, как все остальные. Возможно, среди русских — это солидарность белых людей, которые, как писал знавший в этом толк Фолкнер, упиваются последним преимуществом, когда все другие, начиная со свободы, уже отобрали.

Здешних мне понять проще, потому что я знаю, о чем они говорят между собой, не боясь, что их поймут американцы:

— Негры получают все, чего нам не досталось — от фуд-стемпов и велфера до высшего образования и непыльной государственной работы. Можно ли при этом говорить о «системном расизме», что делают сейчас на демонстрациях по всей стране?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо точнее перевести его на русский. Когда моя жена начинала свою карьеру в американской компании, холодная война была в разгаре, и коллеги ласково звали Иру «наша шпионка». Дослужившись до рождественской вечеринки, она изумилась тому, что, услышав акцент, бармен, не спрашивая, налил ей водки. Конечно, это пустяки, от которых всего лишь морщатся, но если они складываются, то получается каталог ежедневных оскорблений.

— Когда я захожу в магазин, — объясняет один негр белым читателям, — охранник идет за мной по пятам, чтобы я чего не украл.

— Когда я хвастаюсь Гарвардским дипломом, — говорит другой, — все хитро улыбаются, будучи уверены, что мне он достался не по заслугам, а как представителю угнетенных меньшинств.

===== 3

— Когда я веду свой Мерседес, — вспоминает третий, — то не прячу в бардачок документы на машину, зная, что меня остановит полицейский, чтобы узнать, не угнал ли я ее.

И это, разумеется, удел лучших и самых успешных.

Так жить можно, но не хочется. Я знаю, потому что пробовал. В СССР царил интернационал всех народов, кроме одного.

— Из-за него, — уверял нас старый анекдот, — графу «национальность», знаменитый пятый пункт в паспорте, надо заменить вопросом — еврей ли вы?

Мы все знали, что это клеймо, словно свинцовые сапоги скороходу, заранее и навсегда мешают попасть за границу, в дипломаты, даже в партию. Такова была данность, с которой не спорили, потому что привыкли к этому отвратительному, но необходимому условию существования. Называлось оно процентной нормой, которую я так ненавидел, что сбежал в Америку. Похоже, что это не помогло.

2.
В 1969 году, который все больше походит на нынешний, волна протестов против расовой дискриминации захватила все области жизни, не исключая одну, прятавшуюся в башне из слоновой кости.

Два афроамериканца — виолончелист Эрл Мэдисон и контрабасист Артур Дэвис — подали в суд на Нью-йоркскую филармонию за отказ принять их в оркестр из-за расовых предрассудков. Иск они проиграли, но филармония признала опасность дискриминации по половому и расовому признаку, не говоря уже о непотизме. С тех пор до сегодняшнего дня прослушивание кандидатов проходит за занавеской, которая не мешает услышать их игру, но не позволяет увидеть музыканта. Дам специально предупреждают, чтобы не цокали каблуками. В результате половину филармонического оркестра теперь составляют женщины, а полвека назад их было лишь 5%.

===== 4

— Проблема, однако, в том, — пишет главный музыкальный критик «Нью-Йорк таймс» Энтони Томмазини, — что число афроамериканцев в оркестре не изменилось: 50 лет назад на 106 музыкантов приходился один чернокожий, и сейчас один. Но если четверть населения Нью-Йорка составляют афроамериканцы, то надо, чтобы и в центральной культурной институции города были справедливо представлены расовые меньшинства. Для этого придется сорвать завесу, скрывающую от жюри расу кандидата и отменить слепое прослушивание, ошибочно введенное для борьбы с дискриминацией.

Это пишет не левый студент, нахватавшийся лозунгов на демонстрации. Томмазини — крупнейший авторитет, обладатель докторской степени, профессиональный пианист, автор трех важных книг. Поэтому я не берусь судить, скажется ли реализация этого проекта на уровне оркестра (сам я люблю музыку, но не смогу сыграть даже кукарачу на ложках). Бесит меня другое. Покинув страну, где мне отравляла жизнь процентная норма, я вновь оказался там, где ее оправдывают.

3.
Про Америку я все понял, когда еще пионером прочел «Янки при дворе короля Артура».

— Демократия Нового Света, — утверждал этой книгой Марк Твен, — воздает по заслугам, исключая незаслуженные преимущества, обеспеченные случайностью рождения короля и его свиты.

Процентная норма декларирует примерно то же, но наоборот: она помогает жертвам истории, улучшая их долю за счет остальных. Вроде, честно, и, вроде, глупо. Система не может справиться с непреложным законом, который позволяет установить равенство, лишь упразднив критерий. 

===== 5

Любые категории, подчеркивающие происхождение авторов — картины художников-женщин или книги афроамериканских писателей, — упраздняют честную, да и просто вменяемую точку зрения. Одно нельзя сравнить с другим, если оно обладает незаслуженным гандикапом. Процентная норма сдирает ту штору, которую повесила эстетика, воспитывающая наш вкус. Я понимаю, что имманентная ценность — романтический идеал, но и политическая оценка ничуть не лучше: она не понижает планку, а снимает ее вовсе.

Главное, что это никого не обманывает — ни авторов, ни зрителей. Первые знают, что они получили не по заслугам, а с помощью политкорректного блата, вторые об этом не забывают. Те и другие притворяются, что так и надо, но я не понимаю — кому.

В России я твердо знал, что не бывает «рабочей прозы» и «пролетарской поэзии». Америка меня не убедила в том, что есть «женское искусство» и «черная литература».

Лишние прилагательные эксплуатируют процентную норму, но не оправдывают ее.

Нью-Йорк

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov

АЛЕКСАНДР РАДОВ,
</b>
░░|<i> известный журналист, режиссер, продюсер компании "Фишка-фильм" мог бы отметить сегодня свое 80-летие. Немного не дотянул, корона забрала.
Может быть, Саша своим уходом не одну ветреную голову спас. Друзья увидели: даже в масках до ушей ходишь по минному полю...
Но хватит уж слез, день рождения все-таки!
Я отчего-то вспомнил, как в этот день в "Огоньке" шли мы к Радову в кабинет. И он там сидел, огромный, как медведь, по-детски радовался подаркам и цветам.
Послушайте, цветы нужнее земному сроку. И старый спор разрешим: только у людей чести бывает качественное кино, искренние строчки, — вот чему учит Сашина жизнь.
С юбилеем, дорогой! Подмигни нам сегодня оттуда — как только ты один умеешь... А мы за тебя по рюмашке поднимем. Как пьют за поэтов и актеров, чокаясь. </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov


</b>

░░|<i></i>|░░