░████░░░░░░░░░███░   <b> Иван Петрович Павлов
</b>
Что ни делаю, постоянно думаю, что служу
этим, сколько позволяют мои силы,
прежде всего моему отечеству, нашей русской
науке.
<b> И.П.Павлов</b>
Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849
года в Рязани. Его предки по отцовской и материнской линиям были служителями
церкви.
Юноша поначалу пошел по стопам родителей и в
1864 году поступил в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии
вспоминал с большой теплотой. Но на последнем курсе семинарии он прочитал
небольшую книгу профессора Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая
перевернула его жизнь. В 1870 году Иван Петрович поступил на естественное
отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где
специализировался по физиологии животных.
███
<i>
ИЗ
ПИСЬМА И. П. ПАВЛОВА В СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР 21 ДЕКАБРЯ 1934 г.
...Я
решительно не могу расстаться с родиной и прервать здешнюю работу, которую
считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации русской
науки, но и толкнуть вперед человеческую мысль вообще, — Но мне тяжело, по
временам очень тяжело жить здесь — и это есть причина моего письма в Совет. Вы
напрасно верите в мировую революцию... Вы сеете по культурному миру не
революцию, а с огромным успехом фашизм.
До вашей революции фашизма не было.
Ведь только политическим младенцам Временного правительства было мало даже
двух Ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством.
--------------------------------
2
<i>
Все остальные
правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас, и,
конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем
пользовались и пользуетесь Вы — террор и насилие... Да, под Вашим косвенным
влиянием фашизм постепенно охватит весь культурный мир, исключая могучий
англо-саксонский отдел (Англию, наверное, американские Соединенные Штаты,
вероятно), который воплотит-таки в жизнь ядро социализма: лозунг — труд как
первую обязанность и главное достоинство человека и как основу человеческих
отношений, обеспечивающую соответствующее существование каждого — и достигнет
этого с сохранением всех дорогих, стоивших больших жертв и большого времени,
приобретений культурного человечества.
Но
мне тяжело не от того, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп
естественного человеческого прогресса, а от того, что делается у нас и что, по
моему мнению, грозит серьезной опасностью моей родине.
Во-первых,
то, что Вы делаете, есть, конечно, только эксперимент и пусть даже грандиозный
по отваге, ...но не осуществление бесспорной насквозь жизненной правды — и,
как всякий эксперимент, с неизвестным пока окончательным результатом.
Во-вторых, эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением
всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни. Мы жили и живем под
неослабевающим режимом террора и насилия.
----------------------------------------------
3
<i>
Если бы нашу обывательскую
действительность воспроизвести целиком без пропусков, со всеми ежедневными
подробностями,— это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от
которой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней
поставить и другую нашу картину с чудесно как бы вновь вырастающими городами,
днепростроями, гигантами-заводами и бесчисленными учеными и учебными
заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу
сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это
называется республикой. Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что
человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем,
которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением
приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в
этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно.
И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли
возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства.
Когда
я встречаюсь с новыми случаями из отрицательной полосы нашей жизни (а их
легион), я терзаюсь ядовитым укором, что остался и остаюсь среди нее. Не один
же я так думаю и чувствую? Пощадите же родину и нас.
И.П.Павлов
░ http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/letters/pavlov.htm
</i>