17 нояб. 2019 г.

Большой террор: ночь расстрелянных поэтов Ленинграда


В год столетия с начала красного террора и 80-летия Большого террора петербургский Музей политической истории России вспоминает репрессированных поэтов, писателей, переводчиков Ленинграда.

Среди множества жертв сфабрикованных процессов были Николай Заболоцкий, Бенедикт Лифшиц, Даниил Хармс, Александр Введенский, Валентин Стенич, Николай Олейников, Борис Корнилов, Юрий Юркун и другие литераторы, расстрелянные, искалеченные или проведшие долгие годы в лагерях.
О механизмах сфабрикованных процессов времен Большого террора и о том, кто за ними стоял, мы говорим с сотрудницей Музея политической истории России Ксенией Чекодановой и руководителем центра "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке Анатолием Разумовым.

В "Мартирологе" две линии архивных материалов – архивы, связанные с этими подлыми сфальсифицированными делами, по которым людей расстреливали, и те, которые передают семьи: там бывают куда более точные сведения.

Вот передо мной документ о расстреле в ночь на 21 сентября – расстреляли 61 человека. По правилам приговоров военной коллегии надо было расстрелять немедленно, в день приговора. Эти правила действовали с 1 декабря 1934 года: кассации запрещались, никакие обращения не рассматривались, приговаривали – и тут же расстреливали. В этом списке под номерами с 13 по 17 – Бенедикт Лифшиц, Осип (Юрий) Юркун, Вильгельм Зоргенфрей, Валентин Сметанич (Стенич), а несколько выше – Исай Мильчик, детский писатель, расстрелянный в ту же ночь. Одно фото Бенедикта Лифшица у нас – из фондов РНБ, а другое – знаменитое, где он перед отправлением на фронт в 1914 году, вместе с Чуковским, Мандельштамом и Юрием Анненковым (копию этой фотографии мне передала Елена Цезаревна Чуковская).

– Ксения Константиновна, вы читали в музее лекцию “Дело ленинградских писателей” – почему вы обратились именно к этим сфабрикованным процессам?

– 21 сентября мы вспоминали очередную расстрельную ночь. Расстрельные ночи начались в 1937-м и продолжились в 1938 году. 21 сентября 1938 года были расстреляны 4 поэта, среди которых есть и совсем неизвестные имена. Нашу лекцию мы начали с рассказа о Сергее Михайловиче Дагаеве, о котором узнали из того самого “Ленинградского мартиролога”, издающегося в РНБ. Сведения о нем очень скудные: умер в 1938 году в возрасте 27 лет, литератор, проживал на Подольской улице, родился в Риге, был женат – жена тоже отсидела 7 лет в лагере, потомков нет, память о нем исчезла, фотографии мы не нашли. Стихов тоже не нашли – наверное, они сгинули в недрах НКВД.
В эту ночь был расстрелян и писатель, поэт, переводчик Валентин Сметанич, известный как Стенич, и поэт Юрий Юркун. Мы хотели назвать виновных, и поскольку расстрельные списки подписывали вполне конкретные люди, мы представили их на экране. У нас есть картина, где изображены члены Политбюро – все те, кто подписывал эти списки: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов, Микоян. Правда, Микоян подписал всего восемь таких списков, а больше всех подписал Молотов. Мы вспомнили и других писателей, арестованных и осужденных по ленинградскому писательскому делу.

– Анатолий Яковлевич, вы ведь всех их тоже упоминаете в своем “Ленинградском мартирологе”?
– Все они – мои герои. Погибшие в ночь на 21 сентября 1938 года упомянуты в 10-м томе, и фото Дагаева там как раз есть, оно досталось нам из семейного архива. Вообще, "Мартиролог" состоит из коротких биографических справок, фотографий, документов из семейных архивов и архивов Госбезопасности, а также из воспоминаний, биографий, комментариев. Специального текста о Дагаеве мы дать не могли, а фото привели.