7 авг. 2014 г.

<i><b> Дела давно минувших дней… 
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
    О Нине БЕРБЕРОВОЙ – Андрей Вознесенский
</i> </b> 
<i>
 Нина БЕРБЕРОВА

ЖЕЛЕЗНАЯ ЖЕНЩИНА

Рассказ о жизни

М. И. Закревской– Бенкендорф– Будберг,

о ней самой и ее друзьях

ИНФРОМАН

Эту удивительную книгу я прочитал в Париже в шестидесятые годы, когда «Железная женщина» была запрещена к ввозу в нашу страну. Проглотил я ее за ночь. Среди гор залпом прочитанной мной тогда «подрывной» литературы – и горячей «антисоветской», и ностальгически прекрасной и оттого, вероятно, еще более подрывной – эта книга остановила мое внимание кристальным светом слога. Жанр ее необычен.

Я назвал бы ее инфроманом, романом-информацией, шедевром нового стиля нашего информативного времени, ставшего искусством. Это увлекательное документально-страшное жизнеописание баронессы М. Будберг – пленительной авантюристки, сквозь сердце которой прошли литературные и политические чемпионы столетия – как-то: М. Горький, Уэллс, Локкарт, Петерс и другие. Подобно своей утесовско-лещенковской тезке, она была отважной Мурой литературных и политических салонов, держала мировую игру, где риск и ставки были отнюдь не меньше. Она ходила по канату между Кремлем и Вестминстером.

Что сравнится с женской силой?

Как она безумно смела!

Сохранилась фотография, на которой можно разглядеть смущенную усатую улыбку Горького, дарящего дружбу Муры автору «Борьбы миров».

Не женщина была железной, железным был век железных наркомов и решеток. И живая женщина противостоит ему.

Чем автора привлекла героиня? Может быть, бормотанием «баронесса Будберг», чем-то схожим с именем «Берберова». «Бр-бр» – мурашки идут от страшного времени.

Роман этот – лучшая вещь Нины Берберовой. Перо ее кристально, порой субъективно, вне сантимента, оно строго по вкусу и выдает характер художника волевого, снайперски точного стилиста, женщины, отнюдь не слабого пола. Информация в ее руках становится образом, инфроманом, не становясь журналистикой, сохраняя магический инфракрасный свет искусства. Свет этот необъясним. Точный кристалл – да, но магический. Многие сегодняшние документалисты не имеют этого невидимого инфраизлучения. Нина Берберова с презрением отвергает клише о женской литературе как о сентиментальности Чарской.

Огромный успех книги Н. Берберовой имели прошлой весной в Париже, редкий для русского писателя. «Монд» и другие крупнейшие газеты глубоко анализировали ее творчество. Ей была посвящена престижная телепередача «Апостроф» знаменитого Бернарда Пиво, в которой до этого из русских авторов был лишь А. Солженицын.

Познакомился я с Ниной Николаевной лет двадцать назад, опять же когда ее еще не решались посещать пилигримы из нашей страны. На вечере моем в Принстоне сидела слушательница пантерной красоты. В прямой спине ее, в манерах и в речах была петербуржская простота аристократизма.

Читатель наш знает стиль и жизнь Н. Берберовой по публикациям. Встречаются в них порой и неточности. Проза ее вырастает из постакмеистических стихов. Отличает их ирония. Опытные повара «откидывают» отваренный рис, обдают его ледяной водой. Тогда каждое зернышко становится отдельным, а не размазней каши. Так и фразы Берберовой, обданные иронией, жемчужно играют каждым словом, буквой – становятся отборными зернами.

Она одна из первых оценила масштаб В. Набокова, сказав, что появление его оправдывает существование всей эмиграции.

Последний раз я выступал в Принстоне в прошлом году. Нина Николаевна сломала руку и не могла быть на вечере – пригласила меня приехать на несколько часов пораньше и побыть у нее. В чистом, как капитанская каюта, домике темнело красное вино. Хозяйка подарила авторский экземпляр своей только что вышедшей книги «Люди и ложи» о русском зарубежном масонстве. Тогда я и написал стихи. Приведу их почти целиком:

Вы мне надписали левою,
за правую извиняясь,
которая была в гипсе –
бел-белое
изваянье.
Вы выбрали пристань в Принстоне,
но что замерло, как снег, в
откинутом жесте гипсовом,
мисс Серебряный век?..
Кленовые листы падали,
отстегиваясь как клипсы.
Простите мне мою правую
за то, что она без гипса.
Как ароматна, Господи,
избегнувшая ЧК,
как персиковая косточка
смуглая Ваша щека!
Как женское тело гибко
сейчас, у меня на глазах,
становится статуей, гипсом,
в неведомых нам садах…
Там нимфы – куда бельведерам.
Сад летний. Снегов овал.
Откинутый локоть Берберовой,
Был Гумилев офицером.
Он справа за локоть брал.

Нина Николаевна была бурно рада. Лишь на одну строку сказала: «Ну какая же я мисс Серебряный век, Андрюша?!» Однако я не совсем с ней согласен. Конечно, Берберова отнюдь не принадлежит к поколению Серебряного века, ее генерация – иного стиля мышления, энергии, вкуса – это дух середины века, но почему-то именно ее, юную Нину Берберову, избрали своей Мисс такие паладины Серебряного века, как Гумилев и Ходасевич.

Ее не избежала судьба женщин – спутниц великих художников. В глазах современников она порой заслонена священными тенями. Джентльмены журналистики, и зарубежные и наши, порой обливали ее в статьях помоями.

Думаю, публикация «Железной женщины» ставит все на свои места. Сегодняшний вариант романа Н. Берберова дополнила новыми кусками об использовании М. Будберг Сталиным.

Прошлой осенью Нина Николаевна впервые посетила нашу, когда-то ею покинутую, страну. От раннего утра до полуночи ее без отдыха изнуряли встречи с вампирствующими поклонниками, прессой, студентами, профессурой. Она оставалась неизменно свежей телом и разумом. Опрятной в своей белоснежной блузке. Стиль ее ответов был под стать «Железной женщине» – информативен, грациозен и краток, не отвлекаясь в околесицу. Многим нашим депутатам хорошо бы поучиться у нее сжатости формулировок.

Мне довелось ассистировать ей на сцене большого зала МАИ. Зал был переполнен московской элитой, студентами. Эта аудитория привыкла внимать А. Сахарову, ведущим политикам и мыслителям. Три часа без передыху Нина Николаевна читала свою прозу, стихи, свои и Ходасевича, завораживая зал чудотворной русской речью, кристальной, редко сохранившейся в нашем обиходе и одновременно современно ясной, отмытой от архаики и вульгаризмов.

Не обошлось и без ложки дегтя. Группка дегтярных людей, видно, наслышанных о «Людях и ложах», стала выпытывать у Нины Николаевны признание в том, что Троцкий был… масон. Они знали это точно. «Он же перстень масонский носил», – кричали ей.

Ноздри Н. Н. брезгливо дрогнули. Возмущенно выпучив очи, она ответила: «Какой же он масон? Он же был…»

И понизив голос, как сообщают о самом чудовищном, выпалила: «…большевик!»

Этим вопиющим неопровержимым фактом припечатав и Троцкого и дегтярных неофитов.

Вернемся к книге. Поздравляю вас, читатель!

Когда-то запретная «Железная женщина» сейчас ложится на стол миллионов наших читателей. Некоторые «подрывные» некогда книги, изданные ныне, потускнели, другие – наоборот.

«Железная женщина», как протертое стекло, излучает кристально свет. Она, как экран документального кино, информативно движется фактическими фигурами и наполнена струящимся светом! Поэтому я называю ее инфроманом.

Странно, что «Железную женщину» до сих пор не экранизировали.

Андрей Вознесенский
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Фотографии и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=8dfjU623KIHXyQPWy4LICg&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1024&bih=719
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡  
                          
        <i><b>
 Про Юрия КАЗАКОВА

Спрятанный свет слова
</i></b>
✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠     ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠  
<i>
В жизни каждого человека есть момент,
когда он всерьез
начинает быть.


Кто там разберет,
что в жизни главное, важно только хорошо
об этом писать.


...К речи надо иметь вкус, слово чутьем находить,
и беда, когда писатель
не видит
спрятанный свет слова,
не чувствует
его заглушенный запах, когда в ладонях слово
не отогревается.


♠♠♠

Застенчивый мальчик с Арбата. Вместе с мамой Устиньей Андреевной он жил в одной из коммуналок того дома, где и сейчас расположен «Зоомагазин».

Ходил в музыкальную школу с нотной папкой на шнурках. Завороженно стоял под окном, откуда слышался рояль Святослава Рихтера и голос Нины Дорлиак.

В войну помогал взрослым тушить зажигалки на крыше своего дома. Был контужен при взрыве бомбы, упавшей в соседнем квартале. С тех пор всю жизнь заикался.

После окончания школы, в 53-м году, подал документы в Литературный институт, где был конкурс пятьдесят человек на одно место. Поступил!

На II курсе первые свои рассказы принес в редакцию «Советского спорта». Рассказы были о свирепых нравах американского спорта. Подрабатывал в оркестре, играл на контрабасе. Мечтал о путешествиях. Увлекался джазом. Копил деньги на охотничье ружье. Влюблялся в тоненьких московских девушек…

Литературная судьба Юрия Павловича Казакова кажется загадочной, почти невероятной. Как получилось, что городской мальчишка, студент, музыкант и очкарик, вдруг стал писателем, с которого началась знаменитая «деревенская проза»? Казаков писал и о городе, но именно с его рассказов «На полустанке» (1954), «Некрасивая» и «Странник» (1956) пошла в рост новая ветвь русской литературы ХХ века.

Термина «деревенская проза» тогда еще не было, но саму прозу уже громили партийные критики. За честным описанием русской деревни, ее красоты и обездоленности критика высмотрела угрозу «социалистическим завоеваниям».


Говорят, что Казаков написал мало. Все его рассказы легко умещаются в одном томе. Но это особенные рассказы, они полны таинственной простоты. На одном из вечеров памяти Казакова поэт Владимир Корнилов сказал о Юрии Павловиче: «…Таких рассказов, как “Трали-вали” или “Адам и Ева”, никогда не было и никогда не будет…»

Во многих из них ничего не происходит, но это важнее всего происходящего. Как писали летописцы о редких затишьях в русской истории: «Бысть тишина». Вот такая божественная тишина растворена в рассказах Казакова. Все они возникают не из сюжета, не из динамики, а из дыхания природы и задумчивости одинокого человека.

Здесь хочется вспомнить Пушкина:

Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.

Проза Юрия Казакова читается с тайной тоскою и всегда внушает нежность. Нежность к ребенку (как в рассказе «Свечечка»), к любимой (как в рассказе «Осень в дубовых лесах»), к друзьям (в «Северном дневнике» и рассказе «Отход»), нежность к зримой и незримой красоте земли.

Казакова упрекали в подражании Бунину, забывая, что молодой писатель работал над своими первыми рассказами за несколько лет до того, как Бунина разрешили печатать в Советском Союзе. Это уже потом Казаков полюбил Бунина необыкновенно – и его прозу, и его личность. Когда в конце 60-х годов Юрий Казаков попал в Париж, он первым делом бросился искать тех стариков-эмигрантов, которые могли помнить Ивана Алексеевича. Казаков нашел магнитофон и сделал уникальную запись воспоминаний о Бунине 80-летнего Бориса Зайцева.

Вся несправедливая критика в адрес Казакова давно забылась. Так забывается осенняя тоскливая распутица, как только выпадет первый снег. И рассказал я о старой критике, о давнем непонимании лишь для того, чтобы напомнить о том, как тяжело бывает писателю в тот момент, когда он пишет. Как трудно написать «просто» рассказ, если тебя толкают под руку, мешают, сбивают с толку…


В 1967 году он опубликовал в «Литературной газете» удивительную статью «О мужестве писателя». Это была будто бы даже не статья, а Слово, обращение к душе и совести. О каком мужестве эта статья? О мужестве быть одному.

Вот сидит писатель ночью за столом. Перед ним белый лист. И никто не поможет в эту минуту.

Все пьют-гуляют, а ты – один. Все спят, а ты один не спишь. Тебе нужны талант, мужество, любовь, но все это дается свыше, от Бога. Не мешайте писателю быть одному – вот о чем была та забытая нынче статья Казакова. Юрий Павлович был рыцарем русской словесности.

Иногда говорят, что Казакова забыли, мало читают, что молодые люди его не знают. Смешные слова. Казакова читают, любят, перечитывают, помнят, только все это происходит «за кадром» нашей быстроутекающей жизни. К Юрию Казакову, как к его любимой речке Яснушке, можно прийти лишь тихой и узкой тропой. Одному.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Документальный фильм (Россия, 2012).

О писателе, чья проза является неотъемлемой частью классической русской литературы; о его творческих открытиях и поворотах судьбы. В фильме принимают участие: вдова Юрия Казакова – Тамара Судник, Андрей Битов, Алексей Варламов, Евгений Евтушенко, Павел Басинский, Евгений Попов, Вячеслав Мешков.

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/39326
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♠♠ Картинки. Фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=ltTjU7n3BKL5yQOUkoDYBA&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1024&bih=719

</i>
<i><b>
Много талантливых и прекрасных людей подарил этот день – 8 августа.

Поздравить сегодня необходимо Александра ПОДРАБИНЕКА! Дастина ХОФФМАНА! Станислава САДАЛЬСКОГО! Алексея СИМОНОВА!

</i> </b>
<i>


⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰
<i><b> Дела давно минувших дней…  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Худшие мужья в истории: великие и ужасные
</i> </b> 
 *-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i>
Карл Густав Юнг

Кто: основоположник аналитической психологии

Как оказался в списке: не только настойчиво рекомендовал своим клиентам полигамию как панацею от всех болезней, но и сам не чурался активно использовать этот метод.

Великий ученик Фрейда был женат только один раз и прожил со своей законной супругой больше пятидесяти лет. Эмма Раушенбах подарила мужу четырех дочерей и сына. Но была ли она счастлива? Жизнь с великим психологом напоминала сказку — чем дальше, тем страшнее.

Юнг, что называется, пользовался своим служебным положением и сочетал полезное с приятным, вступая в интимную близость с клиентками, которые приходили к нему на анализ. И Сабина Шпильрейн (ее роль в фильме «Опасный метод» досталась Кире Найтли) была далеко не единственной пациенткой, с которой сблизился Карл.

Кроме Сабины, которая пленяла, кстати, и Фрейда тоже, существовала еще, как минимум, фройляйн Тони Вольф. По словам Юнга, «замечательная умница, отлично чувствующая религию и философию» и самого Карла Густава, разумеется. Именно с ней он работал над трудами о коллективном бессознательном и.... познавал «мистическое» значение сексуальности — реализовывать эту идею вместе с женой, родившей ему пятерых детей, Юнгу отчего-то в голову не пришло.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡ 
►► Продолжение следует…

Картинки и фотографии там же
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡ 

</i>
<i><b>  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ   </i></b>
<i><u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u> </i>
Одессское…

- Рабинович, зачем вы расклеиваете по городу чистые листы бумаги?
- а что писать, когда и так все ясно!


Абрам, представляешь, на упаковках презервативов пишут "Использовать до 2018 года". Зачем они на меня давят? К чему таки эта спешка?

<i>
Легенды Одессы: Автопробег командора Хазанова

◖◗

Делалось это так дружно, что инспектор Росконцерта, который специально ездил с каждой бригадой, чтобы блюсти её нравственность, весь вечер мучился вопросом: «Что же такое поели артисты, если у них такая жажда?». А это была жажда жизни, ибо ничто не сравнится с той жизненной силой, какая загадочным образом сконцентрировалась в шабском нектаре.

И лишь с последним взмахом палочки Олега Лундстрема инспектору пришло в голову самому утолить жажду. То ли потому что ему на донышко кружки накапало только несколько капель, то ли потому что чувство долга затмило остальные чувства, инспектор после последнего поклона артистов, ткнув в Воловича пальцем, объявил:

— А вас, Волович, я отстраняю от концертов!

Но Аркаша, выразитель чаяний бригады, взяв инспектора за талию, повёл в проверенные кусты сирени:

— Палыч, у Юры день рождения. Если бы ты был не из своей занюханной Москвы, а из Одессы, ты что не налил бы гостям?
— Ну ладно, — вмиг оттаял инспектор, не прекращая следить за рукой Аркаши, которой тот размахивал для убедительности.

Да, чуть не забыл сказать, что когда Аркаша хотел быть убедительным, он всегда брал в руку то приспособление, которым бил в большой барабан. Я мог бы сказать, что оно напоминало булаву гетмана Хмельницкого, но это не совсем точно, потому что Хмельницкий против Аркаши был слабак — аркашина булава была в три раза больше. Так что мирные переговоры хозяин булавы закончил почти дружески:

— Кстати, Палыч, мы тут Юре на подарок скидывались, так с тебя десятка.

Юра был счастлив. Вечер был хорош и народ был хорош. Но особенно хорош был подарок. Аркаша вручил Юре шариковую ручку. Но какую! На ней была изображена девушка в купальнике.

— Юра, поверь, это мировая вещь, такое только в Одессе найдёшь! Смотри: если ручку перевернуть, — продемонстрировал Аркаша уникальные возможности подарка, — девка раздевается. Ну, прямо, как на одесском пляже. Мы с медной группой проверяли — очень похоже.

Автор: Валентин Крапива.

◖◗

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://odessa-life.od.ua/article/3411-legendy-odessy-avtoprobeg-komandora-hazanova
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>
<i>
     ✏  ✑  ✒                  

    ИЗ ОБРЫВКОВ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВЪ

                         

ПРИЯТНО ВСПОМНИТЬ!!!!

Актёрские байки

 Борис ЛЬВОВИЧ.

Актёрская курилка

      У Театра Олега Табакова (который поклонники любовно называют «Табакеркой») — большая толпа. Сегодня — премьера! Огромная афиша у входа кричит: «РЕДЬЯРД КИПЛИНГ!!! "МАУГЛИ"!!!».

 Народ ломится, милиция из последних сил сдерживает. Молодые актеры протаскивают на спектакль замечательного драматурга Александра Володина, чья пьеса «Две стрелы» в это время находилась в работе театра. Милиционер — ни в какую: без билета не положено!

«Да поймите, — убеждают ребята, — это наш автор! Мы его пьесу ставим!»

«Другой разговор! — сурово сказал милиционер и взял под козырек. — Товарищ Киплинг, проходите!»
    

     Актер Московского театра на Малой Бронной Гера Мартынюк, которого широкие массы трудящихся знают, как мудрого детектива Пал Палыча Знаменского из незабвенного сериала «Следствие ведут знатоки», однажды гулял с товарищем по Вильнюсу и обратил внимание на огромный памятник Великому вождю, на постаменте которого было начертано латинскими буквами: «ЛЕНИНC».

 Как-то Геру задело: «Ну, я понимаю, такая транскрипция по-литовски, — недоумевал он, — но зачем? Написали бы по-русски — "ЛЕНИН", пусть даже латинскими буквами!..»

«Не огорчайся, — успокоил приятель, — они просто хотели сначала написать: "ЛИНИН С НАМИ!" — но в последний момент раздумали...»

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
</i>


<i><b>  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ

Календарь </i> </b>
<u><i>
1742 год — На поселение в Среднеколымск доставлены первый вице-канцлер внутренних дел России граф М. Г. Головкин с женой Екатериной Ивановной, добровольно последовавшей с ним в ссылку. Так императрица Елизавета Петровна наказала его за сочувствие принцессе Анне Леопольдовне, первоначально приговорив к смертной казни после ноябрьского дворцового переворота 1741 г., позднее заменив её на поселение в Сибирь. Умер граф в месте изгнания в 1766 году. Жена, получившая после смерти мужа дозволение вернуться в Москву, увезла тело с собой, по преданию, залив его воском. Похоронен граф Головкин в Георгиевском монастыре. Графиня дожила до 90 лет и умерла 20 мая 1791 года.
</u> </i>
<i>
Русский дворянский род Головкиных известен издревле.
Он происходит от Ивана Ивановича Головкина, боярина при Князе Юрии Ивановиче, младшем Августейшем сыне Царя Иоанна III Великого.

Головкин Михаил Гаврилович, один из самых значительных государственных деятелей России, родился в 1699 году в семье выдающегося канцлера графа и первого в роду Андреевского кавалера Гавриила Ивановича Головкина от брака с Домной Андреевной Дивовой, почившей в 1727 году.

Получив первоначальное домашнее воспитание, Высочайшим рескриптом Государя Петра I Алексеевича (1672-1725) от пятого (18) мая 1712 года послан был для получения образования за границу, где и учился в гг. Лейпциге и Галле. По возвращению из Германии Михаил Гаврилович пожалован первым чином сержанта гвардии.

Получив первоначальное домашнее воспитание, Высочайшим рескриптом Государя Петра I Алексеевича (1672-1725) от пятого (18) мая 1712 года послан был для получения образования за границу, где и учился в гг. Лейпциге и Галле. По возвращению из Германии Михаил Гаврилович пожалован первым чином сержанта гвардии.


В 1730 году вместе с отцом Михаил Гаврилович решительно выступил в поддержку самодержавных прав Государыни Императрицы Анны Иоанновны (1693-1740). Государыня изволила женить Михаила Гавриловича на Августейшей двоюродной сестре своей Екатерине Ивановне, урожденной Княгини Ромодановской, и Высочайше пожаловала в марте 1730 года чин сенатора.

В 1730 году вместе с отцом Михаил Гаврилович решительно выступил в поддержку самодержавных прав Государыни Императрицы Анны Иоанновны (1693-1740). Государыня изволила женить Михаила Гавриловича на Августейшей двоюродной сестре своей Екатерине Ивановне, урожденной Княгини Ромодановской, и Высочайше пожаловала в марте 1730 года чин сенатора.

И, наконец, 21 апреля (4 мая) 1731 года 32-летний граф Михаил Гаврилович Головкин Высочайше пожалован Государыней Анной Иоанновной Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. Так в роду Головкиных появился второй Андреевский кавалер. Всего же их было четверо.

В 1734 году граф Михаил Гаврилович Головкин Государыней назначается главным директором Монетной канцелярии в Москве и Канцелярии монетного управления. В 1736 году ему высочайше поручено рассмотреть положение о мерах и весах, в чем граф преуспел изрядно.

В краткое правление принцессы Анны Леопольдовны (1718-1846), бывшей Августейшей двоюродной племянницей его супруги Екатерины Ивановны, урожденной Княгини Ромодановской, граф пользовался большим влиянием.

По отзывам современников, граф Михаил Гаврилович имел научные сведения, отличался добросердечием, справедливостью, гостеприимством, однако не был чужд гордости, упрямства, тщеславия и даже злости, любил предаваться лени и неге, презирая при том всех иностранцев.


Граф Михаил Гаврилович первым посоветовал правительнице Анне Леопольдовне объявить себя Государыней Императрицей, однако осуществлению этого плана помешал Дворцовый переворот, произведенный противозаконно и вопреки установлениям и традициям престолонаследия 25 ноября (8 декабря) 1741 года Великой Княжной и Цесаревной Елизаветой Петровной (1709–1761), третьей Августейшей дочерью Государя Императора Петра I Алексеевича.

Как доверенное лицо правительницы России Анны Леопольдовны и всего Семейства Брауншвейгского Дома граф Михаил Гаврилович Головкин в день незаконного переворота арестован был, заключен как преступник в Петропавловскую крепость, а после предан суду.


Обвиненный в государственной измене (?!) за сочинение « некоторого отменного о наследствии Империи определения», граф Головкин приговорен был Сенатом к смертной казни, замененной в январе 1742 года Государыней Императрицей Елизаветой Петровной лишением всех чинов, орденов, в том числе Святого Апостола Андрея Первозванного, имущества и ссылкой на вечное поселение в Собачий Острог (Среднеколымск) в Якутии.

Здесь графу суждено было прожить последние 14 лет своей жизни, «выходя из дома не иначе, как в сопровождении двух конвойных с ружьями, споря с местными казаками за рыболовные межи в Колыме и ежевоскресно являясь в приходскую церковь, где раз в год он был обязан, выпрямясь и, скрестив руки, выслушивать какую-то бумагу, а за ней увещевание священника».

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
► http://otechestvo.org.ua/main/200511/2304.htm
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B0+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=WMfjU-DTOuLiywPkpIKIBQ&ved=0CAoQ_AUoAw&biw=1024&bih=719

</i>