☸ ✉ஃ 〠
<i>
<b>
Роман в искусстве: 5 букв из биографии Эрте
</b>
   <b> «Я не
только делаю то, что хочу, но делаю это по-своему, а не под влиянием
какого-либо другого художника». Феноменальный Эрте — один из «столпов» стиля
ар-деко, — фигура почти мистическая. Родившись в XIX веке в России и уйдя в мир грез в конце XX
века во Франции, он прожил почти столетие, а его легендарный псевдоним составлен
из заглавных букв реального имени. Мы тоже следуем буквам, представляя вам
изумительный «Р-О-М-А-Н» Эрте в искусстве!
</b>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Пять букв его имени из знаменитого «АльфаЭртеБета» в окружении
пленительных иллюстраций помогут нам провести увлекательный рассказ о жизни
этого удивительного человека и творца.
Роман Тыртов родился в 1892 году в Санкт-Петербурге в семье
адмирала и был потомком знатного рода, который — по одному из предположений, —
происходил от татарского хана Тырта. Псевдоним Эрте (Erté) — это акроним двух
инициалов: Р[оман] Т[ыртов]. Его художник взял для того, «чтобы не позорить
семью». Кстати, по такому же принципу построен и псевдоним автора всемирно
известных комиксов про Тинтина — Эрже (настоящее имя Жорж Реми). Но это так, к
слову.
Роман с трёх лет увлекался рисованием, а свой первый эскиз платья
сделал в возрасте шести лет. Его мать пришла в восторг и показала набросок
знакомой портнихе, которая сшила вечерний туалет. Первые профессиональные
советы юному дарованию дал никто иной, как Илья Репин, и в последствие мальчик
занимался с учеником этого знаменитого живописца Дмитрием Лосевским.
А вот отца не радовали увлечения сына. Он рассчитывал, что отпрыск
пойдёт по стопам предков, которые поколениями служили на флоте.
<b>
«О» – Обложки, Одежда и Образ жизни
</b>
Успешно сдав экзамены, 19-летний Роман выпросил в подарок
загранпаспорт и навсегда уехал из России, сначала — в свой любимый Париж. Об
этом городе — центре моды, красоты и искусства, — он мечтал с семи лет, когда
побывал на Всемирной выставке. В своём новом доме и под новым именем Эрте начал
работать в ателье самого прогрессивного кутюрье того времени Поля Пуаре,
создавая эскизы туалетов, головных уборов и аксессуаров.
В 1915 году молодой человек получил предложение о сотрудничестве
от журналов Harper’s Bazaar и Vogue. Не в силах сделать выбор, он просто кинул
жребий. Случай указал на Harper’s Bazaar, для которого в следующие годы
художник создал сотни обложек, тысячи рисунков и эскизов.
«Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?», — вопрошал владелец
журнала Уильям Хёрст.
Роман Тыртов и сам выглядел так, будто сошёл с обложки журнала.
Создавая наряды для модниц, он также носил изысканную и экстравагантную одежду
собственного дизайна. Так, американского художника по костюмам Говарда Грира Эрте
встретил в пижаме, отделанной горностаем. А в 1926 году на бал в Парижской
опере придумал себе костюм тореадора из золотой ламе (парчи). Огромную накидку
он украсил свежими розами, которые по одной кидал в толпу, спускаясь по
лестнице.
Эрте до конца жизни питал пристрастие к яркой одежде и
экстравагантным аксессуарам. Костюмы он носил «с неповторимым изяществом, с
каким дикая кошка носит свой мех», писал один из журналистов. Художнику
нравились яркие шейные платки, цветные рубашки и, конечно же, дорогая обувь
(снова буква «о»).
Кстати, Эрте экспериментировал не только с визуальными образами.
Он также пробовал себя в кулинарии: однажды представил публике собственный
десерт из фруктов и ягод, украшенный… голубой клубникой. Александр Вертинский
потом признался, что «два дня ходил, словно затерявшись в зеркальной вселенной,
где сквозь туман проявляются причудливые города, воздушные шары качаются как
привязанные, а неизбыточность мига разлита в бесконечности воображения…».
Видимо, было вкусно.
<b>
«М» – Мата Хари и другие звёзды
</b>
Мата Хари стала одной из первых знаменитостей, которых одевал
Эрте. После провала первой попытки открыть собственное ателье в 1914 году
молодой модельер обратился к сценическим костюмам. Он одел артистов для
спектакля «Минарет» в парижском театре «Ренессанс» — именно там исполняла свои
экзотические танцы знаменитая куртизанка. В 1917 году Мата Хари была
расстреляна по обвинению в шпионаже, но это не сказалось на карьере Эрте.
Его клиентками были балерина Анна Павлова, звезда мюзик-холла
«Фоли-Бержер» Жозефина Бейкер, танцовщицы кабаре Лидо, Чикагской и Лондонской
оперы и Гранд Опера в Париже.
В 1922 году Сергей Дягилев попросил Эрте придумать костюмы для
балета «Спящая красавица». Однако художник успел сделать лишь два эскиза, когда
получил приглашение на работу в Америке. На это организатор «Русских сезонов»
ответил: «Никогда от денег не отказывайся. Я сам-то никогда не отказываюсь», —
и Эрте отправился за океан.
Там он работал с настоящими звёздами Голливуда: обладательницами
«Оскаров» Нормой Ширер и Клодетт Колбер, актрисой Мэрион Дэвис, Лиллиан Гиш и
многими другими.
<b>
«А» – Ар-деко и «Алфавит»
</b>
Стиль Эрте — изысканный, вычурный, романтичный, экзотический, но в
то же время детально продуманный, функциональный, ритмичный и полный фантазии,
— был квинтэссенцией течения ар-деко в 1920-х годах. После Второй мировой войны
интерес к этому направлению искусства, моды и массовой культуры угас, но опять
вспыхнул в 60-х — 70-х. Эрте оказался едва ли не единственным живым и ещё
активно работающим художником из того времени, и вновь стал невероятно
популярным.
В этот период Эрте наконец-то закончил свой знаменитый «Алфавит»
(AlphaErté bet Suite). Эту серию он начал в 1927 году после очень успешной
выставки в галерее Шарпантье в Париже и планировал завершить два года спустя.
Однако художник был слишком загружен заказами и не успел этого сделать. В
результате работа растянулась на 40 лет.
И вот, когда в 1967 году Эрте предложили сделать выставку в
Лондоне, он перед самой отправкой рисунков выяснил, что… забыл нарисовать одну
букву, L. «Я сразу начал рисовать её и завершил как раз перед показом. Как
выяснилось, эта буква пользовалась наибольшим успехом у публики», — писал он
позже.
</i>
ஃ
<i>
<b>
Ныне весь «Алфавит Эрте» выставлен в Центре Помпиду в Париже.
«Н» – Николай и Нью-Йорк
</b>
В течение двадцати лет постоянным спутником, другом и
администратором Эрте был князь Николай Урусов. Его смерть вполне
соответствовала декадентскому образу жизни: весной 1933 года партнёр художника
укололся шипом розы и спустя несколько дней умер от заражения крови. «Мой мир,
казалось, рушился вокруг меня. Я чувствовал себя последним представителем
исчезнувшей эпохи», — вспоминал позже Эрте.
Он сделал ещё одну попытку завязать отношения, но его избранник
был азартен и проиграл на скачках крупную сумму. С тех пор кутюрье жил один.
В 1960-е годы Эрте захватила скульптура — он начал делать изящные
статуэтки из бронзы. «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и
трогаю бронзу из моей коллекции скульптур», — говорил он.
«Н» также означает Нью-Йорк. После феноменального успеха выставки
Эрте в лондонской галерее Estoricks в 1967 году стало известно, что
Метрополитен-музей купил практически все 170 выставленных работ.
<b>
«Я думаю, что это беспрецедентный случай, когда музей приобретает
целую выставку живущего художника», — написал Эрте спустя годы.
</b>
Ещё одним значимым местом в Нью-Йорке стал Бродвей. В 1987 году
Эрте создал сценографию для мюзикла «Звёздная пыль». Это была последняя попытка
художника продемонстрировать миру свой свободный дух. Спустя три года он
скончался в возрасте 97 лет и был похоронен на Булонском кладбище рядом с
родителями, которых в 1923 году он вывез из большевистской России.
<b>
Истинный художник, Эрте заранее написал сценарий похорон и сделал
эскиз гроба — он был выполнен из красного дерева и украшен венками в стиле
ар-деко.
</b>
<b>
«Воображение — главное в моем творчестве. Всё, что я делал в
искусстве — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель —
движение танца». Эрте
Автор: Влад Маслов
</b>
По ссылке пройдясь, можно увидеть уникальные работы Романа Тыртова
</i>
☞ ▰ﻩﻩ▣▱ ☜
۵ﻩ▣ • ﻩ
▣ שﻩ
◉ﻩ
۵
ﻩ
Комментариев нет:
Отправить комментарий