<b>Помним</b>
 
    ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ❤
      <b> Михаил Чехов
</b>
 
 ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i><b> </b>
Великий русский
актер театра и кино, педагог. Родился 16 (29) августа 1891 г. в Петербурге,
племянник А.П.Чехова. Его отец – Александр Павлович Чехов, старший брат Антона
Павловича был писателем. Писал под псевдонимами Агафопод, Агафопод Единицин,
Алоэ, позднее — А. Седой. В 1888 г. Александр Павлович овдовел, а в следующем
году обвенчался с гувернанткой своих детей Н. А. Гольден, от которой родился
сын Михаил.
Михаил в очень
раннем возрасте проявил разносторонние дарования. В письме к М.П.Чеховой
А.П.Чехов в 1895 писал: «Я думаю, что из него выйдет талантливый человек».
В 1907
М.А.Чехов поступил в Театральную школу им. А.С.Суворина при театре
Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в
школьных спектаклях. Из заключения Художественного совета школы: «При больших
врожденных способностях оказал весьма большие успехи в комических и характерных
ролях». После окончания был принят в труппу Суворинского театра, где с сентября
1911 по апрель 1912 сыграл множество ролей. В Санкт-Петербурге Михаил был
представлен К.С. Станиславскому и тот пригласил его в Московский Художественный
театр.
26 апреля 1912
Чехов встретился с К.С.Станиславским, читал ему монологи Федора из «Царя
Федора» А.К.Толстого и Мармеладова из «Преступления и наказания» по
Ф.М.Достоевскому. В августе того же года в прессе появились объявления об
открытии студии при Художественном театре.
15 января 1913
1-я Студия МХТ показала свой первый спектакль Гибель «Надежды» Г. Хейерманса.
Жизнь молодого артиста делится между сценой Художественного театра, где он
занят, в основном, в народных сценах, и работой в Студии под руководством Л.
Сулержицкого и Евг. Вахтангова.
В это же время
началась его карьера как киноактера в 1913 году с роли Михаила Федоровича
Романова в фильме «Трехсотлетие царствования дома Романовых» (февраль 1913),
далее последовали более 5 ролей в немых картинах.
В 1914 тайно
обвенчался с племянницей О.Л. Книппер-Чеховой, впоследствии известной в
Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер. В сезоне 1914–1915
Станиславский продолжал занимать Чехова, как и большинство молодых артистов, в
народных сценах, оттачивая на их возрастающем мастерстве свою «систему».
В 1916
Станиславский начал репетиции Чайки, где Чехову предполагалась роль Треплева.
Репетиции шли, Чехов был нездоров, его физическое состояние усугублялось
депрессией.
В январе 1918
он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. По
свидетельству одной из его сотрудниц, впоследствии режиссера М.О. Кнебель, «он…
выздоровел только благодаря работе с нами… Занятия в студии были в основном
посвящены элементам системы, поискам творческого самочувствия в этюдах, то есть
первому разделу системы Станиславского».
В 1919 студию
посетил Станиславский и был удовлетворен результатами работы своего ученика.
В июне 1918
Чехов женился на К.К. Зиллер, начал работать над теоретическими статьями.
В 1920 Чехов
начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии им. Ф.И.Шаляпина, в том же
сезоне сыграл Мальволио в «Двенадцатой ночи» У.Шекспира, репетировал со
Станиславским Хлестакова в «Ревизоре» Н.В.Гоголя и Эрика в «Эрике XIV»
А.Стриндберга (постановка Вахтангова, премьера 29 марта 1922, которая, по
свидетельству критиков, произвела ошеломляющее впечатление в первую очередь
игрой Чехова).
В апреле
начались генеральные репетиции «Ревизора»
Знакомство
тогда же с А.Белым на заседании Вольной философской ассоциации (Белый читал
доклад о Преступлении и наказании) оказало сильное влияние на последующую жизнь
и творчество Чехова, именно через Белого была глубоко воспринята артистом
антропософия Р.Штейнера. В 1922, после смерти Вахтангова, Студия совершила
большую гастрольную поездку со спектаклями «Двенадцатая ночь», «Эрик XIV»,
«Сверчок на печи»: Рига, Таллинн, затем Германия (где Чехов встретился с первой
женой), Прага, Брно (здесь в газете «Лидовы новины» К.Чапек публикует статью
Чехов, в которой пишет: «Его игра не поддается описанию, даже если бы я
окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить словами
ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его аристократической
руки».
По возвращении
в Москву Чехов возглавил 1-ю Студию МХТ. 28 января 1923 торжественно
праздновалось ее 10-летие, отмечались артисты, проработавшие в ней со дня
основания. Чехов получил 1000 рублей золотом на лечение за границей, лето
провел в Германии, а с начала сезона репетировал Гамлета. К этому времени он
начинает особенно активно внедрять в репетиционный процесс некоторые из своих
упражнений со студийцами.
В августе 1-я
Студия МХТ была переименована в МХАТ 2-ой, 17 ноября состоялась публичная
генеральная репетиция Гамлета. По окончании спектакля А.В.Луначарский передал
Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных
академических театров.
В январе 1925
начались репетиции Петербурга, параллельно режиссер А.Д.Дикий выпустил Блоху по
Н.С.Лескову без участия Чехова. Сохранилось свидетельство М.Ф.Андреевой в
письме к М.Горькому по этому поводу: «…хороший, веселый спектакль без дураков и
фокусов, но – пролетарская публика предпочитает Гамлета с Мишей Чеховым».
В ноябре
состоялась премьера Петербурга, спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила
даже Станиславского, которому спектакль не понравился.
В 1926 в театре
обозначились первые признаки конфликта. Через несколько дней группа актеров
обратилась к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей
творческой воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность… И.
Берсенев, А.Чебан, Н.Рахманов, С. Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов, В.
Готовцев (и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой, конфликт
разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы выступил
Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола Дикого и
Волкова.
В 1927 Чехов
триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического
театра, затем с труппой Малого театра, репетировал «Дело» А.В.Сухово-Кобылина
(где Чехов сыграет одну из великих своих ролей, Муромского, высоко оцененного
В.Э.Мейерхольдом, Книппер-Чеховой, В.О. Массалитиновой, многими своими
коллегами и критиками).
В 1927 вышел
фильм с Чеховым «Человек из ресторана» (реж. Я.А.Протазанов) по повести
И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых отечественных фильмах эта роль актера
считается самой серьезной).
В январе 1928
получила широкий резонанс книга Чехова «Путь актера». З.Н.Райх писала автору:
«Я пьяна Вашей книжкой... В ней, коротенькой, я почувствовала длинную,
замечательную жизнь. Вас замечательного…».
В октябре 1928
в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с М.
Рейнгардтом и начал сниматься в фильме «Тройка». В ноябре в Вене состоялась
премьера спектакля «Артисты» Г. Уоттерса и А. Хопкинса в постановке Рейнгардта,
где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй
этап жизни Чехова.
В 1930 Чехов
хлопотал о предоставления ему и группе актеров субсидии для организации театра
в Чехословакии; получив отказ, переехал в Париж, заключив в Германии ряд
контрактов в театре и кино. В парижской газете появилось интервью с Чеховым, в
котором он поведал о намерении организовать в Париже школу драматического
искусства: через два-три месяца он надеялся показать первые спектакли – русские
сказки, затем труппа перейдет к работе над мировой классикой.
В 1931 в Париже
было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли
С.В.Рахманинов, Ф. Жемье, Рейнгардт, М.Моргенштерн, В.Н. Масютин. На
пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом об аренде помещения театра
«Ателье».
В апреле Чехов
уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Ж. Бонер,
ставшей его другом и помощницей в создании русского театра.
В 1935 с «
Театром Чехова » выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение остаться в Америке
отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр-студию. В
1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много и успешно, но близость
Европы и приближение войны заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в
Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается в Риджфилде, в 50 милях от
Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли «Двенадцатая ночь» (новая,
отличная от прежних редакция), «Сверчок на печи», «Король Лир» Шекспира.
В 1946 вышли
фильмы «Призрак розы» (Поляков), «Клянусь !» (Петер), «Ирландская роза Эбби»
(Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где
«в настоящий момент разрабатывается «метод Михаила Чехова» (в измененном виде
существует по сей день), на русском языке вышла его книга «О технике актера». В
числе его учеников были голливудские актеры: Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер).
Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда.
С 1947 в связи
с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном
преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии А.
Тамирова, снялся в фильме «Техас, Бруклин и небеса» (1948), в конце 1940-х –
начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о А.П.Чехове,
Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны).
В 1952 вышли
фильмы «Приглашение» (доктор Фрамм), «Рапсодия» (профессор Шуман), была
опубликована на английском языке книга «О технике актера».
Умер Чехов в
Беверли-Хиллс (шт. Калифорния) 1 октября 1955, урна с его прахом захоронена на
кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде. Почти до середины
1980-х годов его имя на родине предавалось забвению, встречалось лишь в
отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель, С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На
Западе метод Чехова за эти годы приобрел значительное влияние на технику
актерского мастерства, с 1992 регулярно организуются Международные мастерские
Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием
российских артистов, режиссеров, педагогов.
Полностью читать
http://mihail-chehov.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F◄╝
</i>
Михаил Чехов в
фотографиях https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB+%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwi3hdzQ8-TOAhWGa5oKHb0mATQQ_AUICCgB&biw=1280&bih=595
      <b> ❖ • ❖ • ❖</b>