<i><b>
░ Об Иване ЦВЕТАЕВЕ
</i> </b>
<i>
«Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру
III, и в то же время отходила одна московская старушка. И, слушая колокола,
сказала: «Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное
заведение памяти почившего государя». Состояние было небольшое: всего только
двадцать тысяч. С этих-то двадцати старушкиных тысяч и начался музей».
Марина Ивановна Цветаева
₰
Существуют организации, ставшие знаковыми понятиями,
культурными кодами, обретшими плоть, воплотившимися символами. В Москве это
прежде всего МГУ имени М.В.Ломоносова и ГМИИ имени Пушкина. Их связывает, и
общая миссия интеллектуального и духовного сохранения нации, и генетическое
родство. По сути, изначально музей – плоть от плоти университета, так как его
основателем и первым директором был заслуженный профессор МГУ, доктор римской
словесности, искусствовед Иван Владимирович Цветаев. В этом году исполнилось
167 лет со дня его рождения.
От бедного студента до профессора
Иван Владимирович Цветаев появился на свет в 1847 году в
семье сельского священника. После учебы в семинарии Иван Цветаев хотел стать
врачом и поступил в Медико-хирургическую академию. Но через некоторое время он
перевелся в Петербургский университет «из-за болезни глаз и из-за склонности к
изучению предметов историко-филологического факультета». Классическая филология
стала его землей обетованной.
Интересно, что декан факультета Срезневский хлопотал о своих
подопечных и добился, чтобы студенты из необеспеченных семей, к числу которых
принадлежал и Цветаев, могли учиться бесплатно и даже получать периодически
стипендии. В 23 года Иван Цветаев окончил университет с золотой медалью. А еще
через 7 лет он защитил докторскую диссертацию. Затем после работы за границей,
преподавания в Варшавском и Киевском университетах, Цветаев стал профессором
Московского университета. В МГУ же он был хранителем Кабинета изящных искусств
и древностей.
Cherchez la femme
Специалист по италийской эпиграфике, преподаватель
латинского языка, в самом расцвете сил, не женат – так выглядит эскиз к
портрету Цветаева 1870-х годов. Известно, что одиночество донимало ученого еще
до его переезда в Москву. Сохранилось письмо одного из его друзей: «Ну что, как
Ваши матримониальные поползновения?.. если ┘Одесса, то сомневаюсь в
благоприятном исходе┘ В качестве классика Вы, конечно, там найдете обилие
гречанок, но увы! Не древнеклассических, а новейшей формации, которые не могу сказать,
чтобы пользовались особенно хорошей репутацией по головной части!»
Свою возлюбленную Цветаев встретил в Москве. Варвара
Дмитриевна Иловайская, очень привлекательная женщина, была дочерью известного
историка Иловайского. Профессиональная певица, обучавшаяся в России и Италии,
где проводила немало времени, она вышла замуж за Цветаева в 1880 году, в
возрасте 21 года. Ивану Владимировичу на тот момент было 33 года. Супруги
поселились неподалеку от Патриарших, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме,
отданном в приданое дочери Иловайским. Десять лет прошли счастливо. Варвара
Дмитриевна подарила своему мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея, после
рождения которого в 1890 году она умерла.
Мать Марины
Цветаеву 44 года, на руках – восьмилетняя девочка и
годовалый малыш. Иван Владимирович женился вторично в 1891 году. Его
избранницей стала Мария Александровна Мейн. Она сама потеряла мать во
младенчестве. Ее отцом же был человек во многих отношениях примечательный –
Александр Данилович Мейн. Он проделал путь от воспитанника кадетского корпуса –
управляющего канцелярией московского генерал-губернатора – до директора
частного банка. Параллельно Мейн сотрудничал с различными изданиями, перевел на
французский «Историю Петра I» и состоял в комитете по устройству
Политехнического музея, а затем и комитета Музея изящных искусств. Любопытно,
что вместе с молодой супругой Цветаев ежедневно посещал тестя, с которыми
делился мыслями о необходимости музея, обдумывал его устройство.
Мария Мейн, как и первая супруга Цветаева, была
артистической личностью, музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько
языков. В одном из писем Марина Цветаева так вспоминала мать: «Весь дух
воспитания – германский. Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле
и на гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память,
великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». И с
первого же года их брака Мария Александровна разделила с Цветаевым мечту о
музее и всячески помогала мужу. Мария Мейн тоже умерла довольно рано, оставив
дочерей – четырнадцатилетнюю Марину и двенадцатилетнюю Анастасию.
Реализация идеи
Перейдя на кафедру истории и теории искусства, Цветаев
столкнулся с недостатком иллюстративного материала. Имелся Кабинет изящных искусств
и древностей, но пополнялся он случайно и располагался в помещении непригодном.
Так и родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию. Причем
Цветаев изучил многие европейские музеи. Иван Владимирович настаивал на
точности воссоздания особенностей архитектуры той или иной эпохи.
Он писал
архитектору Клейну: «Раз мы залы отделываем в историческом характере, то будем
держаться стиля, соблюдая хронологию. Будьте добры исключить из рисунка потолка
залы Парфенона маски совсем, как не могущие принадлежать второй половине V века
до н.э... эти рожицы принадлежат декадансу греческого искусства┘ Лучше
какой-нибудь архитектурный орнамент┘ Только не эти маски, на которые я в зале
Парфенона согласиться никак не могу».
Помимо борьбы за материальное выживание проекта, поиск
средств Цветаеву пришлось пережить и пожар музея, случившийся в 1904 году. К
этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Пожар
уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра,
Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Но музею суждено было быть.
После открытия в 1912 году посетители «валили тысячами», путеводители
улетучивались.
Так, за два месяца было продано 12 000 экземпляров! В этом же
году у Цветаева появились внуки – Андрей и Ариадна. Через год 30 августа Иван
Владимирович скончался. Он похоронен на Ваганьковском кладбище. Интересно, что
в 1949 году на 200-летний юбилей раскопок в Помпеях из Италии в Академию наук
была прислана медаль, награждающая Цветаева титулом почетного доктора
Болонского университета, на 800-летие которого в далеком 1888 году Иван
Владимирович ездил в Италию.
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
▓
Читать полностью http://www.ng.ru/saturday/2007-05-18/15_ivan.html
❐ Портреты и картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=agR1U_TKG8rO4QSq14G4Aw&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517
</i>