♡
✿❀
✿❀♡❃
✿❀♡❃❁❋♡
✿❀♡❃❁❋♡✾✽
<b>
С Днём рождения,
Кира Муратова!
</b>
<i>
<b>Знаменитый режиссер о войне, Одессе и антивоенном
кино </b>
Три года назад вышел ее последний фильм — «Вечное
возвращение». Последний в прямом смысле слова: Муратова объявила, что больше
снимать не будет.
<b>
— Кира Георгиевна, как вам живется без кино?
</b>
— Плохо. Но нельзя сказать, что жизнь без кино — это со мной
впервые. В советское время были довольно долгие периоды, когда я не снимала
совсем. Меня увольняли со студии и прочие гадости делали. Я к этому с ужасом,
но привыкла. После того как меня дисквалифицировали на «Одесской киностудии», я
сняла на «Ленфильме» картину «Познавая белый свет», но ее постигла та же
участь, все заканчивалось теми же поправками, той же борьбой за каждый кусочек.
В результате фильм фактически клали на полку. Или делали вид, что выпускают
каким-то несуществующим тиражом. А главное — не давали снимать. Так что
ощущение «без кино» мне знакомо. Я знала, что будет плохо, но все на свете
кончается. Человеку свойственно болеть, стареть, умирать… Никуда не денешься. А
профессия режиссера очень тяжелая физически. И у меня больше нет сил на это.
<b>
— Кино закончилось, но репутация ваша по-прежнему высока.
Кого ни спросишь из критиков о Муратовой, ответ один: «Она великая, она гений».
</b>
— Это все-таки в основном у российских критиков. И я знаю
почему. Потому что я живу не в России. Когда режиссер не путается в ногах, а
живет далеко, его фигура подергивается романтической дымкой и кажется, что
где-то в Одессе есть такая хорошая Муратова. Мне в жизни слава никогда не
помогала, хотя приятно. По мелочам — да, случалось: какая-нибудь продавщица
будет с тобой любезна, иногда на улицах узнают, здороваются. Но я всегда вела
замкнутый образ жизни, почти аутичный, несмотря на профессию. Не люблю
толкотню, тусовку не перевариваю. И одесситы меня не так часто видят. Говорят:
«Ой, вы к нам приехали!» А я здесь живу. «Да что вы!»
<b>
— Почти все ваши фильмы сняты в Одессе. Вы прожили здесь
больше полувека. Одесса сильно повлияла на вас, на ваше кино?
</b>
— Я приехала сюда после ВГИКа по распределению, так это
называлось. И стала Одессу анализировать, рассматривать. Я не принадлежу к
воспевателям Одессы, я просто старалась ее показать — как можно подробней, как
можно более похоже. Все любят свои города, но у одесситов это свойство
настолько чрезмерно, настолько преувеличенно, что вызывает раздражение. Они все
время говорят, что Одесса — красавица, что таких городов вообще нет на свете и
все знаменитые талантливые люди родом из Одессы. Сразу возникает вопрос: а
почему же они все уезжают, если Одесса такая замечательная? Помню, мы как-то
поехали в Узбекистан, снимали в кишлаке, группа была в основном одесская. И они
все время говорили: фу, как здесь грязно, как же грязно! А там беспрерывно
подметают, отхожие места находятся бог знает где далеко, ничем не пахнет и
вообще очень чисто по сравнению с одесскими подъездами. Одесса грязный город,
замусоренный, неухоженный. И безвкусный, я бы сказала. Здесь любят юмор и
музыку, а кино совершенно не понимают. Но знаменитостей они обожают. Встретят
тебя на улице: «Вы наш режиссер! Мы так вас любим! — Вы хоть один фильм мой
смотрели? — Нет». Я им нравлюсь как что-то, что прославляет их город, и все.
Меня это бесит.
<b>
— Но вы же все-таки любите Одессу?! Или нет?
</b>
— Как больной любит свою болезнь, а узник свою тюрьму. Когда
я возвращалась из Ленинграда, где снимала фильм, я ехала в такси и думала:
«Одессочка, родненькая, грязненькая!» Вот так я ее люблю.
<b>
— Год назад здесь пролилась кровь. Это как-то изменило жизнь
города?
</b>
— Нет, не замечаю, чтобы Одесса изменилась. Все напугались и
немного притихли, присмирели. Но не стали воинственнее, просто поняли, что может
плохо закончиться. Мне трудно говорить об этом. Я настолько глубокий пацифист,
что все события последние меня очень ранят. Мне отвратительно, когда убивают.
Даже война за свою территорию — это все равно ведь убийство. Мне очень нравился
Майдан. Там было такое идеалистическое состояние огромных масс людей, главное в
нем было прекрасным, потому что мирным и, я бы сказала, идеалистически
поэтическим. А потом, как бывает со всякой революцией, обязательно начинаются
гильотины или что-нибудь в таком роде. И все сразу становится обычным,
человеческим. В данном случае войной. В юриспруденции есть два вида убийства:
преднамеренное и в состоянии аффекта. Так вот, война — это преднамеренное
убийство.
<b>
— У вас никогда не было мысли снять антивоенный фильм?
</b>
— Мне кажется, это так просто, так понятно — не убий. Что
тут еще снимать? И я не верю, что это повлияет на что-то. Искусство вообще мало
влияет. Немножко, иногда, где-то, чуть-чуть. А не так, что снимешь антивоенный
фильм, и сразу же война прекратится. На Украине сейчас непрерывно показывают
военную хронику. Разве из нее непонятно? Ну, можно какие-то размышления на тему
войны снимать, почему нет. Но мне это, наверное, не дано. Я вообще не хочу
снимать, а вы говорите, чтоб я сняла антивоенный фильм.
<b>
— Из кино, которое сейчас появляется, вам что-то кажется
близким? Есть такое чувство: если бы я снимала, то сняла бы так?
</b>
— Из последнего, что видела, мне очень понравился фильм
Слабошпицкого «Племя». Всем советую посмотреть. Лозница нравится, все его
документальные фильмы. Я всегда любила Сокурова, Овчарова, которого как-то
забыли сейчас, мне кажется. Я всеядна, нет такого, чтобы я что-то не принимала,
меня можно захватить чем угодно. Это ведь эмоциональное дело. Смотришь на
экране парад. Вот идут в ногу и поют вместе. Возникает ритм. И у тебя,
независимо ни от чего, к горлу подкатывает ком. Думаешь: что такое?
Оказывается, это захватывает. Я многое ценю из чужого, но самой мне так не
хочется. Зачем? Ведь все уже сделано. Это как с литературой. Чем лучше книга,
тем меньше мне по ней хочется что-то снять. Она этого просто не требует. Мне
нужно наоборот, чтобы там были какие-то изъяны, незаконченность, чтобы я это
доделала, изменила.
<b>
— Интересно, какое кино сняла бы Муратова здесь и сейчас —
на Украине летом 2015-го. Ведь фильмы не берутся ниоткуда. Это всегда слепок с
места и времени.
</b>
— Не всегда. Если говорить обо мне, о моем кино, то я люблю,
чтобы было конкретное и одновременно обобщенное. Вечное, но в конкретных
одежках. И чтобы что-то было над этим, какое-то парение вечное. Когда удается
это объединить, сочетать, тогда я собой довольна. Про «Астенический синдром»
говорили, что это диагноз своему времени, а я считаю, что это диагноз
человечеству, всему и всегда. Просто на тот момент он выглядел так. Посмотрите
фильм Ханеке «Любовь». Это про сейчас? Нет, про всегда. Я не понимаю, что такое
сейчас. Наверно, дело в том, что я не верю в прогресс, вообще. Какая разница —
пунические войны или сейчас? Какая разница — Нерон или сейчас? Да никакой. Есть
люди, которые в прогресс верят, они мне симпатичны. Мне кажется, Лозница именно
такой человек, он в это верит. И он еще к тому же очень талантлив. Но говорить,
что сейчас нужно именно это, а потом будет нужно то — что за чепуха! Это к тому
же разговору, что как это Германия, где Бетховен и Гете, как она могла… А вот
так! Потому что люди одинаковы всегда и везде. И в плохом и в хорошем. В
главном. Меняются только внешние вещи. Раньше нельзя было целоваться на улице,
а сейчас можно. Раньше пытки были более изощренные, а сейчас менее. Но всегда
целовались и всегда пытали, всегда.
<b>
— Я знаю, что вас за вашу пацифистскую позицию многие
упрекают. Говорят, что вы над схваткой. Как вы на это отвечаете?
</b>
— Нет, я не над схваткой, я принимаю сторону Украины. Мне не
нравится, что она воюет, но я не знаю, как можно из этого выйти — в тех
стандартах, в которых живет человечество: «Надо защищать свою территорию, надо
бороться!» Но никакая территория не стоит того, чтобы за нее убивать, даже если
эту территорию называют родиной. Человечество очень любит воевать, оно
усматривает в этом героизм, тех, кто не хочет воевать, оно осуждает. Но таких,
к сожалению, очень мало. Мало пацифистов. Кому-то все равно, а кому-то кажется
— ну, а как иначе. Многие просто не верят, что мир без войны возможен. Зачем трепыхаться,
если ничего не изменишь.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/07/16/64919-kira-muratova-171-net-ya-ne-nad-shvatkoy-ya-prinimayu-storonu-ukrainy-187
</i>
✿❀♡❃❁❋♡✾✽