<i><b> Дела давно минувших дней…
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
░ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
</i> </b>
Последняя любовь композитора Ференца Листа, или Почему
неутомимый донжуан постригся в монахи
</i> </b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i>
По свидетельствам
современников, знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист был
виртуозом не только в игре на фортепиано, но и в искусстве обольщения женщин.
Ему приписывают романы с французской графиней Мари д`Агу, скандально известной
испанской танцовщицей Лолой Монтес, куртизанкой Мари Дюплесси, итальянской
принцессой Кристин Бельджиозо, прусской баронессой Ольгой фон Мейендорф и др.
Но самым продолжительным и серьезным его увлечением была подданная Российской
империи, княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн. Она стала его последней любовью и
привела к решению постричься в монахи.
Мать Каролины Ивановской
происходила из рода польских аристократов, отец был крупным землевладельцем в
Киеве. В 17-летнем возрасте девушку выдали замуж за сына российского
фельдмаршала, князя Николая Сайн-Витгенштейна. Их брак был заключен по расчету
– муж польстился на солидное приданое, а жена получила титул. Князь Витгенштейн
проматывал состояние жены в Петербурге, а она была предоставлена себе и
оставалась в Киеве.
Каролина Витгенштейн
знала о композиторе Листе задолго до их встречи и даже, по слухам, была в него
заочно влюблена. Когда в 1847 г. Ференц Лист прибыл на гастроли в Киев,
Каролина пришла на его благотворительный концерт, организованный для оказания
помощи детям-сиротам, и за рублевый билет заплатила сто рублей. Этот поступок
растрогал композитора, и он не мог не высказать великодушной аристократке
своего восхищения.
░
Их знакомство переросло в
страстную влюбленность. Продолжая гастрольный тур, Лист писал Каролине по
дороге в Одессу: «Я схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать
сумасшествием. Сочинять для вас, любить вас… я желаю сделать вашу жизнь
красивой и новой. Я верю в любовь к вам и с вами, благодаря именно вам. Без
любви мне уже не нужны ни небо, ни земля. Давайте же будем любить друг друга,
моя единственная…». Получив это письмо, Каролина тут же приехала в Одессу.
В 37 лет композитор уже
пресытился многочисленными любовными интрижками и всерьез намеревался создать
семью. Оба знали о том, что император Николай I не терпел разводов, считая, что
они являются потрясением основ империи. Тогда женщина тайно распродала свои
имения, забрала дочь и бежала к Листу в Веймар. Николай I был взбешен этим
поступком и велел вернуть дочь Марию отцу, чтобы воспитывать ее в духе
православия (княгиня была католичкой). Каролина ответила категорическим
отказом. Тогда император приказал перечислять в казну весь доход от ее имений,
но тут открылось, что все они распроданы. В отместку княгиню лишили титула.
Ференц Лист и Каролина
Витгенштейн поселились в замке Альтенбург в Веймаре, и для обоих это время
стало самым счастливым в жизни. Новый российский император Александр II
позволил развод. Будучи ревностной католичкой, Каролина решила отправиться в
Ватикан, чтобы получить подтверждение расторжения брака.
Добиться желаемого ей так
и не удалось, и женщина восприняла это как проявления Божьей воли. То, что
происходило дальше, удивило всех знакомых этой необычной пары. М. Пинелли
писал: «Каролина не только решила посвятить остаток своей жизни церкви, которая
помешала ее земному счастью, но убедила и Листа пойти по пути того же
непоколебимого решения, то есть облачиться в рясу монаха и сочинять только
духовную музыку…».
В 1865 г. Ференц Лист
постригся в монахи и был рукоположен в сан аббата, Каролина же принялась за
написание книг по истории религии. О своей последней любви композитор помнил до
конца своих дней. В своем завещании он написал: «Всем, что я сделал за 12
последних лет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой,
чему, однако, мешали зло и мелкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой
мной женщины – княгиня Каролина Витгенштейн, урождённая Ивановская. Я не могу
без трепета произносить это имя. Она – источник всех моих радостей и
исцелительница всех моих страданий! Ей я обязан всем тем духовным и моральным,
что есть во мне, равно как и всеми моими материальными средствами. Она взяла на
себя все тяготы моей жизни и именно это считала богатством содержания своей
судьбы и единственной её роскошью…».
Источник:
http://www.kulturologia.ru/blogs/251116/32370/
</i>