<i><b> Дела давно минувших дней…
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i> <b>
░ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
</i> </b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i> <b>
░ Мятежные бесы Максима Горького
</i> </b>
<i>Алексей
Максимович Пешков не любил город, где родился. В беседе с литератором Николаем
Шебуевым, прославившимся тем, что в 1905 году издавал сатирический журнал
«Пулемет», сказал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но это город, который
я ненавижу. А духовно я родился в Казани». Горький никогда не отличался
искренностью. В Казани ему тоже было совсем не в кайф. Здесь он пытался
покончить жизнь самоубийством…
….Впрочем, скорее всего,
Алеша Пешков хотел привлечь внимание к своей персоне. Пуля, которая якобы
направлялась в сердце, приобрела почему-то совсем другую траекторию. В сердце
трудно не попасть, а Горький, по всей вероятности, и не хотел этого. Правда, в
автобиографическом рассказе «Случай из жизни Макара» он утверждает обратное.
Якобы его стремление уйти
из жизни было вполне осмысленным. Макар-Алеша Пешков «заранее высмотрел себе
место на высоком берегу реки, за оградою монастыря: там под гору сваливали
снег, он рассчитал, что если встать спиной к обрыву и выстрелить в грудь, –
скатишься вниз и, засыпанный снегом, зарытый в нем, незаметно пролежишь до
весны, когда вскроется река и вынесет труп на Волгу. Ему нравился этот план,
почему-то очень хотелось, чтобы люди возможно дольше не находили и не трогали
его труп».
Но Горький сам же себе
противоречит. Выстрелил в себя он в присутствии монастырского сторожа Мустафы
Юнусова, с которым перед этим говорил, упросив взять замерзшего котенка за
пазуху. Сторож сразу же сообщил в полицию. Раненого отвезли в земскую больницу.
Перед попыткой суицида
Пешков взял у знакомого студента анатомический атлас Гиртля. Где находится
сердце, а где легкие, он не знать не мог. Да и рана была не столь серьезная.
Булочника Пешкова выписали из больницы спустя девять дней. Но больше всего
занимает другое. В своей якобы предсмертной записке Горький вольно или невольно
вскрыл причины своего поступка. «Останки мои прошу взрезать и рассмотреть,
какой черт сидел во мне за последнее время», - говорилось в ней.
Останков не было. Доктор
вырезал только пулю, застрявшую в спине. Но мировоззрением Пешкова
заинтересовались служители церкви. Сохранился протокол заседания Казанской
духовной консистории, озаглавленный так: «О предании епитимий цехового Алексея
Максимова Пешкова за покушение на самоубийство».
«Во время его пребывания
в больнице никакого психического расстройства замечаемо не было», - говорилось
в этом протоколе. Если бы самоубийца пребывал не в себе, то это расценили бы
как несчастный случай. Но тут все было иначе. Впрочем, решение консистории было
крайне мягким: «Пешкова... предать приватному суду его приходского священника,
с тем, чтобы он объяснил ему значение и назначение здешней жизни, убедил его на
будущее дорожить оною, как величайшим даром Божиим, и вести себя достойно
христианского звания». То есть он приглашался на профилактическую беседу.
Это вызвало бурный
протест молодого Горького, хотя никакого давления на него церковь не оказывала.
И будущий Буревестник отказался идти на покаяние к приходскому священнику
Малову. Особое раздражение у священнослужителей вызвали стихи Горького, которые
он послал протоиерею. Они начинались так: «Попу ли рассуждать о пуле?». Это уже
можно было расценить как уголовное преступление, и поскольку юноша упорствовал
в своей гордыне, полиция привела его силой в Феодоровский монастырь. Но ни на
один вопрос иеромонаха Пешков не ответил.
Много лет спустя в письме
своему биографу Илье Груздеву Горький так описывал этот период своей жизни: «Я
заявил, чтоб оставили меня в покое, а иначе я повешусь на воротах монастырской ограды».
И весной в селе Красновидове урядник предъявил Горькому бумагу Духовной
консистории, в которой значилось, что он «отлучен от церкви на семь лет». И
опять Горький неискренен. Не на семь лет отлучили его от церкви, а всего на
четыре года. Именно этот срок называла в своих воспоминаниях первая законная
супруга Алексея Максимовича Екатерина Волжина-Пешкова.
<b>
В списке масонов
</b>
Горький затаил злобу на
церковь. Его стихи содержали прямые выпады против священнослужителей. Стихи
совершенно слабые, но в них была, например, такая строка: «В лоне церкви много
всякого зверья...». За нее по тогдашним законам можно было угодить за решетку.
Ненависть к церковникам,
шуры-муры Буревестника с нечистой силой объясняются его связями с «вольными
каменщиками» - масонами. В архивах российского департамента полиции есть
справка о деятельности так называемого «Международного парламентского союза». В
ней приводится список русских масонов. Там значится и Горький. Фигурирует он и
в книге «Масонство в русской эмиграции», которая издана в Сан-Пауло в 1966
году. Так что неудивительно, что, как и всех «вольных каменщиков», Буревестника
просто привлекал демонический и мистический мир.
Этот мир не любит людей
вообще. «Люди мне противны», - писал Горький. Существует версия, что именно он
принял самое деятельное участие в масонской кампании против Распутина и царской
семьи, что именно Алексей Максимович придумал название скандальной книги
Илиодора о Распутине – «Святой черт», да и отредактировал текст.
«Мне кажется, - писал он
в марте 1917 года относительно замысла этой работы, - более того, я уверен,
книга Илиодора о Распутине была бы весьма своевременна, необходима, что она
может принести многим людям несомненную пользу... Устроить ее за границей я
берусь».
<b>
Колдун с парохода «Добрый»
</b>
Когда личность Горького
еще только формировалась, он испытывал влияние многих людей. Это были
мастера-богомазы в иконописной мастерской, повара и матросы на пароходе
«Добрый», где Алеша работал посудником. Увы, все они проиграли сражение за его
душу. Ее забрал отставной унтер-офицер Михаил Акимович Смурый. Хотя трудно
сказать, существовал ли он на самом деле. Может быть, в его облике обхаживал
будущего писателя сам дьявол?
Горький впервые упоминает
о Смуром в 1897 году. «Он возбудил во мне интерес к чтению книг, - писал
Алексей Максимович. - У Смурого был целый сундук, наполненный преимущественно
маленькими томиками в кожаных переплетах, и это была самая странная библиотека
в мире. Эккартгаузен лежал рядом с Некрасовым, Анна Радклиф с томом «Современника»,
тут же была «Искра» за 1864 год, «Камень веры» и книжки на украинском языке».
«Этот сундук предлагает
ему множество ответов на мучительные вопросы бытия, - пишет Павел Басинский в
своей книге «Страсти по Максиму. Девять дней после смерти», - и Смурый
испытывает Алексея ими, как дьявол искушал Христа в пустыне. Однако отличие в
том, что дьявол-то задавал Христу искушающие вопросы, на которые у Христа были
точные ответы, а Смурый предлагает сомнительные ответы, которые побуждают
Алексея задавать искушающие вопросы».
Так кто же такой Смурый?
Колдун? Или Князь Тьмы? Ответ дает сам Горький: «Он постоянно внушал мне:
"Ты читай! Не поймешь книгу – семь раз прочитай, семь не поймешь –
прочитай двенадцать». И все становится ясно: 7 и 12 – это магические числа.
Семерка в нумерологии означает не только счастье. Это еще и споры, гордыня, это
человек себе на уме, замкнутый, излишне подозрительный к окружающим. Число 12
можно разложить на две цифры. Единица содержит все: добро и зло, свет и тьму,
начало и конец, созидание и разрушение, любовь и ненависть. Двойка – это тоже
вечное противостояние: плюс и минус, день и ночь, жизнь и смерть, свет и мрак,
тепло и холод. Вот, собственно, и разгадка.
Но Колдун с сундучком
нравился Алеше. Ему хотелось во всем подражать Смурому, который был далек от
православия. И в дальнейшем Горький сам стал Смурым.
Продолжение следует
</i>